Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Вятские книголюбы
Будем работать сами, приводя в известность
добрые дела других!
Е.Д. Петряев

20 декабря 2007 года состоялось 389 заседание клуба «Вятские книголюбы»  им. Е.Д.  Петряева, посвященное нотным сокровищам в фондах библиотеки  и редким книгам по истории музыки в Кабинете западноевропейской книги библиотеки им. А. И. Герцена

Титульный  лист книги аббата Лакассаня «Руководство к искусству пения»  (Париж-Версаль, 1766)

ПРОГРАММА

Из цикла «Нотные сокровища в фондах библиотеки им. А. И. Герцена». М. П. Беляев и его издательство в фондах отдела литературы по искусству.
Т. А. Викторова

Редкие книги по истории музыки в Кабинете западноевропейской книги библиотеки им. А. И. Герцена.
Е. А. Малышева

В программе принимают участие Владимир Шапошников (фортепиано), Евгений Родин (баритон), Наталья Шапошникова (концертмейстер).

В XIX веке в России насчитывалось около 30 издательств, среди них крупные фирмы – П. Юргенсона, А. Гутхеля, В. Бесселя, Ю. Циммерма­на, М. Беляева и др. В фондах нашей библиотеки присутствуют все эти издательства, но больше всего нот издательств «М. П. Беляев в Лейпциге» и П. Юргенсона. Ноты поступали в библиотеку из различных источников: магазинов  Вятки,  Москвы и Петербурга, из других библиотек и ведомств, от частных лиц.

М. П. Беляев – владелец огромного состояния и страстный любитель музыки, особенно русской, появился на музыкальном горизонте в начале 80 гг. XIX века. В 1895 г. В.В. Стасов предвещал: «Когда будет писаться история русской музыки, имя М. П. Беляева займёт однажды видную и почётную страницу». Он сравнивал выдающуюся музыкальную деятельность Беляева с деятельностью П. М. Третьякова. Одним из мотивов, побудивших его открыть издательство, явилось блестящее начало композиторской деятельности А. Глазунова. Прослушав его Первую симфонию, Беляев загорелся желанием её издать. И симфония была напечатана. Так началось существование одного из самых культурных издательств нот в дореволюционной России. За первые 10 лет Беляев издал всё самое высокоталантливое, что было создано в этот период новой русской музыкальной школой. В нотном фонде отдела литературы по искусству находится более 50 прижизненных изданий композиторов А. Глазунова, А. Бородина, А. Лядова, А. Скрябина и др. издательства «М. П. Беляев в Лейпциге».

Библиография

Александр Николаевич Скрябин : [1872–1915] / сост. Е. Н. Рудакова. – М., 1979. – 215 с. : ил. ; Вольман, Б. Русские нотные издания XIX – начала XX века. – Л. : Музыка,1970. – 216 с. ;
Ганина, М. А. Александр Николаевич Глазунов : жизнь и творчество. – Л. : Музгиз, 1961. – 388 с. : ил. ;
Комаров, А. М. М. П. Беляев – издатель П. И. Чайковского // Музыка и время. – 2006. – № 9. – С. 47–51 ;
Кунин, М. Из истории нотопечатания : краткие очерки. – М. : Сов. композитор, 1963. – 77 с. ; Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки. – М. : Музыка, 1977. – 383 с. ;
Преснецов, Р. М. Музыка и музыканты Вятки. – Горький, Волго-Вят. кн. изд-во, 1982. – 205 с. : ил. ;
Рубцова, В. В. Александр Николаевич Скрябин. – М. : Музыка, 1989. – 447 с. : ил., нот. ; Стасов, В. В. М. П. Беляев : ст. о музыке : в 5 вып. – М. : Музыка, 1980. – Вып. 5-а : 1894–1906. – С. 335–339 ;
Трайнин, В. Я. Беляев и его кружок. – Л. : Музыка, 1975. – 128 с. : ил. ;
Третьякова, Л. С. Страницы русской музыки. – М. : Знание, 1979. – 160 с. – (Русская классическая музыка на рубеже XIX–XX вв.) ;
Чугунов, Ю. «Это город контрастов». Скрябинская Москва. – М. : Композитор, 1999. – 116 с.

В Кабинете западноевропейской книги XVI–XIX вв. сохранились едва ли не старейшие нотные тексты библиотеки. В переплёте «Сочинений» епископа Афанасия Александрийского (Базель: Фробен, 1556) сохранился фрагмент древнего пергамена. В пору раннего книгопечатания довольно часто старые рукописные книги становились подсобным материалом переплётчиков. Скорее всего, этому многоцветному кусочку пергамена около 600 лет. Нотные тексты напечатаны и в трудах знаменитейшего учёного средневековья, жившего в VII–VIII веках, – Беды Достопочтенного (Базель, 1563).

Крайне интересно  прижизненное издание Мартина Лютера на немецком языке о порядке богослужения. Четыре гимна, сочиненных им, были напечатаны в сборнике в 1524 году. Знаменитый «Ein feste Burg ist unser Gott» стал событием в европейской истории.

Среди руководств по технике бельканто особенно отличаются книги И.-А. Гербста «Современная музыка или манера бельканто» (Франкфурт, 1658) и Й. А. Хиллера «Руководство по правильному музыкальному пению» (Лейпциг, 1774).

Знаменитая «Энциклопедия» Дидро и Д’Аламбера (1751–1772) включала в себя 17 томов текста и 11 томов иллюстраций. Мы можем иметь о ней представление по хранящемуся в фондах библиотеки «Словарю музыки» Ж. Ж. Руссо (Амстердам, 1772).

Для дофина – наследника французской короны было издано руководство по пению аббата Лакассаня. (Париж, 1766). Книга является прекрасным образцом стиля рококо.

Очень трогательно, спустя 272 года со дня выхода, смотрится «Новое собрание избранных песен» (Гаага, 1735) – карманного песенника XVIII века с текстами и нотами. Не менее изысканно выглядит изящный томик, изданный в Париже 1795 г. – «Концерт в Роменвилле или собрание романсов, песен, ариэтт, рондо, водевилей и т.д.», в котором содержатся  54 нотных дополнения.
И, наконец, роскошный том «Танец» Г. Вуиллье (Париж, 1898). Где ещё можно увидеть столь великолепные нотные иллюстрации ко многим танцам: паванна, гавот королевского балета, сарабанда и многим другим!

Книга находилась в собрании В. Я. Светлова (Ивченко) (1860–1934) – издателя и балетного критика, члена комитета по организации Русских сезонов  в Париже. В 1910–1916 гг. он был редактором знаменитого журнала «Нива». После 1917 г. он эмигрировал в Париж, где и умер. Осталась книга из исчезнувшей библиотеки – как отсвет далёкой эпохи.




Поделитесь нашей новостью с друзьями



Назад | На главную