Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Женские голоса в современной поэзии

Женские голоса в современной российской поэзии (И. Кабыш, В. Павлова и др.)

6 ноября 2008 года состоялось очередное заседание литературного клуба «Зелёная лампа» -  «Женские голоса в современной российской поэзии».

И.Н. Крохова, руководитель клуба: "Наша сегодняшняя встреча носит скорее познавательный характер. Мы хотим представить вам тех, кто определяет лицо современной женской поэзии. Попытаемся дать некоторые ориентиры в этом море поэзии.

Так что же такое женская поэзия? Хочу процитировать Веру Павлову: "Женская поэзия" - почти жанровое определение, что-то вроде "женского романа". Есть "женская поэзия", и есть поэзия, которая пишется женщинами. Эти области почти не пересекаются. Мне совершенно неинтересна первая и безумно интересна вторая".
И сегодня мы будем говорить о поэзии, написанной женщинами, то есть о хорошей поэзии.

Если сделать небольшой экскурс в историю, то мы увидим, что долгое время женщина в основном была объектом поэзии. Пришла и заговорила своим языком она лишь в XX веке. Тому было несколько причин: феминизм, технический и общественный прогресс и т.п.
Интересно сказал в своё время М. Волошин "Женщина сама не творит языка и поэтому в те эпохи, когда идёт творчество элементов речи, она безмолвствует. Но!!! Когда он создан, она может выразить на нём и найти слова для оттенков менее уловимых, чем способен на это мужчина".
Спорно, но со второй частью этого утверждения можно согласиться. Действительно, в силу своей природы женщина чувствует самые тонкие, глубинные оттенки явлений. К тому же она - хранительница очага и отсюда в её стихах материнская, жертвенная нота.

В чём же особенность именно женской поэзии, или как мы договорились говорить поэзии, написанной женщинами? Здесь вновь можно процитировать Веру Павлову:

***
И долго буду тем любезна,
Что на краю гудящей бездны
Я подтыкала одеяло
И милость к спящим призывала.

В XX веке было несколько мощных попыток женщин заговорить во весь голос. В начале века - Анна Ахматова, Марина Цветаева, Мария Шкапская. В 40- е годы - военное поколение - Юлия Друнина, Ольга Берггольц. В 60-е годы во времена "оттепели" появились новые, очень яркие имена - Юнна Мориц, Новелла Матвеева, Белла Ахмадулина, Римма Казакова.

А что представляет собой современная женская поэзия? На этот счёт существуют самые разные мнения. Например, Ольга Седакова, считает, что поэзия кончилась, а женская тем более. Здесь можно поспорить, я скорее согласна с поэтом и критиком Данилой Давыдовым: "Поэзия сейчас переживает подлинный расцвет, даже не равный, но превосходящий Золотой и Серебряный века. К сожалению, это не все желают замечать - именно не желают, не просто не замечают. Тут есть объективные причины. Современная поэзия, как и словесность в целом, есть "многоукладное хозяйство". Имея общие корни, нынешние поэты очень далеки друг от друга и в эстетических, и в мировоззренческих установках. Требуется определённая широта восприятия - и определённое великодушие - дабы узреть - и оценить! - лучшие образцы по всему спектру. Таких лиц, увы, мало. И особенно - это уже вторая причина - их мало среди критиков. Беспрецедентная ограниченность 95% пишущих о поэзии, полагающих даже не вкус, а собственную инерционную привычку единственным мерилом, увы, дезориентирует  сообщество ценителей поэзии.
Ну и, конечно, есть постромантический миф о великом поэте. Хорошо, пусть он не один, пусть их будет четыре штуки или там шесть. Но не шестьдесят, упаси господь! Мы, видите ли не способны запомнить столько имён. Мы полагаем, что столько поэтов не бывает".

Интересное высказывание, хотя с ним тоже можно поспорить. А сейчас я попытаюсь очень кратко представить тех, кого нельзя не упомянуть, говоря о современной женской поэзии.

Конечно, это далеко не полный список поэтов, которые заслуживают внимания, есть ещё и Олеся Николаева, Мария Галина, Мария Степанова, Татьяна Щербина, Юлия Идлис, Анна Логвинова, Дина Гатина, Анна Матасова  и целое "море" замечательных имён, в котором каждый найдёт что-то своё,  близкое и созвучное его душе.

А сейчас мы переходит к двум авторам, о которых нам хотелось поговорить более предметно - Инна Кабыш и Вера Павлова. Инну Кабыш должна была представить Н.Д. Богатырёва, к сожалению, она не смогла сегодня присутствовать на заседании, но  прислала своих помощников. Им я и передаю слово.

