Главная > Выпуск №4 > Новгородцы или гагары? Предки Н. А. Заболоцкого в Уржумской округе

Новгородцы или гагары? Предки Н. А. Заболоцкого в Уржумской округе

В. К. Семибратов

«В Уржумском уезде Вятской губернии на высоком берегу реки Вятки стояла когда-то живописная деревня Красная Гора», – такими словами начинает свое пространное повествование об отце «Жизнь Н. А. Заболоцкого» его сын Н. Н. Заболоцкий1.

Слово «красный» в географических названиях чаще всего означает «красивый» (Красная площадь), однако, как полагают краеведы, родовое гнездо великого поэта получило своё имя не от живописности расположения, а «от избытка красной глины»2. Возможно, именно цвет почвы определил наименования таких вятских сёл и деревень, как Красная Горка, Красногоры, Красногорье, которые, в отличие от оказавшейся «неперспективной» Красной Горы, не исчезли с лица земли в годы массовых сселений3.

Вблизи от Красной Горы, продолжает свой рассказ об отце Н. Н. Заболоцкий, «виднелись остатки городища, возведённого в старые времена ушкуйниками – не то дружинниками, не то разбойниками, снаряжавшимися в XIV–XV вв. новгородскими боярами и купцами для захвата торговых владений к северу и востоку от центральных русских княжеств. На больших плоскодонных ладьях – ушкуях плавали они по Волге, Каме, Вятке, грабили прибрежные поселения, смело вступая в бой с местными ополчениями и с отрядами татар. После потери Новгородом самостоятельности набеги ушкуйников постепенно прекратились, а сами они частично осели на освоенных ими землях. Возможно, и в Красной Горе жили потомки этих своевольных посланцев Новгородской земли»4.

Говоря о предках-новгородцах, Н. Н. Заболоцкий предусмотрительно дополнил свою версию оговоркой «возможно». И оказался прав, поскольку исторические данные свидетельствуют о том, что древнее городище скорее всего было основано отнюдь не славянами (первые русские «ногою твердой» начали становиться здесь лишь после закладки в 1592–1593 гг. «Уржюмского города»5), а удмуртами и марийцами. В языке исконных обитателей этого края, надо полагать, и следует искать корень слова Мальково или Малково, как Красная Гора именовалась примерно до 1694 г., когда в документах впервые появилось её второе название, вплоть до переписи 1926 г. сохранявшееся наряду с первым6. Относилось это поселение к Спасскому монастырю, что «был основан в 1624 году по ходатайству старца Уржумского города Нифонта на Цепочкинских горах»7 и просуществовал почти полтора столетия до закрытия по указу императрицы Екатерины II.

Вероятно, во второй половине XVII столетия и появились в «деревне Малковой» первые Заболотские, один из которых – Трифанко Аникеев сын Заболотской – значится в переписи 1678 г.8 Как видим, к ушкуйникам-новгородцам, деяния которых к этому времени уже давно стали достоянием истории, предки поэта никакого отношения не имеют.

Откуда же они пришли? Местные исследователи (основываясь, в частности, на данных топонимики) гипотетически указывают на ряд мест, одно из которых – Заболотье под г. Темниковым (в нынешней Мордовии)9. Впрочем, темна вода во облацех, ведь фамилия Заболоцкий (в западном варианте – Заблоцкий), указывающая на то, что владелец её пришёл на новое место жительства из-за некой болотистой местности или же по отношению к другим людям за этой местностью живёт, распространена в России (в том числе и на Вятке) чрезвычайно широко10. Причём её носителями могли быть как крестьяне, так и дворяне, священнослужители, мещане, интеллигенция (из среды последней вышел, например, редактор, журналист и поэт В. В. Заболотский (1911–1986), уроженец с. Уни бывшего Глазовского уезда Вятской губернии).

Скорее всего, далёких предков Заболоцкого следует отнести к группе «древнейших, XVII-го и начала XVIII вв., переселенцев в Уржумский у[езд] с Вятки». Эта «группа старых вятчан», по авторитетному мнению этнографа Д. К. Зеленина, «должна была смешаться с поселенцами и беглецами из других мест, между прочим, из Казанской губ[ернии], а также с местными стрельцами. Таким путём, по-видимому, и образовалась группа «коренных уржумцев», обнаруживающая сходство с группою малмыжских гагар». Касаясь последних, учёный процитировал опубликованную в 1883 г. «Вятскими губернскими ведомостями» статью священника Бабушкина, характеризовавшего гагар так: «…Народ видный, статный, высокий, красивый, б[ольшей] ч[астью] брюнеты, одеваются чисто и со вкусом; пчеловоды; плохие земледельцы, по сравнению с вятчанами; речь их отрывистая и бойкая…»11.

