Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

22 СЕНТЯБРЯ
в литературном клубе «Зеленая лампа»
состоялся творческий вечер

писателя, литературоведа и литературного критика
ПАВЛА БАСИНСКОГО

Павел Басинский — автор наиболее полной неподцензурной биографии Максима Горького
(2005 год), а также серии книг о Льве Толстом.

Надежда Павловна Гурьянова познакомила Павла Валерьевича с библиотекой, с её прошлым и настоящим.

Гость осмотрел Кабинет А. И. Герцена,

побывал в Отделе редкой и ценной книги,

в Кабинете писателя.

Конференц-зал был в этот вечер переполнен читателями, неравнодушными к творчеству Л. Н. Толстого, почитателями книг Павла Басинского.

Павла Валерьевича представила кандидат философских наук, главный научный сотрудник Центра регионоведения Наталья Ильинична Злыгостева.

Писатель рассказал о себе, обстоятельно ответил на вопросы о своих книгах, о литературном процессе, рассказал о новом невымышленном романе «Тайная история Лизы Дьяконовой».

Многие читатели пришли на встречу с любимым писателем, взяв с собой его книги, и были награждены автографами автора.


Выставка книг и журнальных публикаций из отделов библиотеки


Фото Владимира Подлевских

Из выступления Павла Басинского в литературном клубе «Зелёная лампа». 22 сентября 2017 г.

О себе
Мне сложно определить, кто я по профессии... Вообще-то я — штатный журналист, с 1991 года работаю в газете, а печатаюсь — с 14-летнего возраста. С другой стороны — я преподаю в Литературном институте, который закончил. Веду там мастер-класс по прозе. Писатель — да, но начинал я скорее как критик, и, между прочим, совсем не благостный: в 90-е годы в «Литературной газете» я писал довольно злобные статьи о писателях и многим крови попортил. Поэтому я себе дал зарок — никогда не обижаться, если критикуют мои книги. Раз сам ругал — значит и тебя могут ругать. Иногда меня называют литературоведом, но я не литературовед, хотя я кандидат филологических наук, защитил диссертацию по теме «Ранний Горький и Ницше». Академического литературоведа из меня не получилось. Я — писатель и сейчас немножко ещё и критик.


О Горьком
Можно любить Горького как писателя, можно — не любить... Но это, безусловно, центральная фигура рубежа веков, Серебряного века и первых лет Советской власти. В этом нет никакого сомнения. Горького невозможно выкинуть из палитры этого времени, как нельзя убрать узловую станцию: просто поезда начнут сталкиваться и не смогут разъезжаться. Горький соединял в себе все токи этого времени: невозможно представить себе другого человека, который бы адекватно, уважительно, с огромным интересом мог общаться с Толстым и Чеховым, а с другой стороны — с Лениным и Сталиным; который мог дружить с Лениным и Василием Розановым. А Горький это мог. В этом его несчастье и трагедия: он вмещал в себя это всё, и это раздирало его. Он не цельная, конечно, фигура, а сложная, пёстрая...


О жанре романа
Что такое русский роман? В Европе первый великий роман — «Дон Кихот» —появляется уже в начале 17 века. А в России первый плохой роман — «Иван Выжигин» Фаддея Булгарина — в двадцатые годы 19 века. Потом появляются «Мёртвые души» Гоголя , а затем только — Толстой и Достоевский. Но сейчас совершенно очевидно, что два главных прозаика мира — это Толстой и Достоевский. Так же, как два главных драматурга — Шекспир и Чехов.
Толстой не любил Шекспира, но очень любил Чехова, при этом очень не любил его драматургию. Однажды он сказал Чехову: «Антон Павлович, Шекспир был плохой драматург, а вы — ещё хуже!». Старик просто в точку попал: два самых плохих драматурга стали самыми великими драматургами мира!


Об уходе Толстого
Его уход волнует многих, об этом написано много книг, фильмы об этом снимаются. Это рассматривается как некий жест, поступок — осознанный очень. У Бунина есть замечательная книга эссе «Освобождение Толстого», где он рассматривает уход Толстого как некий буддический акт. Действительно, в уходе Толстого есть что-то похожее на уход Будды: поняв, что не может жить в «башне из слоновой кости», он отправился избавлять мир от страданий. Хотя Будда был молодой, а Толстой — стариком, но, тем не менее, в этих поступках что-то есть схожее. Толстой писал Софье Андреевне в одну из попыток ухода из дома: как индусы уходят в леса, так я хочу на склоне своих лет уйти из дома.


О книге «Святой против Льва»
Меня одновременно с Толстым всегда очень интересовала фигура Иоанна Кронштадтского, я много о нём читал, собирал библиотеку о нём. Я знал, что отец Иоанн незадолго до смерти в своём дневнике призывал Бога убить Толстого. Это, конечно, неслыханно, чтобы священник призывал Бога убить человека... Поэтому я решил написать книгу именно так: с одной стороны, я написал первую светскую биографию Иоанна Кронштадтского, до этого о нем писали жития — это другой жанр, а с другой стороны, я хотел разобраться в том, что называется «религия Толстого». Я не считаю, что Толстой создал свою религию, я считаю, что он просто искал свой религиозный путь.


