Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
             

Выставка одной книги

В данном разделе можно ознакомиться с одной из книг, которая поступила в книжную палату в текущем месяце в качестве обязательного экземпляра документов Кировской области.

В разделе представлено библиографическое описание, краткая информация и изображение книги.

Все книжные новинки месяца вы можете увидеть в разделе «Новые поступления».

Вы можете ознакомиться с книгой в книжной палате (ул. Герцена, 50, каб.216) или в читальном зале отдела краеведческой литературы (каб. № 209).

В разделе «Выставка одной книги» представлены издания, поступившие в фонд библиотеки с 2011 года.

2011 2012 2013 2014 2015 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

2016 год

Январь / Февраль / Март / Апрель / Май / Июнь / Июль / Август / Сентябрь / Октябрь / Ноябрь / Декабрь


Январь

Кирово-Чепецк любимый город [Текст] : фотоальбом / [Администрация МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области ; сост.: Л. Е. Вахрушева, В. Н. Прокашев]. — [Киров : б. и.], 2015 ([Киров. обл. тип.]). — 159 с. : ил., цв. ил., портр. ; 22×29 см. — 610 экз. — ISBN 978-5-498-00353-5.

В 2015 году самому юному городу Кировской области Кирово-Чепецку исполнилось 60 лет. В честь этого события был выпущен памятный альбом, содержащий более 300 фотографий города, сделанных в разные исторические эпохи.

В двадцатые годы прошлого века Усть-Чепца представляла собой довольно крупный населенный пункт. Богатые торфяные залежи предопределили будущую судьбу города, когда в 1935 г. началось строительство тепловой станции.

История города неразрывно связана с Кирово-Чепецким управлением строительства. На сегодняшний день это крупнейшее строительное предприятие области.

В пятидесятые годы Кирово-Чепецк получил статус города. На эти же годы пришлась послевоенная «реабилитация» городов и предприятий по всей стране. Именно в это время за тысячу километров от столицы зарождался мощный химический гигант и вместе с ним новый город. Также в городе возрождалась духовная и культурная среда.

60-е годы стали для Кирово-Чепецка годами зарождения спортивной славы. За многолетнюю историю существования хоккейного клуба «Олимпия» из-под ее «крыла» вышли такие выдающиеся спортсмены как Александр Мальцев, Виктор Вахрушев, Владимир Мышкин, Иван Бяков и многие другие.

В 70-е годы город все еще активно продолжает застраиваться. Возведены завод минеральных удобрений, два новых микрорайона, клубы, учебные комплексы, новые гостиницы. Спортивная слава продолжает расти.

В 80-е годы страна взяла курс на перестройку. Изменилось отношение к религии. Верующим горожанам предоставили молитвенное здание. В 1989 году благодаря усилиям протоирея Николая Федько состоялась закладка Всехсвятского храма.

Девяностые годы выдались тяжелыми для всей страны. Несмотря на это, молодой Кирово-Чепецк приближался к отметке в сто тысяч жителей и уверенно расширял границы, включая в состав поселок Каринторф и близлежащие селения.

На сегодняшний день Кирово-Чепецк — это молодой и развивающийся город, в котором живут активные отзывчивые люди. Благодаря жителям города реализуются программы по благоустройству города, проекты по поддержке местных инициатив, проводятся праздники и фестивали.

Все это ярко и наглядно отраженно в представленной читателю книге в виде краткой, но содержательной исторической справки и ярким впечатляющим фотографиям.


Февраль

Салтыкиада [Текст] : [мультиинформационный альбом / художник и авт.-сост.]: Максим Наумов ; [вступ. ст.: М. В. Наумов, Н. В. Кривошеина, И. В. Кувалдина ; сопровод. текст: Н. В. Кривошеина ; коммент.: Е. С. Наумова (лит. ред.) [и др.]. — Киров : Киров. обл. тип., 2016. — 108 с. : ил., цв. ил., портр. — Описание сост. по обл. — На тит. л. только: Правительство Киров. обл., ФГБОУ ВО «Вят. гос. ун-т», Вят. регион. отд-ние ВТОО «Союз художников России», Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, Вят. худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров. обл. краевед. музей. — Каталог произведений: с. 104-107. — Содерж.: Художник и книга (статьи) ; М. Е. Салтыков-Щедрин (скульптура) ; История одного города (живопись) ; Беседы с градоначальниками (графика). — 500 экз. — ISBN 978-5-498-00357-3.

