Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
             

Уважаемые читатели!

В данном разделе можно ознакомиться с одной из книг, которая поступила в Книжную палату в текущем месяце.

В разделе представлено библиографическое описание, краткая информация и изображение книги.

Все новинки месяца вы можете увидеть в разделе «Новые поступления»

Вы можете:

  • Ознакомиться с книгой в Книжной палате (ул. Герцена, 50, каб.216)
  • Высказать своё мнение на нашем форуме
  • Дать свою оценку книге, написав рецензию (форма)

Рецензия будет опубликована в читательском клубе «Есть мнение»
Редакционный совет оставляет за собой право провести литературную корректировку текста.

2011 2012 2013 2015 2016 2017

2014 год

Январь

Бармина, Е. А. Влияние корпоративного имиджа санаторно-курортных организаций на качество курортного сервиса [Текст] : монография / Е. А. Бармина, А. Н. Задорожняя ; [рец.: В. И. Беспятых, А. М. Ветитнев] ; М-во образования и науки РФ, Вят. соц.-экон. ин-т. — Киров : Аверс, 2014. — 159 с. : ил., диагр., табл., схемы. — Библиогр.: с. 134-142. — 500 экз. — ISBN 978-5-904327-69-9.

Книга несомненно заинтересует читателей, т.к. авторы привлекают внимание к относительно новой отечественной области исследования. Монография посвящена вопросам управления корпоративным имиджем и репутацией санаторно-курортной организации. Данные разработки у нас в регионе находятся к настоящему времени лишь в начальной стадии, т.к. рыночные отношения в курортной сфере начали развиваться недавно.

Представив информацию в этой отрасли по мировой экономике, авторы определяют модели содержания и сущности имиджа здравниц. Разработаны и представлены исследования по курортным организациям Кировской области. «... до 1991 года в Кировской области функционировало 18 санаториев-профилакториев. К 2012 году сохранили свой статус только 7 санаторно-курортных организаций». Основной базой для изучения вопроса стали санатории нашего края ООО «Санаторно-реабилитационный центр «Авитек», санаторий «Нижнеивкино», ООО "Санаторий"Колос". На их примере проанализированы различные подходы к формированию имиджа. Уточнено влияние корпоративного имиджа на их потребительскую оценку. Можно видеть рассуждения и выводы о взаимовлиянии компонентов имиджа и качества услуг. Представлены разнообразные предпочтения отдыхающих и выведены показатели качества: имидж услуги, имидж руководителя, параметры имидж-коммуникаций, характеристика корпоративной культуры.

Авторы отмечают, что освещаемые в данной монографии вопросы могут носить дискуссионный характер, приглашают к обмену замечаниями, предложениями и мнениями.


Февраль

Бакин, В. С. Война матерей [Текст] / Виктор Бакин. – 2-е изд., испр. и доп. – Киров : О-Краткое, 2014 (Киров : ОАО "Первая Образцовая типография", фил. "Дом печати - ВЯТКА"). – 270 с. : ил. – 1000 экз. – ISBN 978-5-91402-157-0.

Документальная книга вышла накануне памятной даты – 25-летия вывода советских войск из Афганистана. И мы снова и снова осмысляем исторические события и отдаем долг памяти кировчанам – участникам войн и локальных вооружённых конфликтов последних десятилетий. Исповеди ветеранов и матерей погибших наполняют страницы книги. Отчизна, подвиг, долг и жертвенность, равнодушие, подлость, пот и кровь войны, смертная мука матерей – как всё это преломляется в судьбе конкретного человека? И кто даст на вечные вопросы жизни ответы? Спасибо автору: «… я передаю вам, читатель, эту правду, не ведая до конца, куда она выведет…».

В послесловии писатель Владимир Крупин пишет: «Милые наши деточки, положившие жизни «за други своя», исполнившие высший закон любви, высоко возлетели ваши души к престолу Царя Небесного. Молимся мы за вас, но и вы помолитесь, чтобы нам, ещё здесь живущим, хоть немного легче жилось и работалось во славу России. России измученной, оболганной, но единственной, любимой до последнего вздоха».


Март

Мочалов, В. Г. Привет из Вятского края [Текст] : по страницам одного альбома : [фотоальбом] / В. Г. Мочалов. – Вятка, 2014 (Киров : ОРМА). – 178 с. : ил., цв. ил., фот., портр. ; 30 см. – Библиогр.: с. 177. – 500 экз.