И.В. Олинова и Т.И. Леонтьева, учителя русского языка и литературы из п. Радужный: "Мы очень рады присутствовать сегодня на этой встрече и передаём привет вашему клубу от литературного салона, который существует у нас в школе. Не так давно Инна Кабыш приезжала в Вятку, побывала она и у нас в гостях. В её последней книжке "Переходный возраст" есть статья и о нашем салоне. Инна Кабыш - это не только наш любимый поэт, но и наша коллега. Много лет она преподаёт литературу в одной из московских школ. Нам кажется, что жизненное кредо Инны Кабыш есть в её стихах:

***
Я переделать мир хочу -
И от бессилия кричу.
Я Достоевского читаю,
Я русских мальчиков учу.

 

 

 

 

 

А визитной карточкой поэтессы давно стало стихотворение, которое многим из вас, наверняка, знакомо:

***
Кто варит варенье в июле,
тот жить собирается с мужем,
уж тот не намерен, конечно,
с любовником тайно бежать.
Иначе зачем тратить сахар,
и так ведь с любовником сладко,
к тому же в дому его тесно
и негде варенье держать.

Кто варит варенье в июле,
тот жить собирается долго,
во всяком уж случае зиму
намерен пере-зимовать.
Иначе зачем ему это
и ведь не из чувства же долга
он гробит короткое лето
на то, чтобы пенки снимать.

Кто варит варенье в июле
в чаду на расплавленной кухне,
уж тот не уедет на Запад
и в Штаты не купит билет,
тот будет по мёртвым сугробам
ползти на смородинный запах...
Кто варит варенье в России,
тот знает, что выхода нет.

В нём, на наш взгляд, заключена формула женского счастья: кухня, варенье, сахар, родина, муж, семья. И ещё Инна Кабыш пишет стихи, которые очень помогают нам в работе в школе. У неё есть стихотворение "Сначала жаль только Татьяну:", и мы предлагаем ученикам продолжить эти строчки самостоятельно, вот, например, что написал один мальчишка:

***
Сначала жаль только Татьяну,
потому что кавалера для неё нет,
и Ленского, потому что пуля в груди не немецкая.
А потом жаль Онегина,
потому что он должен уехать странствовать.
А потом Ольгу,
потому что не сохранила любовь трепетную Ленского.
А потом опять Татьяну,
потому что не смогла мужа бросить.
А потом - опять Онегина,
потому что, оставив Нину, Веру, Машу, Ирину, Анастасию,
пришёл он к любви своей,
но "я другому отдана".

А вот, как это в оригинале у Инны Кабыш:

***
Сначала жаль только Татьяну,
потому что её не любят,
и Ленского,
потому что его убивают.
А потом жаль Онегина,
потому что куда страшней,
когда не любят и убивают не тебя, а ты.
А потом - Ольгу,
потому что самое страшное -
убивать, не замечая, что убиваешь.
А потом - опять Татьяну,
потому что она любит того, кого убивает.
А потом - опять Онегина,
потому что он всё-таки жив,
А потом жаль всё: "наше всё", -
потому что его убили.
А потом жаль всех нас,
потому что мы лишние,
потому что в России все живые лишние.

Нам очень нравится педагогическая направленность во всём, что делает Инна Кабыш, а ещё больше нравится её поэзия о любви, о разной любви.

***
Не дай Бог в дому чужом
Резать хлеб чужим ножом,
И топить чужую печь,
И чужих касаться плеч,
И чтоб вьюга за стеной,
И чтоб этот дом был мой:

Её поэзия очень философичная, вот например, очень пронзительное стихотворение о смерти:

На смерть собаки
1
Рванул мой пёс - и в небо убежал:
наверное, позвал его Хозяин.
...А у меня в руках лишь поводок.
2
И когда надо мною прочтут Псалтирь,
и уйдут, и оставят одну средь мрака,
закричу, что мне нужен здесь поводырь!
и на голос примчится моя собака.

И узнав - за пределом - знакомый лай,
я по углям пойду, как идут коврами,
и мой пёс приведёт мою душу в рай -
прямо к маме.

У Инны Кабыш вышло уже 5 книг, последняя из них - "Переходный возраст". В ней - публицистика, некоторые страницы из этой книги просто потрясают, Кабыш говорит о том, что её волнует, об очень важных вещах. Вот, к примеру, что она отвечает на вопрос родителей "зачем нужно учить стихи?"

"Действительно, зачем заставлять детей учить стихи? Зачем таблицу умножения — понятно, зачем неправильные английские глаголы — тоже, зачем "Бородино" и иже с ним - вопрос. Таблица умножения и английские глаголы- вещи полезные, которые сплошь и рядом могут пригодиться в жизни. А стихи? У автора "Бородина" - в другом стихотворении - есть такие строки:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть (курсив мой).

