Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
«“Белые пятна” в жизни Николая Чарушина»

В. Д. Сергеев, М. В. Дохматская и Бен Эклоф о Николае Чарушине

6 декабря 2012 года прошло заседание клуба «Краеведческий четверг», называвшееся так: «“Белые пятна” в жизни Николая Чарушина».

Арт-Центр Библиотеки имени А. И. Герцена был заполнен историками, библиотекарями, любителями краеведения. Были также журналисты, сотрудники архивов, студенты и преподаватели.

Вела собрание Татьяна Николаевна Корякина, заведующая отделом краеведческой литературы.

Сотрудница отдела краеведческой литературы Галина Дмитриевна Скальная представила издания, посвящённые жизни и деятельности Н. А. Чарушина.

Г. Д. Скальная рассказывает

НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ ЧАРУШИН (1851–1937) – революционер-народник и политкаторжанин, издатель и журналист, мемуарист, библиограф, сотрудник Библиотеки имени А. И. Герцена.

В начале собрания был показан документальный фильм режиссёра Марины Валентиновны Дохматской «Николай Чарушин: история в человеке» (М-студия, ГТРК «Вятка», 1998). Это фильм из цикла «XX век России в лицах и событиях». Цикл был создан для телеканала «Культура». Автором же фильма стал известный вятский историк Валентин Дмитриевич Сергеев (1940–2006). М. В. Дохматская своё вступительное слово перед показом фильма начала с воспоминаний о нём – учёном, книголюбе, замечательном и обаятельном человеке. Собравшиеся могли видеть Валентина Дмитриевича на большом экране Арт-Центра. В фильме есть несколько эпизодов, где, расположившись в интерьерах Герценки, он рассказывает о Н. А. Чарушине.

М. В. Дохматская

Вот и выступавший вслед за тем американский профессор-историк Бен Эклоф тоже начал с тёплых слов в память о В. Д. Сергееве. Профессор Эклоф преподаёт в университете штата Индиана (г. Блумингтон). Он занимается изучением системы народного образования в пореформенной России (то есть после реформ 1860–1870-х гг. и до революции).

Выступает Б. Эклоф

Бен Эклоф, как и другой американский профессор-историк – Лэрри Холмс (который тоже зашёл на это заседание), постоянно приезжает в Вятку, подолгу живёт здесь, работает в Библиотеке имени А. И. Герцена и в наших архивах.

Г. Д. Скальная и Л. Холмс слушают Б. Эклофа

Профессор Эклоф говорил, что он, заинтересовавшись судьбой Николая Чарушина, решил написать книгу о нём (в соавторстве с профессором-историком из Омска Татьяной Анатольевной Сабуровой). И выступление Бена Эклофа было для многих присутствовавших интересно именно как взгляд на знаменитого уроженца и жителя Вятского края со стороны. Со стороны – значит, глазами иностранца и ещё – с позиции серьёзной исторической науки, с присущей ей актуальной проблематикой и выверенной методологией.

Б. Эклоф и Н. А. Чарушин

Чарушин, который в молодости был революционером-народником, известен своим высказыванием, сделанным уже после революции. Он сказал, что мы, мол, углубляли революцию и доуглублялись до большевиков. Действительно, уже в начале 1918 года его – видного земского деятеля – судили захватившие власть на Вятке большевики. Тогда всё закончилось более или менее благополучно – немолодого и заслуженного человека держать в концлагере не стали. Но и впоследствии его несколько раз арестовывали. Чарушину же принадлежат и слова о чёрной неблагодарности освобождённого народа, во имя и на благо которого сам он столько всего сделал и сколькое претерпел. Уже в 1927 году его в печати именовали «врагом народа». На склоне своих лет Чарушин писал мемуары и служил в Библиотеке имени А. И. Герцена, сделав очень многое по сбору и каталогизации сведений о местном крае.
Бен Эклоф не стал подробно говорить о судьбе Чарушина, тем более – после такого фильма. Ему как историку было, например, важно рассмотреть позицию Николая Чарушина как революционера-народника. Чарушин был человеком многогранным, склонным к размышлениям и сомнениям, человеком, связанным, как говорил профессор Эклоф, с живой жизнью тысячью нитей. И тем самым Чарушин являл собою очевидный контраст по сравнению с расхожим представлением о русских революционерах как об истовых, решительных доктринёрах-теоретиках, даже каких-то однозначных в своих страстных порывах к социальному освобождению.
С точки зрения Бена Эклофа, мемуары Чарушина о его революционной молодости, о «кружке чайковцев», о Карийской каторге – это своеобразная «борьба за память» о народничестве. Борьба в ситуации, когда, при набирающей силу власти экстремистов-большевиков, историческая память стала искажаться и упрощаться. И вот тогда для старых революционеров и каторжан наследие народничества оказалось ценностью, которую не хотелось отдавать на откуп новым властителям России, считавшим врагами всех несогласных.

Заседание продолжилось обсуждением увиденного и услышанного.

 

Отзывы к новости
Назад | На главную