Главная > Выпуск №27 > Свет просвещения

Свет просвещения

1917 год. Третий год шла Первая мировая война. Вятка, как и другие города тыла, отправляла на фронт новобранцев, фураж, продовольствие, принимала в лазареты раненых, в лагеря – военнопленных и беженцев. В каждом номере газеты «Вятская речь» (издатель Н. А. Чарушин, редактор А. М. Столбова) – сообщения об организации разных обществ, союзов, партий. Сборища кипят от пламенных речей, и всё это выплёскивается на страницы газеты. Но и культурная жизнь шла. Кинотеатры «Одеон», «Прогресс», электротеатр «Колизей» полны народа. В театр невозможно достать билет на гастроли московского театра Корша, на сольные концерты Надежды Плевицкой или Юрия Морфесси. Радовали своими выступлениями и местные музыканты: скрипач Михаил Синицын, виолончелист Адриан Вербов, пианистка Ванда Шпаковская, ученики школы Герасимова и др. В первый день Пасхи в зале II мужской гимназии открылась VI выставка картин и рисунков местных художников. И книга как источник знания стала востребована, как никогда раньше.

В начале года организовался клуб для подростков с библиотекой-читальней. В газету пришла просьба о пожертвовании книг или денежных средств. В конце января «Вятская речь» уже публиковала: «Поступили пожертвования – от Шурочки Вшивцевой – 100 руб., от неизвестного – казначейский билет на сумму 25 руб., от М. Д. Попкова – книги по сельскому хозяйству, от нескольких неизвестных – книги разного содержания». В Вятке был расквартирован полк, и вот печатается такое письмо: «Глубокоуважаемый г. Редактор! Прошу не отказать поместить в вашей газете следующее: “Ротный комитет 9-й роты 106 пехотного запасного полка желает основать в роте библиотечку и просит граждан г. Вятки помочь ему в этом деле пожертвованием книг и газет. Желающих пожертвовать просят сообщить свой адрес командиру 9-й роты. Председатель ротного комитета прапорщик Любочский”»1.

При храмах создавались библиотеки для прихожан. Детям вслух читалась какая-нибудь книга (например, «Муму» Тургенева) с демонстрацией световых картин. А для взрослых батюшки рассказывали о предстоящем христианском празднике, советовали для чтения литературу. Словом, просветительская работа в Вятке шла постоянно. В гимназиях и училищах «расцветали» рукописные журналы – творчество юных. В начале весны впервые вышло печатное издание «Молодые порывы» – журнал «для общения и самообразования» учащихся. И он пользовался успехом и спросом. Городская дума под председательством П. Н. Шкляева, решая вопросы о финансировании благоустройства города, сочла возможным выделить 100 руб. для пополнения книгами библиотеки 8-го городского училища.

Самой большой любовью жителей пользовались библиотеки им. Пушкина и губернская публичная. Автор под псевдонимом Н. П. посвятил библиотеке, которой в декабре 1917 года должно исполниться 80 лет, две большие статьи. Он говорит о том, что «общественность в попечительном совете библиотеки представлена слабо», что «главное влияние на деятельность библиотеки принадлежит чинам министерства просвещения, возглавляемым господином вятским губернатором». Перегруженные своими трудами, они «не могут уловить потребностей широких слоёв населения, …которые в настоящее время предъявляют наибольший спрос на просвещение и книгу». Из чего складывается по уставу источник финансирования библиотеки? – задаётся вопросом автор и отвечает: «а) из платы за чтение книг и периодических изданий, б) единовременных и ежегодных взносов почётных членов комитета, в) разного рода пожертвований… г) арендной платы квартир своего дома, д) сумм, выручаемых от продажи негодного к дальнейшему употреблению… имущества, е) процентов с запасного капитала, ж) штрафных денег за передержку, порчу и утрату книг, з) от продажи каталогов и других книг, изданных комитетом библиотеки». По перечислению денег кажется много, по поступлению и расходованию (выкладка в статье приводится) очень скудно, а «количество подписчиков и посетителей читальни неуклонно растёт». В военное время «вопрос об усилении имеющихся средств и изыскании новых» особенно обостряется. В качестве возможного источника средств автор называет устройство «литературных и музыкальных вечеров, концертов, спектаклей и публичных лекций». Хорошо бы освободить от учреждения «весь верхний этаж главного дома, столь нужный самой библиотеке». «Многообразны пути и возможности, при помощи которых… можно из библиотеки сделать такую сокровищницу, которая бы во исполнение завета А. И. Герцена разлила свет просвещения на всю Вятскую губернию»2.

Вторая статья Н. П. была посвящена местному отделу губернской публичной библиотеки, и она возымела действие: вятский губернатор Н. А. Руднев обратился к губернской управе с просьбой внести в проект сметы 1 тыс. рублей на пособие библиотеке для устройства местного отдела и издания его каталога. И теперь главное: автор Н. П. ставит перед вятским обществом задачу, актуальную на все времена – «собирание материалов не только печатных, но и рукописных о Вятском крае, …не только старые книги, …но и гравюры, и рукописи… Материалы эти могли пострадать от морозов, пыли, сырости, но этим не следует смущаться, …“всякое даяние – благо”»3.

4 марта 1917 года все газеты впервые опубликовали статью об отречении царя Николая II от престола, которое случилось 2 марта. Отказался от наследия и Михаил Александрович Романов, Государственная дума избрала Временное правительство. Наш новый мир, в котором «кто был ничем, тот станет всем», предстояло ещё построить, а пока в городе – всеобщее ликование, манифестации, первые революционные праздники, первые перемены.

Газета «Вятская речь» в разделе «Хроника» публикует: «Ввиду того, что в воскресенье, 12 марта, состоится панихида по жертвам – героям русской революции, группа граждан предлагает после панихиды организовать торжественное шествие к публичной библиотеке, созданной другом народа знаменитым публицистом Александром Ивановичем Герценом, временно жившим в Вятке в качестве ссыльного. Вместе с тем, выражается желание, чтобы Вятская публичная библиотека носила название библиотеки имени А. И. Герцена, а не императора Николая I, гасителя русского просвещения»4. На следующий день, в первый революционный праздник, проходивший на площади Кафедрального собора при массовом стечении народа и шествии с лозунгами, знамёнами и хоругвями, газета вышла с такой новостью: «В ознаменование русской революции, в первый праздник свободного народа присвоить Вятской публичной библиотеке имени Николая I наименование “Вятская публичная библиотека имени А. И. Герцена – основателя её и борца за свободу”».

На той же неделе в редакцию газеты было доставлено письмо, адресованное городскому голове П. Н. Шкляеву, с просьбой опубликовать его. Редактор ознакомился, и письмо пошло в набор. «Павел Николаевич, губернский город Вятка до сих пор не имеет своего народного дома, необходимость в котором так остро чувствуется. Нужна аудитория для собрания, для лекций, для бесплатной библиотеки-читальни. В этом отношении г. Вятка далеко отстал от других не только губернских, но даже уездных городов. Слишком мала городская пушкинская библиотека, а другая библиотека, при устройстве которой внёс свою инициативу живший тогда в Вятке в административной ссылке наш русский писатель Герцен, находилась всё время под генеральскими усмотрениями. Библиотеку эту необходимо соединить с пушкинской, внести их в общую народную аудиторию для бесплатного пользования всех граждан г. Вятки и приезжих лиц.

Губернское земство, несомненно, пойдёт навстречу этому делу своими ассигнованиями, а для городской думы, по моему мнению, это составляет обязанность. Добрые граждане г. Вятки также внесут свою лепту. Известно, что один почётный гражданин г. Вятки заявлял думе желание пожертвовать на устройство народного дома 50 тысяч руб. Наступил золотой час осуществления этого дела. Мысль, слово и дело. Пора приступить к делу. Я, со своей стороны, прошу внести в городскую думу моё заявление о желании пожертвовать на это дело 2 тысячи руб. С совершенным почтением гражданин г. Вятки, крестьянин Иван Иванов Вшивцев»5.

Это письмо-статью редактор озаглавил «Добрый почин», но продолжения этот почин не имел.

