Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Вятские книголюбы
Будем работать сами, приводя в известность
добрые дела других!
Е.Д. Петряев

25 декабря 2014 г. в арт-центре библиотеки состоялось 456-е заседание  клуба «Вятские книголюбы» им. Е. Д. Петряева, посвящённое 125-летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой

В программу заседания вошли доклад краеведа Александра Львовича Рашковского «Загадка фотографий А. А. Ахматовой. А. А. Ахматова, Л. К. Чуковская и Е. Д. Петряев в переписке», обзор новых книг о поэте «Анна Ахматова: pro et contra», подготовленный заведующей отделом обслуживания  библиотеки им. А. И. Герцена Еленой Геннадьевной Киляковой и небольшая поэтическая композиция из ранних стихов А. Ахматовой, представленная студентами Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина Маргаритой Полушкиной и Евгением Скурихиным.


А. Л. Рашковский

Из доклада краеведа А. Л. Рашковского
«Загадка фотографий Анны Андреевны Ахматовой.
А. А. Ахматова, Л. К.Чуковская и Е. Д. Петряев в переписке»

«Когда я начал работать с перепиской Е. Д. Петряева, то и представить себе не мог, что обнаружу такой клад. В последние годы жизни Евгения Дмитриевича я достаточно часто встречался с ним, но никогда он не упоминал о Лидии Корнеевне. Тогда это было опасно. Она ведь ходила в диссидентках.

Переписка эта представляет огромный интерес для будущих исследователей как творчества Е. Д. Петряева, так и творчества Л. К. Чуковской. К сожалению, в бумагах Евгения Дмитриевича мало сохранилось его писем Лидии Корнеевне. Но, в архиве Лидии Корнеевны, которым сегодня управляет Елена Цезаревна Чуковская (домашнее имя – Люша) ее дочь, все 70 писем Евгения Дмитриевича есть. Письма Лидии Корнеевны интересны еще тем, что все они написаны от руки ее характерным почерком.

Они познакомились в начале 1950-х годов, когда Иван Игнатьевич Халтурин предложил Лидии Корнеевне заняться написанием книги о декабристах, а Евгений Дмитриевич уже тогда был признанным знатоком истории декабристов в Сибири.

В переписке нередко упоминалась и Анна Андреевна Ахматова. Чуковская неоднократно посылала Евгению Дмитриевичу фотографии Ахматовой очень плохого качества, который, по выражению Ахматовой, восстанавливал в Кирове “кудесник”. Этого кудесника мне удалось расшифровать. Им оказался фотограф-виртуоз Геннадий Александрович Щелканов, который работал тогда в Кировском краеведческом музее. Геннадий Александрович Щелканов родился 12 марта 1928 года в городе Слободском Вятской губернии. Окончил военное училище картографов в Москве. Был специалистом по аэрофотосъемке. Одно время работал в военно-воздушной Академии имени Жуковского. В Кирове работал в Кировском художественном музее, а затем во ВНИИОЗ. Был высокопрофессиональным фотографом и умел «вытягивать» практически любые старые снимки. Умер в городе Кирове 19 января 1986 г.».

Сегодня подготовленная мной переписка выставлена в интернете на сайте семьи Чуковских».

Из переписки Евгения Дмитриевича Петряева с Лидией Корнеевной Чуковской.

Из письма Л. К. Чуковской от 11 марта 1958 г.
«Посылаю Вам еще одну фотографию А.А. (А. А. Ахматовой – А.Р.) очень мне дорогую. Может быть, с нею удастся что-нибудь произвести. А как те две?
Простите, что одолеваю Вас этими заботами».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.436-438).

Из открытки Л. К. Чуковской от 9 апреля 1958 г.
«Получила фотографии и книгу. Вы просто маг и волшебник – к счастью добрый, а не злой. Фотографии воскрешены удивительно и доставили мне большую радость.
Напишите, пожалуйста, как Вам работается?».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.414).

Из письма Л. К. Чуковской от 2 января 1959 г.
«Меня огорчил Ваш отзыв об Ахматовой. Вот почему: она очень боялась, что неискушенные читатели будут судить по этой книге о последних 15 годах ее работы. И так и есть: «Вы – а ведь Вы искушенный! – судите». Ну как это можно! Ведь это - одна тысячная доля из написанного ею. Да еще выбранная не ею, да еще не в лучших вариантах…
Книга полна официальными стихами (без которых она не вышла бы). Стихами, недосягаемыми по мастерству для наших официальных писак, но совсем не достижениями для Ахматовой…
А Вы, на их основе, сопоставляете ранние стихи – с поздними…
И поздние находите «более сухими».
В действительности же, как ни пленительна ее ранняя лирика, только в зрелые годы Ахматова стала великим русским поэтом: Тютчевым, Лермонтовым.
Но и в этой книжке, клевещущей на поэта, есть шедевры – и ранние и поздние.
Это Муза («Когда я ночью жду ее прихода»). Это («И как всегда бывает в дни разрыва»). Это («Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли», «Таинственной невстречи»).
А знаете ли Вы, что А. А. ждет Вашего приезда? Она отобрала старые карточки и говорит, что поручить воскрешение их может только «кудеснику», т.е. Вам.
Вот Вы приедете, и если она в феврале будет в Москве, пойдем к ней.
Итак, приезжайте».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.387-391).