Оказывается, стихи (а молитва - это стихи) тоже могут пригодиться в жизни, но в особую, "трудную" минуту.
И горе тому, кто в такую минуту не сможет вспомнить заблаговременно выученного стихотворения, как это случи-лось с героем известной сказки:
"Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал, хотел прочесть "Отче наш", но в уме у него вертелась одна таблица умно-жения".
Снежная королева увезла Кая в свои чертоги, и тогда (хо-тя, напомним, Кай знал "все четыре действия арифметики, да еще с дробями", а также "сколько в каждой стране жите-лей") он вдруг понял, что "он в самом деле знает мало", то есть осознал свою слабость.
Отдавая детей во всевозможные спортивные секции и спецшколы, родители всячески стараются укрепить тело и ум ребенка (и это правильно), но, смею напомнить, что сти-хи укрепляют третью составляющую человека - душу.  
Стихи "строят" душу по законам гармонии, то есть делают её красивее, а значит, сильнее, потому что красота - это страшная сила.
Вслед за героем одной то ли детской, то ли взрослой книжки так и хочется на вопрос, зачем детям учить стихи, ответить: "Это по-настоящему полезно, потому что кра-сиво".

Об Инне Кабыш мы можем говорить долго, но мы вынуждены сейчас вас покинуть. Приходите к нам в литературный салон, следующее наше заседание будет посвящено "Последнему поклону" В. Астафьева.

И.Н. Крохова: "Спасибо вам за эту нечаянную встречу, за ваше интересное и неожиданное выступление". А мы продолжаем наш разговор о поэзии Инны Кабыш".

В. Дряхлых, ведущая ГТРК "Вятка": "Я хочу просто почитать стихи Инны Кабыш, то, что зацепило меня."

***
Я старости боялась хуже смерти:
Так рыба, житель вод, боится тверди:
Как ей вода, так мне нужна любовь:

А в старости, когда остынет кровь,
Когда мой лоб избороздят морщины,
Когда меня разлюбят все мужчины
И там, где розы рдели, будут мхи, -
Кто не предаст меня?
Одни стихи.

Когда я читала Кабыш, у меня выбрались стихи не про любовь, а про:, ну, вы сами почувствуете про что они, когда я буду их читать.

 

 

***
У, Москва, калита татарская:
и послушлива да хитра,
сучий хвост, борода боярская,
сваха, пьяненькая с утра.
Полуцарская - полуханская,
полугород - полусело,
разношерстная моя, хамская:
зла, как зверь, да красна зело.
Мать родная, подруга ситная,
долгорукая, что твой князь,
как пиявица ненасытная:
хрясь! - и Новгород сломлен - хрясь!
всё ее - от Курил до Вильнюса
-эк, разъела себе бока! -
то-то Питер пред ней подвинулся:
да уж, мать моя, широка!
"Верит каждому бесу на слово" -
и не верит чужим слезам:
Магдалина, Катюша Маслова,
вся открытая небесам.
И Земле. Потому - столичная,
то есть общая, как котел.
Моя бедная, моя личная,
мой роддом, мой дурдом, мой стол.
...Богоданная, как зарница,
рукотворная, как звезда,
дорогая моя столица,
золотая моя орда.

У Инны Кабыш очень разные стихи. Есть и такие:

***
Нет хуже месяца, чем ноябрь,
и нету места грустней России.
Собака воет как волк. Но я бы,
если б, конечно, меня спросили,
сказала: "Чтобы бежать в Египет,
нужна причина не дай-то Боже!..
А у меня и стакан не выпит:
Что ж я всё так вот возьму и брошу?..

* **
Не затем же, певец, тебе дар,
чтобы смертных простых быть известней,
а затем, чтоб на всякий удар
отвечать не ударом, а песней.

И.Н. Крохова: А теперь я передаю слово ученице Н.Д. Богатырёвой, студентке 1 курса филологического факультетат ВятГГУ Насте Александровой.

А. Александрова: Я может быть, немного дополню, остановлюсь на каких-то фактах биографии Инны Кабыш, которые сегодня ещё не прозвучали. Она родилась в 1963 году в Москве. Окончила Московский педагогический институт, с перерывами работала учителем в школе. Первая её публикация состоялась в 1985 году в альманахе Поэзия, стихи печатались в журналах "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов" и др. Вышли книги: "Личные трудности" (1994), "Детский мир" (1996), "Детство. Отрочество. Детство" (2004), "Невеста без места" (2008), "Переходный возраст" (2008). Инна Кабыш - лауреат премии им. Дельвига (2005), Пушкинской премии фонда Альфреда Тёпфера (1996).
Сегодня совсем не говорили о жанровых особенностях поэзии Инны Кабыш. Это, так называемая пропоэзия или стихопроза - что-то среднее между прозой и поэзией.

