Первая вятская городская электростанция: события и люди
(продолжение)

А. Л. Мусихин

Карл Яковлевич Муйшнек

Поскольку в 1903 г. Б. Ю. Гецен не мог постоянно находиться в Вятке1, «Городская управа постановила: пригласить для непосредственного наблюдения за всеми работами по оборудованию станции электрического освещения и постройке сети электротехника Карла Яковлевича Муйшнек с 1 сего мая из оклада 100 руб. в м[еся]ц и выдать ему на проезд из гор. Перми 50 руб., отнеся расход по (счету. – приписано над строкой) устройства электрической станции»2. Муйшнек принял участие не только в строительстве станции, но и в её последующей работе до 1911 г., поэтому его биография заслуживает нашего пристального внимания.

В литературе имя К. Я. Муйшнека почти не встречается, а материалов Кировского областного архива явно недостаточно для освещения его полной биографии. Поэтому настоящим подарком стало моё знакомство по переписке в 2006 г. с правнуком Карла Яковлевича, Евгением Муйшнеком, который проживает в г. Тарту (Эстония) и руководит частной фирмой по производству геодезических работ. Благодаря документальным материалам, предоставленным им, становится возможным проследить практически весь жизненный путь К. Я. Муйшнека. Евгений также предоставил электронные копии уникальных фотографий, как самого Карла Яковлевича, так и строительства станции и дальнейшей её работы, коллектива её служащих. Таким образом, Евгений Муйшнек фактически является соавтором данного раздела статьи.

Карл Яковлевич Муйшнек (Carl Johannes Jakobs Muischneek) родился 8 (20) июня 1869 г. в посёлке Кяревере (Kärevere, нем. Kerrafer), вблизи г. Тарту (Эстония). Вместе с ним родилась его сестра-близнец Анна-Амалия. Отец Карла, Якоб Муйшнек (ок. 1824 – 18 (31) мая 1903), служил там лесничим, мать Хелена (в девичестве Есис; 1834 – 5 ноября 1910) – домохозяйка, вторая жена Якоба (первая умерла в 1864 г.). Всего у Карла было 3 брата и 5 сестёр, но многие из них умерли ещё в детстве. Позднее семья переехала в Тарту, где Якоб Муйшнек работал садовником.

Карл Яковлевич Муйшнек.
Пермь, 1900 г. Фотография из архива семьи Муйшнек (Тарту, Эстония)

К сожалению, не известно, учился ли Карл в детстве, но можно предполагать, что он получил, по крайней мере, начальное образование. В 1885 г. в возрасте 16-ти лет он поступил в Тартусскую школу портных, которую успешно окончил в 1888 г.3

Через два года, 23 ноября (5 декабря) 1890 г., его призвали на службу в Российскую армию. В призывном документе записан его рост – 2 аршина и 4,5 вершка. В переводе на метрическую систему это около 162 см. Карл попал на Балтийский флот. Там он в Кронштадтском учебно-минном отряде в 1893 г. окончил курс класса минных квартирмейстеров. Мне уже приходилось писать, какие предметы изучали там нижние чины4. Сохранилось удостоверение, в котором указаны оценки, полученные Карлом Муйшнеком: «арифметика и геометрия – отлично; минное дело – отлично; мины Уайтхеда – отлично; электрическое освещение – отлично». При этом он получил аттестацию: «оч[ень] способный, оч[ень] старательный и поведения оч[ень] хорошего»5. До и после окончания курса Карл проходил службу на мореходной канонерской лодке «Грозящий», которая базировалась в Средиземном море. В 1897 г. в конце службы командир лодки, капитан 2 ранга А. Т. Тарасов выдал минному квартирмейстеру 1-й статьи Карлу Муйшнеку аттестат в том, что он «все возложенные на него служебные обязанности исполнял с усердием и знанием, поведения был отличного и в каких-либо предосудительных поступках замечен не был»6.

