21 июля в общем отделе обслуживания открыта книжная выставка «Утомлённые водкой».
Тема пьянства надоела не меньше, чем само пьянство, а попытки теоретизировать на эту тему чаще всего выливаются в тоскливые и пошлые сетования по поводу национального характера. Поэтому хочу вас сразу успокоить: мы сегодня просто поговорим об истории алкоголя и о тех книгах, какие у нас есть в фондах библиотеки им. А. И. Герцена по данной теме.
История алкоголя
Чистый спирт начали получать в VI—VII веках арабы и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570—632). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.
Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.
В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах-алхимик Валентиус.
С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.).
Описание пьянства проникало даже в детскую литературу. Помните знаменитую Песню пиратов из книги «Остров сокровищ», в которой как припев повторялось: «...И бутылка рома...»
Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал: «Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол — добрая бочка вина».
Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселье на Руси — есть и пить». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5—10°. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.
Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», дававшие массу денег в казну.
Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку».
Вино и водка
Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьянствующим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.
Очень хорошо отражена картина беспросветной жизни и пьянства трудящихся в романе М. Горького «Мать»: «... Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармошках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порой они кончались тяжелыми увечьями, изредка — убийством.
По праздникам молодежь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разбитыми лицами, злорадно хвастаясь нанесенными товарищам ударами, или оскорбленная, в гневе или слезах обиды, пьяная и жалкая, несчастная и противная».
Действительно, в России создалась своеобразная «питейная процедура», согласно которой ни одно знаменательное событие, ни один день отдыха не должен проходить без вина. Родился ребенок — крестины. Умер человек — поминки. Встречают рождение — пьют за здравие, провожают человека из жизни — за упокой. Стало совершенно зазорным не предлагать гостям выпить, не «угостить» приятеля за дружеской беседой, не «подмазать» вином при деловом разговоре.
В России до Великой Октябрьской социалистической революции культ вина приобрел особые черты. Во-первых, это был культ не вина, а водки. Во-вторых, пропагандировалось пьянство в любых жизненных ситуациях, начиная от религиозных праздников и кончая самыми малыми бытовыми событиями, например покупкой личных вещей, которые требовалось «обмыть». В-третьих, поощрялось употребление алкоголя в больших количествах, что связывалось с «широтой» русской души. Естественно, что ни о каком организованном и эффективном противодействии алкоголизму и пьянству в дореволюционной России не могло быть и речи.
Об одной из причин пьянства среди рабочих в буржуазном обществе весьма лаконично рассказал Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии»: «Рабочий приходит с работы домой усталый и измученный; он попадает в неуютное, сырое, неприветливое и грязное жилище; ему настоятельно необходимо развлечься, ему нужно что-нибудь, ради чего стоило бы работать, что смягчало бы для него перспективу завтрашнего тяжелого дня; его усталость, недовольное и мрачное настроение, вызванное уже отчасти болезненным состоянием, в особенности несварением желудка, усиливается до предела всеми остальными условиями его жизни... Его потребность в обществе может быть удовлетворена только в трактире, так как нет другого места, где он мог бы встретить своих друзей».
Наглядный пример распространения водки приводит Ф. Энгельс и в работе «Прусская водка в германском рейхстаге»: «...водочная промышленность прусских юнкеров была создана буквально на деньги, отнятые у крестьян. И она бойко развивалась, особенно с 1825 года. Уже спустя два года, в 1827 г., в Пруссии производилось 125 млн. четвертей водки, то есть по 10 четвертей на душу населения.
С того времени вся Германия была прямо-таки затоплена бурным потоком прусской картофельной сивухи. Пьянство теперь стало повседневно доступным даже самым неимущим людям».
Аналогичное положение было и в царской России. Правительство понимало, что водка дает баснословные прибыли и отвлекает народные массы от борьбы. В Третьяковской галерее есть картина знаменитого русского художника В. Е. Маковского «Не пущу». На ней запечатлена типичная сцена времен царизма.
С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность и в наше время.
Повод для пьянства
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, ссоры, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство — без причин.