Многоплановый проект «Салтыкиада» художника и преподавателя М. В. Наумова посвящён 190-летию М. Е. Салтыкова-Щедрина. В нём художник объединил литературу и изобразительное искусство, представил собственное прочтение творчества великого сатирика. Студентами Вятского государственного университета под руководством М. В. Наумова разработана и изготовлена статуэтка-символ Общероссийской литературной премии им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В альбоме в обращении к читателю Максим Владимирович пишет: «История одного города» — одно из наиболее известных произведений писателя, отражает историю провинции, историю столицы, историю всей России. В нём автор с долей иронии раскрывает пороки и болезни русского общества в назидание потомкам. ... Задачей проекта стало создание образа города и портретной галереи персонажей. В качестве декораций описываемых событий было решено остановиться на архитектурных видах старой Вятки, в которой писатель провёл в ссылке семь лет...«. Например, среди прототипов и образов романа в серии живописных произведений мы встречаемся с пивоваром Карлом Шнейдером, народовольцем Степаном Халтуриным, писателем Александром Грином, ссыльными Вятки — Витбергом, Герценом, Салтыковым. Архитектурный фон и декорации представлены пивоваренным заводом, Спасским собором, залом дома купца П. Г. Аршаулова, береговой панорамой с ротондой в Александровском саду. По главе «Опись градоначальников» состоялась интересная авторская версия портретных образов градоначальников, композиционное решение работы построено по принципу иллюстрированной картографической схемы парка скульптурных портретов. Передний и дальний план узнаваемы — это Александровский сад. Во многом по замыслу художника выбраны исторические прототипы градоначальников (А. Меньшиков, Бирон, Пётр III, Дидро, П. Багратион, Олег Вещий, А. Аракчеев и др.), а в качестве среды во всех графических произведениях использованы интерьеры и экстерьеры дома-музея М. Е. Салтыкова-Щедрина в городе Кирове (Вятке). С. Ю. Горбачёв, заслуженный художник России, отметил: «Иллюстрации исполнены тонко и образно, ровно с той долей иронии, что позволяет ощутить дух острых критических произведений Салтыкова-Щедрина и избежать прямой карикатурности. Главная отличительная особенность всего проекта — это историческая достоверность...».


Март

Дубовцев, В. А. Модернизация: история нашего времени [Текст] : экономические и общественно-политические процессы в ходе советской модернизации и либеральных реформ / В. А. Дубовцев. — Изд. 3-е, доп. — Киров : Веси, 2016. — (Киров : Лобань). — 495, [3] с. : ил., карты, портр. — Библиогр.: с. 488–495 и в подстроч. примеч. — 100 экз. — ISBN 978-5-4338-0168-4.

В книге содержится обширный материал по истории, экономике, общественно-политической жизни Вятского края, использованы значительные архивные сведения. Кирово-чепецкий историк Владимир Александрович Дубовцев отразил происходящие в XX веке события, революции и войны, проанализировал реформы в сельском хозяйстве и фабрично-заводской промышленности, высветил неоднозначные итоги в развитии общества и властных структур. По темам исследований ссылается на участие духовенства в переломных событиях, выявляет борьбу политических партий и их представителей на Вятке за главенствующие позиции. Книга состоит из 3-х частей: «Социальная модернизация», «Модернизация промышленности», «Мирные десятилетия». Материалы «Такая разная общественность», «Вятка в судьбе мировой революции», «Чистки как стиль управления», «Новые нравы» и др. в первой части содержат богатейшие сведения для размышлений о социальной направленности государственного устройства. Автор считает: «В нашей стране никакая "прогрессивность" или "правильность" государственного устройства не имеет значения, если оно не основано на ключевой ценности — на справедливости».

Во второй части издания, посвящённой модернизации промышленности, автор остановился на причинах укрупнения административно-территориальных единиц в стране, пример — создание Нижегородской области и края. Что для века было характерно частое изменение всяческих границ, показано на протяжении всей книги. Освещены вопросы формирования «промрайонов» и «промузлов» и их деятельность: «Нововятский промузел с 1930 по 1940 гг.», «Кирово-Чепецкий промузел с 1935 по 1939 гг.», «Кировский промузел в 1939 г.». По годам Великой Отечественной войны автор привёл многочисленные документы, справки, фактографические сведения о работе кировской промышленности и выпуске продукции для нужд фронта, о труде колхозников. Повествуется о строительстве и пуске очень важной Кирово-Чепецкой ТЭЦ. А из приведённых документов по консервации Чепецкого Бумкомбината автор называет его «своеобразным донором Кирчепхимстроя». «Великая трудовая война» — так озаглавил рассказ об этом времени Владимир Александрович. О труде и лишениях, выживании на пределе человеческих сил с болью говорится в главе «Традиции выживания».