Вячеслав Мочалов пришёл к выводу, что за 20 лет историко-архивных изысканий и собираний (в частности, по коллекции открытых писем и почтовых карточек) набралась масса интересного материала. Автору захотелось поделиться таким богатством, и вот результат – появилась книга, своеобразный иллюстрированный альбом-путеводитель по городам Вятской губернии и их окрестностям начала XX века. Многообразие видов Котельнича, Слободского, Орлова, Нолинска, Кукарки, Яранска, Уржума и других мест Вятской губернии (столетней давности) сопровождаются историями улиц, зданий, записками о занятиях, происшествиях, событиях, сведениями о разных персонах.

Например, в главе «Слободской» рассказывается, что уездному городу посвящены несколько выпусков открытых писем. Одна из серий открыток, поступившая в обращение в 1910 г., отпечатана в фототипии акционерного общества Гранберга в Стокгольме. Автор предполагает, что инициаторами издания были слободские предприниматели Платуновы. При представлении фотооткрыток в сопутствующем очерке упоминается об интенсивном развитии местных предприятий. А этому требовались удобные пути сообщения. Местные заводчики ходатайствовали о соединении Слободского с Вяткой железнодорожной веткой: раскрыты перипетии ходатайства и строительства. А ещё здесь мы узнаём, почему одна из станций называется «Гирсово». Так увековечено имя первого заведующего постройкой слободской железнодорожной линии дворянина А. М. Гирса, скончавшегося в Вятке летом 1915 года.

В другой главе среди разнообразных видов Кукарки (ныне г. Советск) демонстрируются фотооткрытки пароходов «Дед» и «Иван» у берегов слободы. А попутно автором рассказывается, что крестьянин И. П. Негашев прославился в селе Жерновогорское (одна верста от Кукарки) созданием парохода с именем «Любовь». Самоучка строил судно четыре месяца по своим собственным планам и чертежам. Все механические части закупались по разным городам России. И хотя односельчане скептически относились к начинанию, небольшой пароходик-то некоторое время ходил по вятским речным просторам!

В книге приводятся наиболее интересные корреспонденции с открыток, являясь прекрасным дополнением к описанию обстановки и быта того времени. Даются выявленные сведения об издателях и авторах снимков. Таким образом, фотоальбом с открытками и очерками о населенных пунктах, обилием сведений и зарисовок будет интересен не только филокартистам, но и всем любителям истории и культуры края.


Апрель

Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых. Материалы и исследования. Вып. 6 : Музейные собрания. Исследование, сохранение и перспективы развития : К 100-летию Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых : сб. статей по материалам Международной науч.-практ. конф. / Департамент культуры Киров. обл. ; [под общ. ред. И. В. Кувалдиной, ред.: Л. С. Двинянинова, Н. Я. Широких]. – Киров : О-Краткое, 2014 (Киров. обл. тип.). – 207 с., [16] л. цв. ил. – Библиогр. в конце ст. – 200 экз. – ISBN 978-5-91402-160-0.

В данном выпуске продолжена публикация материалов конференции, состоявшейся в 2010 г. Его участниками обсуждались важнейшие аспекты музейного дела. Так, в проблемы изучения, сохранения и развития культурно-исторического и художественного наследия мы погружаемся в первой же статье «Развитие музейной сети Кировской области. Исторический обзор» А. В. Шакиной. «Считается, что первый музей на Вятской земле появился в 1835 году в Сарапуле…». Автором прослеживается организация и деятельность музеев не только в губернском городе и ряде уездов, но и работа сельских музеев (в Малмыжском и Слободском уездах) в XIX – первой четверти XX века. Также отмечена роль ряда личностей в создании и развитии музеев в нашем крае, названы П. А. Алабин, А. А. Артёмов, А. И. Янкин и другие организаторы музейных собраний.

Не остались без внимания исследователей жизнь и творчество Виктора Михайловича Васнецова. Н. М. Полунина, например, обратилась к сфере собирательской деятельности Васнецова, ведь его коллекция икон на рубеже XIX–XX вв. была значительной. Конечно же, памятники древнерусской живописи оказывали влияние на творчество художника.

Просветительская, культурно-образовательная миссия музеев, актуальность художественного наследия являются лейтмотивом статей сборника. В публикации А. В. Конивец «Зимний дворец в послереволюционные годы» при рассказе об открытии и деятельности в нём Музея Революции и Исторических комнат есть описание похода в музей, в среде обычных посетителей, В. В. Шульгина, бывшего члена Государственной Думы, нелегально приезжавшего в Ленинград в 1925 г.: «… Мы вошли в личные покои последнего Государя. … Трагизм недавнего мученичества веял в этих комнатах. … Чуткая к этого рода вещам русская душа это понимала. Ни одного скверного вопроса не сорвалось в этих комнатах».

