Краеведение на Вятке
Знай наших!


Яндекс.Метрика
Знай наших!

Мария Ботева — детский писатель, драматург, поэт, прозаик

Мария Ботева (1980) родилась в Кирове. Окончила факультет журналистики Уральского университета, факультет литературного творчества Екатеринбургского театрального института (драматургия, семинар Николая Коляды). Работала журналистом в различных изданиях. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Урал», «Октябрь», «Воздух», «ZAART», «TextOnly», на сайте «Молодая русская литература», в «дебютовских» сборниках. В 2005 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга сказок «Световая азбука. Две сестры, два ветра».

Мария — лауреат молодёжной премии «Триумф» (2005), финалист национальной детской литературной премии «Заветная мечта» (2005-2006), трижды её произведения входили в лонг-лист премии «Дебют» (2002, 2004, 2005), вошла в шорт-лист премии Андрея Белого (2013).

Из интервью с Марией Ботевой:

— ...Писатель должен упрощать свои идеи для того, чтобы его дети лучше понимали, или нет?

— Вы знаете, это как с краеведением. Например, родился в Красноярске писатель, и вот он только про свой край и пишет — и получается у него, возможно, добротная, но краеведческая работа. А другой — тоже красноярский автор, но на себе не замыкается, и у него выходит литература. Согласитесь, когда человек не думает о том, что он сочиняет роман именно про Красноярск, у него получается намного лучше. С писанием книг для детей и подростков то же самое.

ИЗ ПОВЕСТИ «ТЫ ИДЕШЬ ПО КОВРУ»

... Мы зажгли свечку, яблоко пополам разрезали. Я погрела булавочную иглу над огнём, это такая дезинфекция. Подула на неё, чтобы остыла. Олька приложила половинку яблока к мочке, с той стороны. Я подняла руку с булавкой.
— А-а-а-а! — заорала Олька. Хорошо, что я ничего не успела сделать. Что рука у меня далеко была. Могла бы промахнуться из-за громких звуков. Быть бы Ольке совсем без уха.
Или без глаза. Я тоже заорала:
— Чего вопишь?
— Я тоже сначала орала, страшно же, — сказала Кондрашкина, — мне мамка рот даже хотела завязать. Девочки, девочки, я же совсем забыла! Самое главное! Надо же точки нарисовать!
— Какие точки ещё? — вмешался Пашка.
— Мама йодом мне точки рисовала. Чтобы видеть, куда иголку тыкать. Только надо сначала себя за уши пощипать, чтобы понять, где в них меньше крови. Где не болит, там и надо колоть.
Хорошая идея. Мы стали себя щипать. Олька всё морщилась, ей везде было больно. Мне тоже, но я виду не показывала. Нарисовали мы себе точки, своими обычными школьными ручками. Олька вдруг начала хохотать, как будто её щекочут. Никак остановиться не может, я даже испугалась. Кондрашкина взяла портфель — и как шарахнет им по стулу. Фигась! Говорит:
— Так надо всегда. Когда такое.
Олька перестала смеяться, но я всё равно боялась, как она мне будет уши прокалывать. Вдруг захохочет? Пашка рвался помочь, но мы решили, что проколем сами друг другу.
Сначала я. Надька закрывала олькин рот рукой, а Пашка Ольку держал за плечи, чтобы не дёргалась. Объяснял:
— Тебе же лучше будет. А то Маринка ещё промахнётся.
И смотрел на неё как-то, будто она ему младшая сестра. А у неё глаза были — каждый с пятак, пять рублей железных. Я руку с булавкой к самой точке поднесла, зажмурилась... И — раз! — проколола. Даже сама не поняла как. Сразу же вдела в дыру серёжку. А вот второе ухо почувствовала. Как иголка через мягкое проходит. А потом в твёрдое яблоко залезает. Смотрю — у Ольки слёзы в глазах. Больно! Хоть она и выбирала место, где крови нет.
Потом Олька мне стала колоть. С первым ухом у неё тоже неплохо прошло. Правда, я чуть в обморок не хлопнулась, потому что слышала, как внутри что-то железное скрипит.
Страшно же! Потом она долго не могла мне серёжку вставить. А перед вторым моим ухом она тоже чуть сознание не потеряла. Накренилась немного и побледнела. Почти как тогда на голубятне, немного меньше. И серёжку ещё дольше вставляла, видно, что сама замучилась. Про себя-то я вообще молчу.
Дома мамка меня отругала.
— Нужно же стерильное! Нужно же дезинфицировать! — кричала она. Славка с Сергунькой ходили рядом и хихикали потихоньку, пока от меня подзатыльников не получили. И от мамки ещё.
Я сказала, что мы булавку на свечке прокаливали. Перед каждым ухом. Но это тоже, оказывается, варварство. А главное — надо вставлять не наши вот эти серёжки, а что-нибудь золотое или серебряное. Или уж серьги из медицинской стали. Мамка взяла у отца водку, — он спал, не заметил, — протёрла мне уши.
Ночью я не знала, на какой бок лечь. Полежишь на правом — правое ухо заболит. На левом — левое...