С этого начинается и третья часть книги «Мирные десятилетия» — с отголосков военного времени. «Продержаться в военное время было половиной тех испытаний, что выпали на плечи колхозников. Жёсткая заготовительная политика и ряд иных факторов вызвали послевоенный голод. Моя бабушка Н. Ф. Дубовцева говорила, что «досыта чёрного хлеба мы наелись только при Хрущёве». Автор предлагает в заключительной части к рассмотрению материалы о Кирово-Чепецке, Нововятске, Каринторфе в послевоенные пятилетки; рассказывает о поиске перспектив развития в электроэнергетике, о строительстве крупнейшего завода минеральных удобрений. Касается вопросов руководства страной, областью, хозяйствами и предприятиями партийными и советскими органами и хозяйственными руководителями: «Державший в страхе элиту Вождь народов умер в 1953 г. Культ его личности и культ единственной партии сыграли главную роль в приспособлении сложившейся модели модернизации экономики страны к плановому развитию народного хозяйства..., в целом все ступени советской модернизации сопровождались перетряской элит». В книге предлагаются материалы и о «другой общественности»: рассказывается о священниках о. Агафангеле, о. Геннадии (Ситникове), фотохудожнике А. М. Перевощикове. В конце книги задумываемся над словами В. А. Дубовцева: «Правильно ли, что детальное изучение прошлого соседствует с молчанием о настоящем?». Кажется, что сам себе в этой части автор ставит множество вопросов. Но он попытался проанализировать вчерашние и сегодняшние дни нашего общества в материалах «Перестройка», «От выборов до ГКЧП», «Выборы как бега». «Пока осталась надежда на продолжение модернизации. Политика здесь не при чём. Если не будем производить — значит, будем тратить на производство в других странах, если не будем беречь и ценить тружеников — значит, останемся во власти псевдо-эффективных менеджеров». Многие из читателей в силу своего возраста и жизненного опыта, опираясь на родительские рассказы, во многом согласятся с точкой зрения автора. Или проведут самостоятельное исследование.


Апрель

Современный урок литературы «Читаем. Думаем. Спорим» [Текст] : учебно-методическое пособие / Общерос. общ. орг. «Ассоциация учителей лит. и рус. яз.», Киров. регион. отд-ние «АССУЛ» «Ассоциация инновац. образоват. учреждений Киров. обл.», ФГБОУ ВПО «Вят. гос. гуманитар. ун-т», КОГОАУ «Вят. гуманитар. гимназия с углублен. изучением англ. яз.» ; [ сост.: Т. К. Косолапова, Н. А. Тупицына ; науч. ред.: Н. А. Тупицына ; рец.: Е. О. Галицких, Л. А. Унгемах]. — Москва ; Киров : [б. и.], 2016 (Киров : тип. «Вятка»). — 205 с. : ил., фот., портр., рис., репрод., табл., схемы ; 23 см. — 300 экз. — ISBN 978-5-9905595-6-1.

29 марта 2016 г. на базе Вятской гуманитарной гимназии состоялся Межрегиональный фестиваль современного урока литературы «Читаем. Думаем. Спорим», в работе которого приняли участие более 130 педагогов Приволжского, Центрального и Северо-западного федеральных округов. Организатором Фестиваля стало Кировское региональное отделение «АССУЛ» при поддержке ВятГГУ и ВГГ. Как и полагается в подобных случаях, итогом фестиваля стал выпуск сборника — в данном случае учебно-методического пособия, который включает в себя некоторые работы победителей и призеров.

Издание отражает инновационный поиск учителей-словесников различных регионов России по проектированию современного урока литературы. Пособие состоит из трёх глав, содержащих конспекты и технологические карты фестивальных уроков. Открывает сборник вступительная статья Елены Олеговны Галицких, в которой рассмотрены особенности современного читателя-подростка, дана краткая характеристика урока литературы как способа взаимодействия педагога и учащегося и рассмотрены основные характеристики современного урока литературы и цели, которые он преследует.

В первой главе представлены примеры изучения классических произведений русской и зарубежной литературы. Статьи разнообразны по содержательной части: это анализ не только самих повестей, романов, поэм, но и глубокие рассуждения о судьбе героев. Основными целями и задачами уроков в этой главе являются развитие умения анализировать и интерпретировать классическое произведение, формирование знаний учащихся об общепризнанных классиках русской и зарубежной литературы. Также занятия направлены на развитие коммуникативных и творческих способностей, логического, критического мышления, на формирование у детей духовно-нравственных ценностей, личностных качеств, таких как умение сопереживать и т.п.

Темой второй главы является изучение современной художественной литературы. В данной главе представлены работы по анализу как общепринятых и популярных произведений (Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»), так и по произведениям наших современников (И. Краева «Бага Яга пишет...»). Кроме уже вышеописанных целей и задач, этот раздел также формирует у учащихся представление о современной прозе и поэзии и их отличии от классических произведений.

В последней главе под общей темой «Интегрированные уроки» представлены работы об интегрированных уроках литературы с другими предметами, такими как физика, математика, информатика, история, ИЗО, музыка.

Данное учебно-методическое пособие будет интересно и полезно не только начинающим учителям, но и специалистам с опытом работы.


Май

Панкратова, Е. М. Факты, догадки и загадки из жизни растений в миниатюрах [Текст] / Е. М. Панкратова ; [рец. Г. П. Дудин]. — Киров : ИД «Крепостновъ», 2016 (Киров. обл. тип. ). — 147 с. : цв. ил. ; 21 см. — Сведения об авт. на 4-й с. обл. — 300 экз.

Евгения Матвеевна Панкратова — заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор. Человек, посвятивший себя науке, автор более 200 научных публикаций в российских и иностранных изданиях, научный руководитель 2 докторов наук и 9 кандидатов наук, даже на заслуженном отдыхе не оставляет любимое дело. Как доказательство — перед нами представлена ее книга, которая в весьма занимательной и легкодоступной форме рассказывает читателю об удивительном мире растений и микроорганизмов.

