Главная > Выпуск №3 > К ИСТОРИИ ГЕРЦЕНКИ (1917-1922 гг.)

К ИСТОРИИ ГЕРЦЕНКИ (1917-1922 гг.)

В.Н. Колупаева

В 165-летней истории Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена были и периоды упадка, и периоды подъема, но 1917-1922 годы стали, на мой взгляд, самыми яркими и интересными, очень плодотворными и в то же время трудными, часто противоречивыми. Так много тогда произошло событий, что трудно рассказать об этом в небольшой статье.

Е.В. Гогель писала: "Переживаемый нами исторический момент, накапливая историку будущего интереснейший материал для исследования и для спокойного методического изучения в тишине кабинета разного рода документов - современнику является грозовым потоком, бурлящим, клокочущим, несущимся безудержно вперед"1. К счастью, в Государственном архиве Кировской области (ГАКО) сохранились многочисленные документы, рассказывающие о том времени, передающие его дух.

К 1917 г. Вятская публичная библиотека была уже достаточно крупной. Её фонд её составлял более 60 тыс. томов, включал значительное число капитальных научных сочинений, ценную коллекцию местных изданий и был способен удовлетворить не только общеобразовательные, но и научные запросы. Число читателей, особенно в предреволюционные годы, быстро росло. Но со дня основания, все 80 лет, библиотека не имела постоянных средств к существованию, жила за счет платы за чтение, пожертвований, сдачи в аренду своих помещений, пособий от земства; управлялась бюрократически; штат к 1917 г. состоял всего из трёх библиотечных работников, функции которых сводились к выдаче книг и наблюдению за порядком. Всё это сдерживало дальнейшее развитие библиотеки. Необходимы были какие-то меры для изменения ее положения. Это давно осознавалось управляющим делами А.Н. Лупповым и другими людьми, близкими к библиотеке.

Толчком к переменам послужила Февральская революция, провозгласившая свободу слова, печати, союзов. Уже в марте участники одного из вятских митингов предложили присвоить библиотеке вместо имени Николая I, которое она носила с 1898 г., имя А.И. Герцена. В этом же месяце городская дума приняла такое решение. Впервые в истории библиотеки ей было выделено правительственное пособие в 3 тыс. руб. на приобретение книг. И самое важное - управляющим делами А.Н. Лупповым, А.М. Вилькеном, А.И. Гаркуновым и А.С. Лебедевым2 была составлена Записка с планом реорганизации библиотеки и проект нового Устава. В Записке предлагалось передать библиотеку в ведение губернского земства, что позволило бы ей получить постоянный источник финансирования и стать общегубернским центром для всей библиотечной сети. В качестве основных задач было определено: 1) обслуживание в научном отношении всей губернии, и 2) особое внимание к составлению местного отдела. Предлагались также меры к демократизации управления. В Записке говорилось: "Совершившаяся в России революция поставила библиотеку в новые условия её жизни и развития, организация управления библиотекой с главенствующим участием в нем бывшего представителя административной власти в губернии и весьма ограниченным кругом членов управления уже не соответствует требованиям созданного революцией нового строя"3.

По проекту Устава в управление библиотекой вводилось выборное начало. Было предложено расширить состав Попечительного комитета. Для руководства библиотекой он должен был избрать Совет директоров из 5 человек, выбиравший из своего состава председателя.

Записка и проект Устава были заслушаны и одобрены Попечительным комитетом 4 июля 1917 г. Новый комитет возглавил Н.В. Огнев, председателем Совета директоров был избран А.Н. Луппов, членами - С.Н. Косарев, А.И. Гаркунов, А.И. Бадьин и А.С. Лебедев. В декабре в Устав были внесены некоторые изменения и введена должность ученого библиотекаря.

Предлагаемые меры нашли поддержку секции внешкольного образования на губернском совещании по народному образованию в августе 1917 г. Было подтверждено, что библиотека должна поступить в ведение земства и получить статус губернской научной. Все документы в конце года были переданы в земство, однако в январе 1918 г. оно перестало существовать.