Книги автора:

2019004 кр 2042214 аб 2042215 аб 2042216 аб 2092272 аб
Световая азбука. Две сестры, два ветра: [сказки] / Ботева М. — Москва, 2005. — 106, [2] с. : ил.

2044373 кр 2044391 аб 2092278 аб
Завтра к семи утра : [стихи] / Ботева М. — Москва, 2008. — 47 с.

2119622 аб
Фотографирование осени : собрание прозы / Мария Ботева. — New York, 2013. — 178, [1] с. : портр.

2118334 аб 2120210 кр 2120211 кр 2120213 аб
Мороженое в вафельных стаканчиках : три повести / Мария Ботева. — Москва, 2013. — 157, [2] с. : ил.

2149865 аб 2151949 аб 2151948 кр
Ты идешь по ковру : две повести / Мария Ботева. — Москва, 2016. — 164, [3] с. : цв. ил.

2154848 аб 2153473 кр
Сто десять раз по два : [стихи] / Мария Ботева. — New York, 2016. — 55, [2] с.

Источники:
http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail.php?ID=969
http://chitaem-vmeste.ru/interviews/mariya-boteva-semya-eto-vsegda-inte/



Мария Бердинских — актриса театра и кино

Марина Игоревна Бердинских родилась 3 августа 1987 г. в пос. Дороничи Кировской области. Российская актриса театра и кино, выпускница Театрального училища имени Щукина. Окончив Щукинское училище в 2008 году, Мария сразу же была принята в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где служит и по сей день, участвуя в основных постановках. Мария Бердинских сыграла на сцене Театра Вахтангова в таких спектаклях, как: «Белая акация» (роль Кати), «Берег женщин» (пьянчужка Лола), «Дон Жуан и Сганарель» (Матюрина), «Дядюшкин сон» (Машка), «Дядя Ваня» (роль Сони) и др. В 2010 году Мария Бердинских стала лауреатом премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший дебютант» за роль Сони в спектакле «Дядя Ваня». В 2011 году Мария Бердинских вышла замуж за популярного актера Леонида Бичевина («Груз 200», «Морфий» и др.). Маша и Леонид служат в одном театре, а также играли вместе в сериале «Кремлевские курсанты» (Бердинских сыграла девушку Варнавы).

Из интервью с Марией Бердинских:

Маша, ваша жизнь похожа на историю Фроси Бурлаковой: приехали из глубинки в столицу, а сейчас работаете в одном из лучших театров Москвы, да еще и замуж вышли за первого красавца!

— В детстве я даже не мечтала об актерской профессии. Жила в поселке в Кировской области... Занималась танцами в самодеятельности. А в девятом классе кто-то из моих друзей пошутил: «А не поступить ли тебе в театральный?» Я решила: «А почему нет?!» Отправилась вместе с мамой в Москву.