Евгений Муйшнек считает, что после службы на флоте его прадед где-то получил специальное электротехническое образование. Но это вряд ли, так как в 1909 г. в отчёте Вятской городской управы отмечалось, что Карл Яковлевич Муйшнек – «практик, без специального технического образования»7. Тем не менее, в 1900 г. он уже служил в Перми в качестве электротехника. Вместе с Б. Ю. Геценом Муйшнек принимал участие в строительстве Пермской городской электростанции. В семье Муйшнеков сохранился целый фотоальбом со снимками строительства этой электростанции. Во время работы в Перми, а, может быть, и раньше, Карл Яковлевич познакомился с Маргаритой Августовной Роде (Rohde), из балтийских немцев. Они обвенчались в Екатеринбурге 19 января 1903 г.

Карл Муйшнек и Маргарита Роде. Пермь, 1902 г.
Фотография из архива семьи Муйшнек (Тарту, Эстония)

Вероятно, в конце апреля 1903 г. К. Я. Муйшнек приехал в Вятку, так как 9 мая он уже участвовал в торжественной закладке здания Вятской городской электростанции. В семье Муйшнеков сохранилась уникальная фотография этого события. Хотя она и не очень хорошего качества, на ней можно разглядеть самого Муйшнека, стоящего в стороне от центра действия, вятского городского голову Я. И. Поскрёбышева, подписывающего какие-то бумаги, и его заместителя Арк. М. Васнецова. На снимке представлены практически все слои населения Вятки того времени, что видно по одежде участников этого события и сторонних зрителей. На заднем плане хорошо просматривается дом купца И. С. Репина (старое здание художественного музея) и его флигель.

Карл Яковлевич сразу же полностью включился в работу по строительству станции, о чём в письмах докладывал Б. Ю. Гецену8. Сохранилась пара фотографий периода строительства, где Муйшнек находится рядом со строителями9. Но, кроме забот по строительству, у него прибавились домашние хлопоты. Дело в том, что жена Карла, Маргарита, приехала в Вятку на последнем месяце беременности. 28 мая (10 июня) 1903 г. в Вятке у них родился сын Герберт-Николай (ум. 16 окт. 1966 г.). Первые годы своей жизни он провёл в Вятке, часто бывал с отцом на электростанции. Впоследствии Герберт Муйшнек стал магистром математики, геодезистом, адъюнкт-профессором, заведующим кафедрой и деканом факультета почвоведения и агрохимии Эстонской сельскохозяйственной академии (г. Тарту)10. Евгений Муйшнек сообщает, что его дед ездил по местам своего детства, был и в Кирове, где сделал много фотографий.

Торжественная закладка городской электростанции. 9 мая 1903 г.
Вятка. Фотография из архива семьи Муйшнек (Тарту, Эстония)

11 октября 1903 г. Б. Ю. Гецен писал Я. И. Поскрёбышеву: «Получил письмо от Муйшнека, пишет, что всё идёт быстро вперёд»11. Любопытно, что в тот же день «Вятские губернские ведомости» сообщали: «Как мы слышали, 20 сего октября предположено открытие городской электрической станции. Таким образом, в недалёком будущем главные улицы города осветятся электричеством, а также засияет электричество и во многих магазинах и домах г. Вятки»12. Однако, вероятно, возникли какие-то сложности, так как станция начала функционировать 16 (29) ноября, а торжественное её открытие состоялось 6 (19) декабря 1903 г.

По окончании строительства К. Я. Муйшнек остался на станции в должности городского электротехника, выполняя, вероятно, функции помощника заведующего электростанцией. А не позднее 5 марта 1906 г. он становится заведующим городской центральной электрической станцией13. Причём, в смете по эксплуатации электростанции в 1906 г., составленной Б. Ю. Геценом, жалование заведующего с 2400 руб. в год кто-то исправил на 140014. Очевидно, нежелание городских властей продвигать Муйшнека по службе, в первую очередь, было связано с отсутствием у него специального образования. Хотя существовала и другая причина, о которой будет сказано ниже.

