Главная > Выпуск №5 > "Прогресс"- первый кинотеатр города Вятки

"Прогресс"- первый кинотеатр города Вятки

А. А. Марков

25 мая 2003 г. исполнилось 95 лет со дня открытия первого вятского кинотеатра «Прогресс». И хотя в своем обращении к зрителям первый управляющий электротеатром М. Тюфяев выражал надежду, что благодарные жители Вятки никогда не забудут то, что именно дирекция «Прогресса» «озаботилась» созданием в городе первого постоянно действующего кинотеатра, этого не случилось1. С легкой руки П. Н. Луппова долгие годы первым кинотеатром считался «Иллюзион». В 1967 г. общественность отметила 60-летие первого вятского кинотеатра2. На самом же деле «Иллюзион» был открыт 19 октября (1 ноября) 1908 г. на углу улиц Спасской и Николаевской в доме Мещанского собрания3. Он стал третьим кинотеатром города после «Прогресса» и «Модерна» (открыт 26 сентября (9 октября) 1908 г. в доме Рязанцева на Московской улице)4. Иногда в публикациях современных авторов указывается, что в 1908 г. был открыт и кинотеатр «Одеон»5, но это неверно. «Одеон» открыл свои двери для зрителей 9 (22) ноября 1910 г. Правда, открытие должно было состояться 7 ноября, но по причине «опоздания картин» его перенесли на 9 ноября6.

Открытка с изображением
кинотеатра «Прогресс»

В 1999 г. Е. Пятунин в небольшой заметке отметил, что первым кинотеатром в Вятке был «Прогресс»7, но допустил одну неточность. В доме Дьяконова на Московской улице находилось зимнее помещение кинотеатра, куда он переехал в сентябре 1908 г. А открытие «Прогресса» состоялось в летнем помещении, находившемся в Александровском саду.

Первым кинотеатром вятчане обязаны «Торговому дому Братья Усмановы и А. М. А. Усманов», что располагался в гостином ряду на Московской улице8. В мае 1908 г. владельцы Торгового дома обратились в Вятскую городскую думу с просьбой выделить им место в Александровском саду для строительства кинотеатра. 12 (25) мая 1908 г. разрешение было дано9. Первый кинотеатр представлял из себя тесовый сарай на столбах под железной крышей примерно 10 х 20 м10, поэтому на его строительство не понадобилось много времени, и 18 июня (1 июля) 1908 г. в нём прошел первый киносеанс11.

Сеансы шли в кинотеатре до 10 сентября, когда в связи с переездом летнего клуба Вятского общественного собрания в зимнее помещение сад перестал освещаться и посещаемость упала, так как «мало интересного бродить по неосвещённому саду в осенние темные вечера»12.

После небольшого перерыва, вызванного переездом в зимнее помещение и поездкой владельцев в Москву для заключения новых контрактов на прокат картин, 21 сентября кинотеатр снова открылся для посетителей. На первом киносеансе были представлены драмы «Дело Дрейфуса» и «Освобождение из монастыря», красивая феерия в красках «Путешествие на Марс», комедии «Дядя Фриц всюду опаздывает», «Бессмертная собака» и «Покупка картины». Последняя, по утверждению дирекции, вызовет у зрителей «беспрерывный хохот»13.

Богатства своим владельцам «Прогресс» не принес. В 1913 г. Торговый дом братьев Усмановых был объявлен несостоятельным. Впрочем, в тот момент кинотеатр им уже не принадлежал. В апреле 1911 г. он был продан новым владельцам – фирме «Кушев, Бабинцев и К0»14. А последним владельцем кинотеатра накануне Первой мировой войны стал П. И. Чердынцев15.