Источники:
http://www.eg.ru/daily/cadr/27865/
https://www.kinopoisk.ru/name/1873781/
http://www.vokrug.tv/person/show/mariya_berdinskih/

 


 

Караваев Валентин Александрович — художник-мультипликатор

Караваев Валентин Александрович (1929-2001) — известный художник-мультипликатор, родился в д. Огрызки (Филипповское сельское поселение Кирово-Чепецкого района). Им создано более 20 мультфильмов: «Дед Мороз и лето», «Заяц и муха», «Лягушка-путешественница», «Последняя охота», «Премудрый пескарь» и др. Самая известная работа — 3-серийный мультфильм про попугая Кешу (награждён премией «Ника»). Валентин Александрович вместе с супругой Караваевой Галиной Адольфовной сотрудничали с журналами «Крокодил» и «Весёлые картинки». На счету этой пары более 2000 рисунков, карикатур, графических, живописных работ. И это не удивительно, ведь за плечами этого художника Московская художественная школа, курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», курсы карикатуристов при журнале «Крокодил» и факультет режиссуры мультипликационных фильмов ВГИКа.

После окончания института в 1968 году он сразу приступил к съемкам м/ф «Дед Мороз и лето», который сразу получил признание зрителей. Благодаря этой картине, Караваев был назначен на должность режиссера «Союзмультфильма».

Возвращение блудного попугая.jpg

Лягушка-путешественница.jpg

В 1995 году Валентин Александрович открыл творческую студию «Анимафильм». В ней обучались дети искусству анимации. Именно здесь была создана мультипликатором одна из последних его работ — мультипликационная сказка «Лягушка-путешественница».

«Я думаю, что в будущем при помощи языка анимации разные народы смогут без помех общаться между собой, можно будет легче понять культуру другого народа. Образность анимации не требует словесного перевода. В этом она как живопись или музыка. Только всмотрись и вслушайся, и ты поймёшь мир другого человека или народа. А как только поймёшь, уже никогда не поднимешь на него руку. А это самое главное на Земле».

Валентин Караваев

Источники:
Филипповская библиотека

 


 

Василий Бабушкин: первый силач России

В начале XX в. Вятская губерния  стала известна как родина одного из сильнейших людей не только России, но и всего мира – Василия Бабушкина. Он был удивительным атлетом, мастерством, природным даром силы и выносливости которого восхищались современники. 

Василий Бабушкин родился  в многодетной крестьянской семье  в селе Заструги Малмыжского уезда Вятской губернии. С юных лет он обнаружил в себе удивительную физическую силу. Так как семья была большая и не богатая, то частенько Бабушкин ставил отца за плуг, а сам  впрягался и тянул его. За ночь вспахивали столько же, сколько   соседи  лошадью. Лошадь,  впрочем,  Василий мог, ради забавы взвалить на плечи и пронести по деревенской улице или догнать  её  убежавшую, схватить и  удержать  за хвост. Мог согнуть домостроительную балку  в  14 дюймов, на раскорчёвке леса выдирал с корнем деревья. Постепенно про Бабушкина в родной деревне начали складывать настоящие легенды с определенным социальным подтекстом. Так, рассказывали, будто Бабушкин  фабриканта канатной фабрики, обидевшего своих рабочих, стащил в овраг вместе с баней, в которую тот ушёл мыться. Также долгое время известна была история о том, как Бабушкин поднял угол дома и сунул под него шапку пьяного местного священника, который, якобы, издевался над крестьянами. 