***

Я зажимаю уши.
Но уже в следующее мгновение решительно достаю из сумки набор
"Сделай сам" и направляюсь к печке.
...Я верю, что левша Митька сам сделает то, что нужно:
космический корабль.
И улетит. Вместе с бабушкой.
И в своем космическом корабле начнет расти: не по дням, а по часам.
А когда корабль опустится на Марсе,
откроет иллюминатор и выйдет вон,
так что, включив телевизор с геранью,
я увижу его на экране.
- Митька-а!..- закричу я в трубку игрушечного телефона. -
Ну как там на Марсе? Есть жизнь?
Высокий, стройный, золотоволосый Митька улыбнется
грустной отцовской улыбкой и ответит:
"Тоже нет..."
И тогда я скажу:
"А можно, я возьму вас с бабушкой в литературу? Надо же вам где-нибудь жить...>
И Митька подумает и спросит:
"А там - как?"
И я с легким сердцем отвечу:
"Как в танке".

Всё мироощущение - страстное, клокочущее, детское отражено в этих строках.  "Окультуривание русского народа" - так о себе и о том, чем она занимается, говорит сама Кабыш. Много у Инны Кабыш стихов о вере, но её бог очень очеловеченный, она стремиться заразить всех своей верой. Это особенно проявилось в стихотворении, посвящённом её учителю в поэзии - А. Дидурову.

Воспоминание об Алексее Дидурове
Я говорила - дурочка, коза:
"Как жалко, что в стихах у вас нет Бога:"
И округлялись у него глаза,
а я, не видя, продолжала строго,
что, мол, стихи его - сплошная плоть:
Не ведая, а может, забывая,
что во плоти явился нам Господь
и тем она бессмертна, что живая.
Инна Кабыш живёт в окружении Веры и Надежды, эти два имени наиболее часто встречаются в её стихах. И это тоже многое говорит о ней.

Инна Кабыш часто публикуется в "Литературке", в "Учительской газете", и в её статьях чувствуется одновременно мировосприятие учителя, ответственного за своих учеников и поэта,  свободного в своём творческом проявлении.

Т. Клестова, учитель, музыкант: "Я не только люблю, но и очень уважаю Инну Кабыш: в ней есть то, чего мне не хватает в себе и к чему я стремлюсь". "Что такое любовь?" - на этот вопрос я нашла ответ в стихах Инны Кабыш.

***
А любовь - это руки. И чуть - голова.
Авгиевы конюшни.
Я любила тебя, засучив рукава
И подол подоткнувши.
А любовь - добыванье металла из руд,
Разбивание сквера:
добровольный,
пожизненный,
каторжный труд:
Золотая галера.

Тема любви - присутствует практически во всех её стихах

***
Любовь бессюжетна, как Феллини,
и детальна, как "Евгений Онегин".
Любить - это не значит что-то делать,
любить - это само ДЕЛО.
"Что ты делаешь?" - "Люблю", -
и так в каждую секунду жизни.
При этом ты можешь стирать бельё в ванной,
а он - играть Гамлета на сцене -
вы оба будете делать одно дело:
любить:

Эти мысли Кабыш мне очень близки: отношения между мужчиной и женщиной, женская русская доля. И ещё одна тема, которая меня затрагивает, - тема материнства.

***
Так душа облеклась этим тельцем,
Что уже я не буду собой:
Я есть мы,
Ибо матерь с младенцем
Суть одно,
Как архангел с трубой.

***
Назвать мгновение прекрасным,
- сказать - я не могла
ни перед зеркалом бесстрастным,
где красота моя цвела,

Ни на любви мятежном ложе,
ни в доме, где царил покой,
ни там, где то, что мне дороже
всего:
над кровною строкой.

Ни власть, ни молодость, ни сила:
И лишь с младенцем у груди
я день и ночь в слезах просила:
"Мгновение, не проходи!.."

***
Один видит моё платье,
другой видит под платьем ноги,
а третий видит настолько глубже,
что, когда мы встретимся на том свете,
он меня, конечно, узнает первым.

А. Павлов, юрист: "Я просто в восторге от поэзии Инны Кабыш. Вот это и есть настоящая поэзия поэзия  с глубоким смыслом, которая несёт в себе человечное и человеческое. Поэзия, полная эмоций, чувств и чувственности. Кажется, что это писалось без усилий, на одном дыхании, без правки, с первого раза. Лёгкость - необычайная. Чувствуется, что она много думала, многое пережила лично, и интересно знакомиться с её опытом и мыслями".
Т.С. Александрова, инженер-химик: "Все стихи Инны Кабыш я буквально проглотила. А потом увлекла её публицистика. И вот, что мне хочется сказать: не надо делать из Инны Кабыш благостного героя. Это очень неоднозначный, противоречивый, порой фанатичный и тиранически навязывающий своё мнение миру автор. Эта же убеждённость, страстность питает и её стихи. Кабыш в поэзии и Кабыш в публицистике - это как будто два разных человека. "Бой-баба" - так про неё хочется сказать, читая её статьи. В публицистике Кабыш далеко небесспорна и не такая благостная как в своей лирике. И тем интереснее её читать".