Эти строки заставляют вспомнить как самого всегда «аккуратно одетого»12 Н. А. Заболоцкого, так и его деда Агафона Яковлевича, что был «высокого роста, широкоплечий, отличался большой физической силой»13, а также отца Алексея Агафоновича – агронома и пчеловода, запомнившегося «мужикам» из с. Сернура «высоким, подтянутым, видным собой… Одет он был в поддевку, на ногах блестели начищенные сапоги. Говорил чуть глуховатым голосом с заметным вятским выговором»14.

Что это был за «выговор»? Говоры населения огромного Вятского края, исследователи делят на четыре группы15. Одной из них является южная, объединяющая Уржумский, Малмыжский и Вятскополянский районы нынешней Кировской области. Характернейшей чертой речи живших (да и ныне живущих) здесь гагар является замена в некоторых словах с на ц (куриса, улиса, водиса и т.п.), на что ещё в 1885 г. указал в своём «сборнике областных слов и выражений» бывший инспектор народных училищ Уржумского уезда В. К. Магницкий. Приведя в виде примера слово «винсо» (винцо), он отметил, что «смена ц = с особенно слышится в подгородных (на юге) деревнях, а также в Пустопольском и Лопьяльском приходах». Позднее произношение с вместо ц выделил в качестве «главной особенности» говора гагар и Зеленин, не забывший также назвать мягкое к (в таких словах, как Ванькя, чайкю и т.п.), которое, впрочем, среди описываемой им группы было «известно… едва ли повсюду»16. В речи гагар, к потомкам которых относит себя и автор этих строк, встречаются памятные ему с детства слова типа «чернига», «бруснига», последнее из которых Заболоцкий вряд ли случайно использовал в одном из ранних стихотворений как рифму к слову «книга»17.

Конечно, можно лишь гипотетически утверждать, что именно от такого «вятского выговора» упорно избавлялся в начале 1920-х гг. питерский студент Николай Заболотский, изменивший вскоре написание и звучание своей простой фамилии на более «романтический» вариант и со временем превратившийся из простого «вятского паренька» в гениального поэта, который, как без ложной скромности сказано в его стихотворном «Завещании», «недаром в этом мире жил».

Поставить же задачу определить причастность Заболоцкого к одному из конкретных «родов» огромного вятского «племени» нам кажется тем более важным, что любой человек, по меткому определению Уильяма Фолкнера, прежде всего «совокупность качеств, унаследованных им от его предков».

Примечания

1. Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. – М., 1998. С. 7.
2. Карпов В. Б. Деревня на Красной Горе // Уржум. старина. 1992. № 1/2. С. 30.
3. См.: Кировская область: Администр.-территор. устройство на 1 июня 1988 г. – Киров, 1998. С. 261.
4. Заболоцкий Н. Н. Указ. соч. С. 7.
5. Подробнее см.: Низов В. В. О времени «поставления» Уржума // Уржум. старина. 1994. № 4. С. 1–7; Семибратов В. К. Первые русские в Уржумской округе // Там же. С. 32–33.
6. См.: Карпов В. Б. Указ. соч. С. 29–30.
7. Там же. С. 30.
8. Там же. С. 31.
9. Там же.
10. См.: Унбегаун Б. О. Русские фамилии. – 2-е изд., испр. – М., 1995. С. 106.
11. Зеленин Д. К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненёбных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. – СПб, 1913. С. 415–418.
12. Заболоцкий Н. Н. Указ. соч. С. 77.
13. Там же. С. 8.
14. Там же. С. 14.
15. См.: Макарова Л. Н. Фонетические, морфологические и синтаксические особенности русских говоров Кировской области // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т. – Киров, 1998. Т. 8: Этнография. Фольклор / Сост. В. А. Поздеев. С. 244–245.
16. Магницкий В. К. Особенности русского говора в Уржумском уезде Вятской губернии: Сб. обл. слов и выражений. – Казань, 1885; Зеленин Д. К. Указ. соч. С. 418.
17. Заболоцкий Н. Н. Указ. соч. С. 58, 62.