Бабушкин.jpg

Вскоре после достижения совершеннолетия Василий Бабушкин был призван на морскую службу. Попал на Балтику, из Кронштадта его  направили во французский город Тулон, где для России строился крейсер «Боянъ», вошедший в состав  1–й Тихоокеанской  эскадры. Скоро новый крейсер стоял на рейде у входа в Военно-морскую крепость Порт– Артур. В ночь на 9 февраля 1904 г. эскадра, защищавшая  подступы   к крепости,   была внезапно  атакована японским флотом.  Василий Бабушкин в военных столкновениях проявлял удивительное геройство. Он был первым смельчаком по обезвреживанию вражеских минных заграждений,  первым бросался к пробоинам во время  минных атак  и заделывал их сорванными с кают дверными полотнами,  разворачивал горящие деревянные постройки голыми руками и  сбрасывал их в море. Когда израненный крейсер вышел  из строя, Бабушкин выбрался  на берег и в команде минёров  громил передовые позиции врага:«Все  боевые задания им выполнялись  умело, ибо природа наградила его не только чрезвычайной физической силой, но и  редкой сообразительностью. Он относился к типу людей, которые сами всё делают, не дожидаясь распоряжений начальства . Чем опаснее было задание, тем сильнее к нему рвался Василий», - писал про Бабушкина публицист Новиков-Прибой. Машинный квартирмейстер 1 – й статьи Василий Бабушкин  был награждён  полным набором,  четырьмя   Георгиевскими  Крестами.    

Крейсер Баян.jpg

Судьбе было угодно, чтобы Василий попал в плен к японцам,  едва не погиб, и совершил ещё один подвиг. Японский снаряд  оставил в теле Бабушкина 18 осколочных ранений. Японские доктора признали его бесперспективным,   полным инвалидом и отпустили домой. Путь на Родину для Василия должен был начаться в Сингапуре, где можно было попасть на корабль, идущий в Россию. Случай, однако, свёл его с консулом Рудановским, у которого находились секретные сведения о местонахождении 2-й и 3-й русских эскадр, а также неприятельского японского  флота. Для вступления в бой с неприятелем, эскадры под командованием  вице-адмирала З.П. Рождественского и  контр-адмирала Н.И. Небогатикова  должны были соединиться. Морское министерство  России не смогло предупредить не только о движении японских кораблей, но и не знало, где находятся эскадры. 26-летний Василий Бабушкин  предложил доставить  нужные сведения командующему соединением  кораблей. Израненный  матрос с «Боянъ»,   француз   с индусом, составлявшие экипаж  крошечного   парового   катера,   трое суток   рыскали  по океанским   просторам, чтобы найти  русскую Тихоокеанскую эскадру. Поручение консула было выполнено несмотря на то, что кровоточащие раны  Бабушкину пришлось промывать морской водой, а попутчики и вовсе не были надежными людьми. Несмотря на физическое истощение и раны, Бабушкин принял участие и в знаменитом Цусимском сражении.

15

Демобилизовавшись, Василий Фёдорович стал выступать в различных городах и селениях с силовыми номерами, а затем стал борцом-профессионалом, выступал не только на русской, но и на заграничных аренах. Постепенно к Бабушкину пришёл  успех профессионального  артиста,  прозванного зрителями «Король железа и цепей» или  «Второй Поддубный». Он удивлял публику уникальными номерами.  Поднимал  тяжёлый рельс на плечах, к которому цеплялись  как к коромыслу  4 человека на каждый  конец. Играючи рвал железные цепи, мячикам  подкидывал пудовые гири. Гнул из железа браслеты. Кулаками дробил  кирпичи  и камни. Угол железнодорожного вагона  поднял в Челябинске за спор с другим борцом.

В 1924 году в возрасте 46 лет Василий Бабушкин был убит в Застругах, в своём доме. В архиве хранится «Обвинительное заключение по делу о гражданине Орлове Анатолии Никитиче обвиняемого по п «а» ст. 142 Уголовного Кодекса в убийстве Бабушкина-Поддубного Василия Федоровича». Если следовать этому документу, то удивительный силач погиб в результате банальной пьяной ссоры, был убит из револьвера своим помощником, неким 19-летним Орловым. Однако ряд историков до сих пор полагают, что Бабушкин был убит вследствие определенного заказа конкурентов по силовым представлениям, которые желали его физического устранения. 