Ю. Резник, библиотекарь: "А с чем Вы не согласны у Кабыш?"

Т.С. Александрова: "Ну, например, помните, ещё в начале прошлого века Волошин говорил: до чего мы дошли, если барышни сегодня слушают Грига и читают Грина. А Кабыш может одновременно вознести Грина на вершину литературы и тут же разнести в пух и прах кого-нибудь из современных писателей, обмолвясь мимоходом, что не читала его книг. Часто она бывает не права в своей категоричности, не готова воспринять чужую точку зрения".

И.Н. Крохова: "Мы уже достаточно много говорили об Инне Кабыш, давайте перейдём к другому, не менее интересному автору - Вере Павловой. Это совсем другая поэзия. Слово передаю Ольге Шебеко, журналисту и будущему филологу".

О.Шебеко: Начну со стихотворения Веры Павловой.

***
Слово. Слово. Слово. Слово.
Слово в слово. Словом. К слову.
Слово за слово. По слову.
Слова. На слова. Ни слова.

Как верно заметил один из критиков, одна из особенностей Веры Павловой - "говорить о том, о чём другие молчат". Чтобы понять поэзию Веры Павловой - надо знать её биографию, там все корни.

Вера Павлова на вечере Алексея Цветкова в клубе ''Билингва''. Москва, 18.12.2004.Вера Павлова родилась 4 мая 1963 года в семье научных работников в городе Москве. Окончила музыкальный колледж им. Шнитке и Академию музыки им. Гнесиных по специальности "История музыки". До 18 лет, по благословению Арама Хачатуряна, готовила себя к поприщу композитора.
Работала экскурсоводом в доме-музее Шаляпина, печатала музыковедческие эссе, около 10 лет пела в церковном хоре, куда её привёл первый муж - регент хора. После развода она осталась в хоре и как вспоминает в одном интервью: одновременно "на клиросе пели три его жены".

Стихи начала писать в возрасте 20 лет. Первая подборка была опубликована в журнале "Юность", а известность пришла после появления в 1994 году в газете "Сегодня" разворота из 72 стихотворений (с послесловием Бориса Кузьминского), породившей миф, что Вера Павлова - литературная мистификация. В 1997 году вышла первая книга "Небесное животное", сейчас у Павловой уже 13 книг. В 2000 году она стала лауреатом премии имени Аполлона Григорьева за книгу "Четвёртый сон".

Учёба в консерватории наложила свой отпечаток на её поэзию, она была очень способной и многообещающей ученицей. Одна из её педагогов на полях диплома написала: . А вот что говорит сама Павлова: "Когда я пишу стихи, мне иногда кажется, что я пишу музыку, то есть композиционные приёмы, я заимствую оттуда. Всё, что мне известно о секвенциях, о полифонии, о разных музыкальных формах - всё это я нахожу в стихах, когда пытаюсь их анализировать".

На вопрос, почему она начала писать стихи, отвечает, что первый муж запрещал писать музыку (опрокидывал крышку рояля на пальцы) и тогда в целях конспирации она перешла на стихи. Сегодня многие считают Павлову одной из самых скандальных поэтов. Причём и критики и читатели резко делятся на два лагеря - сторонников и противников. Приведу лишь несколько высказываний.

В. Губайловский: "Стихи Веры Павловой - традиционно о любви и смерти. Но ни такой любви, ни такой смерти в русской поэзии ещё не было".
Б. Парамонов: "Впервые после Цветаевой появилась поэтесса, отказавшаяся в так называемой женской лирике от нот слабости, подавленности, отверженности, покинутости".
Т. Алешка: "Она убеждена, что "любовь - аксиома", но всё же каждый должен подтверждать её своим личным опытом".
Поэт И. Меламед: "Стихи Павловой списаны со стенки моего подъезда".

И, действительно, у Веры Павловой есть стихи, которые трудно читать вслух.

***
Тихо, как на войне.
Лежу на спине, одна,
и чувству, как во мне
умирают твои имена,
их страх, их желание жить.
Я, кажется, не потяну
столько смертей носить,
вынашивая одну.

В. Старостин:

О. Шебеко: "Мария Арбатова, известная писательница на вопрос о Павловой как-то бросила: "Вера Павлова? Это которая пишет про сперму?"

В. Дряхлых: "А сама-то она про это не пишет?"