Что касается содержательной части, то она будет интересна широкому кругу читателей. В миниатюрах «Загадка красоты цветка», «Растения, вошедшие в историю стран», «Долголетие», «Живые свидетели прошлого», «Растения и свет», «Культура огородничества», «Генетические опыты с растениями» и др. в простой и доступной форме Евгения Матвеевна отвечает на самые волнующие, а порой даже неожиданные, вопросы. Например, рассуждая о влиянии Луны на жизнь растений, имеет свою точку зрения на современные «лунные календари» для садоводов. Делится знаниями: «На поверхности огурцов бывают шипики. Они могут быть белыми и чёрными. Примите к сведению, что чёрношипые огурцы могут быть душистее, зато белошипые лучше хранятся». Также в книге приводятся некоторые удивительные и забавные факты, истории из мира растений. Вот лишь одна из них: «Англичане заскучали по сорнякам и настолько сильно, что устроили в лондонском районе Челси грандиозную выставку сорняков, где были представлены не только скромные лютики, но и полевые ромашки, васильки, первоцветы и яснотки. Все эти растения в туманном Альбионе давно были объявлены злостными сорняками, и с ними велась химическая война. И полевые цветочки превратились в настоящую редкость. Традиционные английские лужайки стали однообразно унылыми, стандартно зелеными. А на выставке раздавались пакетики с семенами для разведения сорняков. Однако все это лишь усилия горожан, а фермеры как стояли против любых полевых цветов, так обещали и дальше воевать со всеми лютиками и прочими одуванчиками. Кто победит?»

Эти и многие другие интересные факты и истории можно вычитать в замечательной книге профессора Е. М. Панкратовой. Книга рекомендована к изданию методической комиссией агрономического факультета ФГБОУ ВО Вятская ГСХА.


Июнь

Бузанакова, Г. В. Пробудись, душа!.. [Текст] / Галина Бузанакова. — Киров : О-Краткое, 2016 ( Киров. обл. тип.). — 367 с. : ил., карты, портр. ; 25×17 см. — 300 экз. — ISBN 978-5-91402-204-1.

Книга Галины Вадимовны Бузанаковой — кандидата педагогических наук, замечательного учителя — «Пробудись душа!..» представляет собой сочинение-размышление, сочинение-исследование, посвящённое истории и судьбам её малой родины — селу Рождественскому Яранского района Кировской области, в котором прошли детские годы автора.

Г. В. Бузанакова внимательно рассматривает сам феномен русской деревни и его важное воспитательное значение в жизни каждого человека в отдельности и нации в целом. Постоянное взаимодействие с природой, приучение к труду с ранних лет, приобщение к опыту старших поколений — всё это, столь естественное в сельской жизни, создаёт по-настоящему цельную личность, способную к сохранению исторической памяти и нравственных ценностей. В предисловии автором сказано: «Сегодня с уверенностью можно сказать: феномен деревни — абсолютно ничем не заменимое явление. Трудно жить на селе? Безусловно. Но ведь и в городе жизнь далеко не сахарная. Нет в деревне театра? Зато есть небо — до самого горизонта! Есть закаты и восходы! Есть звёзды на небе (в городе мы их не видим). Когда я, уже работая в Кирове, начала ходить в походы со своими учениками, первый наш поход был, конечно же, по Яранскому району. Тогда участники похода — все!!! — впервые! увидели, как восходит солнце (палатки стояли около Танакова), как туман бежит по утреннему лугу. Мы считали с ними, сколько красок у рассвета: жёлтый, розовый, фиолетовый, нежно-голубой, золотой... Подростки буквально заворожённо смотрели на звездопады в августе. Лирика? Нет! Это становление человека и обретение им навыка жить в ладу с окружающим миром, видеть его гармонию и уметь её уберечь».

Автор с любовью воссоздаёт жизнь канувшего в Лету села. Работа Галины Вадимовны поведает о повседневной жизни селян в её интереснейших деталях: каким был сельский клуб и его заводилы, где лечили сельских жителей, какие газеты и журналы выписывали, трудна ли была работа деревенского почтальона, во что играла местная детвора, как нужно было «слушать» землю, чтобы выбрать «водное» место для колодца, и так далее... Г. В. Бузанакова много внимания уделяет истории села и окрестных деревень, истории церкви Рождества Богородицы, местным преданиям. Вслед за автором мы можем размышлять, связано ли каким-либо образом строительство роскошной каменной церкви в отдалённом вятском селении с пребыванием здесь в ссылке одного из рода Романовых или же с нелёгкой судьбой опальной царской невесты Марии Хлоповой.