С делами губернской библиотеки, ее проблемами, задачами были ознакомлены представители власти, и уже в феврале 1918 г. постановлением Губисполкома библиотека была объявлена "национальным достоянием Вятской губернии". С этого времени, как вспоминал А.Н. Луппов, началась "новая эра в жизни библиотеки". Она регулярно и во всё возрастающем объеме финансируется. Перестав сдавать в аренду второй этаж здания, занимает оба этажа, а затем и флигель. Увеличивается штат сотрудников, вместо трёх библиотечных работников в 1916 г., к концу 1918 г. их становится пятнадцать. И всё это в условиях огромных трудностей, во время гражданской войны. В фонды библиотеки вливаются книги из библиотек ликвидированных учреждений - губернского статистического комитета, губернского присутствия, часть архива земской управы, канцелярии губернатора, часть библиотек духовной семинарии, гимназии и других.

План превращения библиотеки в общегубернскую научную был поддержан вятским комиссаром по народному образованию Д. Крупиным. Выполнение этой задачи требовало полной перестройки работы, а для этого нужны были знающие специалисты. И такие специалисты нашлись. Еще в конце 1917 г. в Вятку из Петрограда приехали две сотрудницы библиотеки Петроградского женского педагогического института - Елена Владимировна Гогель, возглавлявшая эту библиотеку, и ее помощница Адольфина Викторовна Паллизен. Обе они владели иностранными языками, были знакомы с деятельностью библиотек Германии, Франции, Швейцарии, прослушали курс библиотечного дела в Сорбонне, активно участвовали в библиотечной жизни России, работали вместе с видными русскими библиотековедами. Е.В. Гогель была членом Русского библиологического общества, а затем Общества библиотековедения, работала в комиссии по улучшению постановки дела в русских академических библиотеках, вела переписку Общества с русскими и иностранными библиотеками. Именно ей в феврале 1918 г. была предложена должность ученого библиотекаря. Обдумывая сделанное ей предложение, Е.В. Гогель писала А.Ф. Кони, с которым её связывали дружеские отношения: "Очень здесь соблазнительная задача: создать просветительный центр целого края. Проектируются курсы библиотековедения, лекции, устройство сети библиотек в уездах. Очень интересно можно составить местный отдел - тут возможности безграничны. Есть интересные люди, молодые нужные работники. Есть громадные средства... Имеются грандиозные проекты по её [библиотеки] преобразованию... Меня эта работа привлекает, Вятка мне очень по душе" 4. Привлекала её и возможность демократизации деятельности библиотеки. Позднее в одной из своих статей она писала: "Гигантский рычаг революции сдинул с мертвой точки и библиотечное дело... Лозунги демократизации библиотеки, раскрепощения книги и понимания ее как драгоценнейшего дара культуры - должны объединить всех стоящих у библиотечного дела"5. Предложение заняться реорганизацией библиотеки было ею принято.

Елена Владимировна Гогель - ученый библиотекарь, директор Вятской публичной библиотеки имени А.И. Герцена в 1918-1922гг.

Вместе с А.С. Лебедевым Е.В. Гогель было составлено новое Положение о библиотеке, определяющее ее цели, функции, организацию работы. Оно было утверждено в августе 1918 г. В Положении определялись три главные задачи: удовлетворение научно-просветительских запросов края; поддержание и обслуживание интереса населения к изучению Вятского края; содействие развитию и совершенствованию библиотечного дела в крае.

Были внесены изменения в организацию управления библиотекой. Предполагалось более активное участие представителей библиотечного коллектива и вятской общественности. В состав Совета библиотеки, кроме четырёх членов от Попечительного комитета, вошли ученый библиотекарь и старшие библиотекари, а в Попечительный комитет включили представителей от общественных и просветительных организаций и учреждений. Для обсуждения технических библиотечных вопросов было также организовано совещание библиотекарей, в которое входили все сотрудники.