Коллектив городской электростанции. Вятка, 1906 г.
Фотография из архива семьи Муйшнек (Тарту, Эстония)

Сотрудники Вятской городской управы и Вятской городской электростанции.
Во втором ряду слева направо: 3-я – М. А. Муйшнек, 4-й – городской голова
А. Л. Синцов, 7-й – Арк. М. Васнецов; в третьем ряду слева 6-й – К. Я. Муйшнек. Вятка, 1908 г.
Фотография из архива семьи Муйшнек (Тарту, Эстония)

Аккумуляторные батареи Вятской городской электростанции

После пуска станции работы не стало меньше. Необходимо было развивать городскую электросеть. Уже отмечалось постоянное увеличение количества присоединённых к сети ламп15. К концу 1909 г. почти 65 % улиц освещались «по новой системе»: «Преображенская, Московская, Спасская, последняя между Казанской и Владимирской улицами, а также Владимирская от станции Вятка 1-я до Морозовской, Николаевская от Морозовской до Кукарской, Казанская от Стефановской до Присутственных мест, вся площадь у Кафедрального собора и Раздерихинский спуск до пароходных пристаней, …на площади у Александро-Невского собора, на улицах Кукарской, Семеновской, Орловской, Пятницкой и Раздерихинской, на всех между Владимирской и Николаевской улицами, на Казанской от Раздерихинской до Гласиса и от Александро-Невского собора до Стефановской улицы, на Спенчинской и Всесвятской улицах между Стефановской и Преображенской улицами, на Царёвской между Преображенской и Луковицкой, на Морозовской между Всесвятской и Казанской улицами, на Спасской, Копанской и Стефановской между Владимирской улицей и Гласисом города, на Успенской от Кукарской до Набережной улицы и на Острожной в 2-х кварталах»16. Увеличивалось и количество абонентов потребления электроэнергии, как в частных квартирах, так и в различных учреждениях города. На 1 января 1906 г. уже числилось 119 абонентов17. Для всего этого необходимо было увеличивать мощность станции. Как отмечал А. Г. Тинский, «уже через три года возникла необходимость её расширения и реконструкции. Совершенствование станции продолжалось непрерывно в течение многих лет»18. Первое расширение станции было произведено в 1907 г. Однако уже 25 января 1908 г. Арк. М. Васнецов написал письмо Б. Ю. Гецену в Пермь с просьбой приехать в Вятку, чтобы «дать своё заключение о состоянии эксплуатации… станции и о дальнейшем её развитии»19. Вероятно, сразу Гецен приехать не смог и послал для освидетельствования Вятской электростанции пермского инженера-электротехника П. П. Красова. Но в конце июня – начале июля Гецен приехал сам вместе с известным профессором-электротехником из С.-Петербурга В. В. Дмитриевым. После осмотра электростанции они зачитали доклад в Вятской городской думе, где отметили, что необходимо «внести кое-какие улучшения». Дума постановила выделить средства на «устройство в электрической станции фидера», а также «благодарить заведующего станцией г. Муйшнек и его помощника г. Романова за образцовое ведение дела»20. 10 июля 1908 г. в газете «Вятский вестник» появилась заметка, в которой сообщалось об этой благодарности К. Я. Муйшнеку «за образцовую постановку дела на станции и за тот порядок, который был обнаружен при производстве ревизии станции»21.

Успехи в работе электростанции, наконец, позволили городской управе увидеть в этом и заслуги заведующего, поэтому в смете расходов на 1908 г. было заложено жалование К. Я. Муйшнека в размере 1800 руб.22 В этом же году Карл Яковлевич проявил себя грамотным специалистом – электротехником и экономистом. 3 сентября он подал в Вятскую городскую управу докладную записку о преимуществе электрического уличного городского освещения по сравнению с керосиновым, приведя при этом экономическое обоснование23. Также осенью Муйшнек подал и другую докладную записку с предложениями из семи пунктов. Одно из них – о передаче функций учёта всех расходов электростанции из управы непосредственно в контору станции. Это позволило бы избежать многих ошибок и ускорило работу. То же самое, по его мнению, необходимо было произвести с учётом отпускаемой абонентам электроэнергии. Были предложены и некоторые другие планово-экономические и финансовые преобразования24.

