Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Прошлое, не канувшее в Лету

3 октября в библиотеке им. Герцена состоялась презентация фильма кинодокументалистов Бориса Свистунова и Татьяны Халезовой «Черта» (ГТРК «Вятка»).

За долгие годы работы на телевидении они создали десятки документальных фильмов и передач об истории и культуре Вятского края, посвящённые нашим выдающимся землякам. Среди них — фильм «Стезя Исаака Шура», вошедший в число победителей конкурса «Тэфи-регион» в 2005 г. На этот раз Татьяна Халезова (режиссёр) и Борис Свистунов (сценарист) обратились к малоизученной теме — Вятлаговского театра, созданного в 1944 году по инициативе начальника Управления ИТЛ полковника Алексея Демьяновича Кухтикова. Материалы для «Черты» авторы тщательно собирали больше года. Съёмки проходили не только в Лесном, Кирсе и других посёлках Верхнекамского района, но и в Москве, Санкт-Петербурге, где ныне проживают бывшие артисты (их, естественно, единицы — за 90 лет перевалило) Вятлаговского театра и их потомки: дети, внуки, племянники — те, кто могли кое-что вспомнить. Режиссёр и сценарист нашли в Верхнекамском районе даже зрителей, видевших спектакли театра и его артистов. А вот в Кирсинском краеведческом музее никаких материалов на эту тему, увы, не обнаружилось. Но кадры кинохроники, представленные в фильме, служат фоном прошлого времени.

«Островок цивилизации» на Кайских болотах

В фильме «Черта» не раз упоминается имя полковника Алексея Кухтикова, при котором было достигнуто практически полное самообеспечение лагеря основными продуктами, многими видами вещевого довольствия, мебелью и предметами первой необходимости. За три года своего пребывания на посту начальника ИТЛ Кухтиков сумел сделать очень многое. Кроме того, он лично вникал во все мелочи лагерной жизни, спасал от гибели и давал возможность заниматься своим делом многим высококвалифицированным инженерам, врачам, артистам, музыкантам, художникам. По инициативе Кухтикова в Вятлаге были организованы не только музыкально-драматический театр и художественно-промышленная мастерская, но и дом отдыха для сотрудников, и стационарные оздоровительно-профилактические пункты для заключённых и «трудармейцев», учреждены постоянно действующие выставки продукции сельского хозяйства и товаров ширпотреба (от лаптей — до музыкальных инструментов), завершены электрификация и радиофикация лагеря, получили масштабное развитие такие экзотические для здешних мест отрасли сельского хозяйства, как садоводство и цветоводство: на нескольких гектарах были разбиты яблоневые сады, ягодники и цветники, в теплицах выращивались дыни и арбузы, на спецучастках отрабатывалась агротехника получения рекордных урожаев картофеля, томатов, огурцов. Не кто иной, как Кухтиков, своими правами присвоил центральному посёлку Вятлага («соцгородку») его нынешнее название — Лесной в июне 1944 г. Под хозяйским попечением полковника посёлок к началу 1950-х годов превратился в своеобразный (с поправкой на «гулаговскую» специфику) «островок цивилизации» посреди Кайских болот. Заключённые вспоминали начальника добрым словом, ценили его человеческие качества, несмотря на то, что, по известному выражению Петра I, «тюремная служба» есть «ремесло окаянное».

Лагерный театр

Итак, лагерный театр всего за месяц 1944 г. поставил оперу «Запорожец за Дунаем» к светлому празднику — 8 Марта. Спектакль был дан в местном деревянном ДК, обставленном «под Мариинский театр». Далее были «Сильва», «Марица», «Цыганский барон», «Роз-Мари» и другие. За 10 месяцев 1945 г. было поставлено 10 премьер. Выбирать артистов (а труппа составляла 40 человек) было из кого: в Вятлаге отбывали срок солисты, музыканты из Большого и Свердловского оперных театров, сотрудники консерваторий из разных городов, столичные артисты, режиссёры.
Был среди них и Поль Марсель (Павел Русаков), выпускник Ленинградской консерватории, профессиональный музыкант, ДРУГ Дмитрия Шостаковича. Ещё учась в консерватории, Марсель-Русаков писал романсы на стихи Есенина, был автором нескольких танго, музыки к песням (в том числе и к «Гренаде»), ряду спектаклей, позднее стал музыкальным руководителем Театра Особой Дальневосточной армии. Кто-то из приятелей познакомил Павла Александровича с Клавдией Шульженко, и некоторые музыковеды считают, что именно ей он посвятил песню «Дружба». А 2 июня 1937 г. Павла Русакова арестовали за некую контрреволюционную деятельность, присовокупив в тюрьме ещё и обвинение в покушении на убийство Кирова. Светила «вышка», но композитор благодаря какому-то чуду получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Второй раз Марселю-Русакову крупно повезло, когда он как музыкант и дирижёр попал в образцовый музыкально-драматический театр Вятлага НКВД, где проявил себя во всей полноте. Вот как писала спецгазета «Лес — стране!»: «...Музыкальная обработка композитора Поля Марселя дала блестящие результаты, — оркестр звучал прекрасно, с особенным эффектом прошли увертюра и соло на скрипке к первому акту. Не диссонировало и смелое нововведение композитора — соло на гавайской гитаре... Постановка „Сильвы“ есть крупный успех в работе молодого коллектива и большое достижение в культурной жизни Вятлага». «За высокие производственные показатели» Полю Марселю даже сократили срок на 11 месяцев. И без Кухтикова здесь не обошлось.
Работали в лагерном театре эстонская актриса Антонина Ламон, актриса Нина Белицкая, выпускник студии при Театре им. Вахтангова, артист Анатолий Касапов, художник Фёдор Лавров. Труппа освобождалась от общих работ на лесоповале, и, хотя на премьеры и спектакли артисты отправлялись под конвоем, их порой называли «крепостными», всё-таки театр был для них спасением и в физическом, и в духовном плане. У артистов были свои поклонники, подкарауливавшие их после спектаклей, желавшие завязать знакомство, писавшие письма с признаниями в любви. Постановки смотрели не только сотрудники НКВД, заключённые других 12 лагерей, расположенных на этой железнодорожной ветке, но и рядовые зрители пп. Лесной и Кирс (там было показано 6 оперетт), и даже пленные немцы. По воспоминаниям очевидцев, «зал мужиков рыдал в полный голос», овации были такими бурными и продолжительными, что им мог позавидовать любой театр с мировой известностью. В 1945 — 1950 гг. спектакли ставились реже — актёры отбывали срок и уезжали из этих мест.