О. Шебеко: "С одной стороны, меня считают Черубиной де Габриак, вымыслом группы мужчин. С другой, я у них мать сыра земля - роды, гинекология и никакой метафизики> - и, объясняя, почему так много плотского в её стихах,  почему начала с эротических стишков и почему меняет сейчас к ним своё отношение -  "Как ставится голос? Голос опускается все ниже, и дыхание ставится на диафрагму - как говорят вокальные педагоги "опирается на матку". Эротическая лирика - опора на матку. Только и всего. Я распевалась на этой теме. И в какой-то момент:эта тема стала мне уже не нужна>.

Павлова работает в так называемом жанре поэтической миниатюры, её стихи - это 4 максимум 12 строк. Но в сжатой, афористичной форме - максимум содержания. Многие упрекают её в том, что она пишет сыро, не отсекает лишнего, печатает всё, что выходит из-под её пера. Отчасти это справедливо, но это - её выбор. Иногда Павлова поднимается в своих стихах до таких высот, берёт такие рифмы! А с ритмом стиха кажется, она может сделать всё, что угодно. У неё есть свой неповторимый, ни на кого непохожий голос. 

Вера Павлова говорит, что форма стиха для неё важнее содержания. Когда она начинает писать, то никогда  не знает, чем оно закончится. Но если удалась форма - то для неё стихотворение получилось.

Павлова абсолютно не публичный человек, крайне редко даёт интервью. Одно из самых интересных - интервью, данное собственному мужу  М.Поздняеву, поэту, журналисту, работающему в "Огоньке". Мне показалось, что порой, она говорит о своих стихах даже интереснее, чем сами стихи. Хотя даже с мужем она отказывалась беседовать на многие темы.

В этом интервью много почти афоризмов, вот например: "Моя жизнь стоит на трех китах: дневник, блокнот и письмо. Блокнот, в котором стихи, - посередине, а по бокам - дневник и письмо. И они оттягивают из стихов лишнюю доверительность - и лишнюю документальность. Если нет дневника и некому писать письма, в стихах возникает много лишнего...".

Или вот это: "У тела есть пять чувств для того, чтобы ориентироваться в пространстве. А стихи нужны, чтобы ощупывать духовное пространство. У других людей это не стихи. Например, у художника - рука, продолженная кистью... Кто как приспособился. Вот я стихами приспособилась".

Очень интересно муж рассказывает, как она пишет стихи: "Каждое утро она залезает в кипящую ванну, после чего записывает два-три стишка. Два-три дня не записывает - болеет..."
Визитной карточкой Павловой принято считать её книгу "Интимный дневник отличницы", хотя в ней как раз меньше всего эротики.

***
Священный ужас, с которым в одиннадцать лет
Кричишь, глотая слёзы:  Мама, ты дура!
Потому что лучше неё никого нет,
А её не будет. Всё прочее - литература.

Очень часто Павлову сравнивают с Цветаевой, но в ней нет женской слезливости: сила, мужество, готовность до конца отстаивать свою любовь - вот что отличает Павлову. Кстати, как и в своё время Цветаеву, в детстве Веру Павлову насильно заставляли заниматься музыкой.
Очень интересны её отношения с отцом. Он родом с Вологодчины, десятый ребёнок в семье из 16 детей, и фамилия его - Десятов. Вера Павлова, не без иронии, говорит, что отец - лучший её критик: "чем дальше, тем яснее единственным цензором и критиком видится пьяный Матвеич на кухне в деревне, приоткрывающий глаза после каждого сказанного мной стихотворения: Х..ня! Дальше".

***
Летом - вплавь, зимой - на коньках,
на велосипеде под дождём,
осенью-весной на всех парах
попадала в детство прямиком.
Дядя - плавать, дедушка - стоять
на коньках, а папа научил
держать равновесие и жать
на педали, не жалея сил.
- Я с тобой, не бойся! - и держал
руль - одной, седло - другой рукой,
отпускал, не отставал, бежал
рядом.

***
Подарил мне жизнь.
Чем отдарюсь?
Стихами.
Больше у меня ничего нет.
Да и это - моё ли?
Так ребёнком
я дарила маме
открытки на день рожденья:
выбирала сама,
деньги брала у папы.

У Павловой две дочки, которые по её словам, относятся к своей матери с долей юмора. Она рассказывает, что однажды на Новый год на вопрос, что хотела бы получить в подарок, ответила: письмо от Бродского: "Через три недели Бродский умер. Хотя письмо я все-таки получила. Под подушкой нашла. Лиза (младшая дочь) на машинке напечатала. "Я чэтал тваи стихи они мнеочнь панравелес надеюс и стихи каторые ты пишэш сечаз такиеж хароше маё имя иосеф броцкий". Письмо на языке того света - где грамматика теряет власть... Я вклеила это письмо в дневник".