Важным событием в истории кинотеатра стало строительство здания зимнего помещения. Еще братья Усмановы хотели выстроить его в августе 1910 г. на Московской улице «в виду того, что хороших помещений для электротеатра в городе не имеется»16. Но только новые владельцы смогли приступить к его строительству. 24 сентября (7 октября) 1911 г. состоялось открытие зимнего сезона в новом здании, выстроенном на улице Никитской (Володарского) в квартале между улицами Московской и Преображенской (Энгельса). Но уже заранее владельцы кинотеатра начали на страницах рекламную акцию, помещая на первых страницах свое обращение к читателям:

«20 сент. В самом непродолжительном времени состоится открытие зимнего сезона…

21 сент. Все выдающиеся исторические и современные новинки кинематографии пойдут в нашем кинематографе в первую очередь одновременно со столицей.

22 сент. Идя навстречу желанию и вкусам публики, дирекцией кинематографа «Прогресс» будет обращено особое внимание как на подбор картин, включаемых в программу, так и на художественную сторону самого кинематографа.

23 сент. Не называя свой кинематограф «шедевром и загадкой XX века» и желая действительно развить кинематографическое искусство (не прибегая к помощи «бубенчиков»), мы будем  ставить картины, являющиеся действительно идеалом кинематографических постановок, имеющие безусловно литературную и художественную ценность, ибо наш лозунг: «Кинематограф – это школа, театр и газета будущего!!!»

На открытии кинотеатра были показаны драмы «Стихийные силы», «Под хлороформом», комедии «Боба и его осел», «Верные сторожа», видовая картина «В Тессинских Альпах»17. Публике новое помещение понравилось, хорошо отозвались о нем и вятские газеты: «Вчера состоялось открытие кинематографа «Прогресс» в новом, красивом, стильном, прекрасно обставленном здании, специально построенном для этих целей. Зало рассчитано на 350 мест. Высокий потолок, вентиляция, много места на наклонном полу. Дирекция приобрела новый аппарат «Патэ № 3» с противопожарным предохранением «Молле». Большой экран 6 х 4,5 аршина дает соответствующее увеличение картины»18.

«Новое здание значительно просторнее и удобнее летнего электротеатра. Большой и высокий зрительный зал с обилием воздуха, хорошо обставленный, позволяет и при значительном наплыве публики не задыхаться от духоты. Фойе театра просто, но не без вкуса убрано, в общем производит приятное впечатление… Новому помещению театра, обошедшемуся, как говорят, свыше 10 тыс. рублей, следует пожелать и соответствующего качества картин»19. Для хранения верхнего платья публики был приглашен швейцар с «залогом», работал чайно-фруктовый буфет с продажей пирожков и холодных закусок, который сдавался в аренду опытному буфетчику.

В этом здании кинотеатр размещался до 1955 г., когда 17 сентября в нём прошел последний киносеанс20. А 18 сентября состоялся первый киносеанс в кинотеатре «Победа»21, который, таким образом, стал как бы правопреемником первого вятского кинотеатра. Да и располагались они практически друг против друга. Летом следующего года его разобрали и теперь на этом месте сквер – своеобразный памятник первому кинотеатру г. Вятки.

Сложился стереотип, что киносеансы сопровождались всегда игрой пианиста-тапера. Но в «Прогрессе» пианистов для «иллюстрации» картин, как тогда говорили, приглашали только дважды. В 1908 г. была приглашена пианистка, баронесса А. И. Ордо, «игравшая в иллюзионах Москвы, Петербурга и даже за границей»22. Платили, похоже, ей немного, и в свободное время она подрабатывала уроками немецкого языка. В 1913 г. был приглашён пианист М. И. Чащин, в магазине С. О. Якубовского был закуплен концертный рояль фабрики Офенбахена. Но оба раза это были исключения из правил. Владельцы театра «после личных посещений столичных электротеатров… пришли к заключению, что лучшая художественно-музыкальная аккомпанировка, которая должна сопровождать демонстрацию картин – есть струнная музыка»23. Поэтому приглашались для работы в кинотеатре струнные оркестры Смышляева (1909), Архипова (1911), Чащина (1912). В 1913 г. удалось заключить контракт только с духовым оркестром Голубева. Но духовая музыка, похоже, плохо подошла в качестве аккомпанемента к кинопоказу и пришлось приглашать пианиста. А духовой оркестр и сменивший его оркестр приюта-колонии под управлением Бауэра играли только во время антрактов. В 1914 г. был заключен контракт со столичным салонным оркестром слепых, который и стал «иллюстрировать» показ картин. Оркестр играл и перед началом сеансов, и в антрактах между отделениями. Исполнялись разные танцы, оперетки и всевозможные новинки.

