Главная > Выпуск №3 > Открытки г. Вятки, изданные до 1918 года

Открытки г. Вятки, изданные до 1918 года

Н.Б. Пентина

Представить себе облик г. Вятки конца XIX — нач. XX вв. мы можем, перелистав альбомы коллекционеров-филокартистов. Коллекции открыток г. Вятки есть в областной библиотеке им. А.И. Герцена и в областном краеведческом музее.

При восстановлении и реставрации памятников архитектуры и при работах по сохранению зданий и кварталов, составляющих историческую ценность, открытки послужат основным документом.

Видовые открытки г. Вятки издавались в дореволюционный период в разные годы и разными издателями. Издатели эти были в основном владельцами магазинов. Качество изданий до 1914 г., как правило, было высоким. Тиражи на открытках не указывались.

Крупными издателями открыток в г. Вятке были П.Г. Тихонов, А.В. Сунцов, «Товарищество наследников Ф.М. Рязанцева», Н.С. Вершинин, В.А. Матанцев. Есть открытки, где издатель не указан, часть из них, по мнению А.Д. Фокина (а разговор с ним был в 1960-е гг.), можно отнести к изданию А.В. Сунцова.

Кроме вятских издателей, открытки с видами Вятки были выпущены издательствами других городов. Известное издательство А.В. Суворина и К° не обошло своим вниманием и Вятку, печатались его открытки в Москве, в фототипии Шерер, Набгольц и К°, а также в Швеции, Германии и Австрии. Очень хорошо оформлены открытки, вышедшие в издательстве АРМ, эта фирма выпускала открытки различных городов России, в т. ч. и Вятку. Встречаются, например, с маркой АРМ виды Перми, Екатеринбурга, Астрахани.

В Москве цветные открытки издавал Х.Т. Цветков. Несколько открыток было выпущено издателем Швидернох в Австрии. Всего издано открыток г. Вятки до 1918 г. около 600 [эта цифра нуждается в уточнении, сама Н.Б. Пентина считала, что их может быть больше — Ред.]. Некоторые открытки, издаваемые разными издателями, печатались с одних и тех же негативов, поэтому количество сюжетов — видов городских улиц, зданий, реки Вятки, пароходов и других тем — значительно меньше, чем общее количество изданных открыток и равняется примерно 370, но прежде чем подойти к сюжетам, следует познакомиться с отдельными издателями и их деятельностью.

Первым издателем открыток г. Вятки был, по-видимому, Петр Григорьевич Тихонов, вятский фотограф и владелец магазина писчебумажных товаров и фотопринадлежностей на бывшей Спасской улице. Открытки эти выпускались в 1901—1903 гг., печатались по его заказу в Швеции, в Стокгольме, фирмой Гранберг. На некоторых открытках Тихонова использованы его ранние снимки — Успенский собор Трифонова монастыря, Александро-Невский собор, еще не перестроенные здания окружного суда и духовного училища. Тихоновым изданы первые открытки учебных заведений — Мариинской женской гимназии, где учились видные революционерки А.Д. Кувшинская, А.А. Кузнецова, сестры Громозовы, Вера Зубарева и другие (здание ныне перестроено), мужской гимназии, в которой учились многие общественные деятели и будущие ученые... На этих первых открытках духовное училище (ныне ул. Урицкого, 36) имеет такой вид, каким оно было в 1860-х — начале 1870-х годов, когда здесь учились замечательные художники В.М. и А.М. Васнецовы.

Сюжетов, изданных Тихоновым, насчитывается до 25, среди них есть открытка Московской улицы, на которой справа видны два дома Тихонова. В угловом деревянном, теперь не существующем доме (угол ул. Московской и Володарского), жил он с семьей, в двухэтажном каменном доме (теперь ул. Московская, 28) был пансион мужской гимназии и квартира его заведующего. Фотография была расположена в павильоне, в глубине усадьбы, в саду. К открыткам, выпущенным Тихоновым, принадлежат, по-видимому, фотооткрытки без выходных данных на оборотной стороне, может быть, это пробные отпечатки, т. к. они совпадают с содержанием его открыток.

В это же время, до 1903 г., были выпущены открытки, на которых издатель не указан. Это небольшая серия, содержащая 12 открыток с номерами 3436—3447. Две из них — «Вид города с северной стороны» (№ 3438) и «Мужской монастырь Преподобного Трифона» (№ 3442) — составляют панораму города в районе Трифонова монастыря. На открытке «Церковь епархиального свечного завода» изображено здание, сыгравшее значительную роль в 1917 г. — здесь 21 декабря отпечатан в бывшей епархиальной типографии первый номер большевистской газеты «Вятская правда».