Из письма Л. К. Чуковской от 23 июня 1961 г.
«Из Ленинграда приехала Анна Андреевна. Была у меня в Переделкине, а я вчера  была здесь у нее – то есть у Ардовых, где она остановилась. Больная, утомленная, печальная.
Когда думаешь об этой громкой славе, об этих стихах на весь мир, забываешь как-то, что она не только великий поэт, но и очень одинокая, очень несчастная, очень больная и неустроенная женщина. Сегодня ей 72 года. Она подарила мне свою книжку – один из красивых белых экземпляров, сделанных специально для нее.
Спасибо за фотографии».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.307-311).

Из письма Л. К. Чуковской от 15 марта 1962 г.
«Вы, в самом деле, добрый колдун – какие чудесные фотографии мне прислали. Спасибо Вам большое. Мне совестно, что я отняла у Вас столько времени».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.330).

Из письма Л. К. Чуковской от 20 марта 1966 г.
«Сейчас моя главная профессия – болеть. Из-за этого я и Анну Андреевну не повидала в промежутке между больницей и санаторием, где она и скончалась. Только по телефону говорили с ней много, пока она была в Москве.
Московское начальство СП (Союза Писателей – А.Р.) сделало все возможное, чтобы москвичи не могли проститься с Анной Андреевной. Не было панихиды в ЦДЛ (Центральном доме литераторов). Гроб стоял в морге, потом был отправлен на аэродром. Никому не говорили, когда состоится отправка.
И все-таки в морг утром пришли сотни человек. Друзья и меня привезли туда на машине, но я вошла в ту минуту, когда гроб уже запаяли для отправки.
Зато в Ленинграде, в Соборе Николы Морского было пять тысяч человек и у ЦДЛ, несмотря на мороз, стояли часами несметные толпы.
Умерла она в Домодедово. Мучилась 1,5 часа. Инфаркт – пятый. Перед этим, после 4-го инфаркта, около двух месяцев она лежала в Боткинской. Там я ее видела и ходила к ней».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.259-260).

Из письма Л. К Чуковской от 29 октября 1966 г.
«В Вашем письме слышна усталость. А я так привыкла чувствовать Вас энергичным, бодрым. На книжку нет отзывов? Когда-то С.Я. Маршак писал мне на мою жалобу, на книжку – “В лаборатории редактора” – нет отзывов: “Где же это видано, чтобы на хорошую книгу были отзывы, если она не относится к очередной украинской декаде?”.
Я понимаю, Вы огорчаетесь не за себя, а за дело. Но, милый друг, ведь мы всего только люди и наши лбы не вполне приспособлены для пробивания стен.
За фотокопию стихов Заболоцкого спасибо.
О Грине ничего не знаю, ибо терпеть не могу его книг. Все из папье-маше, из фанеры, из жести. Все – не русское, без языка, все какие-то придумки и потуги.
Ахматовкие автографы у меня существуют. Основные просватаны в “Большую библиотеку поэта” и в Чукоккалу, но кое-что свободно.
Приедете – сфотографируете».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.276-277).

Из письма Л. К. Чуковской от 4 апреля 1967 г.
«Спасибо Вам большое за поздравление. Я ломала – и ломаю себе голову: откуда Вы могли узнать о моей дате? Если можно – откройте секрет.
Я сейчас привожу в порядок свой архив, который до сих пор валялся в полном беспорядке. Существуют: С. Маршак, Н. Алейников, Н. Заболоцкий, А. Ахматова, Б. Пастернак, Т. Габбе, Л. Пантелеев, Л. Будогосская, Д. Хармс, Б. Житков и другие. Чем могу служить? Музею, Вам?
Не собираетесь ли в Москву?».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.271-273).