Кроме того, для развлечения зрителей приглашались различные эстрадные артисты, по возможности, наиболее экзотических жанров. Так, в 1908 г. давал представления художник-тряпичник г. Даубе, создававший на глазах зрителей картины размером в квадратную сажень (4 кв. м) из кусков материи, старой одежды, галош и пр. Среди прочих картин им были представлены вятскому зрителю: «Вид на Волге – утёс Стеньки Разина», «Хутор, занесенный снегом», «Вечерний отблеск зари на Альпийских горах» и др.24

В 1913 г. выступал имитатор Арнольдини, о котором «Вятская речь» писала: «Арнольдини как мужчина обладает удивительным по красоте лирическим сопрано, выступает на концертной эстраде в роскошном дамском туалете, прической и с неподражаемой виртуозностью, доходящей до деталей, имитирует А. Д. Вяльцеву и Н. В. Плевицкую, заставляя публику совершенно забывать, что перед нею поёт мужчина, а не женщина»25.

В 1912 г. «юморист-трансформатор Петр Вознесенский исполнил совершенно новые злободневные куплеты на местные темы на разные мотивы – «Вятка в миниатюре» и многие другие26. Цены на билеты в дни этих выступлений были повышенные.

В летний сезон (начинался в апреле и продолжался до сентября) фильмы шли в летнем здании кинотеатра в Александровском саду, только в случае плохой погоды сеансы переносились в зимнее помещение. В выходные и праздничные дни дирекция старалась организовать показ в том и другом кинотеатрах.

Свою работу кинотеатр начинал в разное время в разные часы. Но соблюдалось одно правило – в будни кинотеатр работал вечером (начало сеансов было между 15.00 – 18.00 час.), в выходные и праздничные – с полудня (начало между 12.00 и 14.00). Утром кинотеатр никогда не работал. Заканчивались сеансы обычно к полуночи. Сеансы продолжались 2 часа и состояли из 3–4 отделений с 5-минутными антрактами для перезарядки киноаппарата. Поначалу в сеанс включалось до 10 и более картин: 2–3 драмы, 3–4 комедии, 1–2 видовые или научные плюс феерия в красках. Шли они 10–15 мин. Но с развитием кинематографа продолжительность фильмов увеличилась, что привело к сокращению числа картин, демонстрируемых во время киносеанса. Обычно демонстрировалась драма в 2–3 частях, 2–3 комедии, 1 научная или видовая. С 1910 г. стала демонстрироваться кинохроника – «Журнал Патэ», а с 1911 г. – «Хроника Гомон». В «Прогрессе» в те годы шли и цветные картины, как тогда говорили, в «красках». Производились они путем раскрашивания негатива вручную. А 11 ноября 1911 г. кинодекламатор Я. А. Жданов представил зрителям «Говорящие картины», предшественника звукового кино27.

Картины менялись сначала два раза в неделю, затем смена стала происходить каждые 2–3 дня. Программа картин объявлялась заранее, но дирекция оставляла за собой право замены картин. Происходило это, как правило, по причине опоздания картин или поступлением негодной копии.

Картины, вызвавшие особый успех у публики, оставались ещё на одну, реже две, перемены фильмов. Они шли, как тогда говорили, «сверх программы» перед началом первого киносеанса.

Для детей устраивались специальные детские киносеансы. Демонстрировались в них те же фильмы, что и в обычных киносеансах. Вот, например, программа детского праздника в «Прогрессе», устроенного в январе 1913 г. – «Война XX века» в исполнении дрессированных животных известного клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова в 2-х частях, комедии «Рыцарь без страха, но с упреком» с участием М. Линдера и «Её шляпка», видовая в красках «Ля-Гранха – летняя резиденция испанского короля»28.

