15 апреля в отделе редких изданий открылась выставка «Одухотворённая графика», посвященная 130-летию В. А. Фаворского, выдающегося художника книги, классика мирового искусства. Главной целью организации выставки стало желание продемонстрировать зрителю художника книги, сумевшего сделать в ее оформлении невероятные открытия. Иллюстрации и гравюры В. Фаворского, выполненные к многочисленным произведениям русской и зарубежной литературы внесли в книги изумительную красоту и эстетику. Небольшая часть иллюстраций из творчества художника, воспроизведена в фоторепродукции отдельными листами и представлена в экспозиции.
Замечательны его гравюры к «Книге Руфь». Вписанная в круг композиция, включает в себя пространство земли, которое для Фаворского было вселенной. Поэтому иллюстрации несут характер чего-то вселенского, и прежде всего, это можно сказать о Древе жизни на знаменитом фронтисписе «Книги Руфь». Перед Древом Руфь преклонила колени, рукой касаясь ствола. Здесь она представлена не как моавитянка Руфь, а как Мать, Прародительница рода, давшего миру Христа.
В иллюстрациях Фаворского заметно тяготение к исторической тематике, к образам эпического характера. Так, по новому было раскрыто Фаворским «Слово о полку Игореве». Ему удалось донести до зрителя величие этого исторического документа и его поэтическую прелесть. Фаворский говорил о себе: «я художник, ушибленный содержанием». Это признание угадывается в подходе к оформлению книг А. С. Пушкина. В исторической трагедии «Борис Годунов» мастерски выражено чувство эпохи, дух «смутного времени». Фаворский взял красивое и выразительное лицо для Бориса Годунова, выдававшее тюркское происхождение. В сценах, несколько превышающих его привычный формат — «Воцарение Бориса», «Монолог Бориса», «Борис у детей» художнику удалось добиться глубоких психологических характеристик героев. Такое изображение почти во всех «Маленьких трагедиях» — в «Скупом рыцаре», «Пире во время чумы», «Каменном госте». Каждую маленькую трагедию он начинает длинной горизонтальной иллюстрацией, практикуя такое исполнение во всей книге. Лишь в «Моцарте и Сальери» Фаворский наполняет иллюстрации вертикальными линиями. В изображении интерьера, двери и клавесине передана некоторая музыка — холодная, которую проповедовал Сальери. Моцарт играет, а Сальери слушает и плачет. Эта сцена в трагедии А. С. Пушкина была самой трудной в работе художника.
Среди станковых работ В. Фаворского много портретных произведений. Прекрасным карандашным рисунком является лирический образ юного Пушкина. Гравюрный портрет Достоевского воссоздаёт строгий, аскетический облик писателя, за внешней сдержанностью которого чувствуется сложная, напряжённая духовная жизнь. Такой характер просматривается и в портрете главного героя Ч. Диккенса «Тяжёлые времена». «Хорошее литературное произведение, легче всего иллюстрировать», — так писал В. А. Фаворский, когда иллюстрировал Шекспира. Он великолепно прочувствовал и легко передал сцены из его произведений, потому что, «герои Шекспира сложны и цельны». Композицию «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма В. Фаворский подсмотрел у самого Ломоносова. В иллюстрации видно как в раму гармонично входит изображение, и одновременно ощущается плоскость, остаётся объём, а добавленные в композицию знаки металлов и горящий огонь придают конкретной характеристики герою. Маленькие лирические гравюры к Данте передают эпоху раннего Ренессанса. Фабула повести состоит в описании встреч Данте с девочкой, явившейся в алом платье.
Работая над книгой, Фаворский проявляет тщательную заботу обо всех частях оформления. Так, например, к собранию сочинений П. Мериме, над которым художник начинал работать ещё до войны, выполнил кроме иллюстраций, форзацы и шмуцтитулы, тем самым своеобразно решив весь облик книги. В произведениях О. де Бальзака, особенно «Озорные сказки» проиллюстрированы художником в форме заставок и концовок.
Безусловной ценностью экспозиции является раздел, где представлены издания, в которые включены лучшие творческие работы В. А. Фаворского. Читательскому вниманию предлагаются книги А. С. Пушкина (М., 1961); книга — эпопея «Слово о полку Игореве» (М., 1961); памятник мастерства и поэзии Данте (М., 1934); произведения усердного чиновника-искусствоведа, сенатора П. Мериме (М., 1934); учёного М. В. Ломоносова и многие другие. Небольшие сами по себе произведения, оформленные Фаворским, благодаря красноречивости его сюжетов выросли до размеров монументальности, и воздействуют на нас как большое искусство.