Таланты из «высшего общества»

Затем в Лесном появился Владимир Агатов (Вэлвл Исидорович Гуревич) (1901-1967 гг.), поэт-песенник. В молодости он поменял много профессий, в том числе был журналистом-фельетонистом, работал в киевских газетах «Пролетарская правда» и «Киевский пролетарий». Затем переехал в Москву, где в газете «Гудок» писал материалы бок о бок с Валентином Катаевым, Ильфом и Петровым, Эдуардом Багрицким. В 40-х годах Владимир Агатов стал известен на эстраде как поэт-песенник, автор песен «Кокаинетка» (из репертуара Вертинского), «Чайный домик», «Шахматы», «Марш о Красной Армии». Однако слава Владимира Агатова началась с песен к кинофильму «Два бойца», который снимали в Ташкенте в 1942 году. Владимир Агатов приехал навестить жену и сына, находившихся там в эвакуации, но режиссёр Луков снял его прямо с поезда, привёз на студию, по дороге рассказав замысел будущей песни. Богословский наиграл мелодию. Владимир Агатов написал «Тёмную ночь», где «только пули свистят по степи...» — сразу же и почти без помарок. Ещё сочинил «Шаланды полные кефали». Но, несмотря на известность, пришедшую к нему сразу после «Двух бойцов», сталинские лагеря его не миновали. Агатов был арестован практически сразу после съёмок, а в 1949 г. отправлен в Вятлаг. Через пять лет сюда попала известная актриса театра и кино Татьяна Окуневская, арестованная в 1954 г. по статье «шпионаж». К моменту её прибытия в лагерь Агатов уже был «своим человеком», директором лагерного театра, администратором и завлитом. В Вятлаге Агатов организовал при культбригаде женский хор, для чего отыскал в соседних лагерях и перевёл к себе в лагпункт талантливых исполнителей: балетмейстера из Днепропетровска, «первую скрипку» из Театра Советской Армии, и других. Он ставил спектакли, писал стихи к песням хора, которым, кстати, руководил профессор, декан Таллинской консерватории. Семь лет Агатов провёл в местах не столь отдалённых, «недобрав» только три года до своей «десятилетки». Владимир Агатов и Татьяна Окуневская поставили спектакль «Огненный полёт» и грандиозный концерт. Но потом Окуневскую потребовали в Москву — на «пересмотр дела». Вскоре уехал и Агатов. В столице его даже восстановили в Союзе писателей.

Свой срок

По словам Татьяны Халезовой и Бориса Свистунова, главная трудность при съёмках «Черты» заключалась в том, чтобы получить доверие людей — тех, кто прошёл через Вятлаг. Сначала авторы фильма полагали, что сделают обзорную передачу, но материалов оказалось так много, что получился полноценный фильм, в который к тому же попали далеко не все отснятые фрагменты и воспоминания. В Санкт-Петербурге Татьяна Халезова и Борис Свистунов встретились с 90-летней бывшей актрисой лагерного театра Ниной Белицкой, которая рассказала о своих коллегах, поклонниках, жизни до и после Вятлага, показала фотографии многолетней давности и назвала время, проведенное в Лесном, временем общения с людьми из «высшего общества». Никто из лагерных артистов не переступил через морально-нравственную черту, не стал подлецом в тех тяжелейших условиях, а театр помог спасти душу, не ожесточиться — фильм «Черта» и об этом тоже. Сегодня в Лесном уже нет здания деревянного театра, где когда-то шли спектакли, да и сам посёлок становится всё безлюднее. Железная дорога, связывавшая Лесной с «большой землёй», в «Черте» как будто символизирует уход в небытие. Парадоксально, но кажется, что посёлок пережил свои лучшие времена именно тогда, в середине прошлого века.

Наталья Владимирова
Фото автора

логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика