Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Вятские книголюбы
Будем работать сами, приводя в известность
добрые дела других!
Е.Д. Петряев

29 апреля 2011 г. состоялось 423 заседание клуба «Вятские книголюбы» им. Е. Д. Петряева на тему «А. И. Герцен  в изобразительном искусстве» (лекция с видеопрезентацией), а также экскурсия по кабинету А.И. Герцена

А. И. Герцен  в изобразительном искусстве - лекция с видеопрезентацией.
(Мошкина А. Н.) 

Все сохранившиеся художественные изображения А. И. Герцена можно разбить на две группы. Портреты относятся к различным периодам жизни Герцена, начиная с детского возраста. Первая группа охватывает портреты 30-х и 40-х гг., вторая группа - портреты 50-х и 60-х гг. Все изображения выполнены в разных художественных техниках. Среди них живописные портреты, исполненные маслом на холсте, а также в технике  пастели, карандаша, гравюры, литографии. Большой интерес представляют скульптурные изображения XIX, XX  вв.

Рисунок неизвестного художника 1813 года, изображающий Герцена ребёнком. Портрет Герцена – ребёнка не имеет законченного характера, он изображён  в 3/4 с поворотом вправо. Резко очерчена лишь левая сторона овала лица, линия же головы едва заметна. Черты лица напоминают младенцев итальянских мастеров. Художник сумел придать лицу ребёнка одухотворённость. Тонкие пряди волос спускаются на высокий лоб. Глаза смотрят задумчиво. Видна чуть заметная улыбка в углах чётко обозначенных губ. О наружности «Шушки» в своих воспоминаниях пишет Т. П. Пассек: «Это был ребёнок худой, бледный, с редкими длинными белокурыми волосами, с большими тёмно-серыми глазами, в которых порой блестели искры и рано засветилась мысль». Графический портрет не очень хорошего качества, многое в изображении уже утрачено. Не видно в портрете соотношения света и тени, почти не видно направления графических линий, но, тем не менее, портрет дорог нам, как начало иконографии Герцена.

Портрет  работы академика А. Збруева, написанный масляными красками на холсте в 1832 году. Размер его 21х25 см. Портрет предназначался для дружеской семьи Пассек. На тёмном ровном фоне выступает выразительное лицо молодого человека с большими, полными мысли глазами и чётко очерченным ртом, на котором едва заметна сдержанная улыбка. Тени вокруг рта придают ему особую живость. Слегка приплюснутый нос напоминает портреты позднего периода. Недлинные волосы надо лбом отброшены набок без пробора, а по сторонам зачёсаны на лоб и виски. Узкая полоска поднятого воротничка белеет над высоким воротом сюртука и высоко повязанным галстуком. Портрет выполнен превосходно.

Два совершенно очаровательных графических портрета А. И. Герцена выполнены в Вятке ссыльным художником и архитектором А. Л. Витбергом. Оба портрета представляют для нас исключительный интерес, потому что принадлежали великому художнику, которого сам Герцен считал гениальным.

А. Л. Витберг. А. И. Герцен. 1835. Вятка

Портрет 1835 г. исполнен итальянским карандашом. Широкими штрихами положены тени, тонкой линией выведены основные контуры. Молодой Герцен представлен в профиль. Лёгкая улыбка оживляет тонкое, ясное лицо. Длинные волосы с вершины лба отброшены назад, по бокам зачёсаны на виски. Нос прямой, его линия едва передана в рисунке. Высокий галстук приподнимает мягкий воротничок, намеченный узкой полоской. Портрет был послан Герценом в Москву родителям. Невеста Герцена – Наталья Александровна писала: «Я видала твой портрет. О, в эту минуту я бы расцеловала ту руку, которая изобразила твоё лицо и его выражение…».

Портрет, исполненный Витбергом в 1836 г., - лучший в иконографии молодого Герцена. Портрет выполнен итальянским карандашом и дан, в отличие от первого, с небольшим поворотом; таким образом, чуть виден и правый глаз. Портрет предназначался в качестве подарка невесте Наталье Александровне. Портрет понравился Герцену, оценившему его одухотворенность, энергию выраженных в нём чувств. Он оказался наполненным внутренней жизнью. Герцен писал: «Сходство разительное; там всё видно на лице – и моя душа, и мой характер, и моя любовь. Кроме Витберга, кто бы мог это сделать. Я радовался, что черты моего лица выражают столько жизни и восторга. В ответном письме Наталья Александровна, разделявшая восторг Герцена писала: «Как ты, а я, мой ангел, нахожу, что ты смотришь на портрете так, как ты смотрел на меня 9 апреля 1834 г., держа крепко, крепко мою руку…». Портрет стал известен в России в 1898 г., когда фотография с него появилась на выставке в память В. Г. Белинского. Сейчас портрет находится в Третьяковской галерее.

Портрет Герцена работы А. Л. Витберга 1840 г.(?) Портрет имеет овальную форму, как все родовые портреты Яковлевых. Данный портрет долгое время считался затерявшимся. Летом 1839 года во Владимире у Герцена родился его первенец – Александр. Записи в дневнике, страницы «Былого и дум», посвящённые этому событию, говорят о той силе отеческих чувств, которые делают понятным этот столь непривычный для эпохи сюжет. На теплом коричневом фоне выделяется образ молодого человека с тёмно-серыми глазами, с лицом полным одухотворённости. Молодой Герцен нежно прижимает к себе грудного  младенца. Портрет располагает к мысли, что семейный очаг Герцена полон любви, нежности, тепла и уюта. Изображение относится к лучшей поре жизни А. И. Герцена.

К. Я. Рейхель,  А. И. Герцен. 1842. Новгород. Герцен изображён в фас. Это скорее набросок карандашом, чем законченный портрет, но лицо тщательно проработано. В этом изображении ярко переданы герценовские черты: живой, смелый и умный взгляд пристальных, широко открытых глаз и выразительные губы. Тени положены неясно видимыми отдельными штрихами, а лёгкими пятнами, и делают лицо более худощавым. Не приглаженные волосы свободными прядями ложатся вокруг овала лица. Они зачерчены густо положенными штрихами; из-за чуть закинутой головы лицо передано небольшим ракурсом. Широко раскрытый отложной воротник обнажает тонкую шею. Левая рука приподнята и положена на тумбочку. Кисть руки с вырисовывающимися пальцами спускается вниз. Этот момент придаёт изящную небрежность позе Герцена.

К. А.  Горбунов. А. И. Герцен. 1845. Москва. Литография.  Облик Герцена в этот период жизни уже отличается от предыдущих изображений, и передан вполне верно. Можно предполагать, что сам Герцен был доволен этим портретом. Герцен изображён в профиль, с гладко зачёсанными на пробор недлинными волосами. Бакенбарды спустились до подбородка, над губой темнеют чуть заметные усы. Длинные и густые брови. Короткий, слегка приплюснутый нос. Чуть обозначился двойной подбородок. Совершенно необычный рот с нижней губой, несколько втянутой. Высокий, выпуклый лоб и большие внимательные глаза оживлены упорной мыслью. Тёмный галстук, широко открытый сюртук завершают это поясное изображение Герцена. Здесь писатель представлен в расцвете своей молодой тогда ещё славы.

Л. Ноэль. А. И. Герцен. 1847 г. Париж. Литография с фотографии. Это погрудное изображение, выполненное Ноэлем в Париже. Портрет демонстрирует образ Герцена, только что оказавшегося в Европе. Он изображён с бородкой и коротко остриженными волосами. Таким образом, выделяется открытый лоб. Умные глаза смотрят выразительно и спокойно. Портрет напоминает изображения русского художника К. П. Горбунова.

Ф. Грасс.  А. И. Герцен. 1858. Лондон. Раннее скульптурное изображение Герцена. Бюст заказал Никола Трюбнер, распространитель герценовских изданий для Вольной русской типографии. По поводу скульптурного слепка Герцен писал 18 сентября 1858 года друзьям Рейхель: «Трюбнер делает мой бюст; вот сходство-то! Стыдно смотреть – так и хочется поднести абсента с содовой водой. Как только будет готов, я вам пришлю редукцию – действительно шедевр, делает рейнский скульптор Грасс, и милость воздастся ему».  Из этих слов можно заключить, что Герцен в бюсте усматривал большое сходство. Однако в этом изображении художник придал облику Герцена черты, которые дали повод и к его шутке.

Н. Н. Ге.  А. И. Герцен. 1867. Флоренция. Ещё в молодости художник преподнёс невесте, как самый дорогой подарок, статью Герцена «По поводу одной драмы». И, конечно, ещё с того времени мечтал он написать портрет любимого писателя. Встреча произошла в конце 1866 года во Флоренции. В первый же вечер знакомства, провожая Герцена домой, Ге попросил: «Александр Иванович, не для вас, не для себя, но для всех, кому вы дороги как человек, как писатель – дайте сеансы, я напишу ваш портрет». Герцен согласился. За пять сеансов портрет был окончен. Написан  масляными красками на холсте, размером 78.8 х 62.6 см. Изображение  вписано в овал. Благородная строгость этого портрета – он решён в сдержанных коричнево-чёрных тонах – так соответствует образу человека. Ясно выделяется на тёмном фоне лицо - вольное и энергичное, с умными живыми глазами. Если внимательно в него всмотришься – почувствуешь затаённую тревогу и усталость. Небольшая с проседью борода прикрывает мягкий воротник на тёмном сюртуке, сливающийся с густым  тёплым фоном – виднеется цепочка. Черты лица Герцена отяжелели. В портрете теплые тона, игра светотени и смелость мазков, несколько напоминают портреты Рембранта. Это, как считал В. В. Стасов, один из лучших портретов всей русской школы вообще. Очень высоко ценил его и И. Е. Репин.