К работе в библиотеке Е.В. Гогель привлекала квалифицированных специалистов из Петрограда и Москвы. В основном это были библиотекари, знакомые ей по работе в Петроградском женском пединституте, имеющие высшее образование и опыт работы в научных библиотеках. Временно работают в библиотеке И.Н. Степанова из Румянцевского музея, профессор Н.П. Оттокар из Пермского университета и другие. В разное время приходят и вятские жители - А.А. Прозоров, Н.А. Чарушин, Н.Д. Попыванова, Н.Е. Агафонникова. Е.В. Гогель стала безусловным лидером, создавшим и возглавившим коллектив библиотеки.

По словам К.В. Дрягина, она "ясно сознавала необходимость и возможность реорганизации библиотеки Герцена в научную библиотеку и не только сумела благодаря своим знаниям и опыту составить жизненный план реорганизации, но и провести этот план в жизнь с удивительной энергией и настойчивостью" 6.

Прежде всего было принято решение ликвидировать абонемент и ввести обслуживание читателей только через читальный зал, исходя из того, что в губернской научной библиотеке читатель всегда должен иметь возможность найти на месте любое издание. Кроме того, задача губернской библиотеки - не только использовать книжные богатства, но и сохранять их.

Чтобы библиотека могла успешно выполнять свои функции и удовлетворять научные запросы читателей, необходимо было перестроить всю технику, технологию ее работы. Был введен единый инвентарь, организовано книгохранилище с инвентарной расстановкой фондов, проведена каталогизация литературы, принятая в научных библиотеках, организован алфавитный карточный каталог, начат систематический каталог по десятичной классификации на новые поступления. Кое-что из введенного тогда сохранилось и до наших дней.

Структура библиотеки была приведена в соответствие со структурой русских академических библиотек того времени. Организовано сначала шесть, а затем семь отделений во главе со старшими библиотекарями. В каждом отделении была сосредоточена вся основная работа с литературой по определенным отраслям знания: комплектование своих разделов, каталогизация новых поступлений, составление систематического каталога по своим отраслям знаний, выявление ценных и редких книг, выдача библиографических справок и консультаций, составление библиографических списков, выставочная работа и т.д.

Были также организованы комиссии по направлениям работы - книжная, библиографическая, театральная, художественная, с привлечением к их деятельности научной и творческой интеллигенции.

Все эти преобразования, и вся кажущаяся необъятной работа в основном была завершена в 1918 г., причем одновременно проводился капитальный ремонт здания.

10 ноября состоялось открытие читального зала, которое было приурочено к первой годовщине советской власти. Для читального зала была отведена самая большая, прекрасно обставленная комната на втором этаже. На открытых витринах разместили энциклопедии, справочники, библиографические пособия, новинки литературы, периодические издания.

Прекращение выдачи литературы на дом сначала было встречено недоброжелательно, тем более что новые условия в библиотеке были рассчитаны на такого читателя, который в Вятке только появлялся. Но постепенно библиотека все больше и больше привлекала читателей. Здесь занимались профессора и студенты педагогического института, техникумов, учащиеся различных курсов, учителя. А затем, как отмечается в отчете библиотеки, частыми посетителями стали рабочие и красноармейцы, занимающиеся самообразованием. Вокруг библиотеки группировались многочисленные беженцы из Петрограда, Москвы, других городов, которые приехали в Вятку, спасаясь от голода, холода и разрухи. "Здесь [в Вятке] вы могли встретить столичных профессоров, адвокатов, учителей..." 7.

В библиотеке начинали применяться новые формы работы, устраивались книжные выставки, лекции, вечера. Организовывались книжные выставки к юбилейным датам, революционным событиям, к различным съездам, курсам, совещаниям. Причем эти выставки включали издания не только на русском, но и на иностранных языках, иконографию, иногда и архивные документы, сопровождались библиографическими списками. На некоторых из них экспонировалась не одна сотня изданий, т. е. они носили научный характер.

