Главная > Выпуск №30 > Без вятских нет педагогики!

Без вятских нет педагогики!

В. Б. Помелов

...Летом 1925 г. студента Вятского пединститута Эле Моносзона направили вожатым в пригородный школьный пионерский лагерь. Здесь в один из дней произошёл несчастный случай: погибла учительница, спасавшая свою тонувшую дочь. Прибежали крестьяне из соседней деревни. Пустили по реке каравай с зажжённой свечкой. В одном месте каравай закрутился. Водоворот! Здесь стали искать и, в конце концов, нашли бездыханное тело... На место происшествия прибыл инспектор губернского отдела народного образования И. Т. Огородников. Он строго журил юного вожатого за... допущенный им «религиозный обряд» (каравай со свечкой!). Происшествие было расценено как несчастный случай. Вот при таких курьёзных и, вместе с тем, трагических обстоятельствах познакомились два в будущем замечательных учёных-педагога.

Эта история известна нам со слов доктора педагогических наук, профессора Э. И. Моносзона, к 100-летию которого в альманахе «Герценка: Вятские записки» (№ 14) была опубликована наша статья под названием «Путь в педагогику начинался на Вятке». В данном материале нам хотелось бы дать своего рода коллективный портрет ряда наших земляков — крупных учёных в области теории и истории педагогики. И начнём мы свой рассказ с И. Т. Огородникова.

Доктор педагогических наук (1966), член-корреспондент Академии педагогических наук (далее — АПН) РСФСР (1955) и АПН СССР (1968), профессор (1935), заслуженный деятель науки РСФСР (1971) Иван Трофимович Огородников родился 11 (23) апреля 1900 г. в с. Огородники Котельничского уезда Вятской губернии в бедной крестьянской семье.

По окончании начальной школы он поступил в реальное училище, но учёбу пришлось оставить из-за материальных трудностей. В 1919 г. Огородников поступил на физико-химическое отделение Вятского института народного образования, но учёбу вновь приходится оставить всё по той же причине. В итоге, в 1921 г. он оканчивает инструкторско-педагогические курсы, а в 1930 г., не имея высшего образования, — уже аспирантуру в Москве, причём это был самый первый выпуск аспирантов по педагогике в нашей стране. Практическая педагогическая деятельность началась в 1922 г. в г. Нолинске на педагогических курсах; потом его назначили заведующим отделом социального воспитания Нолинского уездного отдела народного образования. В 1923–1928 гг. Огородников был школьным инспектором и преподавателем педагогического техникума в Вятке.

В эти годы началось приобщение молодого педагога к науке. Свою первую опубликованную статью он послал в родную деревеньку любимой учительнице Антонине Николаевне Полянской. За первой статьёй последовали другие. Особенно увлекали автора вопросы обобщения и распространения передового педагогического опыта. Неожиданно его вызвала в Москву зам. народного комиссара просвещения РСФСР Н. К. Крупская. Оказалось, что причиной столь крутого поворота в жизни Ивана послужили несколько его статей, напечатанных в журнале «На путях к новой школе», который редактировала Крупская. «Мы Вас хорошо знаем. Мы печатали Ваши статьи. Они нам очень нравятся, — сказала она при встрече. — Вам надо переходить на научную работу».

Многие годы потом в кабинете И. Т. Огородникова почётное место занимал второй номер журнала «На путях к новой школе» за 1929 г., полностью посвящённый вопросам политехнического обучения. В нём вместе с работами В. И Ленина «Тезисы о производственной пропаганде», «Из заметок на тезисы Надежды Константиновны» (эта работа публиковалась впервые) и статьёй Н. К. Крупской «О политехнизме» были помещены две статьи аспиранта института методов школьной работы И. Огородникова — «К вопросу о политехнизме» и «К вопросу строительства школы крестьянской молодёжи». Статьи молодого учёного отличало знание проблем села вообще и сельской школы в частности. Он, например, писал о том, что нельзя ждать, как предлагалось некоторыми учёными, пока деревня обретёт надлежащий «технико-экономический базис»; надо использовать всё то, что уже имеется в наличии для ускорения социалистического строительства на селе.