Неизвестный художник. А. И. Герцен. С фотографии С. Л. Левицкого в 1861г. Портрет исполнен пастелью по известной фотографии, которую сам Герцен считал «превосходной». На фотографии и живописном изображении Герцен представлен в рост, сидящим на кресле, поджав под себя одну ногу. Он облокотился о стол и погружён в глубокую думу. На портрете художник сохранил позу Герцена, изобразив его по пояс.

Н. А. Герцен (дочь). А. И. Герцен. 1867. Старшая дочь Герцена была очень талантлива и прекрасно рисовала. Она выполнила несколько портретов отца, в том числе и копии. Портрет Александра Ивановича в профиль, выполнен ею превосходно. В переписке Герцен упоминает о работе над этим портретом. Самостоятельный портрет А. И. Герцена, работы Натальи Александровны сохранялся у неё до самой смерти 1936 г. Потомки Герцена за рубежом передали в дар бесценную реликвию в музей А. И. Герцена в Сивцевом Вражке.  Наталья Александровна писала портрет отца в 1867 г. во Флоренции, одновременно с Н. Н. Ге.

Скульптор Н. А. Андреев архитектор В. Д. Кокорин. Памятники Герцену и Огарёву. 1922.  Москва. Скульптор изобразил и Герцена и Огарёва во весь рост, с лицами, обращёнными друг к другу. Это уже не юноши, которые учились в Московском университете, а зрелые люди эпохи 50-60-х гг. Автор стремился и к портретному сходству, и к передаче того высокого смысла, каким была наполнена жизнь Герцена и Огарёва.

Герцен изображён со скрещенными на груди руками, в плаще, который спадает с правого плеча многочисленными декоративными складками. Его поза вызывает ощущение приподнятости и напряжённой силы. Огарёв в сюртуке и плаще, небрежно  перекинутом на правую руку, изображён скульптором в спокойной, задумчивой позе.

Памятники установлены у Московского университета, в стенах которого прошли студенческие годы Герцена и Огарёва. 10 декабря 1922 года  состоялось торжественное открытие монументов, выполненных. как все памятники того времени, в бетоне.

Скульптор М. А. Шмаков, архитекторы Ю. В. Ильин-Адаев, Р. Г. Кананин. Бронзовые барельефные портреты Герцена и Огарёва. 1978. Москва. Воробьевы горы. Это место в Москве связано с великой дружбой Герцена и Огарёва. В 1827 г. на Воробьевых горах дали они юношескую клятву бороться с несправедливостями и мерзостями существующего мироустройства. В память об этом событии в 1978 г. здесь был установлен памятный знак. На склоне горы, на овальной площадке, сложенной из камня, установлен пилон, состоящий из двух вертикалей, символизирующих по замыслу авторов дружбу двух молодых людей. Всю заднюю часть площадки замыкает полукруглая стенка из серого гранита.

Скульптор М. И. Мильбергер, архитектор К. М. Сапегин. А. И. Герцен. 1959. Москва. Этот памятник установлен на Тверском бульваре, д. 25, в глубине не очень большого двора с садом. Писатель изображён во весь рост, держащим в руке гранки «Колокола». Монумент был выполнен в бронзе и установлен на постаменте из чёрного полированного гранита.

 

Н. П. Забелло. А. И. Герцен. Ницца. 1871.  Скульптура выполнена в бронзе и представляет писателя во весь рост в характерной позе – со скрещенными руками и слегка склонённой головой. Памятник установлен на могиле Герцена. В его фигуре передана сосредоточенная мысль и скорбь. Лицо, несмотря на сходство, всё же не отражает того богатства внутренней жизни, которое было свойственно Герцену. За памятником высятся кипарисы. Рядом могильные плиты Натальи Александровны и их детей. Это уединённый уголок кладбища у каменной стены, за которой лежит парк «Шато». С одной стороны отроги Альп, с другой стороны, за горой – море. Это изображение дорого нам, что создано человеком, очень близко его знавшим.

Искусствоведческий материал подготовила и провела гл. библиотекарь Регионального центра по работе с книжными памятниками  Мошкина А. Н.

В заключение заседания Рогожников Олег Васильевич (г. Слободской), преподнёс в дар Кабинету А. И. Герцена 10 выпусков факсимильных изданий газеты «Колокол», которая издавалась в России в 1964 г. Мы благодарим Олега Васильевича за желание помочь сформировать редкие фонды Кабинета А. И. Герцена.

Известный вятский краевед и библиофил Александр Львович Рашковский, сделал краткое сообщение из биографии А. И. Герцена.

 


Назад | На главную