Главная > Выпуск №25 > Материалы Зеленинских чтений – интересное, значительное явление

Материалы Зеленинских чтений – интересное, значительное явление

М. Г. Матлин

Зеленинские чтения : материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 12 нояб. 2013 г.) / науч. ред.: В. А. Поздеев, М. С. Судовиков ; сост. С. Н. Будашкина ; Киров. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена. – Киров, 2013. – 296 с.

Научные конференции, посвящённые выдающимся учёным, были и остаются одной из лучших форм не только признания его заслуг, подтверждением продуктивности выдвинутых ими идей, гипотез, но и важным фактором развития самой науки в тех направлениях, которые были заданы её корифеями. Именно таковой стала юбилейная конференция, прошедшая в г. Кирове и приуроченная к 125-летию со дня рождения выдающегося русского этнографа, диалектолога, фольклориста Д. К. Зеленина, одного из тех, кто определял развитие нашей науки о русской традиционной культуре и фольклоре в ХХ веке1. Широта его научных интересов, смелость в постановке и подходах к решению сложных и узловых вопросов народной культуры предопределили широкий спектр научных тем и проблем, обсуждавшихся во время проведения конференции и получивших отражение в сборнике статей, изданном по её итогам. Широким был и состав участников, представлявших научные центры страны (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Йошкар-Ола, Сыктывкар, Тверь, Казань, Новосибирск, Ижевск, Нижний Новгород), разные науки (фольклористы, этнографы, музыковеды, культурологи, научные сотрудники музеев, архивов, библиотек), разные научные поколения (студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук). Всё это сделало сборник материалов «Зеленинские чтения» весьма интересным и значительным явлением.

Все статьи в нём распределены по трём разделам: «Д. К. Зеленин: биография, научная деятельность», «Этнография и фольклор в современных условиях», «Историко-культурное наследие российской провинции». Каждый из них включает в себя самые разнообразные материалы – от небольших заметок, вносящих уточнение в биографию и творческий путь учёного, расширяющих наше знание о своеобразии развития научной мысли в провинции, а также о некоторых языковых, культурных, фольклорных особенностях отдельных локусов, как на территории Кировской области, так и в соседних областях и республиках, до крупных теоретических статей, осмысливающих большой историко-культурный материал. Но при этом все они связаны с одной из тем, которые Д. К. Зеленин разрабатывал в своих статьях или монографиях.

Так, например, статья В. А. Поздеева, посвящённая уточнению источников путеводителя Зеленина «Кама и Вятка: путеводитель и этнографическое описание Прикамского края» (с. 49–57), не только решает поставленную задачу, но и помогает увидеть данную, казалось бы, второстепенную и научно-популярную работу учёного в широком культурологическом контексте и в то же время как важный этап его научного становления. Не менее интересна насыщенная большим историческим материалом и потому весьма убедительная по своим выводам статья А. Л. Мусихина, рассматривающая полемику ещё сравнительно молодого учёного и маститого местного краеведа А. С. Верещагина по некоторым вопросам колонизации края (с. 8–17). Продолжает и расширяет исследования Д. К. Зеленина, посвящённые прозвищам и присловьям, в своей статье Т. Н. Бунчук. На примере одного населённого пункта Республики Коми она показывает, насколько по-прежнему важен этот элемент традиционной культуры для понимания, как пишет исследователь, «этнографического портрета» жителя села (с. 121–125). Н. В. Петров, отталкиваясь от работы Д. К. Зеленина «Религиозно-магические функции фольклорных сказок», убедительно демонстрирует, что применение разработанной учёным методики анализа «прагматического контекста повествования» к исследованию эпоса позволяет «детально описать т. н. контекстуальную «эпическую мифологию» (мифологический контекст исполнения эпических произведений») (с. 58–67). С. Ю. Королева и Е. М. Четина обращаются к циклу работ Д. К. Зеленина, посвящённых культу «заложных покойников», которые, как они отмечают, привели «к появлению в славистике особого направления». В своей статье они рассматривают вопрос о своеобразном «воцерковлении» этого культа в XV–XVII вв. как поворотном моменте его функционирования (С. 67–73). Статья В. А. Коршункова посвящена анализу описанного Д. К. Зелениным обычая, получившего название «выставка невест» (с. 100–116). В своей статье современный учёный не только расширяет круг этнографических источников, но и даёт обзор распространения этого обычая в городской культуре, прежде всего, в праздничной и брачной традиции мещанства и купечества. Его вывод о том, что данная традиция была связана с многообразными престольными праздниками и брачными периодами русского календаря, представляется убедительным и аргументированным. Изучению одного из интереснейших аспектов современной молодёжной культуры посвящена статья А. В. Абукаевой и Т. А. Золотовой – «Традиционные фольклорные мотивы в современной молодежной куль туре: на материале сказок толкинистов о драконах» (с. 155–159). Данная тема, на первый взгляд, выглядит весьма далёкой от наследия Д. К. Зеленина, но это совсем не так. В одной из ранних своих работ, посвящённой частушке, «Новые веяния в народной поэзии» (1901) учёный не только весьма заинтересованно относится к этому жанру, но и определяет его как отражение принципиально нового этапа в развитии русского фольклора – соединении собственно фольклорных и литературных начал как в её создании, так и в бытовании. «Теперешние частушки – это что-то вроде соединительного моста. Если одною своею стороной они коренятся в произведениях старинной вековой народной поэзии, то, с другой стороны, они ничем решительно не отличаются от созданий чисто книжной, искусственной литературы»2. Поэтому указанная работа современных фольклористов также вполне укладывается в русло тем, намеченных Д. К. Зелениным. Органично продолжает рассмотрение проблем фольклоризма и фольклоризации статья Е. А. Плотниковой «Фольклоризм Л. С. Петрушевской: новые тенденции и закономерности развития» (с. 159–162).

Заключительный, третий раздел книги «Историко-культурное наследие российской провинции» включает в себя работы самой разной тематики – от обзора материалов вятских фольклорно-этнографических экспедиций разных лет (с. 262–269) до большого очерка, посвящённого жизни и научно-просветительской деятельности вятского педагога, археолога, этнографа Н. Г. Первухина (с. 196–239).

Невозможно, да, вероятно, и нет необходимости в краткой рецензии перечислять все статьи и заметки, помещённые в данном издании, тем более, что они отнюдь не исчерпали всего того проблемно-тематического поля, которое обозначено в наследии Д. К. Зеленина. Важно другое – то, что это поле остаётся актуальным и весьма значимым и по сей день.

Примечания

1 См. об этом: Толстой Н. И. Труды Д. К. Зеленина по духовной культуре // Зеленин Д. К. Избранные труды : статьи по духовной культуре, 1901–1913 / вступ. ст. Н. И. Толстого ; сост. А. Л. Топорков ; подгот. текста Т. А. Агапкиной ; коммент.: Т. А. Агапкина, Л. Н. Виноградова [и др.]. М., 1994. С. 9–25.
2 Зеленин Д. К. Новые веяния в народной поэзии // Зеленин Д. К. Избранные труды : статьи по духовной культуре, 1901–1913. С. 30.