7 ноября 1908 г. для приобретения дополнительного опыта и знаний городская дума решила командировать К. Я. Муйшнека в Москву на V Всероссийский электротехнический съезд, тот самый, где выступал с сообщением Б. Ю. Гецен25, «с тем, чтобы Вы о результатах своей поездки представили подробный доклад»26. Муйшнек выехал в Москву 19 декабря27 и плодотворно провёл время на съезде, о чём свидетельствует его доклад на 23 страницах, сохранившийся в семье Муйшнеков28. На съезде он участвовал в работе III группы – «Применение электричества в промышленности». В докладной записке Муйшнек осветил те доклады, которые смог прослушать за дни работы съезда. Особенно подробно им был рассмотрен доклад инженера-механика И. Я. Перельмана «Центральные электросиловые станции в промышленных районах и меры к их распространению». Примечательно, что Карл Яковлевич не просто изложил этот доклад, но творчески использовал его данные применительно к местным реалиям и пришёл к выводу, что электродвигатели оказываются гораздо эффективнее двигателей внутреннего сгорания и других. Не менее интересен был доклад инженера Д. Мейзема о лампах накаливания, конструкций и видов которых уже в это время существовало около десятка. Муйшнек указал достоинства и недостатки каждой из них. В результате съезд дал возможность Муйшнеку «почерпнуть много необходимых сведений, как с теоретической, так и практической стороны», поэтому командировка «принесла существенную пользу для дела».

Кроме названных талантов электротехника и экономиста, К. Я. Муйшнек обладал незаурядным навыком конструктора-механика. В семье Муйшнеков сохранился рисунок качелей с двумя скамейками и подробный чертёж всех её деталей с размерами, которые Муйшнек построил в Вятке для своих детей (31 января 1906 г. в семье Муйшнеков в Вятке родилась дочь Аделхейд).

Как заведующий электростанцией К. Я. Муйшнек проявлял заботу о её сотрудниках. После возвращения с Русско-японской войны трёх бывших работников – С. Я. Лимонова, К. Г. Мусихина и В. Д. Гагарина – он поднял вопрос перед городской управой об их трудоустройстве, так как их рабочие места к тому времени были заняты29. Заболевшего туберкулёзом лёгких и гортани заведующего аккумуляторами В. А. Кучминского Муйшнек перевёл в монтёры по ремонту счётчиков и поддержал его прошение о возмещении средств за лечение30. Особенно показателен случай, когда в апреле 1908 г. Вятская городская дума постановила «прекратить бесплатный отпуск энергии» для служащих станции. Муйшнек полностью поддержал прошение своих подчинённых об отмене постановления думы31.

Последний случай в полной мере показывает существовавшие неприязненные отношения между К. Я. Муйшнеком и членами Вятской городской управы и Вятской городской думы. В силу своего характера правдоискателя Муйшнек был им крайне неудобен. После постановления думы он также вынужден был платить за электричество, материалы для квартиры и её отопление. Поэтому Муйшнек с раздражением писал: «Если же управе представляется электрическое освещение в квартире заведующего ненужным, то придётся перейти на другой род освещения». Кстати, интересно отметить, что в 1907–1908 гг. семья Муйшнеков снимала квартиру в доме призрения детей бедных горожан, который располагался в доме купца И. С. Репина, напротив электростанции. Кроме того, там же находилась контора станции, хранились люстры и располагались сторожа станции32. Не могли понравиться в думе и управе предложения Муйшнека об учёте и контроле всех финансовых операций электростанции непосредственно на станции, а не в управе.