Искусствоведческая проблематика также находит отражение в данных материалах. Например, дополняют и расширяют уже имеющуюся информацию о живописном методе Левитана изыскания И. А. Любимовой, раскрытые на основе его пейзажей в коллекции Вятского художественного музея.

Издание включает 23 статьи исследователей десяти регионов России и Украины.


Май

Кастальский ключ [Текст] : литературно-художественный альманах общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 28. – Киров : [б. и.], 1997. – Вып. 62 / [ред. Б. В. Бокарев]. – 2014. – 60 с. : ил., фот., портр.

Есть такое удивительное школьное издание – альманах «Кастальский ключ», «художественное лицо» школы № 28 г. Кирова. Издаётся уже семнадцатый год, и публикуют в нём учащиеся рассказы, стихи и песни, рисунки и фотографии, таким образом, имея возможность раскрыть творческий потенциал личности.

В продолжающемся издании проба пера Екатерины Колеватовой – это публикация в рубрике «К литературному Олимпу» повести «Надежда». Девочку Надю лечат в клинике, но неизвестная болезнь не проходит. Только к новому её другу Егору приходит озарение: у больной аллергия на ложь…

В 62 выпуске представлены и поэтические строки, и художественные фотографии Марии Мышкиной, Ирины Кузнецовой. Также в разделе «Тенистые рощи Эвтерпы» публикуются стихи Дарьи Четвертных, Анны Матвейчук. «Пинакотека» и «Вернисаж» демонстрируют рисунки Антона Градобоева, Марты Верещагиной и художественные фотографии Татьяны Кошурниковой, Екатерины Галкиной, Дарьи Шубиной, Елизаветы Смирновой.

Редакция (у истоков издания редактор Борис Викторович Бокарев) следит за творческой судьбой выпускников, все через альманах поздравляют Анастасию Девятых (живёт и работает в Санкт-Петербурге) с выходом книги стихов «В тишине». А первые свои стихи и песни Анастасия принесла в «Кастальский ключ» ещё в 1998 году.


Июнь

Театр юных «Алые паруса», 1961–1972 годы [Текст] : режиссер Ребзуева Рита Васильевна : Кировский городской Дворец пионеров / [авт.-сост. Н. В. Шевелева]. — [Киров], 2014. — 66, [2] с. : ил., портр.

Пятьдесят лет назад, в мае 1964 года, драматический кружок Дворца пионеров г. Кирова получил название театра юных «Алые паруса». Свою жизнь с 1974 г. театр успешно продолжает в областном Дворце пионеров-мемориале — Кировском Дворце творчества детей и молодёжи. В книге с большим чувством признательности рассказывается о педагогах. Особенные слова — в адрес руководителя театра — Р. В. Ребзуевой: «В каждом из своих выпускников Рита Васильевна оставила неизгладимый след, и каждый вспоминает её с любовью и благодарностью. Она сумела создать в театре притягательную атмосферу творчества, инициативы, товарищества, дружелюбия и открытости всему новому и прекрасному, смогла разглядеть не только актёрские способности, но и развить в своих воспитанниках самые лучшие личностные качества».

В связи с юбилеем бывшие участники детского коллектива вспоминают друзей, творческие занятия, спектакли и роли. В приведённых материалах отчетов Дворца пионеров за 1967-68 учебный год, например, читаем: «В спектакле „Три дня на размышление“ [Л. Е. Ковалевой] заняты Видякина Светлана, Ковязин Виктор, Богомазов Василий, Смигельская Ирина, Прибытков Владимир, Опалева Наталья. Пьесу транслировали по телевидению для области».

В книге масса фотографий и имён выпускников, прошедших мастерскую «Алых парусов»: Владимир Прибытков, Андрей Юркус, Наталья Кислицына, Ольга Панова, Алевтина Масленникова, Николай Шевелёв, Надежда Медведева, Евгений Беляев, Александр Медведев... Они стали учителями, врачами, преподавателями вузов, инженерами, военными, руководителями различных уровней и, конечно, актёрами. Оглядываясь в прошлое, Владимир Семёнов говорит: «Театр дал, прежде всего, уверенность в себе, навыки человеческих отношений. „Проживая“ чужие жизни, оценивая поступки сценических героев, мы приобретали опыт, но не ценой собственных ошибок».

Думается, что в нынешнем компьютеризированном мире данное издание укрепляет позиции детских объединений и клубов, в первую очередь сферой деятельности которых является художественное и прикладное творчество, организация содержательного досуга.


