Главная > Выпуск №26 > Необходимые поправки к работе «Вятская старина»

Необходимые поправки к работе «Вятская старина»

В. И. Изместьев

Спицын, А. А. Избранные труды по истории Вятки / сост. и науч. ред. А. Л. Мусихин. – Киров : О-Краткое, 2011. – 512 с. : ил.

Историк П. Н. Луппов (1867– 1949) в своей неопубликованной при жизни работе «К истории населённых пунктов Вятской земли» (закончена в 1940 г.) датировал возникновение села Кырмыж 1621 г.1. При этом П. Н. Луппов отмечал: «Село Кырмыж – на правом берегу Быстрицы, образовано в 1621 г., когда была выстроена первая деревянная церковь, о чём упоминается в клировых ведомостях села за 1817 г. В восемнадцатом веке входило в Архангельскую волость (центр село Кстинино) Хлыновского (Вятского) уезда»2.

О реке Быстрице, левом притоке Вятки

«Река Быстрица берёт начало в южной части Вожгальской волости, на границе Вятского и Нолинского уездов. Река эта вначале течёт по юго-западной части Вятского уезда, затем – по границе с Орловским уездом, наконец, – в пределах последнего, где, ниже села Подрелья, впадает в Вятку. Из притоков Быстрицы с левой стороны значительны: р. Кырмыжка, берущая начало в юго-восточной части Кумёнской волости; р. Большая Кумёна, с притоком Малая Кумёна, вытекающая из юго-западной части Нагорской волости; р. Ивкина, с притоком Ирдымом, берущая начало в Орловском уезде»3.

Вдобавок к отмеченному: «Поверхность Кумёнской волости орошается двумя речками – Большой Кумёнкой и Кырмыжом, идущими с юга на север параллельно друг другу и вливающимися в реку Быстрицу»4.

Возникает вопрос: о чём писал А. А. Спицын (1858–1931) в работе «Вятская старина», в частности, в заметках «III. Первые поселения русских между реками Воей и Суной»? (с. 94). Александр Андреевич полагал, что «…крестьяне Берёзовского стану (центр с. Кстинино. – В. И.) Епифан Федянин, Игнатий Максимов и Василий Буторин у писца Афанасия Толочанова да подьячего Андрея Иевлева в 1629 году приобрели в том же стану за речкой Кирмыжем (Кырмыжем), впадающей в реку Вою, дикое раменье на 12 четвертей пашни, с освобождением от всякого оброку в продолжение 10 лет…»

Во-первых, как уже было сказано выше, речка Кырмыж течёт параллельно с речкой Кумёной, и обе они впадают в реку Быстрицу. Не заметив своей ошибки о Кырмыже, А. А. Спицын сделал ошибочный вывод о том, что в середине семнадцатого века «в Кирмыже (следует понимать с. Кырмыж совр. Кумёнского района, основанное в 1621 г. – В. И.) построена была монастырём церковь Вознесения Господня с приделом во имя Алексея человека Божия и Дмитрия Селунского и приняты меры для поселения в новой вотчине крестьян: переведены из других монастырских вотчин и приглашены вольные нетяглые люди»5. (Новая вотчина получила название Сунская. – В. И.).

11 ноября 2009 г. в г. Кирове проходила вторая научная конференция «Краеведение в развитии провинциальной культуры России». Ассистент кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета А. Л. Кряжевских сделал доклад по теме «К вопросу о времени основания п. Суна». Докладчик, в частности, сказал и о роли и значимости труда А. А. Спицына «Земля и люди на Вятке в XVII столетии», в котором было подчёрнуто, что крестьяне Федянин, Максимов и Буторин в 1647 году отдали земли в бассейне рек Суна и Воя Успенскому Трифонову монастырю по причине того, что данный регион примерно на 100 вёрст отстоял от ближайших населённых пунктов6.

Ещё в марте 2009 г. автор этих строк сделал запрос в Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Цель запроса – уточнение даты основания п. Суна (села Вознесенского на речке Суне – притоке Вои). В ответ на мой запрос последовало сообщение от 30 июня 2009 г. № 414, составленное специалистом РГАДА Сергеем Васильевичем Сироткиным и заместителем директора РГАДА Евгенией Ефимовной Лыковой.

Цитата из архивной справки: «…наиболее ранним документом по истории райцентра Суна является “Жалованная оброчная грамота царя Алексея Михайловича вятскому воеводе И. Ф. Соковнину об отдаче архимандриту Успенского Трифонова монастыря Иоакиму на оброк без переоброчки дикого раменья за Кырмыжем до устья р. Суны и по р. Лудяне в Берёзовском стане Вятского уездаˮ …Писан на Москве лета 7159 (1650) сентября в 15 день. Дьяк Андрей Немиров»7.

Выводы специалистов РГАДА подтвердили, что в 7157 г. (1648/1649) Успенский Трифонов монастырь получил разрешение патриарха Иосифа на возведение храма Вознесения Господня на речке Суне, притоке реки Вои. Однако монастырские власти Вознесенскую церковь не ставили, ибо оброчную землю по речке Суне могли перекупить с торгов на следующий срок иные арендаторы. Именно поэтому архимандрит Иоаким с братией добивался бессрочной аренды на эту землю (то есть между речками Воей и Суной. – В. И.) со строго фиксированной арендой, то есть оброчной, платой, и добился грамоты от 15 сентября 1650 г. И только после мог появиться храм Вознесения Господня.

Но, заметим, не «в Кырмыже», как считал Спицын, а в Суне (бывшем с. Вознесенском). Свою работу «Вятская старина» А. А. Спицын творил в 1884 г., когда ему исполнилось всего 26 лет. И потому всего лишь предполагал по ошибке: речка Кырмыж, мол, не в Быстрицу впадает, а в Вою. Оказалось наоборот.

Примечания

1 Луппов П. Н. История Вятских сёл // ЭЗВ. Т. 4 : История. Киров, 1995. С. 167.
2 Там же.
3 Материалы по статистике Вятской губернии. Т. IV : Вятский уезд. Вятка, 1888. С. 2.
4 Там же. С. 69.
5 Царская грамота воеводе Соковнину, об отдаче на оброк Успенскому монастырю рамения за р. Кирмыжем, 1650 г., сентября 15 // Древние акты, относящиеся к истории Вятского края : прил. ко 2-му т. сборника «Столетие Вятской губернии». Вятка, 1881. С. 129–131.
6 Спицын А. А. Земля и люди на Вятке в XVII столетии : очерк истории землевладения. Вятка, 1886. С. 2–3 ; Кряжевских А. Л., Изместьев В. И. к вопросу о времени основания п. Суна // Краеведение в развитии провинциальной культуры России : материалы 2 науч. конф. / редкол.: М. С. Судовиков (науч. ред.) [и др.]. Киров, 2009. С. 130–133.
7 РГАДА. Ф. 281. Грамоты Коллегии Экономии. Д. 14200.