Главная > Выпуск №4 > Новая книга о земстве

Новая книга о земстве

Валеева Н. Г. Елабужское земство и Россия: Гуманно-просветит. деятельность Елабуж. земства (1867-1917) / Предисл. И. Р. Гафурова. - М.: Аграф, 2002. - 240 с.: ил. - (Сер. "Символы времени").

С деятельностью земских учреждений, появившихся в России в годы реформ Александра II, связаны многие подвижнические начинания, и одно из них - создание системы начального и внешкольного образования. В книге кандидата педагогических наук Надежды Геннадьевны Валеевой на примере Елабужского уезда Вятской губернии освещается уникальный исторический опыт созидательной, гуманно-просветительской деятельности земства, который, несмотря на рост исследовательского интереса к данной проблематике, ещё недостаточно хорошо изучен. Выбор автором для изучения Вятской губернии и, в частности, Елабужского уезда, не случаен. Вятско-Камский край - обширный регион с многонациональным населением, и здесь многие исторические процессы имели свою специфику. Кроме того, Вятское земство вошло в историю как одно из передовых. Что касается Елабуги и уезда, то эта территория давно заслуживает более внимательного к себе отношения. Сколько интересных судеб, подвижнических инициатив таит в себе её история?!

Книга Валеевой вышла в серии "Символы времени". Земство стало настоящим символом эпохи капитализма в России, когда постепенно стиралась сословная замкнутость, и просвещённые люди мечтали об общественном благе. Первоначально автор рассматривает вопрос о становлении и развитии земских учреждений. Читатель найдет сведения о полномочиях земства, о его социальном составе и основных направлениях деятельности. В книге обращается внимание на тот факт, что изначально в Вятской губернии приоритетным направлением работы земства являлось просветительство, хотя оно относилось к числу необязательных, второстепенных земских мероприятий. Это, по-видимому, объяснялось более демократичным составом местного земства по сравнению с центральными и южными губерниями, влиянием политических ссыльных на деятельность органов местного самоуправления. Очень ценно, что с первых страниц Валеева не сужает своё исследование границами Вятской губернии и Елабужского уезда. Важнейшие события и факты рассматриваются на общероссийском фоне, и это оправдывает название книги "Елабужское земство и Россия".

Далее характеризуется состояние начального образования, которое до появления земства почти повсеместно было плачевным. "В середине XIX века народ в Вятской губернии был одним из самых неграмотных в Российской империи. Уровень грамотности составлял 6 % против 9,2 % по России", - указывает автор (с. 34). С открытием земства ситуация стала меняться. Уже в 1870-е гг. в земствах губернии обсуждался вопрос о введении всеобщего начального обучения. Во второй половине XIX в. наблюдалось и увеличение числа школ, и укрепление их материального положения. Земства участвовали в открытии школ для нерусского населения. К 1 января 1898 г. по губернии действовали 206 мусульманских мектебе и медресе, в Елабужском уезде - 37. Валеева убедительно доказывает, что "просветительная и образовательная деятельность населения не имеет национальных границ" (с. 22).

Начальное образование тесно переплеталось с внешкольным. Много места в исследовании уделяется деятельности земских народных библиотек - "пятирублёвых", "павленковских" и других, говорится об организации воскресных народных чтений, об издательской деятельности земства и книжной торговле. Новаторство автора прослеживается в выявлении нескольких неизвестных ранее павленковских библиотек на территории Елабужского уезда.

В целом позитивно оценивая опыт просветительной деятельности земства, Валеева не идеализирует его. В книге указывается и на многие недоработки со стороны земства. Например, школы и библиотеки порой открывались стихийно, не отличались разнообразием книжные фонды, не разрабатывались планы и проекты постройки типовых зданий.

Особое внимание автором уделяется субъективному фактору в истории земства, что вполне закономерно. Без него было бы невозможно широкое развитие в регионе просветительства и становление земской школьной системы. В исследовании находит отражение деятельность таких видных земцев, как М. М. Синцов, А. П. Батуев, Н. В. Алашеев.

Книга поражает обилием документальных материалов, многие из которых ранее были не изучены. Нельзя не сказать, что известный историк земства Б. Б. Веселовский уже обращал внимание на источниковедческие трудности, связанные с написанием работ по истории органов местного самоуправления. "Кому приходилось иметь дело с земскими докладами, журналами, постановлениями, знает, какого труда стоит разобраться в этом хаосе", - писал он. Валеева, на наш взгляд, смогла справиться со всеми сложностями, возникшими при изучении темы.

В конце книги читатель найдёт приложения, которые дополняют и конкретизируют основной текст. Имеются здесь и словесные портреты земских деятелей, и различные таблицы - об именных библиотеках уезда с годом их открытия, о состоянии мусульманских школ в уезде, о числе читателей в библиотеках и другие. Мне же остаётся поздравить всех педагогов, библиотекарей, любителей старины с выходом ещё одной интересной книги по истории Вятско-Камского края.

М. C. Судовиков