Июль

Мамаева, А. И. Память возвращает в любимые места... [Текст] : рассказы о деревне Варжа Лузского района и ее жителях / А. И. Мамаева ; [в авт. ред. ; вступ. ст. З. В. Сметаниной]. — Киров : Радуга-ПРЕСС, 2014. — 128 с. : ил., фот., портр. — Библиогр.: с. 100. — 150 экз.

В последние годы на Вятке наблюдается всплеск изданий краеведческой тематики, посвящённых малой родине. В этом ряду и новая публикация библиотекаря Антонины Ивановны Мамаевой, посвящённая родной деревне и хорошим, достойным людям — землякам. Прежде всего — родным. «Родители много работали, и нам приходилось общаться с ними очень мало, всё больше за какой-нибудь работой». Эпизоды с родительскими наставлениями, уроками («Сенокос», «Стряпня», «Стирка», «Дойка») раскрывают нам незатейливое деревенское семейное воспитание в труде. Из повествований о матери («За нашей учёбой и поведением строго следила мама», «У меня с мамой была большая душевная связь, мы говорили обо всём на свете, понимали юмор»), об отце («Он очень любил нас, своих детей») видно, что это добросердечные, добросовестные, ответственные, трудолюбивые люди.

Воспоминания о детстве и юности, односельчанах, деревенских работах, праздниках, взаимоотношениях и любви очень искренние, добрые, правдивые. Автор в своих наблюдениях сумела вскрыть немалый пласт русской культуры, «то, что было самым важным в устройстве жизни в деревне: отношение к природе, связь с землёй, семейные ценности, язык» (из предисловия З. В. Сметаниной).

Особенное внимание в книге уделено родной речи, вятскому диалекту. Причуды говора в тексте выделены курсивом, ударением, звёздочкой, а в приложении даётся разъяснение большого количества местных слов. Иначе современному читателю уже и непонятны будут предложения с их использованием, например: «Вчера шла улочкой и встретила Парасковью, дак и простоели челой уповод»; «Я вчера ходила по дороге трушничала и насобирала сена-то челую зобню»; «Пойдёт, скажем, в магазин, окушкает платок у зеркала, обязательно подёргает за узгочок сзади, штёбы прямо был, и не спеша пойдёт».

В каких-то местах об уходящих в небытие поселениях напоминают камнями, стеллами, табличками. А здесь получилась замечательная книга как памятник деревне Варжа.


Август

Проблемы и перспективы сохранения генофонда медоносных пчёл в современных условиях [Текст] : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 145-летию со дня рождения М. А. Дернова, 4–5 марта 2014 г. / Северо-Восточный регион. науч. центр Россельхозакадемии, Зональный науч.-исследоват. ин-т сельского хоз-ва Северо-Востока им. Н. В. Рудницкого, Удмуртский науч.-исследоват. ин-т сельского хоз-ва, ФГБОУ ВПО Вят. гос. с.-х. академия, Киров. обл. обществен. организация пчеловодов «Вятка» ; [гл. ред. В. А. Сысуев]. – Киров : Северо-Восточный РНЦ [и др.], 2014 (НИИСХ Сев.-Востока). – 274 с. : ил., табл. – Библиогр. в конце ст. – 100 экз.

География представленных в сборнике публикаций обширна: видение перспектив и опыт работы в пчеловодстве обсуждают авторы из регионов России, Украины, Молдовы, Беларуси, Египта, Китая. В первую очередь в мире решение проблем в данной отрасли продиктовано требованием сохранения популяционно-видового и экосистемного биоразнообразия. Массовый распад колоний и гибель медоносных пчёл достигает до 80% в год. Действовать нужно незамедлительно. На это и обращают внимание А.З. Брандорф и М.М. Ивойлова (г. Киров, ГНУ НИИСХ Северо-Востока Россельхозакадемии) в материалах «Ценный генофонд России – Apis mellifera mellifera L». Ученые из Ижевской ГСХА Н.А. Беляева и Ж.С. Яковлева предлагают принять федеральный закон «О пчеловодстве», и в дополнение к закону разрабатывать концепцию развития этой отрасли в регионе (статья «Обоснование значимости реализации концепции развития отрасли пчеловодства в регионах»). Положительный опыт в этом направлении отмечен в Алтайском крае и Башкирии.