Но, безусловно, главное место в этой книге принадлежит людям — жителям села Рождественского, разделившим со своей родиной все радости и тяготы. Мы узнаём и о его колхозных тружениках, и о семьях священников, которые в годину «воинствующего атеизма» пытались сохранить светоч веры и Божий храм для села, о духовном подвиге преподобного Матфея Яранского, об участниках Великой Отечественной войны, среди которых герой Советского Союза Александр Ваганов. И, конечно, Галина Вадимовна рассказывает о замечательных руководителях и педагогах местной школы, которые воспитали не одно поколение сельской молодёжи. Приводятся данные о дате основания Рождественской школы — 15 октября 1877 г. Тогда это была церковно-приходская школа с двухлетним обучением. Впечатляют школьные фотографии и очерки о директорах школы — В. П. Яранцеве (1949–1964 гг.), Л. Е. Коноваловой (1966–1990 гг.), Р. П. Бакшаевой (1990–2007 гг.). Также многие страницы со словами признательности и уважения посвящены Н. Н. Шерстенниковой, А. Я. Курушиной, Л. П. Скочиловой, Л. С. Шелеховой и многим другим педагогам.

Однако будущее родного села туманно: в 1998 году рухнули пределы Рождественской церкви, а Дом культуры разобрали на кирпичи. Тем не менее автор верит в возможность возрождения Рождественского. Убеждена в насущной необходимости восстановления сельской жизни. «Большое начинается с малого. С возрождением одного села (только обязательно в комплексе) возродится Россия».
Издание снабжено обширным иллюстративным и справочным материалом: в изобилии представлены фотографии, чертежи, планы, рисунки, архивные документы, статистические таблицы.

Книгу читала Анастасия Сапрыкина, студентка II курса ВятГУ (факультет истории, политических наук и культурологии)


Июль

Просвиркин, Э. Г. Территория заблуждений или тайна Кировской областной больницы [Текст] : [сборник произведений] / Эдуард Просвиркин. — Киров : [б. и.], 2016 (Киров : Тип. «Лобань»). — 119 с. : ил., фот. — 100 экз.

Данная книга представляет собой сборник произведений, в основу которых легли события из реальной жизни. Автором является Э. Г. Просвиркин. Всего в книге три произведения. Я представлю первое произведение, которое называется, так же как и сама книга.

Это произведение является полудокументальной повестью о захоронении сокровищ прошлого века, которое рассказывает о пересечении судеб порой столь неожиданных и невероятных.

4 августа 1962 года в городе Киров нашли два трупа у областной больницы. Рядом лежал красный гранитный валун, он был обкопан, словно его собирались вытащить из земли. На нём была надпись: «БесСмертных 1918 год». Позже было выяснено, что там до тридцатых годов находилось Ахтырское кладбище.

Кто они? Что там они искали? Что там было? Из-за чего их убили? Кто их убил?

Такие вопросы встали перед следователями из прокуратуры.

Как потом выяснилось — это были землекопы с центрального кладбища. Где было выяснено, что пропало ещё два рабочих, а директор кладбища злоупотреблял своим положением.

Пропавшие рабочие не были найдены. Следствие не смогло выйти на след убийц, и дело пришлось закрыть.

Это преступление так и осталось бы забытым, если бы через шестнадцать лет в 1978 году на дне одного из люков у областной больницы не были найдены останки от трупа человека. Как выяснилось, это один из пропавших рабочих.
Дело было возобновлено и длилось ещё четыре года. К расследованию подключили прокуратуру и даже КГБ. Вскрывалось много неожиданных фактов. Становилось ясно, что то, что скрывала в себе земля этого места преступления, связывает своими невидимыми нитями целые эпохи, судьбы многих людей нескольких поколений, многие уголки мира.

Тут связаны и великие князья Романовы, что проезжали через Вятку 1918 году, когда их отправляли в ссылку. Связаны революция, гражданская война и белогвардейское движение. Сюда почему-то стремились и фашистские диверсанты, и лидеры украинских банд формирований, и беглые каторжане. Люди теряли свои жизни.

Следователям, чтобы поймать убийц, нужно было найти и связать все эти нити, и только тогда они смогут раскрыть это дело.
Как им удалось, узнаете прочитав эту книгу.

Книгу читал Илья Шаповалов студент II курса ВятГУ
(факультет истории, политических наук и культурологии)


Август

Сборник работ победителей областного краеведческого конкурса «Изюминки Вятского края» [Текст] / Кировская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) ; [сост.: И. В. Бужлакова, А. В. Смирнов]. — Киров : [б. и.], 2016 (Киров : Лобань). — 132, [1] с. : ил., цв. ил., портр. ; 15×21 см. — 495 экз.

«Изюминки Вятского края» — это сборник из 15 лучших работ победителей одноимённого краеведческого конкурса, организованного для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Работы в книге сгруппированы по трём направлениям — география, история, культура края.

