Из истории одного сочинения

А. Б. Григорьев

В начале января 1986 года в Большом зале консерватории Саратова прозвучала «Концертная симфония» В. А. Моцарта для скрипки, альта и камерного оркестра. Исполнили это сочинение скрипачка Татьяна Сандлер, альтист (автор этих строк) Анатолий Григорьев и камерный оркестр консерватории под руководством Татьяны Быковой. Концерт прошёл успешно и был тепло принят слушателями. Среди поздравивших меня после концерта был и Олег Аркадьевич Моралёв. Как-то неожиданно для себя я предложил Олегу Аркадьевичу обратить внимание на ансамбль скрипки и альта и написать что-нибудь в этом жанре. Он не дал определённого ответа, хотя и обещал подумать.

Прошло несколько лет. Честно говоря, я и забыл про своё предложение композитору, поэтому был приятно удивлён, когда Олег Аркадьевич принёс мне своё новое сочинение для альта, скрипки и камерного оркестра.

Для меня всегда интересна работа с новым материалом, но знакомство с произведением, инициатором создания которого неожиданно стал я, вызвало большую ответственность и сомнения: получится или нет?

«Монологи, сцены и дуэты» — так назвал своё новое сочинение О. Моралёв. Партию скрипки я предложил исполнить своему коллеге и другу, замечательному скрипачу, заслуженному артисту России Валентину Шувалову. Уже первые репетиции показали, сколько исполнительской свободы предоставляет музыкальная форма этого сочинения, позволяя показать как технические возможности инструментов, так и глубокую драматургию событий. Работа над «Монологами», несмотря на естественные технические сложности, шла удивительно легко. Материал собирался естественно и последовательно, но особенно ярко и полно проявился в общении солистов и оркестра. Работая над этим сочинением, я, как исполнитель, почувствовал, насколько свободен автор в своих мыслях и фантазиях. Сдержанный в жизни, Олег Аркадьевич откровенно высказывается в своих мелодиях-монологах, активно протестуя против неизбежности и искренне, доверительно делясь своими самыми сокровенными мечтами и тайными думами.
Первым дирижёром, подготовившим оркестр к премьере, был Мурад Аннамамедов. Это было редкое время, когда репетиций было достаточно, и работа проводилась тщательно по всем направлениям: темпы, нюансы, баланс групп. Забегая вперёд, отмечу, что все последующие выступления готовились с двух, а то и с одной репетиции. Премьера прошла 21 марта 1992 года в зале филармонии и повторилась через несколько дней в Большом зале консерватории. А в октябре этого же года состоялась поездка в Москву, где «Монологи» прозвучали в зале ЦДК (дом композиторов).

Выступления проходили успешно и имели положительные отзывы, но наиболее полно, ярко и образно «Монологи» прозвучали тогда, когда, спустя несколько лет, в декабре 1999 года, за пульт встал удивительный дирижёр — Геннадий Проваторов. Если в первых концертах струнный состав оркестра сокращали, то Проваторов оставил полную группу и добился точного баланса солистов и оркестра, выиграв при этом в тембровом колорите и яркости в кульминациях. Последний раз с Валентином Шуваловым мы исполнили это сочинение в ноябре 2002 года. Дирижировал выпускник нашей консерватории и мой однокурсник Аркадий Фельдман. После этого выступления Валя Шувалов серьёзно заболел и в августе 2003 года его не стало.
Когда в январе 2009 года по инициативе Ирины Аркадьевны Масленниковой, сестры композитора, состоялось первое исполнение «Монологов» на родине Олега Аркадьевича, в городе Кирове, партию скрипки исполнила ученица В. Шувалова, лауреат международного и всероссийского конкурсов Татьяна Авазова. Я с особым удовольствием вспоминаю эту поездку. Трепетное отношение музыкантов и дирижёра Валерия Александровича Раевского к музыке своего земляка, огромное внимание и доброжелательность публики, — всё способствовало успеху этого концерта.

В октябре 2010 года это замечательное сочинение прозвучало в Большом зале консерватории с дирижёром А. Фельдманом в концерте, посвящённом 65-летию Победы в Великой отечественной войне. Хочется надеяться, что у него будет счастливая судьба и к нему обратятся молодые исполнители.