И учёные, и пчеловоды-предприниматели представили многообразие направлений своих исследований, наработок: «Российское пчеловодство под знаком ВТО» (А. Пономарев, Москва), «Нектароносная флора Дагестана в настоящее время» (М.А. Абакарова, А.Р. Гасанов, Махачкала), «Методика и организация крупномасштабной селекции в пчеловодстве» (Л.Н. Савушкина, А.В. Бородачев, Рязанская область), «Биотехнологические методы в сохранении генетических ресурсов медоносной пчелы» (З.Н. Сайфутдинова, Москва), «Вывод маток из яиц, новое патентное изобретение Маликова (Р. Маликов, Республика Адыгея), «Сравнительная оценка пород и межпородных гибридов пчёл на юге Египта» (Мустафа Хасан Хусейн), «Передвижной ингаляторий на базе пчелиных ульев» (В.К. Пестис и др., Республика Беларусь), «Влияние прополиса на животных разного адренокортикального типа» (Л.П. Шешуков, г. Пермь), «Подход к безопасной апитоксинотерапии» (Т.М. Шиляева, Кировская область) и другие материалы.

Книга представляет научный и практический интерес для учёных сельскохозяйственных вузов и научно-исследовательских учреждений, экологов, специалистов АПК.


Сентябрь

Частица России [Текст] / [сост. и авт. ист. справок И. В. Порошин ; ред. Л. В. Краева]. – 3-е изд., испр. и знач. доп. – Киров : [б. и.], 2014 (Киров. обл. тип.). – 150 c., [16] л. цв. ил. : ил., портр. – К 85-летию Белохолуницкого р-на и 250-летию Белой Холуницы и машстройзавода. – Библиогр.: с. 148–149. – 1000 экз. – ISBN 978-5-498-00230-9.

«Середина XVIII века. В Слободском уезде Вятской губернии, близ деревни Исаево, у речек Песчанка и Климковка были обнаружены месторождения железной руды. Наличие ископаемого сырья, древесины, реки, которую можно запрудить, позволяло наладить здесь металлургическое производство». Организация строительства заводов на Климковке и Белой Холунице была поручена горному офицеру А. С. Ярцову. 250 лет назад первые жители поселка Белохолуницкий завод размещались в двух больших бараках. Но расширялось производство, рос и посёлок. Со временем в нач. XIX в. образовался целый Холуницкий горнозаводской округ с законченным металлургическим циклом. Холуницкие заводы стали самым крупным предприятием металлургии в Вятской губернии. Согласно переписи 1926 года в рабочем поселке жителей уже насчитывалось мужского пола – 1379, женского – 1659. Эти материалы, а также краткие сведения по истории центров сельских поселений (деревня Ракалово, сёла Полом, Всехсвятское и др.) представляет глава «Здесь история дышит».

Следующий большой раздел книги называется «Пульс десятилетий» и начинается с информации об образовании Белохолуницкого района в составе Вятского округа Нижегородской области (1929 г). Из районного архива извлечён «Паспорт района» 1931 года: населённых пунктов – 362, всего населения – 38866 человек, крестьянских хозяйств – 6303, избирателей – 18979, лишённых избирательных прав – 195. Посевные площади – 21364 гектара. Количество скота: коров – 9650, свиней – 1147, овец – 9528, лошадей – 5910. Рабочих на двух заводах и рудниках – 1477, кустарей – 703, кустарных артелей – 10, в них объединено 725 человек. Потребительской кооперацией охвачено 20907 человек, она имеет 28 лавок. И далее жизненные периоды авторским коллективом итожатся в публикациях: «Главные задачи: коллективизация и всеобуч. 1931–1932 годы», «Время строек. 1938–1939 годы», «Вклад в Победу. 1941–1945 годы», «Пятилетка восстановления. 1946–1950 годы», «Хрущёвское десятилетие. 1956–1965 годы», «Обвальные девяностые» и др.
О сегодняшнем времени, социально-экономическом положении рассказывает глава «Район и город сегодня». Завершает книгу раздел «Знатные земляки» – представлены люди, которыми гордятся на Холуницкой и Вятской земле.

В сборнике приводятся слова Н. Гоголя: «В десять лет внутри России столько свершается событий, сколько в другом государстве не свершается в полвека». Прочитывая исторические справки, архивные материалы, воспоминания и свидетельства современников, посвященные Белохолуницкому району и его труженикам, соглашаешься с этим мнением.


Октябрь

Лиханов Виталий Анатольевич [Текст] : библиогр. указатель / Вятская гос. с.-х. акад., Научная библиотека ; [сост.: О. А. Малышева, О. В. Игитова]. — Киров : Вятская ГСХА, 2014. — 177 с., [10] л. цв. ил. : цв. ил., портр. — (Ученые Вятской государственной сельскохозяйственной академии).

Данным библиографическим изданием продолжен выпуск персональных указателей в серии «Учёные Вятской государственной сельскохозяйственной академии».

В 2014 г. исполнилось 65 лет со дня рождения В. А. Лиханова, академика Российской Академии транспорта и Российской Академии Естествознания, доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой тепловых двигателей, автомобилей и тракторов, проректора по административно-технической работе и информационным технологиям Вятской ГСХА.