Из письма Е. Д. Петряева к Л. К. Чуковской от 8 апреля 1967 г.
«Ваши архивные занятия принесут, конечно, много интересного. Надеюсь, что в мае я все же побываю в Москве и расскажу Вам о музее.
Думаю именно Вам надо сделать книгу об Анне Андреевне, сначала хотя бы по типу книги о Житкове, а потом по типу “Былого и дум”. Кроме Вас, никто не сможет так глубоко и верно осветить эту тему, как, впрочем, и многие другие. Заряд последней Вашей книги о Герцене – отличная прелюдия…
Угнетает меня скепсис: узнавать новое интересно, но рассказывать об этом – нестерпимое зазнайство… и скучища. Порой хочется бросить все эти «эксцериты» и хоть чуть-чуть углубиться в какую-то целину без задней мысли о том, что надо потом “отчитываться”.
Здесь, кажется, включат в план изданий мою книжку на 6 листов о книгах и книжниках. Думаю, что вятский акцент будет небольшим. Неотступно думаю. Хотелось бы дать побольше историко-литературных и библиографических новинок (портретов, автографов, биографий). Такие книжки дольше живут. Я уверен, что в “Литературных находках” дольше всего сохранит интерес “Указатель имен”. Можно все же навести справки (хотя отчество Заболоцкого переврали черти).
Иван Игнатьевич (Халтурин – А.Р.) прислал нам автограф С.Я. (Маршака – А.Р.), правда, снимок. Мы поставили его в экспозицию, а сейчас узнали, что он в “Чукоккале”. Все же мы первые. Может быть, Корней Иванович об этом не знает?
Если у Вас встретятся какие-нибудь подобные библиофильские “курьезы”, лежащие втуне, поделитесь, пожалуйста. О деталях расскажу».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.274).

Из письма Л. К. Чуковской от 14 апреля 1967 г.
«Мой архив сейчас более или менее приведен в порядок, так что я сама уже почти свободно ориентируюсь в нем.
У меня имеются автографы Анны Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, С. Маршака, Д. Хармса, Б. Житкова, А. Введенского, К. Чуковского, Н. Алейникова, Г. Нейгауза, Т. Габбе. Но, что именно может заинтересовать вятский музей – этого я не знаю. Тут Вы можете посмотреть и выбрать и научить меня только Вы сами.
Не совсем я понимаю также, зачем Вы пишите, если Вам нерадостно?
Толстой говорил: «Можешь не писать, не пиши!». Раз Вы любите исследовать, а не писать, находить, а не писать – то и надлежит Вам исследовать, а не писать.
Вас наверно удивит эта мысль?
Заметка о Музее очень заманчивая».

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.28, л.262-263).


А. Л. Рашковский и Н. И. Кардакова,
член клуба «Вятские книголюбы» им. Е. Д. Петряева с 1973 г.

В дополнение своего доклада Александр Львович поведал книголюбам и историю появления рукописи работы Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», депонированной в ВИНИТИ в октябре 1979 г., в Кирове: «Как-то Евгений Дмитриевич пригласил меня к себе домой и сказал, что его московские друзья написали ему о выходе в издательстве “Наука” книги Л. Н. Гумилева “Этногенез и биосфера Земли”, но в магазинах они ее найти не могут. Я тогда работал в Политехническом институте и имел возможности для заказа новых изданий. Написал во все магазины “Академкнига” СССР, которые высылали книги по почте. Через неделю (почта тогда работал быстро) начали приходить отказы, дескать, такая книга не выходила.

Еще примерно через неделю встречаю в воскресенье в Герценке своего приятеля, специалиста по экономической географии из ВНИИОЗ Володю Клочкова, и рассказываю ему об этом. Вот он мне и подсказал, что это не книга, а депонированная рукопись. Тут же нашли в РЖ ВИНИТИ “География” реквизиты рукописи и на следующий день я отправил заказ на 5 экземпляров рукописи. Заказы эти писались на специальных длинных бланках, которые рассылались ВИНИТИ по заявкам. Примерно недели через две рукописи пришли. Тогда мы и узнали, что рукопись огромная – три больших тома формата А4, отпечатанных на ксероксе (замечу, что тогда ксерокс был у нас в городе всего один – в обкоме партии). Тут же отнес два экземпляра Евгению Дмитриевичу. Рукопись была потрясающе интересной и не могла не вызвать огромный интерес. Ее читали многие. Пришлось заказывать еще копии. Всего заказал, как помнится, экземпляров 30. Вот такая история появления этой рукописи в нашем городе».


Студенты КОКМИ им. И. В. Казенина Маргарита Полушкина и Евгений Скурихин. Звучат стихи Анны Ахматовой

***
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
А. Ахматова, январь 1940 г.

Прояснить, где лучше узнать, «из какого сора» «произросли» стихи Ахматовой, постаралась Е. Г. Килякова в своём обзоре, куда вошли книги, характеризующие великого поэта с разных точек зрения.

Елена Геннадьевна коснулась особенностей «трёх эпох воспоминаний» об Анне Ахматовой и подробно представила издания последних пяти лет.

На протяжении всего обзора звучали стихи Ахматовой, так или иначе характеризующие содержание книг.