Наверное, вы неоднократно слышали выражение: «Выпьем, согреемся». Считается в обиходе, что спирт является хорошим средством для согревания организма. Недаром о винах часто говорят как о горячительных напитках. Считается, что спирт обладает лечебным действием не только при простудных, но и при целом ряде других болезней, в том числе желудочно-кишечного тракта, например при язве желудка. Врачи же считают, напротив, что язвенному больному категорически нельзя принимать алкоголь. Где истина? Ведь небольшие дозы спиртного действительно возбуждают аппетит.
Один из пироговских съездов русских врачей принял резолюцию о вреде алкоголя: «...нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».
Так что рассуждения о пользе алкоголя — это довольно распространенные заблуждения. Взять хотя бы очевидный факт возбуждения аппетита после стопки водки или сухого вина. Но это только на короткое время, пока спирт вызвал «запальный сок». В дальнейшем прием алкоголя, в том числе пива, только вредит пищеварению. Ведь спиртное парализует деятельность таких важных органов, как печень и поджелудочная железа.
Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае...»
«Северный» стиль употребления алкоголя — потребление алкоголя преимущественно в виде крепких напитков (водка, самогон) единовременными большими дозами («залпом», «единым духом»). Для стран с северным стилем потребления алкоголя — России, а в недавнем прошлом — Швеции — свойственна тяжелая алкогольная ситуация, характеризующаяся распространенностью алкоголизма среди населения, высокой заболеваемостью и смертностью, обусловленной алкоголем.
Для стран, в которых алкоголизм не является острой медицинской или социальной проблемой (Италия, Франция, Испания и др.), характерен «южный» стиль потребления алкоголя главным образом в виде вина и пива.
Понять, почему северный стиль потребления стал доминирующим в России, невозможно, не найдя объяснения, почему абсолютное большинство россиян отдает предпочтение крепким алкогольным напиткам.
Особенности потребления алкоголя в древней Руси
В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны).
В то время на Руси основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с X в. и виноградное вино, а их прием сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.
С этих далеких времен сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».
Хмельное питье каждый варил сам для себя, сколько ему нужно было для обихода. Иногда напитки варили семьями, миром, что получало название мирской бражки, мирского пива. Общины и миры, города и села сходились на игрища, собирались на братчины, пиры и беседы. На народные пиры приглашался князь, на пир княжеский собирался народ.
Всякое мирское дело непременно начиналось пиром, и поэтому в жизни народа хмельные напитки имели большое культурное значение.
Общее заблуждение иностранцев — принимать радушные пиршества в честь гостя за повседневный обычай славян. Арабский писатель Ибн-Фодлан писал о славянских язычниках, что «они предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи».
Слова киевского князя Владимира Святославича «Руси есть веселие пити, не можем без того быти» не означали, что русский народ не мог обходиться в повседневной жизни без алкоголя. Это был всего лишь навсего его вежливо-ироничный отказ мусульманским послам, склонявшим Русь к принятию ислама, который не допускал употребления алкоголя.
Христианская вера, в которую был обращен русский народ, пить не запрещала, но требовала умеренности в отношении хмельного.
Обычай пировать сохранялся еще достаточно долго, но из языческого буйства он превратился в христианское застолье. Древняя языческая тризна, на которой обязательно употреблялись хмельные напитки, также пережила падение язычества и сохранилась до наших дней. Алкоголь потребляется в «родительские субботы» и в другие дни поминовения умерших.
Православие играло важную сдерживающую роль в отношении злоупотребления алкоголем, пословицы и поговорки: «Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого» (т.е. пить в будни — грешно), «Одна рюмка — на здоровье, другая — на веселье, третья — на вздор», «Много вина пить — беде быть», «Пить до дна — не видать добра», «Работа денежку копит, хмель денежку топит».
До середины XVI в. народ, заплатив пошлину на солод, хмель и мед («бражную пошлину»), варил известное к тому времени слабоалкогольное питье (5—8°) — медовуху, пиво, брагу и употреблял их дома или в корчмах.
Корчма — древнеславянское общественное питейное заведение. Корчмой называлось место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и выпивки с песнями и музыкой. Корчма была вольным народным учреждением, имела значение ратуши и гостиного двора. В Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске корчмы составляли важнейшее городское учреждение.
Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство как социально неприемлемая форма употребления алкоголя, носящая массовый характер. Злоупотребление алкоголем сдерживалось в то время рядом факторов. Алкогольные традиции на Руси определялись ритуальным употреблением хмельных напитков по случаю знаменательных событий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершения сбора урожая и т.п., нося в целом эпизодический характер.
Алкогольные напитки были слабоградусными. Большинство населения не имело излишков продовольствия для производства алкоголя. Алкогольные напитки были относительно дороги. На голодный желудок алкоголь, как правило, не употреблялся: мед, пиво или вино пили либо на пиру, либо в корчме, где всегда подавалась еда.
Изменение алкогольных традиций
Пьянство — социально осуждаемая форма потребления алкоголя. Ошибочным является убеждение, что пьянство на Руси возникло с появлением водки. Виноградный спирт (аква вита) в Россию стали завозить давно—с 1386 г. Изготовление спирта из ржаного сырья русские изобрели в 1448-1474 гг. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина или водки. Лишь со второй половины XVI в. появляются свидетельства о пьянстве в России — Стоглавый Собор (1551 г.) призывал: «Пить вино во славу Божью, а не во пьянство».
Таким образом, полтора столетия с начала ввоза в Россию спирта и столетие со времени изобретения его перегонки из хлебного сырья упоминаний о пьянстве на Руси не было.
Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. «Домострой» давал четкие наставления в отношении алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас — и дома и на людях».
Пьянство приходит в Россию с вытеснением корчмы кабаком, с запретом простым людям самим варить пиво и брагу, с потерей народом самостоятельности — закрепощением. Оно приходит в Россию, когда продажа алкоголя сделалась статьей государственного дохода.
Производство и потребление алкоголя сегодня продолжает увеличиваться. В потребление алкоголя все больше вовлекаются новые группы населения – женщины и молодежь (дети). Потребление алкоголя проникает на производство, в общественные места, становится атрибутом служебных отношений. Все меньше воспринимается как социальное зло, отношение к нему становится все более терпимым.
Однако, как и на протяжении четырех последних столетий, легальный наркотик алкоголь в наши дни продолжает оставаться средством пополнения бюджета.
Хотя, надо отметить, что во многих странах бюджетная политика строится с учетом известной истины, что никакие доходы от реализации алкоголя не покрывают совокупного ущерба, наносимого его потреблением здоровью нации и экономике.
Ключников, Сергей Юрьевич.
Пьянство: программа спасения / С. Ю. Ключников. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с. – (Сер. «Исцели себя сам»).
Автор книги – практикующий психолог с 20-летним стажем, является автором популярных книг по психологии и духовной культуре.
В России, как известно, более 30 млн. мужчин, страдающих от алкоголизма. Возможно, в их числе ваш муж, брат, отец, сын или просто друг. Только вы можете помочь им сделать первый шаг к освобождению от этого пристрастия. Книга расскажет вам не только о препятствиях, с которыми вы столкнетесь на пути к исцелению близких, но и научит вас, их преодолевать.
Автор предлагает оригинальные методы, с помощью которых, вы сможете свой ключ к жизни без пьянства. Прочитав книгу, вы узнаете:
как определить тип алкогольной зависимости супруга, сына, брата;
как работать с факторами отрезвления;
и многое другое.
Эта книга – единственное практическое пособие для женщин, которые хотят помочь своим близким избавиться от страсти к алкоголю. Используя знания, изложенные в ней, вы сможете создать свою «программу спасения».
Москаленко, Валентина Дмитриевна.
Зависимость: семейная болезнь / В. Д. Москаленко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ПЕР СЭ, 2008.
В семье зависимость от алкоголя и наркотиков. Как выжить тем кто рядом? На эти и другие вопросы отвечает автор книги Валентина Дмитриевна Москаленко, психиатр-нарколог, клинический генетик и семейный психотерапевт в области зависимостей, доктор медицинских наук, профессор, автор свыше 150 научных и многочисленных популярных публикаций.
Книга посвящена психологии зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания) и созависимости. Созависимость – это психологическое состояние членов семьи больного. Книга начинается эпиграфом из рассказа Виктории Токаревой «Пять фигур на пьедестале»:
«Жизнь с алкоголиком – как война.
