Главная > Выпуск №6 > Спас елабужский

Спас елабужский

За Образом Нерукотворным / Сост. В.К. Семибратов. Киров (Вятка), 2004. - 16 с.: ил.

Это небольшая, хорошо изданная, тиражом в тысячу экземпляров, брошюра, подготовленная нашим известным краеведом Владимиром Константиновичем Семибратовым - журналистом, этнографом, бывшим редактором "Вятского епархиального вестника". Судя по всему, значительную роль в создании брошюры сыграл и настоятель Никольского собора в Вятских Полянах Алексий Сухих, который тоже много делает для сохранения исторической памяти в нашем крае. Вот и начинается эта книжка напутственным словом, произнесенным протоиереем Сухих 21 июня 2003 г. в Вятских Полянах перед участниками торжественного шествия. Именно в тот день состоялся возрожденный крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного. Брошюра содержит историю чудотворной иконы и крестного хода. Основана она на местных и центральных дореволюционных публикациях Д.К. Зеленина, И.В. Шишкина, В.Ф. Кудрявцева, а также - что особенно важно - на воспоминаниях местных жителей о том, как совершался крестный ход в первой четверти XX в. И предназначена она прежде всего, разумеется, для православной общественности, среди которой не столь уж и многие знают об этой старинной традиции земли Вятской. Однако малая эта книжечка может быть полезна также историкам и этнографам, поскольку в ней содержатся интересные историко-культурные сведения о народном православии в одном из укромных уголков России.

Чудотворная икона Спаса Нерукотворного издавна находилась в пределах Вятской губернии - в с. Трехсвятском, ставшем позже г. Елабугой. О ее появлении там были впоследствии сложены легенды. Видимо, чудотворный образ был там, по крайней мере, уже с первой половины XVII в. Он был сперва помещен в приречную часовню, затем для него была выстроена небольшая холодная церковь, а в 1820 г. - елабужский Спасский собор. Рассказывали, что икона сама указала место постройки церкви, невидимою силою переносимая каждый раз всё туда же. По преданию, нерукотворный образ Спасителя помог жителям Трехсвятского в начале XVIII в. спастись от бунтовавших инородцев: подступавшие супостаты в ужасе бежали, завидев идущую от села грозную бурю с клубами черного дыма. А еще эта икона давала исцеление страждущим. Святыня считалась "покровительницею" Елабуги и в конце XIX в. уже была почти неразличима, потемнев от времени. Она украшалась золотом и драгоценными камнями. А черты лица Спасителя, по наблюдению одного из тогдашних авторов, выражали "скорее суровость, чем кротость и милосердие". Она была очень велика и тяжела - так, что передвигало ее четверо человек, не иначе. Из Елабуги ее ежегодно носили крестными ходами. Первый такой ход совершался в Мензелинск Уфимской губернии в мае, его установили "в воспоминание важного случая - избавления оного города от неистовств башкирцев и других инородцев...". А второй ход бывал в д. Спасский Починок Малмыжского уезда и в сам г. Малмыж в течение июня и июля. Этот второй крестный ход был установлен в 1801 г. "по обещанию жителей починка в ознаменование какого-то важного события в их жизни". Он-то и пролегал через Вятские Поляны, куда как раз 21 июня икону и доставляли. Вот как вспоминал о встрече елабужского чудотворного образа в Вятских Полянах один из жителей тех мест: "Встречали икону все жители села, одетые в праздничные наряды. К этому времени все улицы были подметены, а женщины варили русское пиво и пекли ватрушки, пироги для раздачи нищим". Кстати, нищих при крестном ходе было множество, они собирались целыми ватагами. Некоторые заходили далеко вперед, и крестьяне лежащих на пути иконы деревень справлялись у них: "Далеко ли Спаситель-то?", - получая обычно такой ответ: "Близко, близко, православные!" Икону от деревни к деревне носили на руках мужики. В дождливую погоду ее ставили в особый, запряженный тройкой разукрашенных лошадей экипаж, в котором ехал елабужский благочинный. Причем лошади бывали непременно одной масти (кажется, предпочтительна была масть белая). Вот и когда большевистские власти начали повсеместно запрещать и ограничивать крестные ходы, икону стали перевозить от села к селу на лошадях. Куда бы ни приходили паломники со святыней, там устраивались молебны, а иконой старались обнести все крестьянские дворы. Когда икону вносили через ворота, вся семья стремились там же присесть "на кукорки", чтобы оказаться под ней. Рассказывали, что жители татарской деревни Шуни, где жила всего одна православная семья, как-то раз (очевидно, сразу после революции) отказались принимать у себя чудотворную икону. Тогда икона, выйдя из деревни, остановилась, и тут же нашла туча, загремел гром, сверкнула молния и пошел град, повыбивший всё на полях нечестивцев.

Можно заметить, что, согласно народно-церковным легендам, жители южных уездов Вятского края в прошлом связывали Спаса елабужского не только с личным исцелением, но преимущественно со спасением, охранением, противодействием, избавлением от врагов - и прежде всего от опасных инородцев и иноверцев. Чудесное действие иконы в этих случаях проявлялось в вихревой буре и грозе, в ливне и граде, а гроза с древнейших, Перуновых времен воспринималась как своего рода небесная битва. Студенткой ВГГУ С.Н. Амосовой (сейчас она - аспирантка факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге) уже высказывалось наблюдение о том, что преобладающие в Вятском крае мужские святые, с которыми были связаны старинные крестные ходы, имели, главным образом, военно-охранительное значение.

Последний раз крестный ход был в 1928 г., после чего советские власти его запретили. Теперь он возрожден, и торжественным проходом в 2003 г., будем надеяться, положено продолжение еще одной старинной народно-церковной традиции. Или же это всё же не старая традиция, а новшество, установленное по примеру прежнего образца? К сожалению, в брошюре не сказано о судьбе той самой чудотворной иконы. На фотографиях явно не та - не огромная, тяжелая, темная и старинная, а какая-то другая. Да и новые, советские административные границы оказывают свое влияние: теперь крестный ход идет не из Елабуги (входящей ныне в Республику Татарстан) в Малмыжский уезд, а проходит по Вятским Полянам, ставшим за минувший век значительным городом. Не говорится в брошюре и о том, как именно прошел в 2003 г. крестный ход, но, судя по представленным в ней фотографиям, православные с хоругвями и иконой Спаса прошли по Вятским Полянам. Судя по всему, и сама попытка восстановления традиции делается усилиями нашего вятского (в особенности вятскополянского) духовенства. Эти обстоятельства вообще характерны для современного положения прежних духовных народных и народно-церковных традиций, которые не столько восстанавливаются в прежнем виде (что, очевидно, почти вовсе невозможно), сколько, скажем так, реконструируются, воссоздаваясь в заметно ином обличии.

В. А. Коршунков