Уже в те дни были киносеансы только для взрослых: «В четверг 25 сентября, после сеансов и антракта не менее 30 минут будет демонстрироваться отделение картин исключительно парижского жанра за особую плату, в виду страшной дороговизны картин этого жанра. Учащимся и несовершеннолетним на отделение картин парижского жанра билеты проданы не будут»29. Зрители могли видеть полупикантные комедии вроде «Слишком хорошенькая горничная» или «Девичий пансион» и совсем пикантные фарсы. Правда, чаще всего вся «пикантность» сводилась к показу обнаженной щиколотки невесты, целомудренно обтянутой белым чулком, или девушки, шнурующей ботинок30. Это вызывало бурные протесты ревнителей нравственности, и такие сеансы вскоре прекратились. Только в 1914 г. на афишах снова появилось: «За чертой благоразумия» – пикантный фарс – масса пикантных мест, комических и веселых положений. Гомерический хохот! Масса смеха!»31

Билет в кинотеатр «Прогресс» стоил от 10–15 до 50 коп. в зависимости от места. На особо дорогие картины, как, например, «Путешествие вокруг света в 80 дней», прокат которой стоил 800 руб.32, цены были повышены от 20 до 75 коп. Для учащихся и нижних чинов билет стоил 12 коп. С началом Первой мировой войны кинотеатр стал проводить бесплатные киносеансы для раненых. Для сравнения можно привести цены на городском рынке в 1910 г.: 10 яиц – 16 коп.; фунт топленого масла – 39 коп.; фунт творога – 4–5 коп.; четверть молока – 12–14 коп.; пуд говядины – 4 руб.; пуд телятины – 4 руб. 80 коп.; пуд масла льняного и подсолнечного – 8 руб.; пуд соли – 35 коп.; фунт сахара – 15 коп.; фунт керосина – 1 руб. 65 коп. и т. д.

Какие фильмы смотрели жители Вятки в «Прогрессе» в те годы? Об этом красноречиво говорят рекламные объявления кинотеатра на страницах газет. В целом репертуар как «Прогресса», так и других вятских кинотеатров тех дней изучен мало, а такая занимательная тема, как кинореклама, требует, пожалуй, специальной статьи, настолько интересен материал, который дают вятские газеты, рисующий неповторимый дух той киноэпохи. Но ограничимся несколькими примерами, чтобы ощутить атмосферу, окружавшую зрителя в темноте зала.

«“Железная рука” – новый сюжет из жизни международных шпионов, последний крик искусства. Одна действительность, нет трюков. Полная иллюзия взрыва военного корабля»; “Мертвая петля” – весь ужас жизни во всей его неприглядной наготе, вся трагедия современного строя семьи, пороки и соблазны большого города, мертвой петлей затягивающие свои жертвы»; “Триумф женщины” – замечательная драма современных нравов, разыгранная на палубе горящего корабля»33. «Роскошная историческая картина в 2-х частях «Невинно казненный» – сильная реалистическая драма высокохудожественной постановки, разыгранная лучшими артистическими силами в тех именно местах, где происходили подлинные события сто лет тому назад; «Кошмар студента» – очень содержательная и исполненная лучшими артистами картина; «Дочь Ниагары» – драма из жизни индейцев. В этой картине ярко изображены нравы и обычаи сынов «степей», их суеверия, доходящие до грубого насилия над человеком»; «Историческая сенсационная картина “Падение Трои” – драма по Гомеру – побила мировой рекорд, участвуют более 1000 человек, грандиозные декорации, костюмы Миланского театра»34.

«Демонстрируется изящная, полная грусти картина, переложенная из прелестной лирической песни Надсона “Облетели цветы, догорели огни”. Вся эта картина полна чарующей прелести, таким очарованием, что не хочется от неё отрываться. Картина имеет всюду успех!»35 «Трогательная драма «Жертвы алкоголизма» – подавляющая картина распада семьи, гибели отдельных ее членов вследствие эксцессов на почве алкоголизма, этого бича современного общества». На зрителей последняя картина произвела столь сильное впечатление, что, как писало «Северное слово», «некоторые даже плакали»36.