Передвижение по обстреливаемой
местности. Пробежишь несколько
метров – упадешь. И никогда не
знаешь, что будет завтра. И даже
сегодня вечером
Так что жены алкоголиков
- это отдельная социальная прослойка,
их можно объединить в особую
группу или вид».
Родственники не только сами страдают, но и строят такие взаимоотношения в семье, которые препятствуют выздоровлению больного. Созависимостью страдают жены, матери, братья, сестры, дети и даже внуки больного. Но нужно знать и всегда помнить, что созависимость излечима. В книге, впервые в России предложена программа преодоления созависимости. Одно из достоинств книги в том, что она написана очень доступным языком, будет понятна родственникам и друзьям больных. В тоже время она может быть руководством для психологов, психотерапевтов, социальных работников и педагогов.
Завьялов, Владимир Юрьевич.
Пьющий мужчина: дианализ трудных вопросов жизни / В. Ю. Завьялов; под ред. Профессора В. В. Макарова. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 224 с. – (Библиотека психотерапии и консультирования).
Завьялов Владимир Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор психиатрии, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Новосибирской государственной медицинской академии, вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ). Профессор Завьялов изучает психологию пьющих уже почти 30 лет, является основателем Дианализа, первой российской системы интегративной психотерапии. Эта система основана на достижениях российской философской школы, в частности на работах А. Ф. Лосева, и сильно отличается от западных направлений психотерапии. Книга «Пьющий мужчина» демонстрирует возможности дианализа по-новому интерпретировать алкогольную зависимость, без осуждения, морализации, односторонности, и является самой необычной книгой по данной проблеме, когда-либо изданной в России.
Автор пожжет понять и нам говорит об этом, с чем имеет дело пьющий мужчина решивший бросить пить. Книга повествует о том, как мужчины пытаются с помощью алкоголя обуздать свои страсти, управлять сексуальностью. Убрав из жизни алкоголь, мужчина учится управлять страстями по-другому. У него начинается «Другая жизнь», осознать которую поможет книга. «Дианализ трудных вопросов жизни» позволяет выявить самые важные «точки воздействия» и помочь человеку преодолеть зависимость от алкоголя.
Книга предназначена, прежде всего, для тех, кто хочет освободиться от привычки менять свое сознание и мыщление с помощью алкоголя, и научиться жить полноценно без выпивки. Она для тех, кто рядом и хочет помочь, - для жен, матерей, сестер, братьев, друзей, коллег и руководителей. Эту книгу с пользой для себя прочтут и молодые люди, думающие о собственной жизни, и коллеги автора – психотерапевты, психологи, социальные работники, педагоги и врачи.
10000 советов. Как избавиться от алкоголизма и наркозависимости / авт.-сост. Н. В. Белов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 400 с.
Порой трудно объяснить многие человеческие стремления и желания. Кто-то из нас рьяно занимается сортом, кто-то много читает, кто-то сутки напролет может лежать под своим авто, а кто-то неплохо зарабатывая благодаря своей предприимчивости. К великому сожалению, рядом с нами живут и отчаявшиеся в жизни люди, без особых интересов и увлечений…
Конечно, все мы разные, с разными дарованиями и возможностями. Но существует безжалостное обстоятельство, которое всегда делало нас, не похожих друг на друга людей, абсолютно равными. Имя ему – несчастье. Пьянство и наркомания стали главными причинами частых людских смертей, падения уровня культуры и роста преступности.
В эту книгу авторы включили максимум информации, посвященной зависимости от алкоголя и наркотических веществ и способам избавления от нее. Книга поможет всем, кто нуждается в скорой психологической и медицинской помощи.
Авторы издания предлагают экскурс в историю этих смертоносных увлечений, советы опытных специалистов – наркологов и психологов, народных целителей и действенные факторы из жизни людей, которые регулярно употребляли наркотики. Авторский коллектив ставил своей главной целью не запугать читателя, а помочь ему осознать опасность алкоголизма и наркомании, чтобы разумным путем избавиться от них. У В. Шекспира есть высказывание: «Наша личность – сад, а наша воля – его садовник».
Соблюдение основных правил и положений, изложенных в книге, будут способствовать полному выздоровлению.
Хворостунина, Светлана Александровна.