Е. Г. Килякова

Избранная библиография (2004–2014)

Алексеева, Т. С. Ахматова и Гумилев : с любимыми не расставайтесь.... – М., 2013. – 348, [2] с. – (Истории, восхитившие мир) ; Ахматова, А. А. Поэма без героя. Демидова, А. Ахматовские зеркала : коммент. актрисы. – М., 2010. – 396 с., 16 л. ил. ; Ахматова без глянца / проект П. Фокина ; [сост. и вступ. ст. П. Фокина]. – СПб., 2007. – 473 с. – (Без глянца) ; Анна Ахматова: pro et contra : антология. Т. 2 / Северо-Запад. отд-ние РАО, Рус. Христиан. гуманит. акад. ; [сост. С. А. Коваленко]. – СПб., 2005. – 992 с., 1 л. портр. – (Русский путь) ; Бояджиева, Л. Анна Ахматова. Гумилев и другие мужчины «дикой девочки». – М. ; Владимир, 2011. – 443, [1] с. – (Кумиры. Истории Великой Любви) ; Н. Гумилев, А. Ахматова : по материалам ист.-лит. коллекции П. Лукницкого / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; [отв. ред. А. И. Павловский]. – СПб., 2005. – 343 с. ; Далош, Д. Гость из будущего. Анна Ахматова и сэр Исайя Берлин : история одной любви / пер. с венг. Ю. Гусева. – М., 2010. – 219, [2] с. – (Коллекция) ; Казанцева, А. А. Анна Ахматова и Николай Гумилев : диалог двух поэтов. – СПб., 2004. – 336 с. ; Катаева, Т. Анти-Ахматова. – М., 2007. – 559 с. ; Катаева, Т. Отмена рабства. Анти-Ахматова-2. – М., 2011. – 507 с. – Библиогр.: с. 501–507 ; Коваленко, С. А. Анна Ахматова / [ред. А. Н. Николюкин ; вступ. ст. Л. Калюжной]. – М., 2009. – 348 с., 8 л. ил. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий) ; Мандельштам, Н. Об Ахматовой / [сост. П. Нерлер]. – М., 2007. – 443 с. – (Записки Мандельштамовского общества ; т. 13) ; Марченко, А. М. Ахматова: жизнь. – М., 2010. – 668, [2] c., [8] л. ил., факс., портр. – Библиогр. в конце кн. ; Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург / авт. ст. Д. Агапова ; фот.: А. Замятина [и др.]. – М., 2013. – 23 с. : ил. – (Музейный гид, 2013. Путеводители по музеям России) ; Петербургские сны Анны Ахматовой : «Поэма без героя» (Опыт реконструкции текста) / [сост., вступ. ст., реконструкция текста и коммент. С. А. Коваленко]. – СПб., 2004. – 368 с. : ил. – (Неизвестный 20 век) ; Рубинчик, О. Е. «Если бы я была живописцем...» : изобразит. искусство в творческой мастерской Анны Ахматовой. – СПб., 2010. – 324, [3] с., [4] л. цв. ил. портр. : ил. – Цитируемая лит.: с. 308–325. – Указ. имен: с. 326–342. – Список ил.: с. 343–347 ; Служевская, И. Китежанка : поэзия Ахматовой : тридцатые годы. – М., 2008. – 135 с. ; Файнштейн, Э. Анна Ахматова / [пер. с англ. Т. Новиковой]. – М., 2007. – 413 с., 8 л. ил. – (Женщина-Богиня) ; Царское село Анны Ахматовой : Адреса. События. Люди : лит.-ист. экскурсия с Сергеем Сениным по стихам, воспоминаниям, дневникам, фотографиям, открыткам и др. документам эпохи / [авт.-сост. С. И. Сенин ; худож. С. Д. Минаев]. – СПб., 2009. – 238 с. : цв. ил. – Посвящается 300-летию Царского Села. – Указ. ил.: с. 222–235. – Библиогр.: с. 236–238 ; Чуковская, Л. К. Дом поэта / [сост. Е. Чуковская]. – М., 2012. – 328, [2] с.; Чуковская, Л. К. Записки об Анне Ахматовой : в 3 т. – М., 2007. – Т. 1 : 1938–1941. – 590 с., 12 л. ил. ; Т. 2 : 1952–1962. – 911 с., 8 л. ил. ; Т. 3 : 1963–1966. – 637 с., 8 л. ил.


Е. Г. Килякова

Вниманию книголюбов была представленакнижная выставка «АННА АХМАТОВА: PRO ET CONTRA».


Книголюбы внимательно слушают докладчика

По окончании заседания Е. Г. Килякова поздравила книголюбов с наступающим Новым годом и вручила каждому маленький сюрприз – закладку с «зимними» стихами вятских поэтов.




Поделитесь нашей новостью с друзьями



Назад | На главную