|
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
|
|||||||||||
7 февраля 2008 года состоялось очередное заседание литературного дискуссионного клуба «Зелёная лампа» на тему «Дмитрий Быков: поэт, прозаик, журналист» Около 40 человек собрались вокруг зелёной лампы, чтобы обсудить творчество одной из самых заметных и провокативных фигур современной российской литературы и журналистики. Е. Чемоданова, главный библиотекарь научно-методического отдела Герценки, в своём выступлении представила основные творческие амплуа Д. Быкова: И.Н. Крохова, руководитель клуба «Зелёная лампа»: «Сегодня у нас в гостях журналист газеты «Вятский край» М. Смирнов. В октябре 2007 года Михаил имел возможность лично пообщаться с Д. Быковым в Нижнем Новгороде во время литературного фестиваля. Результатом этого общения стала статья «Если бы у Пушкина был мобильник...» («Вятский край» от 12.10.07.). Сегодня Михаил поделится с нами своими впечатлениями». М.П. Аюпова, поэт: «Я хочу сказать о поэте Д. Быкове. Его стихи я читала и раньше в толстых литературных журналах, но поэтический сборник («Последнее время») держу в руках впервые, и как поэта по-настоящему открыла его только сейчас. То, что он поэт, на мой взгляд, - бесспорно, хотя в первую очередь, он всё же журналист, затем – писатель и только потом - поэт. Кстати, сам себя он оценивает достаточно трезво и критически, взять хотя бы вот это стихотворение: У меня насчет моего таланта иллюзий нет. Всё же он ощущает себя в большей степени журналистом, в подтверждение этого хочу привести ещё одно его стихотворение: Жизнь — это роман с журналисткой. Ёмко, конкретно, чётко, лучше не скажешь. Своеобразие поэзии Быкова, на мой взгляд, особенно ярко проявляется в форме стиха. Оригинальны его стихотворения, написанные в одну строчку, где строфы он отбивает абзацем. Конечно, здесь он не первооткрыватель и заимствует этот приём, но заимствует очень талантливо. Не придерёшься к его рифмам – это всегда у Быкова безупречно. Что в стихах, что в прозе – Быкова обвиняют в избыточности, он это и сам понимает и открыто в этом признаётся. В какой-то степени это его фишка: Что подкупает у Быкова – совершенно простая, разговорная интонация. И в то же время он создаёт свой размер, ищет что-то своё, хочет быть ни на кого не похожим. В своих стихах Быков предельно искренен, но в то же время это не исповедальность, он остаётся закрытым человеком. Что нам делать, умеющим кофе варить, Всё, что мы могли бы о нём сказать, он сказал о себе сам в своих стихах. И ничего добавлять не надо и доказывать тоже. Т. Клестова, учитель, шк. № 14: «Я познакомилась с поэзией Д. Быкова буквально на днях. Мне дали распечатку его из сборника «Последнее время», всего несколько десятков стихотворений. Вначале он меня ничем не зацепил, ну, хорошие, добротно сделанные вещи. В них Быков – точный, острый, саркастичный, очень изменчивый… И вдруг я наткнулась на стихотворения, которые никак не ожидала встретить у него. Здесь Быков уже совсем другой – очень тонкий, лиричный, искренний. Эти несколько стихотворений, что называется, легли мне на душу. Например, вот это очень музыкальное стихотворение: Зима приходит вздохом струнных: А вот в этом стихотворении Быков, можно сказать, выразил своё творческое и жизненное кредо: Как поэт, на мой взгляд, он по-настоящему талантлив, и у него встречаются замечательные строки, где музыка и слова слиты воедино». В.А. Старостин, краевед: «Никакой он не поэт и не прозаик! Это обыкновенный еврейский пророк! И поскольку он пророк (и мнения своего я не изменю), то пишет свою Библию, в которой ставит вопросы, но не даёт ответы. У него практически все стихотворения начинаются с ничего. Он как бы говорит читателю: «не хочешь читать – не читай, а хочешь - будь добр, сядь на диван, настройся и будь готов к восприятию того, что я хочу тебе сказать». Поэзия может быть и такой. Пишет ли он хорошо? Безусловно. Он создаёт свой мир и надеется, что кто-то туда заглянет. Согласен, что всё, что он мог, он сказал о себе в своих стихах: Я дыра, я пусто место, щель, зиянье, дупло, труха, Д. Курочкин, юрист: «Я буду говорить о Быкове как дилетант, но, как сказал один умный человек: нет более интересного и продолжительного спора, чем спор дилетантов. В последнее время практически всех, кого мы обсуждали в клубе, мы объявляли гением, пророком или записывали в классики. Я думаю, что с учётом Быкова у нас уже набралось 12 апостолов, воплощённых в деятелях современной русской литературы. Кажется, у Горького есть такая фраза «Писать надо как Флобер или вообще не писать». А Быков себя, кстати, сравнивает с Флобером, совсем, на мой взгляд, безосновательно. В.