Очень популярны были сериалы «Фантомас», «Моисей», первый русский сериал «Сонька – золотая ручка». С огромным успехом шли картины из серии «Белые рабыни» – драмы из жизни белых рабынь, торгующих своим телом.

Афиши зазывали, как и в наши дни, участием в фильмах звёзд тех  лет: волшебницы экрана Сюзанна Гранди («Она прелестна как мечта! Своей игрой чарует всех!»), лучшей из лучших артисток мира Жени Портен, несравненной знаменитой Асты Нильсен и уроженцев Вятки – артистов Н. Г. Салин и «Русского Гарисона» А. В. Рудницкого. «Имена этих артистов достаточно известны широкой публике, одного их упоминания достаточно, чтобы знать, что означенная лента разыграна превосходно»37.

Ни один сеанс не обходился без кинокомедии, а то и двух. Особенностью тех лет были комедийные серии с участием известных комиков: Глупышкина (Андре Дид), Макса Линдера, Боба, Прэнса, толстяка Понсона, Скандалини, Леночки, Блошкина и др. Сами названия говорят об их содержании: «Как избавиться от тёщи» (М. Линдер), «Глупышкин перевозит мебель», «Глупышкин рыболов», «Поцелуй Прэнса», «Прэнс ищет место», «Боба член шайки экспроприаторов», «У Боба украли часы», «Боба хиромант», «Боба блюститель нравственности» и другие.

В октябре 1911 г. зрители увидели первую русскую комическую картину «Сон в летнюю ночь, или Вятский Митюха в Белокаменной» с Г. Наировым в главной роли38. Митюха понравился зрителям, и на экране появились продолжения: «Митюхина голова покоя не даёт» (1912), «Наш Митюха парень важный – пузыри пускать отважный» (1913).

О репертуаре «Прогресса» можно говорить много: кроме художественных, шли видовые, научные, цирковые и спортивные картины, феерии в красках и хроникально-документальные фильмы. «Катастрофа» – о гибели военного министра Берто во время падения самолёта авиатора Гренна на группу французских министров в Париже на авиационном поле39. «Взятие Трипполи с натуры» – картина снята во время боя40. Правда, киножурналистика тех лет не успевала отснять всё происходящее в мире. Тогда ей на помощь приходила «Постановочная хроника», в которой актерами разыгрывались реально происходящие события. Правда, вятчане вряд ли видели самый знаменитый из фильмов «постановочных хроник» – «Коронация Эдуарда VII» (1902), вышедший на экраны за несколько недель до самой коронации. Фильм был снят под руководством знатока церемониала, специально приглашённого из Лондона, с тщательным воспроизведением всех деталей интерьера, костюмов и хода церемоний. Короля изображал приказчик из мясной лавки, королеву – парижская прачка41. Но могли видеть многие другие картины, которые выходили довольно оперативно. В апреле 1912 г. произошла самая знаменитая морская катастрофа – столкновение океанского лайнера «Титаник» с айсбергом. А уже 27 мая в «Прогрессе» зрители могли видеть на киноэкране фильм «Гибель “Титаника”», воспроизводивший детали этой страшной катастрофы42.

«Прогресс» пользовался большой любовью у жителей г. Вятки. «Благодаря открытию «Прогресса» несомненно оживился и сам Александровский сад»; «Дирекция кинотеатра «Прогресс», как видно, не жалеет затрат на приобретение хороших картин…»; «Прогресс» дал нам на экраны картины «Женщина в 40 лет», «Невинно казненный», «Боярская дочь». Все эти картины интересны по своему содержанию, и публика охотно посещала электротеатр…», – писали вятские газеты тех лет43.