Наибольшее количество открыток было выпущено в издательстве Алексея Владимировича Сунцова — одного из братьев Сунцовых, известных вятских предпринимателей и купцов, торговавших разным товаром вплоть до мыла и канцелярских принадлежностей. Открытки его по снимкам вятских фотографов изданы в двух сериях, имеют порядковые номера, выполнялись работы в типографии Шерер, Набгольц и К° в Москве. Первая серия была издана в 1902—1903 гг. и составляет 51 открытку. Это хорошие фотографии городских улиц, зданий, видов на р. Вятку. Интересна открытка № 7 «Магазины» — на углу улиц Дрелевского и Большевиков (бывшей Спасской и Казанской улиц), где видна часть каменных корпусов лавок, построенных в первое десятилетие XIX в. Через сто лет лавки были сломаны и на месте их был выстроен большой мануфактурный магазин Клобукова (ныне здесь училище искусств), также запечатленный на открытках других издателей.

Открытки из коллекции Н.Б. Пентиной

Вторая серия открыток издания А.В. Сунцова выпущена позднее, в период с 1905 по 1914 гг., и содержит до 130 номеров, а может быть, и больше. Часть открыток повторяет первую серию, но после № 51 — новые сюжеты. Тематика представленных сюжетов становится шире, кроме видов города и улиц много видов окрестностей Вятки. Изображены на открытках также новые здания в городе, построенные в 1904—1912 гг., уже после выпуска первой серии, это открытка № 63 «Родовспомогательный приют губернского земства» на углу улиц Свободы и Энгельса, «Мужская гимназия (новый корпус)» — ныне школа № 29 (ул. Свободы), № 63 — «Электрическая станция», здание которой в настоящее время встроено в новый дом на углу улиц К. Маркса и Дрелевского, банк на ул. Дрелевского, новый Петербургский вокзал и другие здания. Открытки этого издания под № 125—128 и после № 130 пока не обнаружены, может быть, они не были изданы, но есть в издании Сунцова дублирование в номерах — под одним номером представлены разные сюжеты, это открытки № 51 — здание Окружного суда до и после перестройки и открытки «Вид на Кафедральный собор», «Река Вятка около города» и др.

Открытки изданий А.В. Сунцова очень хорошо характеризуют облик города до 1914 г. Здесь губернская земская управа, губернская земская больница, губернское правление и казенная палата, гимназии, реальное сельскохозяйственное техническое училище, церкви, банки, магазины с громадными вывесками владельцев, монастыри, гостиницы, вокзалы, дома вятского купечества — Т.Ф. Булычева, Н.Э. Савинцевой, Н.М. Рязанцевой, дом врача А.И. Левитского и другие.

Интересные открытки в 1906 г. выпускал издатель Геев. Они не повторяют ранних открыток Тихонова и Сунцова, являются совершенно самостоятельными, имеют порядковые номера 1—30. Объектами на открытках являются виды города, окрестностей, есть здания, которые у других издателей не отображены, что для нас ценно. У Геева есть, например, жилой дом середины XVIII в. А. Перминова (в те годы там был городской ломбард), есть водокачка, построенная в 1900 г., стоявшая под горой ул. Урицкого и снабжавшая водой первые водоразборные колонки и первые линии водопровода на центральных улицах. Есть здание Общины Красного Креста (ныне разобранное, стояло на углу ул. К. Маркса и Театральной площади и вид завода Долгушина — теперь завод имени Коминтерна, несколько видов окрестностей Вятки — Талица, дер. Скопино и другие. Пока не удалось установить, кто был Геев — возможно, это был издатель из другого города.