Книга открывается кратким очерком научной, научно-педагогической и общественной деятельности академика, проиллюстрированным замечательными фотографиями. Читатель видит Виталия Анатольевича в ряду коллег, в кругу студентов, выступающим на научных мероприятиях, в общении с участниками конгресса «Шаг в будущее» и т.д. Вятский учёный известен в России и за рубежом за разработку приоритетных направлений технической науки. Исследования посвящены решению фундаментальных проблем улучшения экологических показателей автотракторных дизелей и замещению нефтяного топлива альтернативными. Актуальны и востребованы научные труды В. А. Лиханова: в указателе отражено более 600 работ, в т. ч. 11 изобретений, 30 научных публикаций в центральных журналах, 7 работ на иностранных языках. Всего учебников, пособий и брошюр издано более 90. Под руководством профессора выполнены и успешно защищены 18 кандидатских диссертаций. В. А. Лиханов готовит студенческую молодёжь к занятиям наукой, а также 20 лет является президентом Вятского научного общества учащихся «Вектор». Под его руководством реализуется и стала широко известной научно-социальная программа для молодёжи и школьников Кировской области «Шаг в будущее», к соревнованиям молодых исследователей присоединяются регионы Приволжского федерального округа. Долгие годы В. А. Лиханов являлся заместителем председателя правления Кировского областного фонда социальной поддержки населения.

Указатель включает разделы со списками учебников, учебных пособий и методических разработок учёного. Представлен значительный материал о публикациях в журналах и сборниках. Отдельными списками обозначены авторские свидетельства, патенты, отчёты о научно-исследовательских и депонированных научных работах, монографии и диссертации. В главе «Основные даты жизни и деятельности академика В. А. Лиханова» отмечена учёба Виталия Лиханова в 1967–1972 гг. на факультете механизации сельского хозяйства в Кировском сельскохозяйственном институте. И после учёбы здесь зафиксирован более чем 40-летний трудовой стаж Виталия Анатольевича во славу родной Вятской государственной сельскохозяйственной академии.


Ноябрь

Сметанина, Н. Д. История вятского художественного образования [Текст] : [учеб. пособие] / Н. Д. Сметанина ; [рец.: М. Ф. Соловьева, Т. В. Малышева, Н. Н. Хохрякова]. — Киров : О-Краткое, 2014 (Киров. обл. тип.). — 190 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 180–185 и в подстроч. примеч. — Именной указ.: с. 186–190. — 300 экз. — ISBN 978-5-91402-176-1.

В 2-х частях пособия в хронологическом порядке выстроена история вятского художественного образования, проблемы его развития и обстоятельства их решения. В 1-й части исследуется первая половина XX века, когда были открыты и действовали Вятские художественно-промышленные мастерские, Вятский художественно-промышленный техникум и Кировское физкультурно-художественное педучилище. 2-я часть книги рассказывает о Вятском художественном училище им. А. А. Рылова. Его 50-летняя история в книге подразделена на два периода: с 1964 г. это художественное отделение в Кировском училище искусств, а с 1975 года — самостоятельное художественное училище.

Нина Дмитриевна Сметанина отмечает, что жители Вятки были наделены талантами в рукотворных ремёслах. Народные промыслы, а также введение предмета «Рисование» в образовательные учебные заведения в конце XIX—начале XX в. способствовали проявлению ростков изобразительных умений и тяге к художественному совершенствованию. На протяжении изучения материалов издания мы видим замечательных педагогов-энтузиастов, для начала назовём лишь некоторые примеры. Так, в городе Вятке в конце XIX—начале XX века был известен учитель рисования, художник А. И. Столбов. Детей в Уржуме с 1907 по 1935 гг. обучал Ф. Л. Ларионов. Его уроки с восторгом вспоминал знаменитый поэт Н. А. Заболоцкий. В материале об изостудии Кировского городского Дворца пионеров и школьников, где рисованию учили В. А. Нелюбин и А. П. Лаптев, приводятся слова Д. Н. Сенникова, ныне Заслуженного художника России, что А. П. Лаптев «приучил мальчишек и девчонок к кропотливому творческому труду, дал основы изобразительных знаний, сформировал их эстетическое мировоззрение». Н. А. Захваткин в 30-е годы организовал «Товарищество вятских художников». Неоднократно проходя профессиональные курсы переподготовки, он как методист художественного воспитания, преподаватель рисования более 40 лет отдал любимому делу  учил изобразительному искусству детей и молодёжь.