А. Касанов http://kasanof.livejournal.com/100880.html

Более подробно о Василии Бабушкине можно прочитать в книге:


2136568 бф кро 2136569 бф кр

Гильмутдинова, Альфинур.
   Город в сердце России. - Киров : [б. и.], 2015. – 498 с. - С. 46-67.

 


 

90-летний норвежский профессор А. Д. Перминов побывал на своей малой родине



Профессор А.Д. Перминов (в центре) с сыновьями

Наш земляк Алексей Демидович Перминов (род. в д. Нижние Митенки, Фаленский район) - известный в Норвегии человек. Гордость русской диаспоры, старейший преподаватель русской словесности Университета в Осло, один из составителей большого норвежско-русского словаря. Среди его учеников много известных норвежцев. А. Д. Перминов - так называемый эмигрант второй волны. Бывший военнопленный, он остался в Норвегии после Второй мировой.

Первый раз приехать в Россию удалось только с началом перестройки и только по туристической визе. Но Алексей Демидович всегда мечтал побывать в местах, где он родился и провел свое детство. И вот 2 августа 2012 года Алексей Демидович приехал на свою малую родину — д. Нижние Митёнки Фаленского района, которую его семья вынуждена была покинуть 80 лет назад. Алексей Демидович приехал не один, а с сыновьями и племянником.

Подробно о пребывании А.Д. Перминова на Фаленской земле можно прочитать в статье:
Бурова, Т. Норвегия – Фаленки – Нижние Митёнки // Сельский маяк. – Фаленский р-н. – 2012. – 14 авг. – С. 1-2, фот.

 


 

Жанна Агалакова входит в десятку «самых известных и влиятельных ТВ-журналистов России»

Зрители Первого канала уже успели заметить: Жанна Агалакова теперь появляется в эфире с репортажами не из французской столицы, а из Соединенных Штатов Америки и расположенных поблизости с США стран. Телеведущая сменила место работы (а вместе с ним и место жительства) - теперь наша землячка возглавляет корпункт главного федерального ТВ-канала в Нью-Йорке.

Напомним, в столице Франции Жанна работала с 2005 года. Успела написать о «городе любви» авторский путеводитель: в книге «Все, что я знаю о Париже» рассказала о местах, обязательных для посещения туристами, о самых романтичных и о самых «вкусных» уголках французской столицы. Книгу до сих пор можно найти в книжных магазинах Кирова.

Еще одну интересную новость, связанную с Жанной Агалаковой, сообщил недавно фонд «Общественное мнение». В ходе проведенного им в начале 2013 года опроса выяснилось, что вятская телеведущая входит в десятку «самых известных и влиятельных ТВ-журналистов России».

В этом списке Жанна, кстати, оказалась не только единственным спецкором (все остальные люди в рейтинге - исключительно «студийные» ведущие), но и единственной представительницей прекрасного пола (Светлана Сорокина и Марианна Максимовская в десятку не попали).

Компанию Агалаковой в «топ-10» составили Андрей Малахов, Владимир Познер, Леонид Парфенов, Владимир Соловьев, Александр Невзоров, Аркадий Мамонтов, Николай Сванидзе, Алексей Пиманов и Михаил Леонтьев...

Вятский край. - 2013. - 23 марта (№ 55-56). - С. 1. - (Прил. : Комсомольское Племя. - № 3)

 


 

Заслуженная артистка России, актриса театра на Спасской Марина Карпичева удостоена премии «Фигаро» имени Андрея Миронова

Заслуженная артистка России, актриса театра на Спасской Марина Карпичева в этом году была удостоена премии «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «Лучшие из лучших» – за блистательное исполнение ролей на российской театральной сцене.

Российская национальная актёрская премия «Фигаро» - одна из самых «молодых», основана в Санкт-Петербурге в 2010 году. Она присуждается за исключительные достижения в области актёрского драматического искусства. Основными критериями выбора номинанта являются несомненный творческий вклад в драматическое искусство, яркие актёрские работы, сыгранные за последние три - пять лет, артистическая харизма.