В отчете библиотеки говорится: "Книжные выставки в библиотеке были для Вятки совершенной новинкой, в которой местная интеллигенция сначала отнеслась даже с каким-то сомнением и насмешливым недоверием"8. Но скоро между библиотекой и читателями установилась живая связь. Некоторые из её вечеров становились настоящими художественными праздниками, собирали более двухсот человек. Здесь выступали вятские и приезжие ученые, художники, музыканты. Традиционными становились ежегодные празднования юбилея библиотеки, проходили вечера, посвященные основателю библиотеки А.И. Герцену. Библиотека не замыкалась в своих стенах, устраивала выездные выставки в клубах, на пехотных курсах, в губвоенкомате и т.д. "Для проведения принципа демократизации и раскрепощения книги" из дублетов создавались передвижные библиотеки.

Весной 1919 г., когда армия Колчака подходила к Вятской губернии, преобразовательная работа была прервана. Библиотека получила приказ срочно эвакуировать свои фонды. В спешке, без разбора, книги были упакованы в ящики и мешки, погружены в вагоны и отправлены в Москву. В самой библиотеке разместились различные организации и учреждения, в результате чего и помещение, и мебель сильно пострадали. К счастью, благодаря настойчивым хлопотам руководства библиотеки, вагоны в Москве не были разгружены и вернулись в Вятку. Но уже налаженную работу во многом пришлось начинать заново.

Сопровождавший эвакуированные фонды в Москву А.С. Лебедев, находясь там, обратился в Отдел научных библиотек (ОНБ) Наркомпроса с просьбой об отнесении Вятской губернской публичной библиотеки к числу библиотек, имеющих государственное значение и находящихся в ведении ОНБ. Основанием для этого послужила проведенная в библиотеке реорганизация, выделившая ее из других провинциальных библиотек. В качестве одного из аргументов библиотеки о переходе в ведение ОНБ говорилось: "Непосредственное сношение Совета библиотеки с Центром даст возможность спокойно продолжать свою учено-просветительную работу, не опасаясь распоряжений губернской власти, часто идущей в разрез с задачами этой библиотеки и Центра" 9.

Стремление библиотеки к автономии вызывалось двумя причинами. Во-первых, местные власти не всегда считались с нуждами библиотеки, не понимали их, не разбирались в особенностях работы научной библиотеки, в которую она превратилась. В условиях военного времени неоднократно делались попытки "уплотнить" библиотеку, причем некоторые комиссары, как говорится в отчете за 1918-1919 гг., предлагали буквально вышвырнуть на улицу "никому не нужный хлам". Библиотека не раз обращалась за поддержкой к командующему Вятским укрепрайоном В.К. Блюхеру, в Наркомпрос, к приезжавшему в Вятку Л.Д. Троцкому. Во-вторых, либерально настроенное руководство библиотеки стремилось освободиться от большевистского давления.

В июле 1919 г. библиотека была отнесена к государственным научным библиотекам, и это явилось событием, сказавшимся на всем ее дальнейшем развитии. Было разработано новое Положение, для утверждения которого брат Елены Владимировны Ф.В. Гогель непосредственно обращался к В.Я. Брюсову.

По этому Положению, управление библиотекой делалось еще более демократичным. Руководство ею осуществлялось Советом библиотеки, состоящим из всех ее сотрудников, Совет избирал директора из лиц с высшим образованием и специальными познаниями в библиотечном деле. Директором была избрана Е.В. Гогель. Библиотека стала полностью автономным по своему управлению учреждением. Это позволило ей не подчиняться некоторым распоряжениям местных, а иногда и центральных властей. Один только пример. Когда была получена инструкция 1920 г. "О пересмотре каталогов и изъятии негодной литературы", Совет библиотеки постановил, что к ней эта инструкция не может относиться, т.к. библиотека не находится в ведении Внешкольного отдела.

После перехода в ведение ОНБ значительно увеличились ассигнования на библиотеку, общий штат вырос с 19 сотрудников до 29, ускорилось ее развитие. Подлинное превращение библиотеки в научную во многом зависело от правильного и своевременного формирования ее фонда, а это было крайне сложным делом.