«А желающих учиться живописи и рисунку было много, особенно после появления в Вятке в начале XX века первых художественных выставок. Образцом для художественного творчества служили уже известные в России мастера искусства, уехавшие из вятских земель и получившие профессиональное образование. Это были художники-передвижники И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, А. А. Рылов, А. В. Исупов и другие». Среди инициаторов и организаторов Вятской профессиональной художественной школы, в разные периоды, названы А. И. Деньшин, М. А. Демидов, И. Ф. Фёдоров, А. А. Потехин, И. Б. Юмагулов, М. М. Кошкин, В. А. Нелюбин, Е. А. Гришин, Н. М. Окунь, А. Г. Плотников, и др.

Перед читателями обеих частей книги проходят ряды педагогов, учивших вятчан прикладному и изобразительному искусству, по окончании которых выпускники могли трудоустраиваться, например, в качестве мастеров народных промыслов, художников прикладного искусства, живописцев, дизайнеров, педагогов. Повествуя в пособии о педагогах, автор характеризует их как творческих художников, рассказывает, где и у кого они учились, какое получили образование, обращает внимание на стиль и методы преподавания дисциплин, называет достижения и награды. С уроками живописи, рисунка, лепки, скульптуры, композиции, проектирования, дизайна представлены многие и многие авторитетные художники-педагоги, среди них З. Г. Шиляева, П. Ф. Шиляев, А. Н. Князев, А. П. Широков, Ф. А. Шпак, А. А. Потехин, Л. М. Старкова, Е. А. Гришин, А. И. Веприков, Н. П. Зубарева, Н. А. Жолобов, П. С. Вершигоров, Н. Н. Субботина, О. А. Колчанова, Н. И. Поликарпов и др. Если говорить о последних данных по выпускникам, то «без учёта количества дипломов, выданных художникам в Кировском училище искусств, в июне 2014 г. в Вятском художественном училище им. А. А. Рылова был выдан 1321-й диплом».

Н. Д. Сметаниной удалось выявить и показать «роль и трудности вятских художников, патриотично рвущихся создать в нашем городе системное профессиональное художественное образование» в сложные исторические периоды XX века, когда «переламывалось время, менялась страна, металось в поисках истины искусство». Обрыв в обучении академическому искусству в Кирове произошёл в 1941 г., он связан с началом Великой Отечественной войны; учебный процесс возобновлён был лишь через 23 года. В издании нашли отражение вопросы материально-финансового, кадрового и учебно-методического обеспечения художественного образования. Широта и объём изысканий позволили автору наряду со знаниями об истории искусства и учебно-методическими дать сведения о жизни вятчан в обозначенные десятилетия. Например, на страницах книги не остались в стороне времена политических репрессий, проблемы проживания и питания учащихся в общежитиях и столовых.

Одна из завершающих глав книги представляет профессиональное и допрофессиональное художественное образование в г. Кирове в конце XX—начале XXI века. Помимо Вятского художественного училища им. А. А. Рылова его получают на отделениях Вятского государственного университета, Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Вятского государственного гуманитарного университета и некоторых др. вузов. Детская художественная школа действует в г. Кирове с 1970 г. В изостудии «Радуга» при Кировском Доме культуры металлургов более 25 лет ребятишек обучают разным видам художественного искусства супруги А. А. и Е. Г. Дёмышевы. Искусству дети и молодёжь учатся в изостудиях А. В. Пестова, А. Н. Белика, школе-студии С. А. Кулябиной. Работает Художественно-технологический лицей, существуют «Школа архитектуры и дизайна» под руководством А. И. Шуплецова, студия фотографии Р. П. Калашникова. «Студию ремёсел» ведёт Н. Н. Менчикова.

Н. Д. Сметанина видит новую мечту художественной общественности города: открыть Вятский институт искусств.


Декабрь

За нами — Студенческий Строительный Отряд [Текст] : от отряда — до корпорации / [текст, ред.: Н. Короткова ; сост.: А. Пантюхин, С. Шешина, Н. Короткова]. — Киров : [б. и.], 2014 (Киров. обл. тип.). — 333, [2] с. : ил., цв. ил., фот., портр., факс. — На тит. л. в надзаг.: 50 лет ССО. Кировский областной студенческий отряд. — 1000 экз. — ISBN 978-5-498-00277-4.

