Главная > Выпуск №29 > Всю жизнь на уржумской сцене

Всю жизнь на уржумской сцене

В. Ю. Шеин

Почти 65 лет — с 1902 г. и до самой смерти в 1966 г. — Ф. Л. Ларионов посвятил уржумскому театру: любительскому и профессиональному. Он ставил сценки и водевили, драмы и комедии, русскую и зарубежную классику, одноактные пьесы и оперы. Более 200 постановок осуществил он в качестве режиссёра, во многих исполнял роли различного плана, был и художником-оформителем сцены. В конце 2014 г. вышла моя книга, названная «Всю жизнь на уржумской сцене». Она продолжает авторскую серию «Замечательные люди земли уржумской».

Фёдор Логинович Ларионов родился 16 февраля (1 марта) 1880 г. в крепостной д. Собакайка (бывшая Казанская губерния). С ранних лет, сколько помнил себя, он любил рисовать. Но в те времена в бедной чувашской крестьянской семье не знали, что такое карандаш и бумага. Поэтому аспидная дощечка и грифель были его первыми принадлежностями в этом увлечении. Когда стал постарше, начал заниматься клейкой всякого рода макетов и всевозможных картонажей. Это и послужило тому, что в Казанской художественной школе он выбрал строительное отделение.
Театральным искусством, сценой Фёдор Логинович увлёкся ещё в Казани. Этому пристрастию он отдавался с большой охотой и любовью в свободное от занятий время. Претворить мечту в жизнь — быть в театре не простым зрителем, а актёром или даже режиссёром-постановщиком — помогли занятия в драматическом коллективе при ремесленном клубе.

Успешно сдав выпускные экзамены, Ф. Л. Ларионов получил диплом учителя графических искусств средних учебных заведений и строителя архитектуры. Как стипендиат, он был назначен учителем рисования, черчения, чистописания в Уржумскую женскую гимназию. В августе 1902 г. преподаватель Ф. Л. Ларионов делал здесь первые шаги. После окончания рабочего дня Ларионов спешил на занятия, посвящённые другому творчеству, — театральному. Это увлечение почти всю жизнь шло у него параллельно с преподавательской деятельностью. В то время в Уржуме при детском приюте, где воспитывался Серёжа Костриков, работал музыкально-драматический коллектив. Участие в нём и можно считать началом сценической деятельности Фёдора Логиновича на сценах города Уржума. Недалеко от приюта находилось здание, называемое «Народной аудиторией». Для выступлений артистов оно было приспособлено из старого приюта. Игра самодеятельных артистов не оплачивалась, все сборы шли на содержание приюта и беднейших его воспитанников.


Ф. Л. Ларионов

Первым значительным успехом Ларионова была постановка пьесы «Быль на Волге», где он выступал как режиссёр, актёр и художник-декоратор. Декорации — задник с рекой Волгой, вид которой ему был отлично знаком, боярский терем, лес и избу — написал он сам. Дорогие костюмы, декорации и реквизит были созданы на личные средства участников спектакля. Электрического освещения в то время в Уржуме ещё не было, спектакли игрались при свете керосиновых ламп. Но на эту постановку один из энтузиастов-мастеров самодеятельного кружка провёл электрическое освещение. Сконструировал небольшой двигатель, динамо-машину и тут же на дворе «Аудитории», в помещении сторожки, им всё было оборудовано. Успех артистов был настолько велик, что постановку пришлось повторить несколько раз. Причём, всё время при переполненном зале.

Ставились пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, А. М. Горького, В. Шекспира.

С 1907 г. Фёдор Логинович по совместительству вёл ещё чистописание и рисование в первом классе во вновь открытом Уржумском реальном училище, куда через год он переходит полностью на основную работу. В то время оно частично располагалось в здании, где сейчас находится краеведческий музей. Созданной им уже в этом учебном заведении театральной труппой были поставлены детские оперы: «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Квартет», — и классические произведения: «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина.