А вот что Вера Павлова говорит о современном состоянии поэзии: "Сейчас нужны стихи, которые на мраморе можно писать. Настал момент, когда поэзия должна доказывать свое... первородство. Ведь проза после поэзии появилась. Поэзия - Адам, а проза - Ева. В такие моменты, как сейчас, поэзии нужен некоторый аристократизм, чтобы поставить на место тех, кто не умеет себя вести. Это язык богов - нельзя об этом забывать. Особенно когда богов низвергают..."

И ещё, штрих к портрету Веры Павловой - её любимая книга "Дневник" Анны Франк, это тоже о многом говорит.

Я хочу прочитать несколько её стихов.

И.Н. Крохова: "Спасибо за такое полное и интересное представление Веры Павловой. А теперь давайте перейдём непосредственно к обсуждению".

В. Старостин: "Перед тем, как собственно перейти к Вере Павловой, - небольшое предисловие. Мужчина и женщина - это абсолютно два разных вида животных, разумных животных. Так вот, Вера Павлова - это высочайшая вершина женской поэзии, поэзии, которая не могла быть написана никем из мужчин. Женщина - это совсем иной мир, - сказала нам Вера Павлова. Она совсем по-другому относится к жизни.

Что такое проституция? Это ведь не женское, а чисто мужское занятие, это болезнь мужчин. Всю жизнь мы что-то ищем, а женщине нужен только один, единственный.

***
Девочке хотелось замуж,
И она про это пела
Тонким голосом романсы.
Девочке хотелось замуж,
И она капусту ела
И грустила по мучному.
Замуж! - девочка вздыхала,
Долго рифму подбирала
И заканчивала строчку.
Девочке хотелось замуж,
И она за это часто
Била маленькую дочку.

 Вот про это говорит Вера Павлова! Вот о чём она думает! А о чём думаем мы, мужчины? Да всё о том же! К женщине мы относимся как к объекту!

В женщине космическое начало заключено. Кто помнит русского философа Н. Фёдорова? Он ведь говорил о том, что матерей воскрешать не надо, потому что понимал: в них уже всё есть и отпадает всякая надобность в мужчинах, мы становимся лишними! Мужчина - такое бесполезное создание: Это просто ужас! Сейчас Вера Павлова, конечно, стала писать хуже - благостные стихи: ещё не Донцова, но уже Инна Кабыш. Жаль: Резюмирую: надо читать Веру Павлову, но не всю - раннюю, там всё есть и про любовь, и про главное:

Женщина, конечно, - никакая не загадка, это ответ на все вопросы. Мимо прошли мы Веры Павловой, а ведь всё было написано ещё в 1995 году. А сейчас я почитаю её стихи.
***
где моя родина? -
возле родинки
у левой твоей ключицы.
Если переместится родинка -
родина переместится.
Здесь она права, родина - это ведь не место и не воспоминания, родина - это родинка на плече любимого человека

***
Они влюблены и счастливы.
Он:
- Когда тебя нет,
мне кажется -
ты просто вышла
в соседнюю комнату.
Она:
- Когда ты выходишь
в соседнюю комнату,
мне кажется -
тебя больше нет.

* * *
Творить? Ну что ты! - Створаживать
подкисшее житие,
житуху облагораживать,
чтоб легче было ее
любить. И любить ее, жирную,
как желтый пасхальный творог...
А ты мне про тайны надмирные.
А ты мне - восстань, пророк...

Вера Павлова учит нас одной простой вещи - не врать.

***
Сквозь наслоенья дней рождений
все лучше виден день рожденья.
Сквозь наслоенья наслаждений
все наслажденней наслажденье
вобрать и задержать в гортани
большой глоток дождя и дыма...
Чем ближе мы подходим к тайне,
тем легче мы проходим мимо.

Конечно, Вера Павлова - злая поэтесса, она говорит о таких вещах, о которых не принято говорить в литературных клубах.

***
Самозабвенна и лукава
победа, горькая на вкус.
Минет - змеиная забава.
Отсасываю свой укус.

***
- Что-то в глаз попало?
- Твоя ресница.
- Чем же её вымыть?
- Твоими слезами.
- Чем же вытереть слёзы?
- Твоей щекою.
- Как же мы друг без друга?
- Как друг без друга.

Моё знакомство с Верой Павловой началось с книги "Ручная кладь", которую мне вручили наши библиотекари. Я был, конечно, удивлён, что такая поэзия существует. Не зря её сравнивают с Мариной Цветаевой: так же, как Цветаева, Павлова заставляет меня замирать, когда я читаю её стихи. Она может написать так, как не могу написать я - мужчина и не способен написать никто из поэтов-мужчин, каким бы гениальным он ни был. В этом и есть предназначение женской поэзии.
И ещё, пара слов про закладки, которые лежат перед вами. Читайте их, здесь собрана лучшая поэзия, не только Павлова, но и Шкапская, Петровых, Ширман, Кекова, Русс, Рыжий, Быков, Кушнер. Я жалею, что сам не додумался до этого, хорошая придумка наших библиотекарей. Надо нести хорошую поэзию в  массы. И совсем не в тему: читайте В. Шарова, это моё последнее открытие, рекомендую>.