Издание посвящено 50-летию студенческих строительных отрядов (ССО) Кировской области. Основная часть издания состоит из 35 очерков, герои которых являются непосредственными участниками этого многогранного молодёжного движения. Их воспоминания, размышления представляют взвешенную оценку реального дела советского комсомола второй половины XX века. Не погрешим против истины, если повторим высказанные слова о том, что для Кировской области в 60-80-е гг. студенческие отряды были огромным подспорьем для строительства и сельского хозяйства, прокладывания дорог, электрификации сел. Действовали отряды проводников на железной дороге, студенческие коллективы работали с «трудными» подростками, в стройотрядах обязательно были медработники из числа учащихся медицинских учебных заведений. В Кировскую область приезжали работать ССО из Ростовской области, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и др. территорий, что несомненно являлось проявлением национальной политики государства.

Третий трудовой семестр — это маленькая жизнь в коллективе, общиной. С профессиональным воспитанием, наработкой практического опыта, умением жить в производственных отношениях, выдвижением лидеров, выстраиванием взаимоотношений, налаживанием быта, организацией культурного досуга для отряда и взаимодействие с населением округи. Стройотряды учили дружить, нередко здесь происходили судьбоносные знакомства, зарождались супружеские пары. Для ряда поколений молодёжи третий трудовой семестр был овеян романтикой. Ребята по зову сердца ехали на свою «целину». И ещё очень важно — летний заработок для студента был замечательной финансовой поддержкой.

При том, что стройотрядовское движение было массовым, протекало оно всё-таки под патронажем государственных, партийно-хозяйственных и комсомольских органов. При Кировском обкоме ВЛКСМ в 1968 г. был создан областной штаб ССО. Командиры, комиссары, активные бойцы стройотрядов становились классными специалистами — организаторами производства, выдвигались в областной кадровый резерв руководителей.

Здесь уместно будет отметить и тот факт, что одна из крупных и успешных корпораций — «Движение» — вообще ведёт свою точку отсчёта от ССО «Движение». Командиром отряда был, а сейчас президентом холдинга является С. Н. Киселёв. И бойцы отряда составляют ядро нынешнего трудового коллектива. Сергей Киселёв считает: «Я не понимаю принцип лифта, когда человеку, который не прошёл все ступеньки, дают руководящую должность. Может быть, так работать можно в глобальной экономике, которая не очень зависит от конкретных людей. А если ты работаешь в микро, надо протопать ножками все пролёты лестницы. Стройотряд — это первая ступень».

Мало заниматься только воспоминаниями. Возможно ли трансформировать опыт ССО в современных реалиях и в каких масштабах? Здесь тоже есть определённые точки зрения, вот, например, некоторые позиции наших героев очерков:

А. В. Игумнов, помощник заместителя Председателя Кировской области: «Что касается возрождения и продолжения замечательных стройотрядовских традиций, я думаю, это вполне реально. Но должны быть какие-то ниши, которые студенческие отряды будут заполнять».

С. И. Кочуров, генеральный директор ОАО «КЧУС»: «Сегодня мы сами принимаем стройотряды, у нас летом работают более ста студентов. Может быть, это не совсем обязательно для нас, но людям надо же где-то работать. Я думаю, что это социально ответственная форма поддержки молодёжи. Правда, сейчас другие требования. Раньше к качеству не относились так серьёзно, как сегодня. ... Мы стараемся помочь по мере сил и возможностей, чтобы ребята ощутили все прелести и трудности стройки. Там и плохое есть, и хорошее. Хорошее — это результат труда. Он есть. Он зрим. Плохое — то, что контингент строителей (я говорю не обо всех) с точки зрения образовательного ценза, культуры и т. д. далеко не идеален. Зато студенты видят, что такое жизнь и с кем им, возможно, придётся работать в будущем».

А. Н. Небольсин, заместитель начальника Горьковской железной дороги по Кировскому региону: «Рыночные отношения не лучшим образом повлияли на стройотрядовское движение в целом, но оно не угасло. „Российские железные дороги“ активно способствуют его возрождению». ... ОАО «Федеральная пассажирская компания» привлекает студентов для работы проводниками в поездах дальнего следования. ... Этим моментом очень активно пользуются студенческие отряды ВятГГУ, успешно проявляя свои навыки в психологии и педагогике«.

Ю. Н. Лаптев, председатель Контрольно-счётной палаты Кировской области: «Отражением стройотрядовского опыта стала и такая программа, как трудовая занятость школьников. Совместно с предприятиями и органами муниципальной власти мы организовали для них рабочие места, и школьники в период каникул делали большую работу, связанную к примеру, с подготовкой школ к учебному году, с заготовкой овощей».

И. В. Шешунов, ректор Кировской государственной медицинской академии: «... единственная правильная дорога — связать стройотряд с будущей профессией. Это относится как к завтрашним врачам, так и к инженерам, строителям, педагогам и т.д. ... все ректоры это прекрасно понимают и готовы содействовать».