В первом разделе, несмотря на общее обозначение темы как географической, в статьях присутствует глубокий исторический подтекст. Например, А. О. Сурнин в своей статье «Пешком в историю» описывает не только особенности расположения поселений и могильников Котельничского района, но и прикладывает к ним краткое историческое описание и изображения артефактов, выявленных в ходе археологических разведок. Также в раздел вошла статья О. А. Пацианской об Омутнинске (с использованием старинных и современных фотографий города); М. П. Швецова рассказала о краткой истории парка им. Гагарина, что раскинулся на бывшем месте Александро-Невского собора. А Ю. Н. Леонтьев отразил восприятие о родном для его семьи месте: «Кай — сердцу милый край» (ныне — село Кай Верхнекамского района). Свою конкурсную работу В. А. Ситников посвятил «Семи чудесам Фалёнского района».

Наиболее объемным вышел раздел, посвящённый истории Вятского края. Большой интерес вызывает статья Л. Н. Зоновой «И боль ушедших деревень...», в которой она погружает читателей в историю и быт деревень Зуевского и Фаленского районов в различные историческое периоды. Также в статье приведены данные по переписи населения за 1893 г. и некоторые воспоминания жителей, переживших Великую Отечественную войну. Три работы в данном разделе посвящены землякам, участникам боевых действий в эпоху Великой Отечественной и Афганской войн: А. А. Салтыкову, А. Н. Кислицыну и А. Я. Опарину. Приятно читать и осознавать, что люди помнят и чтят своих героев.

Что же касается культурного направления, то в него, например, вошли статьи о малмыжском роде Батуевых; о нолинской артели «Слобода» и сегодняшнем дне знаменитой игрушки — матрёшки: с экскурсией по этапам изготовления сувенира; о селе Белая и церкви Рождества Пресвятой Богородицы; о селе Ухтым и Покровской церкви и др. материалы.

Уникальность данного сборника заключается еще и в том, что авторы при написании своих работ использовали не только архивные, газетные материалы и прочие источники, но и поделились своими впечатлениями. Книга представляет большой интерес как для туристов, впервые посетивших Вятский край, так и для местных жителей.

Сентябрь

Первая спортивная вчера, сегодня, завтра [Текст] : к 80-летию СДЮСШОР № 1 / [авт.-сост. Л. А. Атепалихина]. – Киров : [б. и.], 2016. – (Киров : Первая Образцовая тип., фил. "Дом печати - ВЯТКА"). – 60 с. : ил., цв. ил., фот., портр., табл. ; 29 см. – 500 экз.

Нынче 80-летний юбилей своей жизнедеятельности отмечает спортивная школа № 1 г. Кирова. Такой повод позволяет вспомнить значимые события, подытожить успехи и достижения. «Какие зарубки время оставило в биографии СДЮСШОР № 1?». Об этом в книге-альбоме подробно по годам раскрывается в разделе «Нам есть что вспомнить». Вот лишь некоторые вехи. В самый первый период (1936–1938 гг.) открыты отделения лыжных гонок, конькобежного спорта, футбола, спортивной гимнастики, лёгкой атлетики, фехтования, хоккея, шахмат и велосипедного спорта. Уже в 1939 г. Муза Дьячкова (лёгкая атлетика) стала рекордсменкой страны среды девочек в метании мяча и эстафетном беге 4 х 100 м. А в 1941 г. в лыжных гонках кировские учащиеся признаны победителями Всесоюзного первенства школьников. В годы Великой Отечественной войны школа не закрывалась ни на один день. Учащиеся продолжали тренироваться и выступать в соревнованиях. В 1977 и 1978 гг. учреждение провело первые турниры по спортивной акробатике (памяти дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза И. С. Конева) и по художественной гимнастике «Вятская капель». В 1992 г. школе установлен статус специализированной школы олимпийского резерва. Листая страницы годов и десятилетий, встречаем массу имён воспитанников, успехами которых все кировчане могут гордиться: названы Рафаил Грач, Вячеслав Ванеев, Вячеслав Дрягин, Сергей Ведерников, Евгений Шкабарня, Татьяна Чирухина, Светлана Суворова, Анастасия Головизнина и многие другие учащиеся, вписавшие свои достижения в историю спорта. Рядом с ними – их наставники И. И. Кирьянов, А. А. Соловьёв, И. П. Машковцев, Б. В. Малышев, И. Н. Урванцева, А. Т. Трухина, Н. А. Аревкова и многие-многие другие. Педагоги-тренеры, учащиеся и сегодня продолжают достойные традиции завидного прошлого, отстаивая честь края и страны на российских и международных соревнованиях.

«На школу не давит груз прожитых лет. Несмотря на почтенный возраст, школа по-прежнему молода и привлекательна, неиссякаема на таланты и продолжает развиваться семимильными шагами». Следующая часть книги – это рассказы «Таинственный и чарующий мир акробатики»; «Художественная гимнастика – идеальный спорт для девочек»; «Удивительная игра – баскетбол». Как живут эти виды спорта в СДЮСШОР № 1, чем они привлекательны для молодёжи, какие тренеры трудятся с воспитанниками в залах, каких побед добиваются – всё это с массой фотографий мы видим в альбоме. «В школе систематически занимаются спортом 1447 учащихся в возрасте от 5 до 21 года. …Тренировочные будни юных спортсменов изнурительны и подчас однообразны. Тем дороже праздники и соревнования. Таким праздником для ветеранов спорта, тренеров-преподавателей, концертмейстеров и учащихся будет 80-летний юбилей».