Библиотека продолжала пополняться за счет национализированных библиотек и частных книжных собраний. Созданный в Вятке Библиотечный комитет возглавляла Е.В. Гогель, и это облегчило работу по отбору литературы для губернской библиотеки. Таким образом, были восполнены многие пробелы в ее фондах, а главное - ей удалось спасти в эти годы от гибели много ценнейших старопечатных изданий и рукописей, редких справочников и прекрасно оформленных изданий. Сейчас они составляют гордость библиотеки.

Гораздо хуже обстояло дело с текущим комплектованием. Оно было чрезвычайно трудным, а главное - имело случайный характер. Библиотека стремилась использовать все источники пополнения своих фондов: у частных лиц приобретались отдельные издания и целые коллекции, предпринимались поездки в Москву и Петроград, отбиралась литература в Московском книжном фонде. Отдел научных библиотек предоставил библиотеке, по ее просьбе, право на отбор литературы из дублетов Румянцевского музея.

Библиотека настойчиво заботилась о создании коллекции местных и краеведческих изданий. Собирание этих изданий в условиях революции и гражданской войны было крайне затруднено. После неоднократных обращений библиотеки Губисполком, в августе 1919 г. принял решение о предоставлении ей обязательного экземпляра местных изданий.

И огромным, не всегда в должной мере оцениваемым достижением было предоставление библиотеке обязательного экземпляра произведений печати, выходящих на территории РСФСР. Обязательных экземпляров тогда было всего 25, из них один оставался в Книжной палате, по два получали Публичная библиотека и Румянцевский музей, по одному - библиотеки Академии Наук, Петроградского, Московского, Казанского, Томского, Харьковского университетов, Исторический музей, Музей революции, Университет им. Я.М. Свердлова, Социалистическая академия, публичные библиотеки Киева, Одессы, Баку и Ташкента. В этот почетный ряд была включена и Вятская публичная библиотека.

Важным нововведением в библиотеке была организация справочно-библиографической помощи читателям. Она строилась по опыту Публичной библиотеки и Румянцевского музея, где были созданы справочные бюро, а также по опыту берлинского справочного бюро.

Тематика справок отражала свое время: тут и справки, связанные с революционными событиями, переустройством жизни - отделение церкви от государства, реформа школы (усиленный спрос), клубы, кружки, детские площадки, организация самоуправления, организация санаториев, краеведческие темы, а также темы, связанные с трудностями военного времени - мыловарение (усиленный спрос), приготовление чернил, копировальной бумаги, козоводство (усиленный спрос) и др. Эта работа завоевывала библиотеке популярность среди научных работников, специалистов, учреждений и организаций. Отчет констатировал: "Статистическая ли перепись идет в губернии, разработка школьных программ, геологические изыскания, сельскохозяйственные кампании, развитие промышленности, торговли и производственных организаций, съезды, конференции, местные организаторы и участники идут в библиотеку Герцена за материалами, за книжкой, чертежами, планами и библиографическими указаниями"10.

Активно велась и пропаганда библиотечно-библиографических знаний. В местной печати за 1918-1922 гг. было дано 86 материалов о деятельности библиотеки. В практику работы вошло еженедельное, по воскресениям, проведение экскурсий, которые включали исторический обзор библиотеки, ее организации и знакомство с музеем книги. Большое внимание уделялось библиографической подготовке студентов пединститута. В институте работал кружок научной библиографии, который вела Е.В. Гогель. Библиографией Вятки занимался кружок родиноведения. П.Н. Луппов ввел обзор литературы местного отдела в курс истории Вятки, читаемый им в институте. Кружок художественного рассказывания собирался в театральном отделе.

В 1920 г. в библиотеке была создана студия книговедения, целью которой была организация изучения истории книги, библиографии, создание условий для этого. В малом читальном зале была собрана литература по библиотековедению, библиографии. Здесь же был устроен небольшой музей книги, где в застекленных шкафах и витринах были представлены типичные экземпляры рукописных и печатных книг и переплетов начиная с XVI в. В специальной витрине помещались образцы типографского набора, матрицы, стереотипы, гравюрные доски, клише, подаренные типографией "Задруга". При студии были организованы кружки библиографии, палеографии, по анализу и рецензированию книг, по изучению детской литературы.

Получила развитие научная работа библиотеки, которая носила преимущественно библиографический характер. Она велась по нескольким направлениям. Отделения составляли библиографические списки по своим отраслям. Один из них, подготовленный А.В. Паллизен "Список имеющихся в Вятской публичной библиотеке им. А.И. Герцена книг и статей общего характера по реформе средней школы в России" (Вятка, 1918), был издан типографским способом и включал около 200 названий.

Главным же направлением в библиографической работе было составление библиографии Вятского края, которым занималась библиографическая комиссия. Её возглавлял известный вятский историк Н.А. Спасский, среди членов были знатоки вятской библиографии А.А. Спицын, Ф.А. Витберг, Д.К. Зеленин, Л.Н. Спасская и другие. Комиссией велось составление указателей материалов, помещенных в "Памятных книжках Вятской губернии", "Трудах Вятской учёной архивной комиссии", списка литературы о голоде в Вятской губернии за 50 лет, выявление краеведческих материалов в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, была начата работа над словарем писателей Вятского края.

Еще одним направлением научной работы было изучение библиотечных фондов, выявление и описание ценных и редких изданий, среди которых было много на иностранных языках. К этой работе, помимо старших библиотекарей, привлекались бывшие в то время в Вятке профессора Петроградского университета Н.М. Каринский и Пермского университета Н.П. Оттокар.

Важнейшей стороной реорганизации библиотеки было развитие её как губернской. Одной из главных своих задач она считала развитие и усовершенствование библиотечного дела в губернии. Директор библиотеки возглавляла губернскую Библиотечную комиссию. Совместно с внешкольным отделом Губоно библиотека участвовала в подготовке и проведении I Вятского общегубернского съезда деятелей по народному просвещению в декабре 1918 г., первого губернского съезда по библиотечному делу в мае 1920 г. Е.В. Гогель в 1918 г. составила "Проект плана созыва специального совещания в Вятке по вопросу об ускорении развития библиотечной сети".

Библиотека принимала участие в организации учета и сохранения книжных богатств, их перераспределения. Всеми силами она боролась за то, чтобы реквизированные, национализированные книги не пропали, чтобы был налажен их точный учет, созданы условия хранения и использования.

Еще одна важнейшая задача библиотеки - подготовка кадров. Бурный рост библиотечной сети требовал специалистов, а их не было. Одни за другими, начиная с весны 1918 г. в библиотеке проводились курсы библиотечных работников. Сначала краткосрочные, затем трёхмесячные. Проходят трёхнедельные занятия по библиотечному делу на курсах для внешкольных инструкторов. Была разработана специальная программа для курсов. Теоретический курс читали Е.В. Гогель и А.В. Паллизен, практические занятия проводили старшие библиотекари. Для курсантов был издан список литературы "К чтениям Е.В. Гогель по библиотековедению", (Вятка, 1918), организовывались книжные выставки, выставки библиотечных экспонатов, наглядно характеризовавшие состояние библиотечного дела в губернии. Большим подспорьем в практических занятиях была студия книговедения, о которой говорилось выше. Съезды, курсы, совещания библиотечных работников проводились также в Уржуме, Нолинске, Халтурине. В библиотеке постоянно организовывались практикумы для начинающих работников.

Еще одно интересное начинание библиотеки - выпуск "Листка библиотекаря Вятского края" (Вятка, 1919), первого в Советской России провинциального библиотечного журнала. Планировалось, что это будет ежемесячное издание, но трудности с бумагой позволили издать только № 1/3 одним выпуском. Уже подготовленный к печати, второй выпуск был утрачен во время эвакуации. Первый же выпуск был очень содержательным. Он включал узаконения и распоряжения правительства по библиотечному делу, Положение о Вятской губернской библиотеке им. А.И. Герцена, статью Е.В. Гогель о задачах библиотечного дела в губернии, материалы о съездах и курсах библиотекарей, вести из уездов, сведения о работе читального зала и другие материалы.

