Главная > Выпуск №9 > Библиотека династии священнослужителей Огнёвых

Библиотека династии священнослужителей Огнёвых

В. Н. Колупаева

Сведений о бытовании книги в духовной среде у нас крайне мало. Важнейшим источником для этого могли бы стать личные библиотеки священнослужителей. Духовенство было потомственно грамотным, книги собирали во многих семьях. В некоторых из них библиотеки были достаточно большими и интересными. К сожалению, время и наша история привели к тому, что ни одна из этих библиотек не сохранилась целиком. Большинство из них пострадало в годы революции и гражданской войны. Самые различные организации самовольно распоряжались библиотеками по своему усмотрению. Часть литературы из этих книжных собраний попала в Вятскую губернскую библиотеку и там сохранилась. Книги из них обнаруживаются при просмотре фондов по владельческим и дарственным надписям, экслибрисам.

Из тех книг, которые удалось таким образом выявить, наибольший интерес представляют экземпляры из книжного собрания династии Огнёвых – Василия Ивановича (1837–1884), его сына Николая Васильевича (1864–1918) и внучки Марии Николаевны (1892–1975). Вышли они из духовной среды, все знали и любили книги, литературу, все какое-то время занимались преподаванием русской словесности. О библиотеке и её владельцах как замечательных книжниках неоднократно писал Е. Д. Петряев. Сейчас в фондах библиотеки им. А. И. Герцена выявлено около 250 экз. из этого книжного собрания. Большая часть из них поступила от М. Н. Огнёвой, в 1918 г. она передала в Герценку 300 книг, но они разошлись по фондам и из них пока выявлены только единицы. В 1942 г. ею было продано Герценке ещё около 200 экз. Они хранятся единым массивом. Около 50 книг М. Н. Огнёва подарила Е. Д. Петряеву, и сейчас они входят в его коллекцию. Конечно, это только небольшой фрагмент библиотеки Огнёвых, но даже он показывает, как интересно и содержательно было их собрание, и в значительной степени характеризует личность каждого из членов этой семьи, замечательных представителей вятской интеллигенции.

При просмотре литературы обнаружилось также 9 книг, принадлежавших ещё тестю В. И. Огнёва, священнику с. Пьяный Бор Елабужского уезда Стефану Филипповичу Кудрявцеву (1815–1870). Среди них есть «Евангелие», изданное в 1821 г. с такой надписью: «За отличные успехи и благонравие Сарапульского духовного училища ученику Стефану Кудрявцеву 1824 июля 14го». Было ему тогда 9 лет. Возможно, именно эта книга положила начало будущей библиотеки, хотя не исключено, что книги были и у его отца – дьякона. Среди сохранившихся три книги посвящены растительному миру, лекарственным травам, медицине. Это – «Санкт-Петербургская флора» К.Левина (1858), «Изображения растений, преимущественно российских, употребляемых в лекарства, и таких, которые наружным видом с ними сходны и часто принимаемы, но лекарственных сил не имеют» И. Двигубского (1828), «Клиническая энциклопедия» М. Франка (1858). Преобладание такой литературы неслучайно. В некрологе С. Ф. Кудрявцева говорится: «О. Стефан имел домашнюю аптеку и весьма часто подавал необходимую помощь больным  поселянам без всякой платы»1. Очень интересен принадлежавший С. Ф. Кудрявцеву «Месяцеслов». На его пустых страницах, помимо сведений о семейных событиях, датах жизни, учёбе, службе мы видим записи о событиях общероссийских – покушениях на императора Александра II, отмене крепостного права, телесных наказаний, сообщения с фронтов русско-турецкой войны. Некоторые записи посвящены погодным явлениям – вскрытиям рек, наводнениям.

Сохранился также «Месяцеслов» В. И. Огнёва. Ему посвящена статья А. В. Сергеева «“Месяцеслов” семейства Огнёвых: к генеалогии вятской интеллигенции»2.

В. И. Огнёв вышел из духовной среды. Его отец, как и отец С. Ф. Кудрявцева, был дьяконом. Закончил он Вятскую духовную семинарию, а затем в 1862 г. – Казанскую духовную академию, получив степень магистра. Уже в годы учёбы в академии он увлёкся исследовательской работой. Вместе с А. П. Щаповым   В.И. Огнёв участвовал в описании и изучении рукописей библиотеки Соловецкого монастыря, опубликовал три статьи о происхождении русского раскола и списывании книг в Древней Руси в журналах «Православное обозрение» (1861), «Православный собеседник (1862). Позднее, уже в Вятке, по этим материалам он опубликовал труд «Страницы истории книги на Руси: Церковно-исторические опыты» (1880).

После окончания учёбы В. И. Огнёв более 10 лет преподавал словесность в Пермской духовной академии, а в 1873 г. вернулся в Вятку – служил в Вятском епархиальном управлении, священнодействовал в Александро-Невском, Кафедральном соборах, Предтеченской церкви, а затем в Казанско-Богородицком соборе в Орлове, был членом Вятского статистического комитета.  Знавшие его отмечали в нём «выдающийся ум, замечательное богатство ценных познаний, добросердечие, благонамеренность и глубокую религиозность». Все годы службы В. И. Огнёв продолжал заниматься изучением архивов, опубликовал много статей по истории епархии, вятских храмов.

2005 № 9.jpg

Книги библиотеки династии Огнёвых

Свою библиотеку он начал собирать ещё в годы учёбы. В его некрологе говорилось: «Большие средства он употребил на создание своей библиотеки, в которой находим капитальные произведения преимущественно богословского и исторического содержания». Про библиотеку свою говаривал, что она – «его богатство»3, а сохранилось из неё лишь немногим более 50 экземпляров. Особенно хорошо представлен в ней раздел истории. Имелись у В. И. Огнёва собрания сочинений известных историков и общественных деятелей, славянофилов Т. Н. Грановского, К. С. Аксакова, Ю. Ф. Самарина, А. С. Хомякова. Есть здесь и другие труды по истории России, например, «Иллюстрированная история Петра Великого» в 6 ч. А. Г. Брикнера (1882), «Лекции по истории Западной России» М. О. Кояловича (1864), книги по истории религии, Древней Греции и др. Очевидно, В. И. Огнёв живо интересовался также географией. В его книжном собрании мы находим тома таких известных изданий, как «Живописное путешествие по Азии»  (1839), «Всеобщее путешествие вокруг света» Ж. Дюмон-Дюрвиля (1854), «Библиотеку путешествий», издававшуюся А. А. Плюшаром, «Жизнь европейских народов» Е. Н. Водовозовой (1877–1883). Есть здесь книги по философии, психологии, словесности, фольклору, естественным наукам, медицине, шахматам. Из беллетристики сохранились, в основном, произведения таких русских писателей, как А. Д. Фонвизин, А. Д. Кантемир, И. И. Козлов, А. Н. Майков, А. П. Бунина. Сочинения более крупных писателей к нам не попали, но, без сомнения, имелись. Так, например, о том, что у Василия Ивановича было первое издание собрания сочинений А. С. Пушкина, свидетельствует «Библиогра-фический список всех произведений А. С.  Пушкина» (1860), составленный известным русским библиографом Г. Н. Геннади, в качестве приложения к этому изданию. Выписывал В. И. Огнёв журнал «Русское слово». Были в библиотеке В.И. Огнёва и редкости. Среди сохранившегося есть две рукописи – «Летописец Дмитрия Ростовского» (список третьей четверти XVIII в.) и «Переписка Екатерины II с Вольтером» (список первой четверти XIXв.), несколько изданий XVIII в. Редок и трёхтомник на польском языке «Историческое описание монашеских орденов обоих полов» (Варшава, 1848–1849) с прекрасными цветными иллюстрациями.

Многие книги В. И. Огнёва, как позднее и у его сына Н. В. Огнёва, отмечены экслибрисами и суперэкслибрисами. Это была библиотека не просто книголюба, а библиофила.

Продолжил формирование библиотеки Николай Васильевич. Следуя семейной традиции, Н. В. Огнёв получил духовное образование – сначала в Вятской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии. Со времени учебы в Санкт-Петербурге сохранились два литографированных курса лекций – М. И. Каринского по истории древней философии и С. С. Соллертинского по педагогике. После окончания учебы Н. В. Огнёв служил в разных храмах Вятской губернии. В 1904 г. был переведён в Яранск. Здесь в годы первой русской революции начал заниматься политической деятельностью, стал членом партии кадетов. В 1906 г. Н. В. Огнёв был избран депутатом I Государственной думы. С этого времени начался новый этап его жизни. Из всех представителей православного духовенства в Думе В. В. Брусянин, автор книги «Судьба первых депутатов», выделил троих, в числе которых и Н. В. Огнёва, чьи речи «отличались необычайной искренностью и сознанием политического долга, с которыми выступали ораторы в защиту пославшего их населения». Выступление Н. В. Огнёва по вопросу об отмене смертной казни было опубликовано в газете «Епархиальные отголоски» (1906. № 63), а затем перепечатано в Вятке. Брошюра Н. В. Огнёва «Против смертной казни» представлена в коллекции Е. Д. Петряева. Она сшита с изданием статей и речей В. Гюго «Против смертной казни. За свободу печати», вышедших в том же 1906 г. Есть здесь и отпечатанное на правах рукописи «Обращение к русскому народу», тоже призывающее к отмене смертной казни. Обращение подписано многими видными российскими политическими деятелями, учёными, писателями, деятелями культуры и искусства, в том числе и Н.В. Огнёвым. Оно вложено в книгу «Первая Российская Государственная дума: лит.-худож. изд.» (СПб., 1906). В ней помещён фотопортрет Н. В. Огнёва и краткая биографическая справка о нём.

В июле 1906 г. Государственная дума была распущена. Часть несогласных с этим решением депутатов собралась в Выборге и обратилась с призывом к гражданам России в знак протеста против роспуска Думы отказаться от уплаты налогов и от службы в армии. Этот призыв, названный «Выборгским воззванием», практических последствий не имел, подписавшие же его подверглись преследованиям. Священнослужители были лишены духовного сана, высланы из своих губерний.

Потом Н. В. Огнёв остался в Петербурге, учился на юридическом факультете университета. Его волновали вопросы демократизации церкви, необходимости церковной реформы, церковного права. За эти годы вышло несколько его книг. Интересно, что труды Н. В. Огнёва учтены в указателе Н. А. Рубакина «Среди книг» в разделе «Представители главных течений русской общественной мысли в 1800–1900 гг.».

С 1913 г. Н. В. Огнёв – присяжный поверенный в Вятке. После Февральской революции он стал помощником губернского комиссара Временного правительства, был кандидатом Учредительного собрания от Вятской губернии. В 1917 г. Н. В. Огнёв состоял действительным членом Попечительного комитета Вятской губернской публичной библиотеки им. А. И. Герцена и стал его председателем. В 1918 г. он был расстрелян.

Из его библиотеки сохранилось более 150 книг. Она, как и библиотека отца, носила универсальный характер и включала книги наиболее известных и авторитетных авторов. Были здесь собрания сочинений властителей дум второй половины XIX в. – В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. К. Михайловского. Историческая литература представлена именами В. И. Ключевского, С. С. Татищева, молодого тогда ещё Е. В. Тарле. Естественно, мы находим в книжном собрании Н. В. Огнёва литературу по истории церкви, церковному праву. Интересовался он и вопросами истории культуры. Об этом говорит присутствие в его библиотеке таких капитальных трудов как «Очерки по истории русской культуры» П. К. Милюкова, «История человеческой культуры» Г. Ф. Кольба, «История цивилизации в Англии» Г. Бокля и др. В круг его интересов входили философия, психология, педагогика, естественные науки, русская словесность. Но больше всего, свыше 30 экземпляров, представлена юридическая литература – по конституционному, гражданскому, уголовному праву, судопроизводству и т. д. Н. В. Огнёву дарили книги его коллеги по общественной деятельности, такие, например, как Д. В. Философов, Н. А. Гредескул, авторы присылали ему свои работы для отзыва.

Следующим представителем книжников Огнёвых была М. Н. Огнёва. Она закончила высшие женские Бестужевские курсы, позднее Вятский педагогический институт. Всю жизнь преподавала литературу, русский язык и историю в школах Вятки-Кирова, награждена орденом Ленина. Она была человеком ярким, те, кто учился у неё в 40-х годах прошлого века, до сих пор помнят её интересные, эмоциональные уроки.  Евгений Дмитриевич Петряев так вспоминал о ней: «Она имела огромные знания, а в оценке литературных явлений проявляла тонкий вкус и оригинальность суждений... её письма отличались удивительным оптимизмом и умением творчески относиться к своим задачам. Некоторые вопросы она решала сразу, извлекая из багажа своей памяти массу фактов, давно забытых… Меня особенно поражало её умение читать»4. Из её книг в библиотеку им. А. И. Герцена попало всего несколько экземпляров. И первый из них – «Очерки из истории русской литературы XIX века» С. Соловьёва с такой дарственной надписью: «Педагогический совет Вятской Мариинской женской гимназии за отличные успехи и поведение награждает ученицу VI класса Огнёву Марию. Вятка. Октября 11 дня 1909 года». Сохранилось 12-томное собрание сочинений её любимого историка Е. В. Тарле, законченное им в 1962 г. и подаренное Е. Д. Петряеву.

Мы видели, что первое поступление книги в это книжное собрание зафиксировано 1824 г., а последнее – 1962 г. М.Н. Огнёва продолжала приобретать книги и позже, до конца своей жизни, поэтому хронологические рамки могут быть расширены и в ту, и другую сторону. Но в любом случае, мы можем судить о бытовании книги, круге чтения в этой семье как минимум на протяжении 138 лет. Характер, содержание библиотеки Огнёвых даёт нам ценные сведения об интеллектуальной жизни вятской провинции, вятского духовенства.

Примечания

1. ВЕВ. 1871. № 2. С. 32.
2. Герценка : Вят. записки. – Киров, 2004. Вып. 6. С. 38–40.
3. ВЕВ. 1884. № 14. С. 343.
4. Петряев, Е. Д. Записки книголюба. – Киров, 1976. С. 83.