С глубоким чувством благодарности за труд обращается к педагогам и всем сотрудникам Евгений Ефимович Зыков, директор школы с 1995 года по настоящее время: «…два последних десятилетия наш дружный и профессиональный коллектив следовал заявленным в начале пути традициям. И это прекрасно! Жизнь продолжается, физическая культура всегда будет отличительным признаком всесторонне развитого, гармоничного человека. Уверен, что наша команда сохранит сообщество единомышленников, коллег и друзей, которые многого достигли, но при этом перспективы видятся мне ещё более многообещающими».


Октябрь

Бельтюкова, Татьяна Алексеевна. Музыки и детства искренний союз... [Текст] / Т. А. Бельтюкова, В. А. Криушина. — Киров : Радуга-Пресс, 2016. — 303 с. : ил., фот. — 100 экз. — ISBN 978-5-9908874-2-8.

Спасибо, Музыка, тебе, за то, что веришь нам безмерно,
И что поддержишь непременно, когда мы в горе и беде,
За то, что каждый год мы вновь учеников своих встречаем,
И каждый год их провожаем, вложив в сердца свою любовь.
Спасибо, Музыка, тебе за то, что зал нам рукоплещет,
А сердце радостно трепещет от благодарности судьбе.
За то, что хочется сберечь, оставив холодок волнений,
Концертный трепет выступлений
До новых долгожданных встреч.
З. А. Трохина, преподаватель ДМШ № 2

Издание, посвященное 60-летнему юбилею учебного заведения дополнительного образования детей, представляет собой уникальный труд по истории детской музыкальной школы № 2 города Кирова от дней её основания до современного состояния. Авторы материалов — преподаватель Татьяна Алексеевна Бельтюкова (и завуч школы в 1980–2007 гг.) и ее выпускница по классу фортепиано Вера Александровна Криушина — одни из немногих, кто посвятил свое исследование музыкальному образованию детей.

Книга знакомит читателей, как последовательно расширялись материальная и инструментальная база учреждения, как росло количество учащихся с преподавательскими составами всех отделений, и как творчески год от года укреплялся коллектив. Своей задачей энтузиасты-руководители школы (Г. А. Попова, В. И. Пешнина, В. Н. Гальцев, Н. Н. Юраш, Л. И. Злобина) считали поддержку устремлённости преподавателей к совершенствованию музыкально-педагогического мастерства. В 2001 г. Департамент культуры и искусства Кировской области впервые объявил конкурс на лучшую музыкальную школу года. Победу в нём одержал коллектив ДМШ № 2.

Книга разделена на главы, каждая из которых в хронологическом порядке предлагает читателю ознакомиться с историей всех отделений учреждения: фортепианного, оркестрового, народных инструментов, музыкальной теории и их замечательными педагогами; с деятельностью музыкального филиала в средней общеобразовательной школе № 53 г. Кирова. Также в годы руководства учебной частью Т. А. Бельтюкова стала инициатором и организатором открытия класса эстрадного вокала и музыкально-театрального отделения, которые отвечают запросам современных детей и их родителей и очень востребованы сегодня. Музыкально-театральное отделение — самое молодое в школе, что нисколько не помешало ему стать популярным и известным в городе. Учащиеся получают возможность самореализации в самом широком спектре творческих специальностей в совокупности с традиционными для музыкальной школы дисциплинами.

Отличительной чертой музыкальной школы отмечается постановка спектаклей и мюзиклов музыкально-театрального отделения, таких как «Чипполино», «Приключения Тома Сойера», «Волк и семеро козлят», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Волшебник Изумрудного города» и других.

Нынешний директор (выпускница школы) Любовь Ивановна Злобина пишет: «Школа живёт активной творческой жизнью. Преподаватели разрабатывают и внедряют проекты новых конкурсов и фестивалей, таких как открытый городской фестиваль детского и юношеского творчества "Вятские мотивы", международный фестиваль-конкурс классической гитары имени Александра Матяева, межрегиональный конкурс юных композиторов "На крыльях фантазии", межрегиональный фестиваль "Камерная музыка", межрайонный фестиваль "Оркестровая палитра" и открытый фестиваль-конкурс ансамблей скрипачей памяти Заслуженного работника культуры РФ П. М. Юраша».

На страницах книги также отмечаются выдающие выпускники и прослеживается их текущая деятельность. Среди имён — такие музыканты-исполнители как баянист-виртуоз Дмитрий Дмитриенко, скрипачи Евгений Субботин, Лев Леушин, солисты Лариса Кандалова, Иван Вершинин, преподаватели Наталья Поспелова, Александр Греков и многие другие.
Многочисленные текстовые приложения к книге являются дополнением к исследовательскому тексту, выполняют важную миссию публикации источников по истории музыкальной педагогики, начального музыкального образования в областной центре. В издании содержится большое количество иллюстративного материала, фотографий учебного заведения, педагогов, учеников разных лет, которые дополняют содержательную часть каждой главы.
Книга будет интересна педагогическому коллективу учебного заведения дополнительного образования детей и подростков, современному поколению учащихся школы и их родителям, выпускникам разных лет, а также музыкально-педагогической общественности.