 

Книги в Вятке ценили, книгами обменивались, у многих были личные библиотеки, но цензура существовала всегда, она препятствовала свободному доступу к читателям «крамольных» книг. Видимо, желанием устранить несправедливость вызвана такая публикация в газете: «В городской управе находятся на хранении все книги, изъятые в разное время при старом режиме из пушкинской библиотеки. Следовало бы эти книги вернуть на своё место в библиотеку». Библиотеки существовали и в уездных городах, и в сёлах. Даже открывались впервые в военное время. Приведём такое сообщение: «В селе Медянах открыта Вятским уездным земством районная библиотека-читальня»6. Мало того, библиотекари могли учиться, повышать свою квалификацию и в эти тяжёлые годы. Ещё одно объявление в газете: «Со 2 апреля по 24 мая в Москве устраиваются библиотечные курсы в Народном университете имени А. Е. Шанявского (проезд и проживание за свой счёт)»7.

Кроме государственных, земских, были библиотеки сельские, народные. Работали там, в основном, женщины, бывшие учительницы. Из Уржумского уезда пришло однажды письмо за подписью «Библиотекарь». Читать его интересно, но грустно. Посочувствуешь сельским библиотекарям, если оклад у них мизерный, а цены в лавке – на уровне городских, отпуск – 4 недели в году, в неделю – один выходной, а рабочий день равен 8 часам. Говорят, библиотекарю делать нечего: сиди да книги выдавай. Может, они и вовсе не нужны сельскому жителю – ни книги, ни библиотекари?

«Библиотека – это светлая искра в беспросветных сумерках деревенской и сельской жизни, – пишет автор, – единственный источник, откуда крестьянин имеет возможность, минуя нелепые слухи, почерпнуть верные сведения о ходе войны, государственной и политической жизни, ознакомиться… с жизнью других государств и народов, различными ремёслами, правильным ведением хозяйства… В праздничные и базарные дни целая толпа теснится в читальне. Наперебой заявляют свои требования и желания… Большей частью приходится слышать просьбу какой-нибудь “занятной” или “дельной” книги, а то и просто книги “по мысли”. На долю библиотекаря выпадает нелёгкая задача разобраться в этих туманных требованиях… Торопится библиотекарь, записывает, а в дверях всё новые и новые посетители. Собралась у стола группа неграмотных и просит почитать им газету вслух, и одновременно другие настойчиво просят рассказать, что пишут про войну. В дни отправки почты к обычным посетителям присоединяются и солдатки с просьбами: одной – написать письмо, другой – прочитать, третьей – написать немецкий адрес в плен. В будничные и почтовые дни библиотеки тоже редко пустуют, за исключением летнего времени. Вообще, крестьяне за многими сведениями, советами и просьбами идут теперь в библиотеку»8.

Вот и получается, что без библиотеки и жизнь не в жизнь. Свет просвещения – это библиотека, а источник его – книга и человек.

Хочется закончить этот материал милой картинкой, которую наблюдал «один проезжий» в селе Кузнецово того же Уржумского уезда: «На двух диванах за большим столом сидела группа крестьянских детей и подростков и среди них заведующая библиотекой, …читающая им вслух журнал “Юная Россия”. С каким интересом слушают дети каждое её слово, с какой жадностью ловят её объяснения всего непонятного им! С удовольствием провёл время в такой обстановке. Дай Бог почаще встречать такие библиотеки для народа!»9

Публикацию подготовила
Р. Я. Лаптева

Примечания

1 Вятская речь. 1917. 27 мая (№ 110).
2 Вятская губернская публичная библиотека // Вятская речь. 1917. 20 янв. (№ 16). С. 3.
3 Местный отдел при губернской публичной библиотеке // Вятская речь. 1917. 27 янв. (№ 22). С. 2–3.
4 Вятская речь. 1917. 11 марта (№ 56).
5 Там же. 1917. 14 марта (№ 58).
6 Там же. 1917. 19 февр. (№ 39).
7 Там же. 1917. 2 февр. (№ 27).
8 Обойдённые // Вятская речь. 1916. 10 нояб. (№ 234).
9 Вятская речь. 1917. 24 янв. (№ 19).