Ставропольская городская электростанция.
С сайта: http://2stavropol.ru/oldstavropol/203

И, конечно, думе не нравилось отсутствие у Муйшнека высшего специального образования. Поэтому 9 апреля 1910 г. дума поручила управе «в целях упорядочения управления электрической станцией поставить во главе станции электротехника, получившего высшее специальное образование». К. Я. Муйшнек узнал об этом и начал искать другое место работы. В то же время управа проанализировала ситуацию и пришла к выводу, что за жалование в 1800 руб. в год она не сможет найти «знающего хорошо своё дело специалиста электротехника», так как почти везде заведующие получали от 2400 до 3000 руб. и выше. Развязка наступила в марте 1911 г., когда Ставропольское городское общественное управление пригласило Муйшнека заведующим городской электростанцией с окладом 2400 руб. в год и оплачивало переезд его семьи. В ответ Вятская городская дума смогла предложить только 2000 руб., что, естественно, не устроило Карла Яковлевича. Он должен был уехать на новое место работы 1 апреля, но дума попыталась воспрепятствовать этому, поставив условие, что Муйшнек сможет уехать только через два месяца после подачи заявления. Однако Муйшнека это не устраивало, так как он мог потерять место. Он подал в думу несколько заявлений, однако постоянно получал отказы. Тогда, вопреки постановлению думы, 2 апреля он всё же уехал в Ставрополь33. Вот так, со скандалом, закончился вятский период жизни и деятельности К. Я. Муйшнека.

В Ставрополе в 1909 г. было выстроено новое главное здание городской электростанции по проекту архитекторов Г. Н. Кускова и В. Э. Лобановского, в котором и пришлось работать К. Я. Муйшнеку. Там находилось машинное отделение с двумя двигателями «Дизель» мощностью по 100 л. с. Здесь же размещались ремонтная мастерская, лаборатория для проверки счётчиков, контора станции и кабинет заведующего с телефоном. В соседнем здании находились склад и кузница, а во дворе – бассейн на 1000 вёдер воды, подающейся электронасосом из городского бассейна, и резервуар с нефтью для работы двигателей34. О службе Муйшнека в Ставрополе, вероятно, могут рассказать документы Государственного архива Ставропольского края35 и некоторые документы, хранящиеся в семье Муйшнеков в Тарту, например, проект уличного освещения Ставрополя. Он проработал там 10 лет, до 1 июля 1921 г., и, когда увольнялся, Ставропольский губернский отдел Союза работников коммунального хозяйства выдал ему удостоверение, в котором отметил, что «тов. Муйшнек, занимая ответственную должность, работал добросовестно, отличался исполнительностью и аккуратностью»36. Как и везде, где служил ранее всю свою жизнь…

После увольнения Карл Яковлевич с семьёй перебрался обратно на свою родину в г. Тарту, где и умер 21 января 1927 г., не дожив даже до 58 лет. И, несмотря на недоразумения с Вятской городской думой и управой, он заслужил благодарную память вятчан. Благодаря и его усилиям была построена первая городская электростанция, и развивалась электрификация г. Вятки, здесь родились его дети.

(Окончание в следующем выпуске)