Ноябрь

Библиографический указатель опубликованных работ и изобретений доктора технических наук В. И. Жаворонкова [Текст] / Киров. ордена Почета гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, Патент. сектор ; [сост.: Т. В. Сорокина]. – Киров : ИД "Герценка", 2016. – 94, [1]с. : ил., цв. ил., портр., схемы. – (Изобретатели Кировской области ; вып. 4). – Алф. указ. наименований ст. и изобрет.: с. 40–47. – Нумерац. указ. изобрет.: с. 47. – 100 экз.

В век активного развития информационных технологий и электроники специальности, тесно связанные с физикой, становятся особенно востребованными. Новые идеи и разработки тоже требуют своевременности и, несомненно, должны быть освещены в печати и СМИ. Но особого внимания заслуживают научные труды и изобретения доктора технических наук, профессора кафедры общей физики ВятГГУ Жаворонкова Владимира Ивановича.

Вся жизнь Владимира Ивановича связана с физикой. В 1964 г. он окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, в 1971 г. – аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, с 1974 г. – кандидат физико-математических наук, в 1999 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, а с октября 2000 г. В. И. Жаворонков – профессор кафедры общей физики в Вятском государственном гуманитарном университете (указатель подготовлен до объединения Вятского государственного гуманитарного университета и Вятского государственного университета в единый Опорный региональный университет). Научно-педагогический стаж – 45 лет.

Благодаря своему многогранному таланту в области физических наук и электроники, профессор Жаворонков стал известным как на родине, так и за рубежом. Автор более 140 научных и научно-методических трудов, ряда изобретений и по сей день не оставляет свою научную деятельность.

Являясь научным руководителем вузовской лаборатории функциональной электроники, с большим удовольствием работает с молодежью, стремящейся к серьезной научной деятельности. Научные работы его учеников нашли признание на конференциях, конкурсах, выставках различного уровня.

Сама же научная деятельность профессора В. И. Жаворонкова отмечена многочисленными наградами, значками и медалями, такими как нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования РФ» (2000 г.); медаль Альфреда Нобеля (2007 г.) за изобретательскую деятельность; золотым знаком отличия «Национальное достояние России» за руководство научно-техническим творчеством обучающей молодежи (2007 г.), а также орденом «Primus inter pares – Первый среди равных» Президиума PAE (2014 г.).

Настоящий библиографический указатель содержит краткую биографическую справку, хронологический перечень его трудов и изобретений, а также литературы о нем. В пособие включены необходимые приложения, например, «Тексты научных статей и описания изобретений к патентам». Указатель будет полезен для тех, кто интересуется достижениями в области квантовой радиофизики, фотоники и функциональной электроники, изобретениями автора в данных областях, изучает историю науки и техники Кировской области, а также проявляет интерес к работам В. И. Жаворонкова по кавитации, и её применению в химии, экологии и медицине.


Декабрь

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе средствами современных гуманитарных практик [Текст] : учебно-методическое пособие / М-во образования Киров. обл., КОГОАУ «Вят. гуманитар. гимназия с углубл. изучением англ. яз.» ; [науч. ред.: В. В. Вологжанина ; сост.: М. В. Кузнецова, Н. А. Пантюхина ; рец.: Л. В. Петленко, Е. В. Измайлова]. — Киров : Вят. гуманитар. гимназия с углубл. изучением англ. яз., 2016 (Киров : Элефант). — 186 с. : ил., рис., табл.

Гены — багаж, с которым вы рождаетесь, но для того, чтобы он сыграл, его нужно включить...
— И что выполняет роль кнопки?
— Всё, что с вами происходит! Где вы учились, кто ваши родители, друзья, учителя — опыт, внешний мир.
Т. Черниговская



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в современных условиях становится достаточно важной психолого-педагогической задачей. Современные дети мало общаются со своими сверстниками, предпочитают детским дворовым сообществам общение в соцсетях. Как следствие, не создаются условия для формирования умения общаться, выстраивать продуктивное, бесконфликтное сотрудничество.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».

Реализация вышеизложенных требований стандарта ставит перед школой несколько вопросов. Каково содержание этих умений? Каковы возрастные закономерности их формирования? Какие приемы, методы и технологии наиболее эффективны для формирования коммуникативных умений?

Отвечая на поставленные вопросы, авторы статей представляемого учебно-методического пособия опираются на богатый педагогический и психологический опыт. Материал поделен на две части — Публичный урок и Проектная задача. Такая работа с универсальными учебными действиями комплексно через организацию учебного диалога средствами современных гуманитарных практик выстраивается на протяжении последних лет в Вятской гуманитарной гимназии, опыт которой здесь и представлен.

Учебно-методическое пособие будет интересно учителям начальным классов, методистам, педагогам-психологам.