Имевшиеся помещения не удовлетворяли требованиям для размещения училища, поэтому земство начинает строительство в Уржуме нового здания. Как техник-строитель Ф. Л. Ларионов принимал в этом непосредственное участие. Окончена стройка была в 1912 г. Кроме этого, Ларионов являлся автором проекта колокольни Митрофаниевской кладбищенской церкви, которая строилась в 1912–1913 гг. В дополнение к основному назначению она призвана была служить ещё и городской каланчой, располагавшейся в здании через дорогу пожарной команды, так как стояла на самом высоком месте города. Только благодаря своему второму назначению она и сохранилась, став своеобразным и единственным памятником гениальной мысли местного учителя, так, к сожалению, и не ставшего архитектором.

Много учеников прошло через уроки Фёдора Логиновича. Был среди них и будущий советский поэт Николай Заболоцкий, который поступил в реальное училище в 1913 г. В своих воспоминаниях он пишет: «Ф. Л. Ларионов, учитель рисования и красавец-мужчина, кумир уездных дам, пользовался нашей любовью, но именно потому, что преподавал любезное нашему сердцу рисование...»

Здесь же, в реальном училище, Ф. Л. Ларионов поставил оперу Глинки «Жизнь за царя», представления которой шли в училище и в «Аудитории». Исполнителями ролей были учителя, врачи, судейские и земские чиновники и их жёны. Фёдор Логинович пел партию Ивана Сусанина.

После Октябрьской революции постановки спектаклей самодеятельными артистами продолжались с ещё большим размахом. Состав музыкально-драматического коллектива доходит до 40 человек. Уржумской чрезвычайной комиссией Ф. Л. Ларионову, как руководителю труппы, были даны полномочия: подбирать от местного купечества костюмы, мебель, драпировки, прочий реквизит для дальнейшего оборудования театрального помещения.

В 1918 г. в Уржуме образовался профессиональный оперный коллектив под руководством оперного певца А. В. Новикова, получившего впоследствии звание заслуженного артиста республики. Ларионову как солисту-баритону поручалось исполнять ответственные партии. Например, Демона, Онегина в известных операх, Валентина в «Фаусте», Грязного в «Царской невесте» и другие.

Когда в начале 1920-х гг. оперный коллектив был расформирован и прекратил своё существование, при профклубе был образован драматический коллектив, руководить которым стал Ф. Л. Ларионов. Часть артистов перешла вместе с ним, и постановки музыкальных спектаклей возобновились. Но приверженцу театрального искусства этого было мало. Он возглавлял одну из драматических любительских трупп — «Синюю блузу». Артисты выступали не только в городе, но и ездили по району, обслуживая работников лесозаготовительных и сплавных организаций, тружеников сельского хозяйства, занятых на посевных и уборочных работах.

В 1935 г. Фёдор Логинович временно завершает свою преподавательскую деятельность в школе. Почти с первого и до последнего дня существования колхозного театра Ф. Л. Ларионов — в его основном составе. Как режиссёр он поставил на уржумских сценах множество пьес: А. М. Горького «Враги», «Мещане», «На дне», «Егор Булычёв», Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», Н. В. Гоголя «Женитьба», «Ревизор», Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. Н. Островского «На бойком месте», «Свои люди, сочтёмся», «Василиса Мелентьева», «Бедность не порок», «Бесприданница», «Гроза», А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», Б. А. Лавренёва «Разлом», В. В. Шкваркина «Чужой ребёнок», А. Е. Корнейчука «Платон Кречет». Он сыграл множество ролей в спектаклях как любительского, так и профессионального коллективов. В колхозном театре он был ещё и инспектором сцены, заведовал музыкально-вокальной частью.

Большой заслугой Ларионова было возобновление на сцене Уржумского театра постановок оперных спектаклей. Он внепланово поставил две оперы: «Русалку» А. С. Даргомыжского, где исполнял партию Мельника, и «Демона» А. Г. Рубинштейна, где пел Демона. Опорой в подготовке ему служили старые участники оперных постановок, в том числе И. С. Кулигин и Н. А. Владимирский.

Свободного времени у режиссёра и актёра в колхозном театре было мало, но он выкраивал несколько часов, чтобы заниматься на общественных началах художественной самодеятельностью — драматическим искусством и вокалом. Руководил он и детским театром. Под руководством Ф. Л. Ларионова хоровой кружок кожобувной артели города Уржума в 1938 г. выступал на областном смотре художественной самодеятельности и занял четвёртое место из 43 участников, был премирован. В 1941-м и 1945 г. объединённый хор многопромысловой и кожобувной артелей занимал первые места в смотре художественной самодеятельности трудовых коллективов района.


В опере «Русалка» Ф. Л. Ларионов исполняет партию Мельника

К сожалению, в 1952 г. колхозный театр был закрыт. Но постановки продолжались уже любительской труппой. Например, силами драматического кружка Дома культуры под непосредственным руководством Фёдора Логиновича поставлена опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Он решил повторить то, что сделал сорок лет назад, правда, тогда эта опера называлась «Жизнь за царя». Постановка замечательной русской оперы силами самодеятельного молодёжного коллектива стала большим событием в культурной жизни не только района, но и Кировской области. Опера прошла в Уржуме три раза. В 1953 г. она была показана в г. Кирове. А в марте следующего года уржумские самодеятельные артисты выступали уже в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности. Ф. Л. Ларионова наградили как постановщика и исполнителя роли Сусанина грамотой Министерства культуры РСФСР и именными часами, а самодеятельный коллектив — почётными грамотами и аккордеоном. А ведь Фёдору Логиновичу шёл тогда уже 76-й год.

В 1953 г. примерно этим же творческим составом была поставлена ещё одна опера — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Роль Григория Грязнова в ней снова исполнял сам Ларионов.

В 1965 г. на сцене Уржумского районного Дома культуры с большим успехом прошёл спектакль «Девичий переполох» Ю. Милютина (по пьесе В. Крылова). Многие участники самодеятельного коллектива были пенсионерами. Самый старший — Ф. Л. Ларионов, который был не только режиссёром, но ещё и исполнителем одной из ролей. Постановка была приурочена к празднованию 85-летия со дня рождения Фёдора Логиновича. На празднике Ларионову, первому в Уржумском районе, было присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Фёдор Логинович не мог существовать без театра. Даже в последний год жизни, в 86 лет, он ещё ставил спектакль. Правда, на репетиции его водили уже под руки. А 19 июля 1966 г. этого талантливого человека не стало.

Приехав на уржумскую землю и проработав в различных учебных заведениях города более 55 лет, Ф. Л. Ларионов стал основателем новой трудовой династии. Из крестьян-бедняков выросла учительская творческая интеллигенция. Сын Александр Фёдорович сменил отца на месте преподавателя в школе имени В. И. Ленина, тоже стал учителем рисования. Второй сын Михаил Фёдорович преподавал труд в педагогическом училище. Дочь Вера Фёдоровна прекрасно играла на пианино, работала учителем музыки в педучилище, так же, как и отец, играла в драматических постановках и пела в операх. Она стала женой директора и художественного руководителя Уржумского колхозного театра Александра Афанасьевича Сурушкина. Их сын Александр Александрович преподавал в средней школе № 1 им. Ленина (ныне гимназии) уроки изобразительного искусства, музыки и истории.

Ф. Л. Ларионов — старейший энтузиаст художественной самодеятельности Уржумского района. Можно сказать, что таких увлечённых людей на нашей земле было мало, а сейчас, наверное, уже не будет. 26 декабря 2014 г. по инициативе районного управления культуры и совета ветеранов на доме, где долгие годы жил Фёдор Логинович, благодарными уржумцами ему была открыта мемориальная доска.