Марина Карпичева служит кировскому ТЮЗу, а ныне театру на Спасской, более 35 лет, сыграла десятки разноплановых ролей и стала первой актрисой провинциального театра, удостоенной «Мироновской» премии.

Присуждение состоялось 8 марта, в день рождения Андрея Миронова, в Санкт-Петербургском театре «Русская Антреприза». Марине Карпичевой была вручена фарфоровая статуэтка Андрея Миронова в образе Фигаро – символ премии.

Вместе с Мариной Карпичевой лауреатами премии нынче стали кинорежиссёр Эмир Кустурица, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков, художественный руководитель Академического Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, народная артистка РСФСР Светлана Немоляева и другие.

 


 

17 февраля 2013 г. дирижеру Вятского симфонического оркестра Валерию Раевскому исполнилось 75 лет

За его плечами Московская и Ленинградская консерватории, стажировка в Вене, управление профессиональными коллективами Костромы, Ярославля, Грозного, оркестрами театров оперы и балета в Челябинске и Улан-Удэ. В Киров маэстро приехал в 1994-м, и оркестр под его руководством обрёл второе дыхание, а культурная жизнь областного центра заметно оживилась. Дирижер уже 40 лет стоит за пультом, составляет репертуар и формирует исполнительский почерк оркестра, выбирает произведения, интересные публике. Кроме того, дирижер создал детский симфонический оркестр, с успехом выступавший на многих площадках, в том числе в Германии, детский абонемент для знакомства подрастающего поколения с классической музыкой. Вятский симфонический оркестр под управлением Валерия Раевского живёт насыщенной творческой жизнью, дает концерты не только в филармонии, но и часто выезжает в районы области, исполняет популярную классику. Труды Валерия Александровича были по достоинству оценены руководством области, и недавно ему присвоили почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».


В минувшее воскресенье, 17 февраля, в Вятской филармонии состоялся концерт под названием «Юбилею дирижёра посвящается…». Прозвучали произведения Шуберта, Чайковского, Гершвина. Валерия Раевского поздравили коллеги, руководство города и области.

 


 

Чирков Вадим Алексеевич (1933 г) — русский писатель, журналист, родился в городе Вятские Поляны Кировской области, жил с 1945 года на Украине, затем в Молдавии (Кишинев), с 2000 г. живет в США. Пишет в жанре детской литературы, фантастики, публицистики. Лауреат многочисленных литературная премий (Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» 2007-2008 года, Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» 2010 в номинации «Сказка», премия им. Марка Алданова от Корпорации «Новый журнал» 2011 (Нью-Йорк, США).

На одной из виртуальных страниц сайта «Лабиринт книг» автор приводит предисловие к книге «Вот столечко тигра», что очень точно характеризует его творчество:

«…ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ СВЕЖЕЙ МАЛИНУ, ЕЕ ПРЯЧУТ В ХОЛОДИЛЬНИК. ЧТОБЫ СБЕРЕЧЬ ДЕНЬГИ, ИХ ЗАПИРАЮТ В СЕЙФ. ЧТОБЫ ОБЕЗОПАСИТЬ ОДЕЖДУ ОТ МОЛИ, ЕЕ ПОСЫПАЮТ НАФТАЛИНОМ. А ЧТО нужно сделать, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ? ЕГО НЕ СПРЯЧЕШЬ В ХОЛОДИЛЬНИКЕ. ЕГО НЕ ЗАПРЕШЬ В сейфе. ЕГО НЕ ПОСЫПЛЕШЬ НАФТАЛИНОМ… УЛОЖУ-КА Я ЕГО В ДЕТСКУЮ СКАЗКУ ТАМ ОНО СОХРАНИТСЯ ЛУЧШЕ ВСЕГО! И МОЖЕТ, ПЕРЕДАСТСЯ кому-то ещё».

Чирков, В. А.   С чего начинается Родина? : [рассказ] // Вятский край : Общественно-политическая газета. - 2013. - 29 янв. (№ 17/18). - С. 8-9.