Книга, кодирующая и излечивающая от алкогольной зависимости / С. А. Хворостунина. – М.: АСТ, 2006. – 61 с.
Пьянство – бич нации. Однако не стоит думать, что алкоголизм есть лишь отрицательная черта представителей русской народности. В настоящее время хронический алкоголизм является одним из наиболее тяжелых и распространенных заболеваний в мире. Сегодня им страдают не только мужчины, но также женщины и даже дети-подростки.
Современные ученые утверждают, что алкоголизм передается по наследству, от родителей – детям. Для того чтобы разорвать цепочку пьянства, не позволить алкоголю стать оружием против семьи, счастливого детства и полноценной жизни и не утратить тех черт, которые позволяют называть человека личностью, необходимо сделать первый шаг – отказаться от следующей рюмки или бокала спиртного…
Эта книга предназначена непосредственно для тех, кто убежден, что пора остановиться, что … вам нужна серьезная и неотложная помощь. Данное издание предлагает несколько способов избавления от алкогольной зависимости.
Сделать второй шаг навстречу себе поможет данное издание. Первая е глава повествует о тех страшных последствиях, которые влечет за собой злоупотребление спиртными напитками. Кроме того, отдельная глава посвящена рассказу о современных методах лечения хронического алкоголизма: кодированию, коллективным сеансам психотерапии, терапии театром и трудом, аутотренингу. Тем, кто больше доверяет народным средствам, пригодятся советы целителей. Но следует оговориться, что представленная книга есть лишь начало на пути к выздоровлению и возвращению себя как личности.
Алкоголизм: Хитрости и тонкости / под. ред. доктора мед. наук Александра Валентиновича Стрикалова. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004.
Еще Пифагор утверждал « пьянство есть упражнение в безумии».
Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что в экономически развитых странах алкоголизмом поражено от 1 до 10% взрослого населения. В последние годы рост потребления спиртных напитков и рост алкоголизма наблюдается и в развивающихся странах. А о нашей стране и говорить не приходится.
Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, например, известный путешественник Н. Н. Миклуха-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления спиртных напитков.
Автор книги подробно знакомит читателей с историей алкоголя, задает вопросы «Почему люди пьют?» и «Что пьют?», отвечает на них. Дает характеристику алкоголизма: его начала, признаков, стадий заболевания, классификацию; о о лечении алкоголизма, его этапах, формах и методах; рассуждает о жизни алкоголиков, о несовместимости труда и алкоголя, алкоголя и материнства.
Как определить, есть ли у вас (ваших родственников, знакомых, друзей) проблемы с алкоголем и как с ними нужно бороться, может помочь данное издание.
Лечение зависимостей. Полный справочник / под ред. Доктора мед. наук, профессора Ю. Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, 2008. – 640 с.
В данном справочнике представлены самые полные и актуальные сведения по лечению зависимостей. В настоящее время эта проблема очень важна, так как практически половина жителей нашей планеты страдают от различного рода зависимостей. В этом издании подробно представлены возможные причины возникновения зависимостей, наглядно описаны механизмы их развития, приведены характерные симптомы. Даны методы ранней диагностики. Представлены самые современные и эффективные способы лечения и профилактики. Все это поможет своевременно выявить зависимость и сориентироваться в методах избавления от нее. Издание предназначено для широкого круга читателей.
Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / отв. ред. канд. ист.наук Д. А. Халтурина и док. ист.наук А. В. Коротаев; Рос. акад. Гос. службы при президенте РФ. – М.: ЛЕНАНД, 2008. – 376 с.
Алкогольные проблемы России оборачиваются колоссальными человеческими потерями и наносят серьезный урон социальной сфере, демографическому и экономическому развитию. Согласно экспертным оценкам, алкоголь является прямой или косвенной причиной порядка полумиллиона смертей россиян ежегодно. Это крупное социологическое исследование по многим проблемам данного направления. Которое приходит к выводу о необходимости серьезных скоординированных усилий государственных структур, экспертного сообщества, проводящего всесторонние эмпирические исследования, и общественности, чтобы решить проблему алкогольных потерь – пожалуй, самую тяжелую проблему современной России.
Подготовила Т. В. Сорокина