Автор проекта Ольга Фёдоровна Барышникова — художник-акварелист, фотохудожник, путешественник, известный пропагандист творчества писателя-романтика А. Грина. Влюблённость в его произведения оказала большое влияние и на собственное творчество Ольги Фёдоровны: множество её работ посвящено наследию писателя.
Ольга Фёдоровна Барышникова
Она нарисовала иллюстрации к произведениям А. Грина, а в 2016 году О. Ф. Барышникова начала реализовывать проект «В поисках Зурбагана» по оформлению и подготовке серии книг любимого автора. Одна из первых книг в этой серии «Струя» и была представлена на презентации.
Жизнь и творчество Александра Грина — это давнее увлечение Ольги Федоровны. Она прекрасно знает его тексты, у неё свой особенный взгляд на творчество великого романтика:
«В 2006 году я перечитывала феерию „Алые паруса“ и поняла, что Александр Грин — мой писатель, мой до глубины души. И сразу все стало понятно и надежно. Мне казалось порой, что читаю про себя, что научилась читать между строк глубокую прозу писателя».
Заново открыв Грина для себя, Ольга Барышникова с того момента стремилась показать и заинтересовать его творчеством и других людей.
В начале встречи она познакомила гостей с биографией Александра Грина с 1906 по 1917 годы, когда он только начал свой путь писателя.
5 декабря 1906 года в «Биржевых ведомостях» был напечатан первый рассказ А. Грина «В Италию» под псевдонимом А.А.М-в (Алексей Алексеевич Мальгинов). После положительных отзывов начинающий литератор воодушевился, он написал такие слова:
«Это было, как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал от этих слов, поняв, что это — то единственное, что сделало бы меня счастливым... Зерно пало в душу и стало расти. Я нашел своё место в жизни».
И уже в 1908 г. был выпущен первый сборник рассказов Грина «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах», а в 1909 году — первое романтическое произведение «Остров Рено». Только за 1906-1909 годы было опубликовано предположительно 52 рассказа.
Несмотря на трудные обстоятельства в эти годы (арест, ссылка, побег), А. Грин сохранял веру в добро и красоту.
Николай Вержбицкий писал об этом:
«Всё прошлое Грина, полное тяжёлых испытаний — моральных и физических, могло бы воспитать одно только отвращение к жизни. Но он всё время хранил в душе и накапливал чудесный дар любви к добру и красоте. Вот это было поистине чудо, которое, не боясь преувеличения, можно назвать верхом духовного мужества и самообладания».
Принятие своего жизненного пути и принятие себя — главный мотив рассказа «Струя». 2017 год является юбилейным — 100 лет назад, в марте 1917 г., рассказ «Струя» был впервые опубликован.
Ольга Федоровна рассказала об этапах работы над проектом: гости посмотрели буктрейлер и презентацию по истории создания книги «А. Грин «Струя». Она отметила, что в начале работы над изданием ей показалось это произведение очень простым по содержанию. Но впоследствии она поняла, что оно очень глубокое, и, чтобы его понять, нужно многое узнать и прочитать.
Раскрыть смысл произведения ей помогла ещё одна участница проекта, сказкотерапевт Людмила Александровна Тюнькина.
Людмила Александровна Тюнькина
Людмила Александровна рассказала об архетипических образах в рассказе. «Струя» — это рассказ-притча о слепорожденной рыбке, которая волей судьбы попала из подземного озера в реку. Будучи слепой, она не могла видеть солнце и других рыб, но принимала это и не завидовала остальным. Она была удивительной, любознательной и не побоялась отправиться в новый для себя мир, чтобы «прозреть» без зрения.
В награду за мудрый ответ на сложный вопрос рыбке было даровано зрение:
«— Как? — сказал Гном. — Теперь восходит солнце. И не разбирает тебя злоба, что другие видят волшебные чудеса облаков, а ты тыкаешься головой в дно?
Струя пожала плавниками.
— Пусть другие будут другими, а я останусь, какова есть».
Ольга Федоровна отметила, что у А. Грина часто в произведениях встречаются образы слепых. Возможно, этим он хотел показать и внутренний мир писателя, который сначала боится взяться за перо, словно слепой, но затем, переборов страх, начинает творить, получает возможность видеть даже то, что не видно глазом.
Чтобы изменить философию выживания на философию вдохновения просто необходимо читать А. Грина, уверена Ольга Барышникова. Она своим личным примером смогла вдохновить всех присутствующих на прочтение произведений этого удивительного писателя.
Сотрудник книжной палаты библиотеки им. А.И. Герцена В.А. Татаринова
представляет О.Ф. Барышникову и её проект
Г.П. Чайкина, член Союза журналистов РФ
Г.И. Емельянова, сотрудник (г. Киров) им. А. С. Грина
Г.И. Соболева, преподаватель лесотехнического колледжа (г. Киров)
Е.Ю. Мусохранов, один из организаторов Клуба рукописной книги и проекта «Книга художника» (г. Киров)
Фотографии Тамары Рыловой