В. Дряхлых: "Можно я чуть на снижение поработаю, почитаю стихи, где Павлова очень иронична, по отношению к себе и к миру".

***
Покамест я всем детям тётя,
всем баба мужикам.
А буду я всем детям баба,
всем тётка мужикам.

* * *
Мыло, веревка,
стул - повесить носки.
Как-то неловко
подыхать от тоски.
Бездна беззвездна
и темно под водой.
Мне уже поздно
умирать молодой.

В. Старостин:

***
Как вешаться не хочется,
как хлопотно стреляться,
как долго и как холодно
лететь вниз головой!
В порядке исключения
позволь в живых остаться
и помереть, как следует,
а не как Пушкин твой!

Е. Килякова, зав. отделом библиотеки им. А.И. Герцена: "Из всех поэтов Вера Павлова выделяется своей ироничностью, афористичностью, образностью. В четырёх строках ей удаётся передать и запечатлеть целый мир - мир женщины.

***
Почистила зубы.
Больше я этому дню ничего не должна.

***
Иду по канату.
Для равновесия -
двое детей на руках.

***
Плачу, потому что не можешь со мной жить.
Не можешь со мной жить, потому что плачу.
Плачу, потому что никак не могу решить
эту лукавую, дьявольскую задачу.
Не можешь, не потому, что больше других
невольников чести вкусил покоя и воли,
но потому, что боливар не вынесет двоих
с поля боя.

***
Использованный презерватив
на ветке берёзы
в лютый мороз.
Генофонд.

***
Растерялась, тело
наизнанку надела:
швами наружу,
атласной подкладкой наружу.
Буду бита.

О.С.Халявина, служащая: "Я бы такие стихи не стала читать для души".

Е. Килякова: "А для моей души вот это в самый раз:"

***
Бог миловал - дал мне плохую память:
совсем не помню, как мучилась, как убивалась.
Ещё бы забыть, как мучила, как убивала,
ещё бы убитые мною меня забыли, -
и моя память могла бы считаться прекрасной.

И.Н. Крохова: "Я думаю, что наше сегодняшнее заседание прошло не зря: много новых имён прозвучало, много стихов. Это ещё раз доказывает, что поэзия не умерла, она живёт, развивается и так же разнообразна и непредсказуема как окружающая нас жизнь. А если вы, придя домой, возьмёте в руки томик стихов, -  это и будет лучшим итогом нашей встречи".

 

Что читать:

  • Бек Т. Сага с помарками: (Стихи). - М.: Время, 2004.
  • Гейде М. Слизни Гарроты: Стихи и комментарии. - М.: АРГО-РИСК; Тверь: KOLONNA Publications, 2006. - 104 с.
  • Горалик Л. Подсекай, Петруша Стихи. - М.: АРГО-РИСК; Книжное обозрение, 2007.
  • Кабыш И. Детство. Отрочество. Детство:  Стихи, поэмы, пьеса. - Саратов, 2003.
  • Кабыш И. Невеста без места: (Стихи). - М.:   Время, 2008.
  • Кекова С. Короткие письма: (Стихи). - СПб.: Пушкинский фонд, 1999.
  • Лиснянская И. Сны старой Евы: (Стихи). - М.:  ОГИ, 2007.
  • Матвеева Н. Мяч, оставшийся в небе: Автобиограф. проза. Стихи.- М.: Мол. гвардия, 2006.
  • Миллер Л. Мотив: Книга стихов. - М.: Аграф, 2002.
  • Мориц Ю. По закону - привет почтальону: (Стихи). - М.: Время, 2006.
  • Николаева О. Испанские письма. - М.: Материк, 2004. - 84 с.
  • Павлова В. Ручная кладь: Стихи. - М.: Захаров, 2006.
  • Павлова В. Три книги: (стихи).- М.: Захаров, 2008.
  • Русс А. Марежь: Книга стихов.- М.: АРГО-РИСК; Тверь:Kolonna Publications, 2006.
  • Седакова О. Музыка: Стихи и проза. - М.: Русскiй мiръ, 2006.
  • Степанова М. Песни северных южан: Стихи. - М.: Арго-Риск; Тверь: Kolonna, 2001.- 56 с.
  • Фанайлова Е. С особым цинизмом: Стихи. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 140 с.
  • Шварц Е. Сочинения: В 2 т.- СПб.: Пушкинский фонд, 2002.
  • Щербина Т. Побег смысла: Стихи. - М.: АРГО-РИСК; Книжное обозрение, 2008. - 96 с.

См. также:

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями