Главная > Выпуск №7 > Музыкант Владимир Зеленский: очерк жизни и творчества

Музыкант Владимир Зеленский: очерк жизни и творчества

А.В. Леттова

Есть люди, которые, в силу своих интеллектуальных возможностей и личностных особенностей, очень отличаются от всех остальных и остаются ими непонятыми; люди, поглощённые своей работой, вносящие большой вклад в развитие любимого дела, но недостаточно высоко оценённые современниками; люди, жизнь которых проходит у всех на виду, но в то же время остаётся никому не известной. К числу таких людей принадлежал Владимир Корнилович Зеленский – пианист, композитор и дирижер, жизнь которого соприкоснулась с Вятской землей, а трудовая биография была дополнена работой в Кировском областном драматическом театре.

О многих его коллегах-современниках уже собраны воспоминания и написаны исследования, об их заслугах известно. К сожалению, о жизни и творческой деятельности Зеленского до настоящего времени не появилось ни одной работы. Его имя странным образом не вошло ни в специально посвящённый известным людям нашего края том «Энциклопедии земли Вятской», ни в одно из исследований по истории Кировского драмтеатра, ни в солидную монографию P.M. Преснецова о музыкальной истории Вятки, хотя небольшая заметка этого автора, вероятно, основанная на личных воспоминаниях об этом человеке и содержащая ряд неточностей, вышла в местной газете 15 лет назад1.

Статья представляет собой попытку восполнить этот пробел – рассказать о жизни и творчестве музыканта В.К. Зеленского, в том числе о годах, проведённых им в Кирове. Она не претендует на полное освещение фактов его биографии и творческой деятельности, её цель – обозначить основные вехи жизни этого замечательного человека и создать более или менее целостное представление о нём.

В нашем распоряжении имеется небольшое количество источников, дающих информацию о жизни Зеленского. Прежде всего, это личный архив музыканта, хранящийся в ГАКО, и воспоминания людей, его знавших и работавших рядом с ним.

Что касается кировского периода его биографии, то восстановить его полностью фактически невозможно. Дело в том, что, будучи человеком малообщительным, Зеленский не любил рассказывать о себе, поэтому воспоминания современников представляют собой не изложение фактов его жизни, а передачу только лишь личных впечатлений о нём, зачастую противоположных друг другу.

Во-вторых, изучение данного этапа жизни музыканта затруднено тем обстоятельством, что он менее других отражён в его личных документах. Прежде всего это связано с тем, что за несколько месяцев до переезда Зеленского в Киров, в марте 1946 г. в Вышнем Волочке широко отмечалось 30-летие его творческой деятельности. Это событие, несомненно, было важной вехой в его жизни и произвело большое впечатление на Зеленского как на музыканта и человека: эта дата была той высотой, с которой стало возможным и необходимым осмысление пройденного пути. Судя по документам, найденным в ГАКО, у Зеленского существовал целый альбом о себе, сделанный им самим и приуроченный к этому событию. Он включал краткую автобиографию, мало чем отличающуюся от трудовой книжки, отдельные листы-таблицы с периодизацией своей творческой и композиторской деятельности, афиши, записки зрителей – поклонников его таланта, а также подборку газетных и журнальных статей, написанных в разные годы. Все статьи очень бережно и аккуратно наклеены на альбомные листы, подписаны, а информация, относящаяся непосредственно к персоне Зеленского, выделена красным карандашом2.

Все эти материалы говорят о том, что Владимир Корнилович в год творческого юбилея тщательно анализировал свою биографию, подводил итоги своей деятельности. Все систематизированные записи Зеленского о себе завершаются 1946-м годом, поэтому обо всём, что было после (а после были только годы жизни в Кирове!), можно судить по другим его личным бумагам. Именно по этим причинам годы жизни музыканта в Кирове рассмотрены не так подробно, как хотелось бы.

Владимир Корнилович Зеленский родился в г. Ломже (бывшее Царство Польское) 29 октября 1892 г. Его отец, Корнилий Фомич, служил чиновником акцизного ведомства. Мать, Стефания Михайловна (урождённая Мешетич), была актрисой и певицей Польского народного театра3 и, вероятно, она привила Владимиру любовь к музыке и театральной среде, повлиявшую впоследствии на выбор профессии.

В 1896 г. семья Зеленских переехала в Одессу, где отца ожидало повышение по службе. В этом городе прошли гимназические годы будущего музыканта. В августе 1912 г. Владимир переехал в Петербург и в сентябре этого же года был зачислен в столичную консерваторию по классу теории композиции. За год до её окончания, в 1915 г., он перевёлся в класс специальной игры на рояле к профессору Н.А. Дубасову4 и в 1916 г. окончил Петроградскую консерваторию именно по этой специальности.

Зеленский был в числе 12 лучших выпускников, составивших гордость и славу 51-го выпуска Петроградской консерватории. Столичные газеты того года писали о больших перспективах молодого музыканта, к примеру, «Вечернее время» сообщало, что он «обладает многими данными... чтобы сделаться видным пианистом»5. И подобных высказываний было множество. При подведении итогов состоявшегося до выпускного акта конкурса на премию им. А.Г. Рубинштейна между тремя сильнейшими пианистами-выпускниками, из 23 голосов 21 был подан за Зеленского6. Так Владимир Корнилович стал лауреатом названной премии с вручением рояля «Беккер».  Это событие было очень значимым для него на тот момент и одним из самых ярких в жизни7.

Сразу после окончания консерватории началась активная концертная деятельность Зеленского. Два года его имя не сходило с афиш Петрограда8. Он выступал с фортепьянными вечерами в разных залах, в июле – октябре 1916 г. участвовал в симфонических концертах в качестве гастролёра-солиста в разных городах юга России: Евпатории, Кисловодске, Пятигорске, Ялте9, в 1917 г. на военных кораблях давал концерты для матросов10. В марте 1917 г. прошёл первый сольный концерт Зеленского в Малом зале Петроградской консерватории, состоявший из 3-х отделений, в которых звучали произведения Ф. Листа – любимого композитора Владимира Корниловича11. В сентябре 1917 г. состоялось его первое концертное турне: Финляндия – Швеция – Нижний Новгород – Старая Русса – Витебск, возвратившись из которого Зеленский начал брать занятия по теории композиции у А.К. Глазунова и по дирижированию у Г.Г. Фительберга12.

Он очень много работал. Первые годы после окончания консерватории явились ярким творческим взлётом, но, к сожалению, в 1918 г. на почве переутомления у Зеленского развилось профессиональное заболевание рук и продолжать деятельность концертирующего пианиста стало невозможно. И хотя несколько позже, в начале 1920-х гг., он вернулся на сцену в этом качестве, сольные выступления были уже не основным направлением его работы. На одной из страниц личного альбома, озаглавленной «Этапы музыкальной деятельности», Зеленский после 1918 г. концертную деятельность не включал ни в один из выделенных этапов.

После произошедших осложнений со здоровьем Владимир Корнилович начал преподавать в 4-ой музыкальной школе Наркомпроса и одновременно работать концертмейстером Большого оперного театра Государственного народного дома в Петрограде. С 1919 г. – лектором, а также солистом клуба войск железнодорожной охраны ЧК на Октябрьской железной дороге, параллельно совершал гастроли по разным городам России13. В сентябре 1920 г. Зеленский был приглашён на гастроли в Большой оперный театр г. Москвы. Он переехал в столицу, стал солистом симфонического оркестра и концертмейстером балета, одновременно работая концертмейстером Театра музыкальной драмы, вместе с ними выезжал на гастроли по городам центральной России. В 1922–1923 гг. он был приглашён в оркестр Ф. Криш в качестве солиста, согласившись на эту должность исключительно с целью практического изучения оркестра14. Так прошли три года жизни в Москве. По истечению срока договора с театром, в сентябре 1923 г. Зеленский вернулся в северную столицу.

Последующие 12 лет, прожитые им в Ленинграде (1923–1935), значительно пополнили послужной список музыканта. С 1923 г. он преподавал в ГИМП, был концертмейстером и солистом симфонического оркестра Госпартдома (1924–1928), его главным дирижером (1928–1930), с 1930 г. работал в Ленинградском государственном театре музыкальной комедии в должности заведующего музыкальной частью, главного дирижёра и композитора. В эти годы Зеленский был активным участником Ленинградского отделения Московского общества Союза композиторов, писал музыку к театральным спектаклям, совершал концертные поездки по городам СССР.

После гастролей в г. Вышнем Волочке летом 1935 г. Зеленскому поступило приглашение на работу в местном Театре драмы и музкомедии, которое было им принято15. Осенью этого же года он поступил на службу в провинциальный театр, заняв в нём такую же должность, какую имел в Ленинградском театре музкомедии.

Чем объяснить подобный шаг человека, известного всей музыкальной и театральной среде Ленинграда и других городов? Существует мнение, что Зеленского очень заинтересовала предложенная работа в провинции16. В нашем случае трудно судить, как было на самом деле, но смею предположить, что именно во время летних гастролей 1935 г. состоялось знакомство Зеленского с Марией Павловной Пушкиной, работавшей балетмейстером в Вышневолоцком театре и впоследствии ставшей женой Владимира Корниловича. Во-первых, в его автобиографии из трёх подчеркнутых (а значит, наиболее важных) событий жизни отмечены гастроли в Вышнем Волочке. Правда, цвет подчеркивающей эту дату линии отличен от цвета других двух, что, скорее всего, говорит о том, что произошедшее в это время событие носит другой характер17. А во-вторых, после 1935 г. имена Пушкиной и Зеленского прописаны во всех концертных программах и афишах и они оба подчеркнуты Владимиром Корниловичем в 1946 г.18

Весной 1936 г., ввиду окончания срока договора с Вышневолоцким театром, Зеленский был освобождён от работы и уехал в Крым, где в Керченском городском драмтеатре занимал всё ту же должность заведующего музыкальной частью, главного дирижёра и композитора, а через год, оставив этот театр, перевёлся в Областной театр музыкальной комедии г. Симферополя. В 1937 г. он вернулся в Вышний Волочек и оставался там до 1946 г.

В военные годы Зеленский давал концерты в госпиталях, проводил там музыкальное сопровождение занятиям по лечебной гимнастике, принимал участие в подготовке выступлений бригад художественной самодеятельности, был в числе организаторов и исполнителей художественной самодеятельности госпиталей19 и по окончании войны был награжден медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»20

Именно здесь, в театре Вышнего Волочка, 15 марта 1946 г. Зеленский отметил 30-летие своей «творческой и общественной деятельности», к которому была приурочена премьера спектакля «Хрустальный башмачок» на музыку юбиляра. В его личном архиве сохранилось 54 поздравительные телеграммы, пришедшие из разных городов России от частных лиц и организаций, от поклонников и бывших коллег21. Зеленского знали, помнили, ценили – несмотря на то, что уже многие годы он не выезжал за пределы Вышнего Волочка.

В 1946 г. по приглашению главного режиссёра Кировского областного драматического театра И.Б. Шойхета Зеленский вместе с женой и племянницей – актрисой М.Д. Качкиной – приехал в Киров. Он проработал в местном театре на должности заведующего музыкальной частью 10 лет – до 1957 г., создал штатный оркестр, сопровождающий спектакли, написал музыку более чем к 80 театральным постановкам22. Помимо этого он давал сольные концерты на сценах города, был участником трио вместе с Н.П. Жилиным (скрипка) и С.В. Двиняниновым (виолончель). Зеленский вел инструментирование на старших курсах училища искусств, аккомпанировал на уроках ритмики, которые вела его жена, читал лекции студентам по истории музыки23. Кстати говоря, Владимир Корнилович как преподаватель обладал строгостью и потрясающей эрудицией, что подтверждают конспекты его лекций24.

Годы, проведённые В.К. Зеленским в Кирове, были очень ярким и бурным периодом жизни музыканта. Он ушёл из жизни 1 апреля 1959 г.

О личности и творчестве этого замечательного музыканта и композитора не следует забывать. В архивных фондах хранятся очень ценные для музыковедов и профессиональных музыкантов документы – его лекции и ноты, материалы, достойные изучения и осмысления. Их издание было бы доброй памятью о музыканте Владимире Зеленском, так как о таком человеке, каким был он, стоит помнить и следует гордиться тем, что часть его жизни принадлежит вятской истории.

Примечания

1. ЭЗВ: Откуда мы родом?: В 10 т.— Киров, 1996. Т. 6: Знатные люди; Сазонов В.И. Страницы  истории Кировского драматического театра. 1877–1977 гг.— Киров, 1978; 2-е изд., 2003. Преснецов P.M. Музыка и музыканты Вятки.— Горький, 1982. Его же. Композитор, пианист, дирижер // Комс. племя. 1988. 25 окт. С. 10.
2. ГАКО. Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 1, 2, 17.
3. Там же. Ед. хр. 1. Л. 1.
4. Там же.
5. Там же. Ед. хр. 17. Л. 11 об.
6. Там же.  Л. 1.
7. В «Автобиографии» В. Зеленского, написанной в 1946 г., из всех перечисленных событий жизни есть три выделенные (подчеркнутые), а значит, самые важные для музыканта. Получение премии им. А.Г. Рубинштейна – первое из них. ГАКО. Ф. Р.-145. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1.
8. Преснецов Р.М. Композитор, пианист, дирижер...
9. ГАКО. Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1.
10. Из воспоминаний старейших музыкантов города Г.К. Кобелькова и П.В. Шипулина (близко знавших В.К. Зеленского), собранных А.В. Петуховой.
11. ГАКО. Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 14.
12. Там же. Ед. хр. 1. Л. 1.
13. Там же.
14. Там же. Л. 1 об.
15. Там же.
16. Преснецов P.M. Композитор, пианист, дирижер...
17. Даты окончания консерватории, получения премии им. А.Г. Рубинштейна (1916)  и 30-летнего творческого юбилея (1946),  непосредственно относящиеся к профессиональной деятельности, подчеркнуты красным цветом, а дата летних гастролей в Вышнем Волочке (1935) – тёмно-бордовым.
18. ГАКО. Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 1, 17.
19. Там же. Ед. хр. 17. Л. 20, 20 об.
20. Там же. Ед. хр. 1. Л. 55.
21. Там же. Ед. хр. 20. Л. 1–56.
22. Там же. Ед. хр. 2. Л. 101–105.
23. Преснецов P.M. Композитор, пианист, дирижер…
24. ГАКО. Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 2.