Главная > Выпуск №6 > "Месяцеслов" семейства Огневых. К генеалогии вятской интеллигенции

"Месяцеслов" семейства Огневых. К генеалогии вятской интеллигенции

А.В. Сергеев

Среди представителей вятской интеллигенции достойное место занимает династия Огневых. Василий Иванович Огнев (19.XII.1837–2.VII.1884) окончил духовную семинарию в Вятке и духовную академию в Казани, преподавал в Пермской духовной семинарии, где одним из его учеников был Д.Н. Мамин-Сибиряк. За «содействие вольнодумству» о. Василия уволили из семинарии. В Вятке он сотрудничал в статистическом комитете, напечатал ряд статей по истории. На материалах библиотеки Соловецкого монастыря, которые о. Василий изучал вместе с историком-демократом А.П. Щаповым в Казани, им написан труд «Страницы из истории книги на Руси» (Вятка, 1880). Это издание хранится в областной научной библиотеке им. А.И. Герцена.

Сын Василия Ивановича Николай Васильевич (25.XI.1864–20.VIII.1918), выпускник Вятской духовной семинарии и Петербургской духовной академии, желая получить светское образование, учился в Петербургском университете. Был последовательно законоучителем, священником в Яранске, председателем Яранского уездного комитета кадетской партии. Получил известность как юрист, публицист, церковный деятель. О. Николай был избран депутатом в I Государственную Думу от Вятской губернии, где выступил с речью об отмене смертной казни, а затем участвовал в подписании Выборгского воззвания. Синод запретил о. Николаю проводить богослужения. В январе 1907 г. его выслали из Вятской губернии, а позднее даже привлекли к уголовной ответственности. В марте 1917 г. он был избран членом Вятского временного комитета партии народной свободы, в мае – помощником губернского комиссара Временного правительства. О. Николай значился в списке кандидатов в Учредительное собрание от Вятской губернии. 20 августа 1918 г. в разгул «красного террора» большевики его расстреляли.

Мария Николаевна Огнева (2.VIII.1892–27.X.1975) по окончании Вятской женской гимназии училась на Бестужевских курсах, потом закончила историко-филологический факультет Вятского пединститута. Стала заслуженным учителем, была награждена орденом Ленина. Книги от родителей и деда-библиофила передала в библиотеку им. А.И. Герцена, оказывала помощь созданию литературного музея1.

Среди книг семейства Огневых сохранился «Месяцеслов» (М., 1861)2. О. Василий Огнев фиксировал в нём важнейшие события семейной жизни. 25 ноября 1864 г.: «Бог дал сына, первого. Решено назвать Николаем в честь великого святого и чудотворца». (Занесены в «Месяцеслов» и печальные записи о кончине детей в самом младенчестве и о смерти родственников: «Скончалась бабинька Евдокия Устиновна Вицына. 80 лет»; «Скончалась бабинька Олимпиада Евфимовна Наумова, жившая в с. Просница, где и погребена». Трогает ласковое слово – «бабинька»).

Дети подрастали. Запись 1865 г.: «В Троицу в 4 часа пополудни Николаю привита оспа». 7 декабря того же года: «Взята у Николая колыбель». (Ребенок подрос, может спать в кроватке). 28 января 1869 г. запись о дочери: «Лиза в первый раз прошла одна всю комнату».

О. Василий с гордостью следил за успехами сына, отмечал окончание им курса семинарии, поступление в духовную академию в Петербурге, окончание её.

Отмечено получение наград о. Василием – набедренника, скуфьи, камилавки3. Отражены им и внутренние церковные дела: «21 октября 1864 г. архиепископ Неофит обругал проповедь на Казанскую…»

В «Месяцеслове» отмечены и материальные проблемы. 20 октября 1864 г. о. Василий записал: «Часы, купленные в Казани 7 сентября 1860 года, остановились в первый раз от засорения в 7.30 часов утра, и того же числа отданы в поправку мастеру Евреинову за 2 р. 50 к. сер[ебром]». Владелец часов скрупулезно отметил и дату покупки, наверное, недешевого для него механизма, и время остановки часов и цену за починку.

Малым детям необходимо молоко… Запись о. Василия 19 декабря 1865 г.: «Куплена первая корова (красно-пестрая) в Перми за 17 руб.» Не забыл он сказать и о масти бурёнушки. Это принято называть «мелочами жизни», но разве не состоит жизнь из таких «мелочей»?

28 января 1867 г. о. Василий отметил: «В первый раз получил жалованье за месяц из оклада 100 рублей». Денежная прибавка укрепила материальное положение семейства. Уже 10 сентября этого же года записано: «Торговал дом у Ненаживина за 1300 руб., с некоторою мебелью, даю задатку 100 руб. 15 числа совершена купчая, ставшая 150 руб. За дом уплачено еще 90 руб. и в обеспечение уплаты остальных денег дано 3 билета второго внутреннего 5 % займа». 22 сентября Огневы въехали в свой дом.

5.jpg

Страницы «Месяцеслова» с ежедневными записями владельца

События российской жизни также отразились в «Месяцеслове». О. Василий записал о трёх покушениях террористов на императора Александра II – выстрелах Д. Каракозова в Летнем саду в Петербурге (1866), А. Березовского в Париже (1867) и А. Соловьева на Дворцовой площади в Петербурге (1879).

После кончины отца записи стали вести о. Николай Огнев и его жена. В них тоже сведения об Огневых, об их рождении, поступлении на учебу, об уходе старших из жизни… Евдокия Огнева по окончании Вятского епархиального женского училища поступила в училище лекарских помощниц и фельдшериц в Петербурге… Иван Огнев поступил в реальное училище… Мария Огнева – в гимназию. Один из сыновей о. Николая, названный в память деда Василием, родился в селе Сорвижи 4 августа 1902 г. «во время звона и вечерни в воскресенье».

Есть и такая запись: «1890. 1 апреля. В Пасху проснулась река Вятка, а 3-го прошла, хотя еще не совсем очистилась от льда».

Записи советских лет вели дочери о. Николая Огнева: «18 апреля 1942 года скончался Гавриил Николаевич Огнев в с. Даровском (в эвакуации)»; «25 ноября 1954 г. в 6 ч. 30 м. скончалась Татьяна Ив. Огнева. Погребена на кл. в Макарье».

«20 августа 1918 + Николай Васильевич Огнев (в г. Вятке)». В этой записи впечатляет изображение креста. Мария Николаевна не могла же просто написать – «скончался», но и написать, что отца расстреляли – было небезопасно. Поэтому поставила крест.

Примечания

1. Об Огневых см.: Указатель имён в соч. Е.Д. Петряева: 1) Литературные находки.      — Киров, 1981; 2).Вятские книголюбы.— Киров, 1986; 3) Записки книголюба.— Киров, 1987; Судовиков М.С. Н.В. Огнев – священник, политик, человек // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера: Материалы Междунар. науч. конф.— Киров, 1996. Т. 1. С. 313–318.
2. По словарю В.И. Даля, «Месяцеслов – календарь, обозначенье месяцев и дней всего года, с показаньем особого их значенья, церковного и гражданского, и с означеньем небесных явлений. Ручной или настольный месяцеслов печатается книжкою». После страниц со сведениями церковных дат каждого месяца следовали несколько чистых страниц, на которых владельцы «Месяцеслова» могли вносить собственные записи.
3. По словарю В.И.  Даля, набедренник – «четырехугольный, долгий плат, часть облачения протоиерея, игумена, архимандрита и, за отличие, священника», скуфья и камилавка – бархатные шапочки, знаки отличия для белого духовенства.