И в советские годы «Прогресс» сохранил привязанность жителей. На страницах «Кировской правды» журналист В. Шишкин вспоминал: «Любимым был у нас «Прогресс»… был он неказист и маловместителен, помещение к показу приспособлено плохо, но билетов туда всегда не хватало. Потом «Прогресс» снесли, и любимым стал «Колизей»…»44.

И осталась о «Прогрессе» только добрая память старожилов да сквер на месте зимнего здания первого вятского кинотеатра.

Примечания

1. Вят. речь. 1908. 21 сент. (№ 165). С. 1.
2. Календарь знаменательных и памятных дат на 1967 год: Киров. обл. – Киров, 1967. С. 9.
3. Вят. речь. 1908. 19 окт. (№ 187). С. 1.
4. Вят. речь. 1908. 26 сент. (№ 169). С. 1.
5. Коваленко В.В. От «Великого немого» к красочному говорящему // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т. – Киров, 1999. Т. 9: Культура. Искусство. С. 525.
6. Вят. речь. 1908. 9 нояб. (№ 238). С. 4.
7. Пятунин Е. Это чудо под названием кино // В новый век. – Киров, 1999. № 2. С. 25.
8. Вят. речь. 1908. 11 дек. (№ 227). С. 4.
9. Журналы Вятской городской Думы за первую половину 1908 года. – Вятка, 1908. С. 168.
10. Там же. С. 172.
11. Вят. речь. 1908. 20 июня (№ 93). С. 3.
12. Вят. речь. 1908. 10 сент. (№ 155). С. 3.
13. Вят. речь. 1908. 21 сент. (№ 165). С. 1.
14. Вят. речь. 1911. 14 апр. (№83). С. 3.
15. Вят. речь. 1913. 19 июня (№ 130). С. 1.
16. Вят. речь. 1910. 19 авг. (№ 175). С. 3.
17. Вят. речь. 1911. 24 сент. (№ 205). С. 1.
18. Сев. слово. 1911. 25 сент. (№ 132). С. 3.
19. Вят. речь. 1911. 28 сент. (№ 207). С. 3.
20. Киров. правда. 1955. 17 сент. (№ 183). С. 4.
21. Там же. 18 сент. (№ 184). С. 4.
22. Вят. речь. 1908. 21 сент. (№ 162). С. 1.
23. Сев. слово. 1911. 3 апр. (№ 2). С. 1.
24. Вят. речь. 1908. 28 окт. (№ 192). С. 1.
25. Вят. речь. 1913. 19 февр. (№ 41). С. 1.
26. Вят. речь. 1912. 7 апр. (№ 76). С. 1.
27. Вят. речь. 1911. 11 нояб. (№ 243). С. 1.
28. Вят. речь. 1913. 8 янв. (№ 5). С. 1.
29. Вят. речь. 1908. 21 сент. (№ 162). С. 1.
30. Садуль Ж. История киноискусства. – М., 1957. С. 36, 48.
31. Вят. речь. 1914. 12 июля (№ 150). С. 1.
32. Вят. речь. 1914. 11 июня (№ 123). С. 1.
33. Вят. речь. 1912. 17 мая (№ 107); 29 мая (№ 116). С. 1.
34. Сев. слово. 1911. 10 апр. (№ 6); 6 мая (№ 24); 6 авг. (№ 95).
35. Вят. речь. 1913. 26 янв. (№ 22). С. 1.
36. Сев. слово. 1911. 21 авг. (№ 106). С. 3.
37. Вят. речь. 1913. 20 окт. (№ 224). С. 1.
38. Вят. речь. 1911. 23 окт. (№ 231). С. 1.
39. Сев. слово. 1911. 22 мая (№ 35). С. 3.
40. Вят. речь. 1911. 25 нояб. (№ 255). С. 1.
41. Садуль Ж. Указ. соч. С. 45.
42. Вят. речь. 1912. 27 мая (№ 115). С. 1.
43. Сев. слово. 1911. 22 мая (№ 35); 18 июня (№ 56); 19 июня (№ 81). С. 4.
44. Шишкин В. Прощай, «Колизей»! // Киров. правда. 1978. 10 марта (№ 59). С. 4.