А. Старостин: «Дмитрий, а может быть, он просто не читал своих книг?» Д. Курочкин: «Роман «Эвакуатор» понравился мне больше, но тоже не оправдал моих ожиданий. Главная сюжетная линия – роман двух героев, но как Быков описывает нам это! Ни одной по настоящему эротической, любовной сцены, написано как у неких стыдливых писателей! Безобразие! Не понимаю, за что студенты дали ему Букера…» (Далее идёт подробный разбор романа по пунктам). А. Александрова, гимназистка: «Как человек, занимающийся поэзией, я отметила для себя интересный и самобытный стиль Быкова. Действительно, у него очень точные рифмы (невозможно придраться), интересная метрика. Мне нравятся его эксперименты в этом направлении. Быков – неподражаем, а его «Письма счастья» не только хороши сами по себе, но и заставляют задуматься о серьёзных вещах». М. Федянин, гимназист: «По поводу избыточности, в которой Быкова часто упрекают: возможно, это из-за того, что он слишком много пишет и как следствие - страдает качество текстов. Такой объём написанного – это уже что-то на грани графоманства. У меня также возник вопрос: хорошо ли Быков знаком с историческим материалом, на основе которого написаны некоторые его романы? Может ли он рассуждать о судьбах русского народа, не будучи русским по национальности?» В.А. Старостин: «Нет, фактом владеет Быков нормально, как раз здесь придраться не к чему. Кстати, по поводу того, что Быков – еврей, и что мы знаем, кто такие братья Стругацкие и кому их премия присуждается. Чтобы закрыть эту тему скажу вот что: никто не может рассказать о русской истории больше и лучше евреев. Всё, что создано в русской культуре – всё это создано еврейским народом. Е. Чемоданова: «Все романы Быкова – это в каком-то смысле фантастика, недаром они получали неоднократно премию им. братьев Стругацких. Так что про историческую достоверность не стоит и говорить. Ещё хочу добавить по поводу «Писем счастья» - этот приём, когда стихи пишутся в строчку, Быков заимствовал у малоизвестной поэтессы 20-х годов М. Шкапской (о ней эссе Быкова «Аборт»). Да и она тоже не была первооткрывателем – такой приём встречается у многих, в частности у Эренбурга». В. Дряхлых, телеведущая ГТРК «Вятка»: «Я Быкова на телевидении не видела и не слышала, знаю его только как писателя. Вначале пыталась читать «Орфографию», но не пошло. А вот роман «ЖД» мне очень понравился. Я люблю этот жанр альтернативной истории «а что было бы, если бы…». Кстати, до «ЖД» я ещё пробовала читать «Золото бунта» Иванова: сюжет интересный, динамичный, написано с выдумкой, но уж очень цветасто, его метафоры меня порой утомляли. А взяла «ЖД» - и не могла оторваться, пока не дочитала до конца! Я почувствовала боль Быкова в этом романе, его искренние переживания и мысли о судьбе России. И хотя роман написан в довольно мрачных тонах, всё же Быков пытается найти какой-то выход». М.П. Аюпова: «Ошибка, которую мы сегодня совершили при обсуждении творчества Быкова, это то, что мы судим о его книгах без учёта жанра, в котором они написаны. Вот я слушала молодого человека, он разбирал романы, будто они написаны в русле критического реализма. А надо говорить о них в контексте современной литературы. Возможно, надо было взять двух современных авторов, например, Быкова и Пелевина, на стыке, на их сравнении могла возникнуть какая-то искра и мы бы докопались хоть до какой-то истины. Мы должны понимать, что сегодня практически все молодые авторы находятся в поиске новых форм, новых тем и т.п. Это не так просто и надо это учитывать, когда мы предъявляем им претензии». Е. Вострокнутова, библиотека им. А. Грина: «Я читаю сейчас книгу эссе «Вместо жизни». Помимо того, что это написано замечательно, точно, тонко, эти статьи заставили меня обратиться к первоисточникам. Прочитала эссе о Евтушенко - взяла с полки томик его стихов, после статьи о Катаеве – перечитала «Траву забвения», а над цветаевским очерком - плакала. Вот за это Быкову спасибо, за любовь к тем, о ком он пишет, за свою ни на кого непохожую интонацию». О. Халявина, служащая: «Я Быкова не читала, не слышала и вообще не знаю кто он такой. Пришла сюда, чтобы вы мне рассказали про него. Сидела, слушала целый вечер и ничего из ваших выступлений не поняла. Один говорит – одно, другой – другое. Непонятно… Ответьте мне: так надо его читать или нет? Ведь не буду же я начинать читать роман в 700 страниц, если он плохой. Вы мне должны сказать точно: хороший Быков писатель или нет? А стихи мне его - не понравились!» Участники заседания (хором): «Мы Вам ничего не должны! У нас здесь дискуссионный клуб, а не ликбез!» Т.Клестова: «То, что Вам не понравились стихи Быкова – это нормально, значит он не Ваш поэт. А мне из пятидесяти – десять стихотворений легли на душу, больше и не надо, и за это Быкову я очень благодарна». Отзывы к новости
|
||||||||||||
Назад | На главную
[Error] Call to a member function return_links() on null (0) /home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/templates/greenlamp/footer.php:49 #0: include_once /home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93 #1: require(string) /home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2 #2: require_once(string) /home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/footer.php:4 #3: require(string) /home/u535/herzenlib.ru/WWW/greenlamp/detail.php:18 ---------- |