Примечания

1 См.: Мусихин А. Л. Первая Вятская городская электростанция. События и люди // Герценка : Вят. зап. : [науч.-попул. альм.]. Киров, 2013. Вып. 24. С. 63.
2 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 156.
3 Свидетельство от 17 октября 1888 г. Тарту // Архив семьи Муйшнек (Тарту, Эстония).
4 Мусихин А. Л. «Повинен алектрической проводке…» // Вятский наблюдатель-2. Киров, 1997. 3 дек. (№ 45). С. 3.
5 Удостоверение № 56 от 24 января 1908 г. Кронштадт // Архив семьи Муйшнек (Тарту, Эстония).
6 Аттестат № 871 от 4 октября 1897 г. // Архив семьи Муйшнек (Тарту, Эстония).
7 Отчёт о деятельности Вятской городской управы за 1909 год. Вятка, 1910. С. 199.
8 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 165–165 об.
9 Мусихин А. Л. Первая Вятская городская электростанция… С. 62.
10 Kaasik I. Historical note. Important dates // Tallinn university of technology. Annual report. 2003. Tallinn, 2004. P. 36; Želnin G. Tartu Observatoorium, 1805–1948. Tartu, 2004. L. 73.
11 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 549 об.
12 Хроника // Приложение к ВГВ. 1903. 11 окт. (№ 120). С. 2.
13 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 990; Мусихин А. Л. Первая Вятская городская электростанция… С. 63.
14 Там же. Л. 1019.
15 Мусихин А. Л. Первая Вятская городская электростанция… С. 68–69 (Примеч. 14).
16 Отчёт о деятельности Вятской городской управы за 1909 год. С. 181.
17 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 1034–1035.
18 Тинский А. Г.: 1) Городская электрическая станция, 1903 г. // Вятка. Памятники и памятные места / сост. М. Н. Бойчук. Киров, 2002. С. 181; 2) Планировка и застройка города Вятки в XVII–XIX веках. Киров, 1976. С. 137.
19 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 1096–1096 об.
20 Там же. Л. 1137.
21 Благодарность г. Муйшнек // Вятский вестник. 1908. 10 июля (№ 146).
22 Смета доходов и расходов города Вятки на 1908 год. Вятка, 1908. С. 274.
23 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 1249–1251.
24 Докладная записка заведующего Вятской городской электростанцией К. Я. Муйшнек в Вятскую городскую управу. 1908. Осень. 4 с. // Архив семьи Муйшнек (Тарту, Эстония).
25 Мусихин А. Л. Первая Вятская городская электростанция… С. 64.
26 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 1169.
27 Там же. Л. 1172–1172 об.
28 Докладная записка о поездке на V электротехнический съезд в г. Москве заведывающего Вятской городской электрической станцией К. Я. Муйшнек, согласно постановления думы 7 ноября 1908 года. 1909. 23 с. // Архив семьи Муйшнек (Тарту, Эстония).
29 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217а. Л. 1031; Мусихин А. Л. «Повинен алектрической проводке…» С. 3.
30 Там же. Л. 1203–1203об.
31 Там же. Л. 1130–1136; Мусихин А. Л. «Придётся перейти на другой род освещения…» : (к 95-летию открытия первой Вят. электростанции) // Вятский наблюдатель. Киров, 1998. 18 дек. (№ 25). С. 4. Совсем недавно я был неприятно удивлён, когда случайно обнаружил, что в декабре 2013 г. в «Кировской правде» была опубликована статья известного кировского журналиста Евгения Пятунина, которая полностью повторяет эту статью 15-летней давности, даже с моими речевыми оборотами. (Пятунин Е. Как на Вятке электростанцию открывали // Кировская правда. Киров, 2013. 19 дек. (№ 146).). Моя статья подвергнута лишь минимальной редакторской правке. Обе статьи имеются на сайтах этих двух газет, так что желающие могут сравнить. При этом Пятунин даже и не подумал сослаться на мою статью, лживо указав, что его статья написана по материалам областного архива. Видимо, ему не дают покоя лавры известных плагиаторов, шум о которых идёт в последние годы по всей стране. Далеко ли уйдёт культура Вятки с такими «вятскими горожанами»?
32 ГАКО. Ф. 628. Оп. 12. Д. 217-а. Л. 1114.
33 ГАКО. Ф. 628. Оп. 6. Д. 397. Л. 1–14. Выражаю благодарность С. В. Шишкину (Киров) за указание на это дело.
34 Ставропольская городская электрическая станция, 1903 г. – г. Ставрополь // Государственный архив Ставропольского края [Электронный ресурс]. URL: http://fonds.stavarhiv.ru/index.php?act=fund&fund=245&highlight=%FD%EB%E5%EA%F2%F0%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF ; Здание городской думы и электростанция – Старый Ставрополь // Мой город Ставрополь. Фотогалерея Ставрополя [Электронный ресурс]. URL: http://2stavropol.ru/oldstavropol/203
35 ГАСК. Ф. 245. Оп. 1.
36 Удостоверение № 763 от 5 июля 1921 г. Ставрополь // Архив семьи Муйшнек (Тарту, Эстония).