Интересная серия открыток в хорошем исполнении выпускалась в 1908—1910 гг. «Товариществом наследников Ф.М. Рязанцева». Открытки продавались в магазине Рязанцевых, где торговали канцелярскими и писчебумажными товарами, магазин находился на Спасской улице в нижнем этаже дома Общественного собрания, где ныне областной краеведческий музей. На открытках этого издания сфотографированы улицы, соборы, учебные заведения, сады города, отдельные здания, но сняты они в других ракурсах и с других точек, чем у предыдущих издателей. Есть открытка № 18 с изображением дома городской управы на углу Владимирской улицы, ныне не существующего. Это здание в 1929—1932 гг. занимал музей краеведения и многие школьники бывали здесь в кружках, которым руководил А.Д. Фокин. Очень хороши на открытках жанровые сценки: «На базаре» (№ 44), «Торговка квасом» (№ 46). Есть фотография городского базара «Молочный рынок» на ул. Ленина, на месте которого построен Универмаг, есть вид соборной площади со скоплением народа, по-видимому, это весенняя «Свистунья». Эта серия содержит 53 номера. По заказу издателей открытки печатались в Швеции, поэтому на них есть надпечатка «Акц. о-во Гранберг в Стокгольме». На открытках № 1, 6, 20, 37, 43, 47—52 указана фамилия фотографа Берштекера, возможно, и другие фотоснимки для этого издателя делал он же.

Издатель Николай Семенович Вершинин был приказчиком у наследников Рязанцева, затем стал компаньоном, а после 1912 г. — и владельцем магазина писчебумажных товаров. В издательстве Н.С. Вершинина вышли открытки с номерами № 1—146, но часть их, № 8—9, 20, 31—32, 35—36, 41, 44, 71—73, 118—129 и другие пока обнаружить не удалось, хотя просмотрены были коллекции многих собирателей, возможно, по тем или иным причинам они не были выпущены, или тираж их был настолько мал, что затерялся за прошедшие десятилетия. В основном открытки этого издателя повторяют сюжеты и номера Сунцова и печатались с одних и тех же фотографий, но есть несколько самостоятельных сюжетов, например: «Бактериологический институт Вятского губернского земства» (№ 15), «Гостиный двор с восточной стороны» (№ 18), «Казанская улица против Раздерихинского спуска» (№ 28), «Вторая женская гимназия» (№ 63), «Электротеатр “Прогресс” в Александровском саду» (№ 75), «Общественное собрание» (№ 117), отличающихся от открыткок Сунцова с таким же номером и названием.

В этом же издании есть открытки, на которых сфотографированы улицы с той же точки, с какой они представлены в издании Сунцова, но они отличаются друг от друга, т. к. сняты в разное время. Один снимок захватывает большее количество домов, другой — меньшее, есть разница и в облике улицы — разные люди, экипажи, вывески, это открытки под № 76 — «Казанская улица», 100 и 116 — «Николаевская улица» и № 117 — «Общественное собрание». Интересна открытка № 135 дома Т.Ф. Булычева, где виден украшенный флагами этот дом со строем солдат и начальством перед ним, с протянутым полотнищем, с надписью на нем «Пожертвуйте на Дом инвалидов и сирот Великой войны» — очевидно, происходит открытие дома в 1915 г.

Очень хороши открытки этого издателя под номерами 143—146, изображены «Деревенские типы» — крестьяне во время сенокоса, на обработке льна, плотники. Встречаются эти открытки довольно редко. Фотографии для издательства А.В. Сунцова и Н.С. Вершинина в основном выполнял замечательный вятский фотограф С.А. Лобовиков.

В.А. Матанцев, владелец небольшого писчебумажного и книжного магазина на Николаевской улице (ныне ул. Ленина), издавал открытки Вятки в период 1910—1915 гг. Большинство их напечатано на слегка желтоватой бумаге, оформлены они очень хорошо, печатались, очевидно, за границей, т.к. надписи на обороте открытки даны на французском и русском языках, но фирма не указана. Часть открыток имеет другой вид, номеров нет, качество оформления значительно хуже, у одной из таких редкий сюжет — северная часть Казанской улицы, где видно здание тюрьмы. Еще одна серия есть в издании Матанцева, она имеет порядковые номера издателя 1—25 и представляет виды улиц и отдельных зданий. В этом издании интересны общие виды города — вид на Царевскую улицу, на центральную часть города с группой церквей на холме, где просматривается и Николаевская улица, молочный рынок на ней, уже построенные в 1911 г. дом Булычева и магазин Клобукова на Казанской улице.

Количество выпущенных Матанцевым открыток, учитывая все открытки, просмотренные мною у других коллекционеров и имеющиеся у меня, насчитывает до 30—35, а если существуют № 1—16, то и до 50, количество сюжетов значительно меньше, т. к. часть открыток выпускалась повторно.

На большинстве открыток указаны только большие типографские номера. Есть у этого издания сувенирные (поздравительные) открытки «Привет из Вятки», где на одном бланке скомпановано несколько видов города. Открытки Матанцева не так легко собрать, т.к. выпускались они, видимо, небольшими тиражами.