С 1930 г. И. Т. Огородников в течение почти полувека вёл педагогическую работу в вузах Москвы: в высшем инженерно-педагогическом институте, МГУ, Московском областном пединституте им. Н. К. Крупской (далее — МОПИ), а с 1949 г. — неизменно в Московском госпединституте им. В. И. Ленина (далее — МГПИ). Причём в должности зав. кафедрой педагогики в этих институтах он работал свыше сорока лет, в том числе в МГПИ — свыше четверти века. Помимо этого, в 1944–1947 гг. был одновременно заместителем начальника главного управления высших учебных заведений Министерства просвещения РСФСР. В 1933 г. по рекомендации Г. М. Кржижановского И. Т. Огородникова приглашали принять участие в деятельности Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР.


И. Т. Огородников

Профессор И. Т. Огородников читал курсы педагогики, руководил учебной и научно-исследовательской работой кафедр, возглавлял учёный совет педагогических кафедр вузов Москвы. Он автор свыше полутора сотен научных работ, в которых рассматривались коренные проблемы методологии педагогики, дидактики, теории воспитания и вопросы педагогического образования. Приведём один характерный пример.

Важным событием в общественно-политической жизни страны стала созванная перед самым началом Великой Отечественной войны Всесоюзная конференция по педагогическим наукам. И. Т. Огородникову было поручено сделать на ней доклад по проблеме, которая тогда — да и в последующий период времени тоже — была предметом острейших споров, — о взаимоотношении педагогики, дидактики и частных методик. Тогда было немало методистов, отрицавших руководящее значение общепедагогических и дидактических принципов для построения вузовских курсов методики, а то и просто не признававших за методикой статуса научной дисциплины и рассматривавших её как некий случайный набор технических приёмов. В докладе Огородникова были как раз намечены пути дальнейшего развития частных методик, укрепления связей между педагогикой и частными методиками, обобщения методической работы, ведущейся в школах [1, с. 25].

И. Т. Огородников был разносторонним учёным-педагогом, но особенно много сделал он для развития экспериментальной дидактики. Причём его теоретические исследования всегда сочетались с экспериментальными. Младшие коллеги Ивана Трофимовича, Александр Егорович Дмитриев и Валентина Васильевна Мерцалова, в своих воспоминаниях [2, с. 118] отмечали его огромную эрудицию, глубокое знание школьных проблем, широту научных интересов, талант организатора и руководителя, которые во всей полноте были реализованы профессором Огородниковым в период работы на кафедре общей педагогики МГПИ. Кафедра под его руководством стала подлинным центром научно-педагогических исследований, направленных на решение актуальных проблем народного образования, педагогической науки и подготовки педагогических кадров. Эти исследования были сосредоточены в созданных при кафедре лабораториях воспитательной работы, экспериментальной дидактики, программированного обучения, высшего педагогического образования, сравнительной педагогики, истории педагогики. За кафедрой были закреплены три экспериментальные школы. Лаборатория дидактики, например, свои усилия сосредоточила на поиске, научно-теоретическом обосновании и практическом внедрении путей и способов повышения эффективности урока, на решении проблем развития познавательной и творческой активности учащихся.

В памяти учителей старшего поколения — эксперимент в школах г. Казани, организованный И. Т. Огородниковым. Передовой опыт тамошних педагогов по повышению познавательной активности и организации разнообразной самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке перенимали тогда многие учителя страны, стремившиеся работать творчески.

Самим И. Т. Огородниковым опубликовано несколько оригинальных исследований о путях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в средней школе. К наиболее важным трудам разных лет можно отнести такие труды, как «Организация и методика работы в высшей школе» (1934), «Повышение идейного и теоретического уровня учебной и научной работы по педагогическим наукам» (1947), «Педагогический практикум» (1959), «Методика изучения эффективности урока по основам наук в школе» (1959), «Вопросы повышения эффективности урока» (под ред. И. Т. Огородникова, т. 1–3, 1959–1964). Велик вклад И. Т. Огородникова в создание учебников по педагогике. Его первый учебник для учительских институтов вышел в 1946 г. и был написан в творческом содружестве с П. Н. Шимбирёвым, кстати, ранее (1936–1938) работавшим директором Кировского пединститута. Ещё один учебник — для пединститутов — увидел свет в 1954 г. Его последний учебник был издан в 1978 г., уже после смерти автора.

