Главная > Выпуск №26 > Дом в саду

Дом в саду

Т. В. Малышева

С 1913 г. художник Николай Хох­ряков не покидал Вятку, работая за­ведующим картинной галереи Вятского художественно-исторического музея, преобразованного в 1919 г. в губернский музей искусства и ста­рины. Вероятно, рассуждая как му­зейщик, он задумал оставить на живо­писных холстах облик старой Вятки. Николай Николаевич много раз писал свою усадьбу в Копанском переулке, усадьбы соседей Разумовых, родственников Клобуковых, друзей Ло­бовиковых, а также родовые усадьбы Хохряковых.

Эти этюды-картины художника драгоценны для нас. Они поэтичны по-хохряковски, и имеют свои осо­бенности. Например, усадьбу бабуш­ки Натальи Ивановны Хохряковой художник в 1925 г. изобразил дваж­ды. В изумрудно-зелёных пейзажах старые могучие вязы и цветущие флоксы. В одном из них, на фоне го­лубого неба, написан розовый купол Екатерининской церковки, стоящей на улице Московской. Даже работая над изображениями храмов, Хохря­ков писал их не в величественном ракурсе, а со стороны подворья. Например, Трифонов монастырь у него представлен от оврага с дорожек, ведущих горожан к Святым воротам.

«Дом в саду» (1924) определяется нами как изображение здания публичной библиотеки имени А. И. Гер­цена. Пейзаж необычен тем, что на­писан в пору поздней осени, когда «прозрачен свет». В нём отчётливо видна архитектура рубежа XVIII– ХIХ вв. Первоначальный проект особ­няка за год до своей кончины заказал губернскому архитектору Филимону Меркурьевичу Рослякову в 1792 г. бо­гатый купец Борис Васильевич Хох­ряков, торговавший с Архангельском. Внук его Егор Хохряков обвенчался в 1825 г. с Екатериной Рязанцевой. «Дом Герценки» объединил в этом по­колении два купеческих рода. Только в 1840 г. имение стало окончательно принадлежать Александру Фёдорови­чу Машковцеву.

Бабушку Екатерину, родную сестру деда Александра Егоровича Ря­занцева, ещё успел застать в живых будущий художник. Как все пейзажи Хохрякова, «Дом в саду» передаёт со­стояние автора, когда он, по его сло­вам, «невольно с природой входит в интимность». Для Николая Николае­вича это природа, окружающая па­мятный дом, связанный с историей рода пока без всяких пристроек, осу­ществлённых уже в ХХ в. Невольно вспоминаются пушкинские строки: «Дни поздней осени бранят обык­новенно, но мне она мила, читатель дорогой».

Задумчива осень. Небо «дымит» серым пологом над лиловой крышей особняка. По колориту в гармонии с небом здание, окрашенное светлой охрой с белыми карнизами и пилона­ми. Листва уже облетела. В природе закончились краски бодрой осенней лихости, но есть сдержанная мудрость старости. Ритм обнажённых деревьев незатейлив. Ясность, просветлённость свойственна этому пейзажу. Он ка­мерный, отнюдь не парадный и не блещущий фасадом памятного места.

Дом в саду, на усадьбе. Именно с усадьбы открывается вид на класси­ческий особняк с приметами росля­ковской архитектуры. На первом плане под вязами, по обычаю того времени окружавшими купеческие усадьбы и храмы, стоит простая скамья. Желаю­щие могут присесть и отдохнуть.

Дом в саду. Этюд Н. Н. Хохрякова. 1924