Дополняют наше представление о г. Вятке 1910-х гг. открытки без фамилии издателя, имеющие на лицевой стороне номер негатива фотографа от А—24467 до А—24477, среди них интересны «Станция спасения на водах на реке Вятке» и «С. Филейка близ г. Вятки» — ныне этот район весь застроен.

Московские издатели — Контрагентство А.С. Суворина и К°, АРМ и Х.Т. Цветков — пользовались иногда одними и теми же негативами, так что некоторые сюжеты в этих открытках повторяются, но есть и оригинальные фотографии.

В издании АРМ вышло до 22 открыток Вятки. Они отлично изданы и изображены на них наиболее интересные виды города, но особенной оригинальностью в выборе сюжетов эти открытки не отличаются. Изданы они после 1909 г., судя по тому, что магазин Клобукова на этих открытках уже присутствует.

Открытки издательства Контрагентства А.С. Суворина и К° выходили в 1914—1917 гг. двумя сериями, одна с номерами 1—10 и другая — без номеров — более 20 открыток. Некоторые открытки повторялись в издании по годам, например, «Русский для внешней торговли банк» выходила в 1915 и 1916 гг. Издания 1915—1917 гг. напечатаны на сероватой тонкой бумаге и качество их заметно хуже, чем открыток 1914 г.

В московском издании Цветкова все 10 открыток повторяют сюжеты издания АРМ.

Первая мировая война 1914 г. отразилась на изданиях, вышедших в крупных городах России, а также и в Вятке. В 1915 г. Вятское губернское земство организовало военно-санитарный поезд для раненых на войне. В память об этом событии в Петербурге-Петрограде было выпущено несколько открыток с фотографиями поезда и вагонов — палата-вагон, операционная, вагон для легкораненых и другие. Издал их И.Ш. Шурухт, предприятие которого было на Крюковом канале, 26. Эти открытки встречаются редко.

В Вятской губернской типографии в 1915 г. изданы открытки «В пользу семей запасных Вятской губернии», на которых архитектором «А. Мор...» изображены наиболее интересные или древние памятники архитектуры в Вятке. Это портик Александровского сада, церковь Иоанна Предтечи, Успенский Трифонов монастырь, Царевская церковь и несколько других. Открытки изданы в разных тонах: орнажевого, коричневого и синего оттенков. Кто такой был архитектор «А. Мор…», предстоит узнать. Рисунки его очень неплохие.

Водный транспорт имел в начале века большое значение, и фотографы любили снимать реку и пароходы. Виды пароходов на реке Вятке — это интереснейший фотодокумент, рассказывающий о том, что, кроме буксирных, по реке Вятке ходили пассажирские пароходы и что было время, когда путешествие от г. Вятки до г. Казани, с пересадкой в Соколках или без пересадки, было возможно в большую воду даже на комфортабельном двухэтажном пароходе. В издании Сунцова вышло более 10 открыток с видами пароходов, некоторые из них повторно издал Вершинин. Кроме того, в 1906 г. вышла небольшая серия открыток с видами пароходов, изданы они были фирмой Шерер, Набгольц и К°.

Кроме перечисленных, встречаются также открытки, изданные единично. Возможно, это ранние издания А.В. Сунцова.

Есть и одиночные фотооткрытки, напечатанные с отдельных негативов частных лиц на бумаге, специально продававшейся для выпусков открыток, например: «Широкий лог» в половодье, где в лодке сидят трое молодых людей, один из них И.Л. Спасский (сын Л.А. Спасского), учителя Вятского земского ремесленного училища.

В числе упомянутых выше поздравительных сувенирных открыток, кроме изданных Матанцевым, есть любопытные открытки «Привет из Вятки» с почтальоном, который несет сумку (сумка приклеена). Если открыть эту сумку, там обнаруживается лента с видами города. На одной такой открытке с почтальоном издательство Гранберга использовало 12 видов города с открыток Тихонова, другая открытка с почтальоном издания Кампела (Москва) содержит 10 видов города издания АРМ.

Заканчивая краткий обзор дореволюционных изданий открыток г. Вятки, невольно начинаешь сопоставлять прошлый облик старого губернского города с современным промышленным и культурным областным центром — городом Кировом, расположенным на том же высоком берегу реки Вятки, на тех же взгорьях и холмах. Изменения огромны, но, право, милую Вятку жаль...