Некоторые работы И. Т. Огородникова переведены на иностранные языки. Особый интерес представляет опыт написания совместно с учёными ГДР работы по методике исследования проблем дидактики, которая была выпущена в 1974 г. в нашем издательстве «Просвещение».

В разные периоды своей долголетней научно-педагогической деятельности Иван Трофимович принимал активнейшее участие в педагогических дискуссиях. Так, в 1930-е гг. он настойчиво проводил мысль о необходимости комплексного применения различных методов преподавания; подвергал критике тех, кто считал, что навязывавшийся извне бригадно-лабораторный метод универсален. И всё же в центре деятельности нашего земляка на ниве просвещения было педагогическое образование и подготовка учительских и научно-педагогических кадров. Ученики И. Т. Огородникова до сих пор трудятся во многих регионах страны. Под его руководством защищены 48 кандидатских и докторских диссертаций.

Помимо своей основной работы, И. Т. Огородников выполнял обязанности председателя ученой комиссии по педагогике Министерства просвещения СССР, члена экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР, члена бюро отделения теории и истории педагогики АПН СССР, члена учёного совета НИИ общей педагогики АПН СССР и т. д.

За свой труд И. Т. Огородников был награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», медалями К. Д. Ушинского и Н. К. Крупской. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1971 г. ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Доцент кафедры педагогики КГПИ Галина Алексеевна Созинова (1941–2014), хорошо знавшая И. Т. Огородникова, вспоминала, что он был чрезвычайно остроумным, глубоко образованным человеком, требовательным и принципиальным и, в то же время, сердечным и доброжелательным, внимательным к людям. И. Т. Огородников активно работал вплоть до того трагического дня, когда, возвращаясь с работы, он был сбит автомашиной. Через несколько дней, 7 октября 1976 г., Иван Трофимович скончался.

Примечательная деталь: журнал «Советская педагогика», членом редколлегии которого Иван Трофимович состоял с 1952 г., в № 12 за 1976 г. поместил некролог памяти И. Т. Огородникова и одновременно дал материал о 8-м совместном семинаре аспирантов и молодых учёных АПН СССР и АПН ГДР. В материале сообщалось, в частности, что на пленарном заседании семинара с докладом на тему «О повышении творческой познавательной самостоятельности в обучении» выступил И. Т. Огородников. А руководителем упомянутого семинара был другой наш земляк-котельничанин, доктор педагогических наук (1965), профессор (1968) Алексей Иванович Пискунов. Именно он стал преемником Огородникова в должности заведующего кафедрой общей педагогики МГПИ (1980–2000).

А. И. Пискунов родился 24 февраля 1921 г. в г. Оханске Пермской области. Когда Алексею было несколько месяцев, семья переехала в Котельнич, на родину его родителей. Здесь прошли детские годы будущего учёного. В 1942 г. А. И. Пискунов окончил факультет иностранных языков Ставропольского пединститута. Педагогическую деятельность начал в 1940 г. в качестве учителя немецкого языка в средней школе. По окончании института работал в Махачкалинском пединституте. В 1949 г. он становится аспирантом НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР.


А. И. Пискунов

После защиты кандидатской диссертации в 1952–1954 гг. работает доцентом и зав. кафедрой педагогики Мордовского пединститута. В 1955–1962 гг. — старший научный сотрудник, а в 1962–1965 гг. — зав. сектором истории педагогики НИИ теории иистории педагогики АПН РСФСР; в 1965–1974 гг. — заместитель директора, в 1974–1980 гг. — директор этого института (последние годы при Пискунове он назывался НИИ общей педагогики). Член-корреспондент АПН СССР (1968), действительный член АПН СССР (1977), действительный член РАО (1993). В 1970-е Пискунова избирают академиком-секретарём отделения теории и истории педагогики АПН СССР.

Как учёный А. И. Пискунов известен научной общественности, прежде всего, своими фундаментальными исследованиями в области истории зарубежной и отечественной педагогики. Им написаны такие значительные труды, как «Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII — начала XIX в.» (1960), «Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики)» (1963), «Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII — начала XX в.» (1976).

За большой вклад в дело изучения наследия великих педагогов Министерство просвещения Чехословацкой Социалистической Республики наградило А. И. Пискунова медалью Я. А. Коменского, великого славянского педагога. Пискунов — один из инициаторов, руководителей и авторов многотомного издания, посвящённого развитию школы и педагогики народов СССР. Он автор таких фундаментальных трудов, как «Методы педагогических исследований» (1979), «Теория и практика педагогического эксперимента» (в соавт. с Г. В. Воробьёвым, 1979), «Развитие экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР и за рубежом» (в соавт., 1978). Всего на его «лицевом счету» около трёхсот научных работ.

Большой вклад внёс наш земляк в совершенствование вузовской педагогики и как председатель методического совета по педагогическому образованию Министерства просвещения СССР. Он был членом нескольких диссертационных советов. Под его руководством десятки учёных стали докторами и кандидатами наук. В Кирове это доктор педагогических наук Н. В. Котряхов, кандидаты педагогических наук М. Ф. Соловьёва, Г. А. Созинова, Т. В. Подавалова и др. Скончался Пискунов 30 мая 2005 г.

Все герои моего очерка были исключительно обаятельными людьми. Приведу один пример. В 1997 г. я присутствовал на докторской защите в диссертационном совете, возглавлявшемся А. И. Пискуновым. В ходе обсуждения я взял слово и высказал своё мнение о диссертации. После окончания процедуры защиты Алексей Иванович подошёл ко мне, мы познакомились. Он дружески обнял меня со словами: «Так вот, значит, Вы и есть Помелов!». Оказывается, он давно хотел со мной познакомиться. Дело в том, что в 1993 г. вышла в свет в Кирове моя книга «Педагоги и психологи Вятского края», в которой речь шла, в том числе, и о А. И. Пискунове. Узнав об этом обстоятельстве, некоторые наши кировские соискатели учёных степеней, пытавшиеся в те годы «покорить Москву», обращались ко мне с просьбой подарить им экземпляр этой книги для вручения его А. И. Пискунову, к которому они намеревались обратиться за содействием в поступлении в аспирантуру и докторантуру. В итоге, у Алексея Ивановича скопилось целая стопка этой моей книжки. Помню, он ещё недоумевал, почему я, в то время докторант, ранее не обратился к нему за содействием в поступлении в докторантуру. Я отшутился. Не мог же я, в самом деле, сказать «истинную правду», что я, как истинно русский человек, пошёл самым трудным путём...

Мы стали вспоминать видных учёных — педагогов и психологов вятского происхождения. Какие имена! В. М. Бехтерев, В. С. Серебренников, В. Г. Разумовский, Б. П. Есипов, Е. А. Климов, М. Г. Яновская, В. Ф. Сахаров, Л. А. Цветков, Н. С. Сунцов, Ф. Ф. Нагибин... А сколько таких учёных, кто провёл значимую часть жизни в Вятке, как, например, Э. И. Моносзон и П. Н. Шимбирёв! В итоге А. И. Пискунов согласился с высказанным мной в упомянутой выше книге утверждением о том, что Вятский край дал так много учёных в области педагогики и психологии, как никакой другой, за исключением, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга. Но у столиц ведь и огромный «численный перевес» населения по сравнению с таким провинциальным регионом, как Вятка. В общем, мы пришли к выводу о том, что «без вятских — нет педагогики!».


Н. С. Сунцов

Одним из учёных, которого мы вспомнили в разговоре с Алексеем Ивановичем, был ещё один наш земляк Николай Степанович Сунцов, относившийся к числу наиболее крупных учёных в области школоведения — отрасли педагогической науки, изучающей проблемы организации деятельности школы.

Как известно, организационно-управленческие вопросы, в том числе и применительно к школьному делу и системе образования в целом, приобрели в последнее время особую актуальность в связи с тем, что становится всё более очевидным следующее обстоятельство: достижение успеха в этой сфере обеспечивается зачастую не только и не столько за счёт самоотверженных усилий отдельных учителей, сколько за счёт правильной организации их труда, совершенствования постановки и решения школьных проблем на государственном уровне, повышения престижности педагогического труда и образованности в стране.

Всем этим вопросам Н. С. Сунцов и организованный и возглавлявшийся им на протяжении более пятнадцати лет НИИ школ Минпроса РСФСР уделял первостепенное внимание. И как заместитель академика-секретаря отделения теории и истории педагогики АПН СССР он внёс значительный вклад в организацию педагогических исследований в указанных научных направлениях. Н. С. Сунцов был автором значительного количества работ по актуальным проблемам школы и педагогической науки. Его главный научный труд — монография «Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики» (М.: Педагогика, 1982) является плодом фундаментального исследования в этой области, итогом многолетних раздумий и научных изысканий. Положения и выводы, содержащиеся в этой книге, легли в основу докторской диссертации. А ещё раньше, в 1950-е гг., была успешно защищена кандидатская диссертация. И эту диссертацию сопровождал капитальный труд — «Экономические взгляды Н. В. Шелгунова» (М.: Издательство политической литературы, 1957).

Видный советский учёный родился 22 ноября 1914 г. в Вятке в семье рабочего-железнодорожника. Отец Степан Леонтьевич работал главным кондуктором пассажирских поездов Вятского резерва, был ударником производства. По окончании в 1930 г. школы-семилетки № 53 Северной железной дороги Николай решил пойти по стопам отца и стать железнодорожником. Два года проучился он в школе фабрично-заводского ученичества на помощника машиниста, имел только отличные и хорошие отметки, и тут случилось несчастье: вследствие травмы коленного сустава ему пришлось ампутировать правую ногу... Пришлось расстаться с мечтой стать машинистом. Николай перешёл в слесари по ремонту паровозов. Затем он сдал экстерном экзамены за среднюю школу и поступил на физико-математический факультет КГПИ, который окончил в 1938 г. Директор института Ф. С. Орешков и декан И. И. Бессонов писали в характеристике студента Н. С. Сунцова: «Академически успевает хорошо, педпрактику провёл отлично. Вёл общественную работу в качестве старосты духового оркестра, агитатора на избирательном участке. К работе относится серьёзно».

По окончании института Николай Степанович Сунцов работал учителем физики. Как вспоминал его студенческий товарищ, директор кировской средней школы № 17 Николай Андреевич Сапожников, впоследствии многолетний зав. Кировским областным отделом народного образования, Николай Степанович так живо и интересно вёл уроки, что к нему было настоящее паломничество других физиков города. Имея всего один год учительского стажа, он стал руководить городской секцией физиков-методистов. Затем Н. С. Сунцов был назначен завучем, директором школы.

Впоследствии Николай Степанович более двадцати лет находился на ответственной работе в аппарате ЦК КПСС. Много внимания уделял он делу пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности, будучи председателем президиума центрального совета Всероссийского педагогического общества. Активно участвовал в международных симпозиумах и конференциях, вёл обширную переписку с английскими, японскими, болгарскими, американскими учёными. Его ценили зарубежные коллеги. Он был избран почётным членом Болгарской и Румынской академий наук. Заслуги Н. С. Сунцова были отмечены высокими государственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», медалями. 14 февраля 1987 г. Н. С. Сунцов скоропостижно скончался. Память доктора педагогических наук, члена-корреспондента АПН СССР Н. С. Сунцова почтили некрологами «Учительская газета» и журнал «Советская педагогика».

Важнейшим методом воспитания, как известно, является метод примера. Положительный пример близкого человека, учителя оказывает исключительно важное влияние на становление личности любого человека.

В данном материале нам хотелось бы воздать должное человеку, который оказал немалое влияние на судьбы многих своих коллег, является примером для подражания. Речь пойдёт о В. Ф. Сахарове.


В. Ф. Сахаров

Василий Фёдорович Сахаров родился 22 октября 1920 г. в д. Деревеньки ныне Боровского района Калужской области в крестьянской семье. По окончании семилетней школы и педагогического техникума он поступил в 1938 г. в Калининский педагогический институт им. М. И. Калинина, однако учёбу прервала Великая Отечественная война. В 1941 г. он был призван в ряды Красной Армии и служил инструктором-лётчиком в авиашколе им. В. П. Чкалова в г. Борисоглебс­ке Воронежской области. Награждён шестью медалями, в том числе медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После демобилизации из Советской Армии в 1946 г. В. Ф. Сахаров работал учителем русского языка и литературы и директором Тишинской семилетней школы Калужской области. В 1947–1949 гг. он завершил заочно обучение в Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской. В 1950 г. был выдвинут на должность заведующего Боровским районным отделом народного образования, а затем стал заместителем заведующего Калужским областным отделом народного образования.

С 1954 г. В. Ф. Сахаров снова работал заведующим роно, потом директором Абрамовской средней школы Калужской области. В 1961–1964 гг. он учился в аспирантуре МОПИ, защитил в 1964 г. диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Интерес учащихся к профессиям и его воспитание в сельской школе».

С 1965 г. В. Ф. Сахаров неизменно работал в Кировском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина на кафедре педагогики и психологии, (с 1984 г. — кафедра педагогики). С неизменной теплотой вспоминал он своих коллег — преподавателей кафедры: Татьяну Борисовну Храбрикову, Василия Ивановича Косолапова, Бориса Васильевича Леготина, Давида Моисеевича Сонина, Валентину Михайловну Забабурову, Галину Алексеевну Созинову, Наталью Михайловну Капустину, Андрея Епифановича Воронова, Ивана Степановича Ершова, Нину Александровну Корневу, Лидию Ивановну Новикову, Антонину Ефимовну Ситникову, Владимира Николаевича Гоголева, Михаила Израилевича Смирнова и др.

В 1967 г. В. Ф. Сахарову было присвоено учёное звание доцента. В 1977 г., после смерти зав. кафедрой, профессора В. И. Косолапова, В. Ф. Сахаров возглавил кафедру. Время его заведования кафедрой (1977–1988) вобрало в себя сложные и многообразные периоды в истории страны и системы образования: брежневский «застой», черненковскую «реформу школы», движение педагогов-новаторов, пресловутую «перестройку»... Все эти процессы требовали научно-педагогического осмысления, выработки соответствующих рекомендаций в адрес педагогов-практиков и студентов, и кафедра педагогики неизменно оставалась ведущей кафедрой вуза, главным генератором идей в деле совершенствования образования в Кировской области. Как заведующий кафедрой, В. Ф. Сахаров много внимания уделял подбору преподавательских кадров. От возглавлявшейся им кафедры «отпочковывались» кафедры психологии, основ научного управления школой, педагогики начального обучения и даже целый факультет начальных классов. С кафедры уходили люди, как правило, в наиболее работоспособном возрасте, в том числе в деканы (Н. Г. Колотилова, Л. И. Новикова, Г. И. Русинова) и проректоры (В. Б. Помелов), но кафедра быстро восстанавливала свой научный и преподавательский потенциал.

Помимо заведования кафедрой, в 1970—1980—е гг. Сахаров успешно руководил народным университетом научно-педагогических знаний, являлся членом научно-методического совета при областном управлении профессионально-технического образования, был руководителем секции по профориентации учащихся при областном отделении Педагогического общества РСФСР. Как депутат Кировского городского Совета депутатов трудящихся он возглавлял комиссию по народному образованию.

Автор данного материала был коллегой В. Ф. Сахарова на протяжении без малого трёх десятков лет. Помнится, жарким июльским днём «олимпийского» 1980 г. я пришёл в КГПИ насчёт трудоустройства. Однако на интересовавшем меня факультете никого не было. Прямо в коридоре меня приметил В. Ф. Сахаров. Мы познакомились, и он предложил мне место на кафедре педагогики, где я, вообще-то, не планировал работать.

В течение года я выполнял обязанности заведующего созданной В. Ф. Сахаровым на кафедре педагогики лаборатории профессиональной ориентации и профессионального отбора. В рамках этой лаборатории был создан так называемый факультет будущего учителя, а заведующий лабораторией был его «деканом». Лаборатория ставила своей целью привлечение на учёбу в пединститут абитуриентов, стремящихся к получению педагогического образования. Поэтому на каждом факультете для абитуриентов выпускались специальные методические пособия с контрольными заданиями. В работу со школьниками области были вовлечены десятки преподавателей, количество школьников измерялось тысячами. По воскресеньям проходили встречи с потенциальными абитуриентами: для них читались лекции, проводились консультации.

Такая лаборатория была в то время единственной в СССР. Опыт её изучался и пропагандировался по всей стране. Примечательно, что все руководители этой лаборатории впоследствии сделали достаточно заметную карьеру в вузе: Ф. Р. Зевахина — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой; О. В. Лебедева — доктор педагогических наук, профессор; Г. И. Симонова — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики; В. Б. Помелов — доктор педагогических наук, профессор, проректор, декан педагогического факультета.

17 июня 1985 г. в диссертационном совете научно-исследовательского института трудового обучения и профессиональной ориентации Академии педагогических наук СССР В. Ф. Сахаров успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Педагогические основы системы профориентации учащихся средней школы». Данная проблема давно интересовала В. Ф. Сахарова. В рамках её им был выпущен ряд ценных книг. Среди них: «Профессиональные интересы кировских школьников» (Киров, 1975), «Система профессиональной ориентации учащихся средних школ» (Киров, 1977), «Воспитание будущих земледельцев» (Киров, 1986), «Школа в пути» (Киров, 1992). Особенно значимым событием был выход монографии «Профессиональная ориентация школьников» (Москва, 1982), написанная в творческом содружестве с учёным из г. Кургана Александром Дмитриевичем Сазоновым. В. Ф. Сахарову принадлежит авторство наиболее существенных глав этой книги. В ней в обобщающей форме представлена модель профориентационной работы в нашей стране.

Защита В. Ф. Сахаровым докторской диссертации — кстати, это была первая защита докторской диссертации по общей педагогике за всю историю КГПИ им. В. И. Ленина — и присвоение ему учёного звания профессора в 1986 г. стали значительными событиями в жизни института, ведь в начале 1980-х на весь Кировский пединститут было всего два доктора наук — физик В. В. Мултановский и филолог В. И. Троицкий, причём последний вскоре скончался (1984).

Сам факт наличия на кафедре педагогики доктора наук дал основание открыть аспирантуру, а в 1995 г. — кандидатский совет по защите диссертаций, в котором В. Ф. Сахаров был заместителем председателя. Это был первый диссертационный совет в истории нашего вуза. Со временем он стал докторским советом. За период с 1995 г. по 2012 г. состоялось 207 защит диссертаций. Далее совет был закрыт. И вот что интересно: если бы В. Ф. Сахаров не был в своё время доктором наук, десятки этих кандидатов и докторов просто не стали бы обладателями учёных степеней, не получили бы возможность стать доцентами и профессорами, не смогли бы сделать вузовскую карьеру; ведь учиться в аспирантуре и докторантуре в Москве и Санкт-Петербурге, организовывать защиту куда как сложнее (и дороже!), нежели в родном городе. В качестве научного руководителя В. Ф. Сахаров подготовил 10 кандидатов наук: это М. Н. Бородатая, А. А. Хохлов, И. Г. Завойчинская, Н. Г. Колотилова, С. С. Быкова, Р. Г. Сабирова, О. А. Говорова, Е. А. Кувалдина, М. П. Кибардина, С. А. Окунева.

В последние годы В. Ф. Сахаров работал профессором кафедры педагогики педагогического факультета ВятГГУ. Он активно занимался научной деятельностью. За заслуги в деле воспитания и обучения подрастающего поколения он награждён медалью «Ветеран труда», значками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы СССР», знаком «Почётный работник высшей школы РФ», почётным знаком «Заслуженный работник ВятГГУ».

В. Ф. Сахаров стал основателем целой династии учёных-педагогов. Его дочь Лариса Васильевна Мясникова — учитель иностранных языков с многолетним стажем работы, сыновья Александр и Евгений — кандидаты наук, внучка Елена Юрьевна Мясникова и внук Василий Александрович Сахаров прошли обучение в аспирантуре на кафедре педагогики ВятГГУ и стали кандидатами наук. Зять В. Ф. Сахарова, Юрий Алексеевич Мясников (1941–1995), долгие годы возглавлял школу-интернат № 6 г. Кирова.

В. Ф. Сахаров прожил длинную, наполненную плодотворным трудом жизнь. Он скончался 8 мая 2010 г., на 90-м году жизни. В памяти своих коллег и учеников Василий Фёдорович Сахаров останется замечательным руководителем, компетентным преподавателем, образцом научного работника, удивительно мудрым, отзывчивым и добрым человеком.


М. Г. Яновская

Осенью 1991 г. радостная и давно ожидаемая весть пришла из Санкт-Петербурга: доцент кафедры педагогики Майя Григорьевна Яновская успешно защитила докторскую диссертацию. М. Г. Яновская прошла большой жизненный и научно-преподавательский путь. Она родилась 21 августа 1929 г. в г. Пскове, в семье военнослужащего, ушла из жизни на 87-м году 24 марта 2016 г. В 1944 г. окончила школу-семилетку в г. Минске. В 1945–1948 гг. училась в Петропавловском педучилище, потом работала учителем начальных классов. Продолжила образование на педагогическом факультете Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена, где получила специальность учителя начальных классов. Несколько лет работала преподавателем педагогики в педучилище г. Смоленска. Затем учёба в аспирантуре альма-матер (1958–1961). Одновременно в 1960–1961 гг. работала воспитателем школы-интерната № 15 г. Ленинграда. В 1961 г. М. Г. Яновская пришла на работу в Кировский пединститут. В 1964–1971 гг. вслед за мужем-военным была вынуждена продолжить преподавательскую работу в пединституте г. Южно-Сахалинска, а с 1971 г. до 2016 г. работала в КГПИ (ныне ВятГУ).

Автор этих строк, а также моя дочь, кстати, ставшая кандидатом педагогических наук и доцентом по кафедре педагогики, в своё время учились у Майи Григорьевны в бытность студентами факультета иностранных языков. Для Яновской всегда была характерной чертой как преподавателя влюблённость в науку — качество, которое она стремилась прививать своим ученикам — студентам и аспирантам. Многие годы она возглавляла проблемную лабораторию «Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания». Заметным событием в педагогической литературе стал выход в свет в издательстве «Просвещение» её книг «Творческая игра в воспитании младшего школьника» (1974) и «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания» (1986). На эту же тему была её кандидатская диссертация «Творческая игра как средство нравственного воспитания младшего школьника» (1968). Многие десятки статей, брошюры по различным вопросам воспитания детей и подростков...

Считается, что успех любого дела процентов на семьдесят зависит от разумного эмоционального настроя его исполнителей. Основным направлением научной деятельности М. Г. Яновской как раз и является на протяжении многих лет проблема эмоционального стимулирования. А завершающим этапом значительного по содержанию и охвату эксперимента стала защита докторской диссертации. Событие это тем более значительно, если принять во внимание тот факт, что М. Г. Яновская — первая женщина — доктор наук в истории КГПИ (ВГПУ, ВятГГУ). Это, впрочем, неудивительно: по данным высшей аттестационной комиссии, женщин среди докторов наук примерно 10 %. Тем значительней достижение нашей коллеги. Завоевать признание коллег и учеников, получить широкую известность, хотя бы и в рамках своей конкретной науки, непросто. На такое признание могут рассчитывать лишь те, кто сказал своё, достаточно веское слово в науке.

Именно такими останутся в памяти своих учеников и последователей герои нашего очерка — замечательные учёные и преподаватели, истинные вятчане.

Список использованных источников

  1. Всесоюзная конференция по педагогическим наукам // Советская педагогика. 1941. № 7/8.
  2. Дмитриев, А. Е., Мерцалова, В. В. Иван Трофимович Огородников // Советская педагогика. 1980. № 7.
  3. Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров, 1993.
  4. Помелов В. Б. История Вятского образования: XIV–XXI вв.: монография // Поиски утраченного. Т. 2. Киров, 2013.