Активная организаторская и методическая работа библиотеки позволила привлечь внимание общественности к состоянию библиотечного дела в губернии. Когда в 1919 г. в Москве начала работать Библиотечная семинария, среди 65 её слушателей было 18 человек из Московской губернии, 11 - из Вятской, из остальных же по 1-2, редко по 3 человека. Закончившие эту семинарию потом активно помогали губернской библиотеке в ее работе.

Листок библиотекаря Вятского края

В январе 1921 г. в библиотеку поступило сообщение из ОНБ, что она переходит в распоряжение созданного в конце 1920 г. Главполитпросвета. Однако весь 1921 г. её работа велась по прежнему Положению - как губернского книгохранилища академического типа, управляющегося на выборных началах. Изменился только источник финансирования. В марте 1922 г. было получено новое сообщение - библиотека полностью передается в ведение Губоно. Действовавшее до этого Положение признавалось недействительным, принцип выборности отменялся.

В отчёте за 1920-1921 гг. Е.В. Гогель писала: "Перспективы, открывшиеся перед библиотекой Герцена включением её с 1919 года в Отдел научных библиотек и первые шаги, сделанные по новому пути, в обстановке научной работы над библиотечным делом как научно-общественным, в 1922 г. обрываются. Перед библиотекой становится стена, на которой написано слово "Политпросвет" с пометкой декрета о передаче всех библиотек в партийно-агитационных целях в введение органа исключительно политического надзора" 11.

Эти события совпали с отъездом Е.В. Гогель из Вятки. Она получила приглашение на работу в одну из московских библиотек. Новым директором в апреле 1922 г. был назначен Константин Владимирович Дрягин. Уехал в Пермь и А.С. Лебедев.

Так закончился один период в истории библиотеки, начался следующий - со своими задачами и проблемами, достижениями и трудностями.

Современники высоко оценили перестройку библиотеки. На I Вятском общегубернском съезде деятелей по народному образованию констатировалось: "Здесь дело поставлено образцово".

За пять лет библиотека, обслуживающая раньше, в основном, любителей легкого чтения, в которой, по воспоминаниям современников, жизнь текла "тихо и спокойно", превратилась в губернскую научную. За эти годы она приобрела авторитет среди читателей, вятской интеллигенции. В приветствии к её 85-летию, подписанном братьями Васнецовыми, другими членами их семьи, вятчанами, жившими в Москве, говорилось: "Собранные книжные богатства и прочно заложенная основа научно-библиографической работы поставили библиотеку в центре краевой научно-общественной мысли. Можно сказать, что духовная жизнь в Вятке немыслима без библиотеки" 12.

Примечания

1. Гогель Е. Очередные задачи библиотечного дела в Вятке // Листок библиотекаря.- Вятка, 1919. № 1/3. С. 4.
2. А.С. Лебедев на протяжении всего описываемого периода очень активно и плодотворно участвовал в работе библиотеки. См.: Жаравин В.С. А.С. Лебедев и Вятская публичная библиотека // Герценка: Вят. зап.- Киров, 2001. Вып. 2. С. 22-30.
3. ГАКО. Ф. Р-2483. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 10 об.
4. .Попыванова Н.Д. Неизвестные страницы "Герценки" // Спутник агитатора.- Киров, 1983. № 1. С. 26-27.
5. Гогель Е. Указ. соч. С. 6.
6. Дрягин К.В. 90 лет Вятской публичной библиотеки // Страницы истории: Сб. материалов к 150-летию Киров. обл. науч. б-ки им. А.И. Герцена.- Киров, 1986. Т. 1. С. 73. Машинопись.
7. Воронов С. Петроград-Вятка в 1919-1920 году // Архив русской революции. - М., 1991. Вып. 1. С. 319.
8. ГАКО. Ф. Р.-2483. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 20.
9. ГАКО. Ф. Р.-2483. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 44.
10. ГАКО. Ф. Р.-2483. Оп. 1. Ед. хр. 65. Л. 4 об.
11. ГАКО. Ф. Р.-2483. Оп. 1. Ед. хр. 65. Л. 1.
12. ГАКО. Ф. Р.-2483. Оп. 1. Ед. хр. 59. Л. 112. об.