О Толстом
Толстой, помимо того что он писатель, он сам — произведение. Произведение духа, природы, Бога... И это произведение он создал сам, потому что, во-первых, он самоучка, как Горький: он нигде не учился, ни в какой гимназии, он не закончил никакого университета, перескочил с одного курса Казанского университета на второй, но как только получил в наследство Ясную Поляну, всё бросил и помчался быть помещиком. Все его братья закончили университет, а Лёвушка — абсолютный самоучка! В молодости братья его любили бесконечно, но относились к нему как к самому пустяшному человеку: уж из кого мог получиться писатель, но только не из Лёвушки! Никто не думал, что из него что-то получится. «Матёрого человечища» Толстой создавал из себя сам.


О дневниках Толстого
Толстой считал главным произведением свои дневники. «Анна Каренина», «Война и мир» — он считал, что всё это полная ерунда. Когда с ним произошёл полный переворот, он слышать об этих романах не хотел, никогда их не перечитывал. Известна история: однажды Толстой вышел в сад, сел на скамью, увидел раскрытую книгу, взял её, стал читать и сказал: «А недурно написано! Кто автор?». Перевернул обложку, там было написано: «Лев Толстой. Анна Каренина». Он не перечитывал себя и считал, то, что он написал, — не нужно никому. А главное — его мысли. Даже не статьи, не трактаты религиозные, а именно дневник. Дневник Толстого в 90-томнике занимает 13 томов, и он никогда отдельно не переиздавался, что плохо.
Для меня тоже сегодня главное произведение Толстого — его дневник. Это совершенно потрясающая вещь, его можно открыть в любом месте, начать читать...и просто утонешь в этом. В его мыслях, наблюдениях над людьми, над жизнью... Он видел всё: от мыши до звёзд, и всё у него складывалось в невероятную собственную картину мира. Вот поэтому дневник отражает самого Толстого как произведение. И собственно этим я и занимался.



Фото Владимира Подлевских

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ БАСИНСКИЙ — российский писатель, литературовед, литературный критик. Член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности.
Родился 14 октября 1961 года в г. Фролово Волгоградской области. Учился на отделении иностранных языков Саратовского университета, окончил Литературный институт имени А. М. Горького (1986) и аспирантуру при нём, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Горький и Ницше».
С 1981 года печатался как критик в «Литературной газете», журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов» и др. В настоящее время работает литературным обозревателем «Российской газеты».
Автор наиболее полной неподцензурной биографии Максима Горького, изданной в 2005 году, а также серии книг, посвящённых жизни и творчеству Льва Толстого.
Член жюри литературной премии «Ясная Поляна». Входит в постоянное жюри премии А. Солженицына.
Лауреат премии «Антибукер» в номинации «Луч света» (за литературную критику).
В 2010 года книга «Лев Толстой: бегство из рая» стала лауреатом Национальной литературной премии «Большая книга» (I место).
В 2014 году был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры за книгу «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды».
В 2017 году выйдет новый роман Павла Басинского «Тайная история Лизы Дьяконовой».

ЧТО ЧИТАТЬ:

  • Горький / Павел Басинский. — Изд. 2-е. — М. : Мол. гвардия, 2006. — 451 с. (ЖЗЛ)
  • Лев в тени Льва : история любви и ненависти / Павел Басинский. — М. : АСТ : Ред. Елены Шубиной, 2014. — 509 с.
  • Лев Толстой: бегство из рая / Павел Басинский. —М. : АСТ : Астрель, 2010. — 636 с.
  • Лев Толстой — свободный человек / Павел Басинский. — М. : Молодая гвардия, 2016. — 414 с.
  • Московский пленник : Статьи. Эссе. Проза / Павел Басинский. — М. : Хроникер, 2004. — 384 с.
  • Русская литература конца XIX-начала XX века и первой эмиграции : Пособие для учителя / Павел Басинский и Сергей Федякин. — М. : Академия, 2000. —528 с.
  • Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина / Павел Басинский. — М. : Вагриус, 2008. — 431 с.
  • Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды / Павел Басинский. — М. : АСТ, 2013. — 572 с.
  • Скрипач не нужен : [роман с критикой] / Павел Басинский. — М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2014. — 510 с.
  • Страсти по Максиму. Горький: 9 дней после смерти / Павел Басинский. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 414 с.
  • Человек эпохи реализма : статьи и эссе / Павел Басинский. — Иркутск : Сапронов, 2012. — 462 с.

ПАВЕЛ БАСИНСКИЙ. В ВЯТКУ! В ВЯТКУ! / Российская газета. 24.09.2017

ВИДЕОЗАПИСЬ ВСТРЕЧИ

ГРУППЫ В ВК:
Творческий вечер Павла Басинского
Литературный клуб «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»


БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ВСТРЕЧИ С ПАВЛОМ БАСИНСКИМ
Кофейню Кофе&Книги

и лично Юрия Михайловича Опалева

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика