Главная > Выпуск №24 > Картинки столетней давности из нашего краеведческого музея

Картинки столетней давности из нашего краеведческого музея

В. А. Коршунков

«Весёлая потеха…» : альбом-каталог коллекции лубочных картинок в собрании Киров. обл. краевед. музея / сост. Т. А. Лебедева. – Киров : О-Краткое, 2012. – 240 с. : ил.

Издан  альбом прекрасно. Формат небольшой, но при том – хорошая печать и отличные цветные иллюстрации. Удобная, симпатичная книжица в твёрдом переплёте. На конкурсе «Вятская книга года – 2012» она была удостоена специального диплома «За высокую культуру издания».

До этого краеведческий музей уже выпустил подобным образом в том же издательстве «О-Краткое» один каталог (И львы, и птицы, и цветы. Народная домовая роспись : альбом-каталог коллекции Киров. обл. краевед. музея / авт.-сост. В. А. Любимов. Киров, 2011).

Итак, похоже, что наши музейщики начали публиковать свои коллекции. А делать это и вправду нужно! Может быть, даже важнее, чем печатать материалы научно-практических конференций. Коллекции на Вятке неплохие, у нас в музеях есть предметы уникальные. Но мало кто из специалистов, да и просто любознательных сограждан, об этом знает. Научная публикация иллюстрированных каталогов имеющихся коллекций – главнейшая часть музейной деятельности. Да к тому же, как и всякое качественное источниковедение, – работа на вечность.

Вступительная статья начинается без всякого заглавия, но на второй её странице всё же появляется заголовок «Что такое лубочные картинки!?» (именно так, с одним лишним знаком препинания). В ней заявлено, что здесь представлена коллекция лубочных картинок Кировского областного краеведческого музея, которая «насчитывает 157 единиц». Формировалась она с 1940-х гг. А «хронологические рамки коллекции – конец XIX – начало XX вв.».

У того, кто открыл каталог, может вызвать некоторое замешательство обозначенная вот так датировка. В краеведческом музее более полутора сотен лубочных картинок – и что, все они столь поздние? Правда, в подписи под картинкой «Монархический колосс» (с. 27) указано: «Нач. XIX в.», однако это, очевидно, опечатка, и нужно читать: «Нач. XX в.».

Лубочные картинки (народные картинки, народные гравюры) на Руси известны, во всяком случае, с XVII в. Коллекционировать и изучать их стали в первой половине XIX в. Тогда ими занимался профессор Московского университета И. М. Снегирёв, выпустивший книги на эту тему в 1844 и 1861 гг. Затем в 1881 г. Д. А. Ровинский сделал обширную, во многих томах, прекрасно иллюстрированную публикацию русского лубка, и этот труд до сих пор остаётся самым полным и всеобъемлющим. Примечательно, что ни Снегирёва, ни Ровинского не найти в кратком перечне литературы, который помещён в конце вступительной статьи. В самом деле, зачем эти книги, если у нас на Вятке вовсе нет того классического русского лубка, что бытовал в XVIII–XIX вв.?

Когда-то я заинтересовался лубочной картинкой (видимо, второй половины XVIII в.) с приметным названием «Вятская баталия». Да, на Вятке найти её не удалось. Искал в Питере, обратился в Русский музей. Оригинал – вещь редкая, так что мне посоветовали Ровинского: в его-то издании всё можно найти, там не только описания – там иллюстрации прекрасного качества. И вот в библиотеке мне выкатили на тележке груду томов большущего формата. И вправду, качество изображений было таково, что я сумел прочесть надписи на картинке, уточнивши их (поправив, к слову сказать, самого автора, который, читая с оригинала, не разобрал там пару слов).

Так что же тогда представлено в каталоге? Во вступительной статье говорится: «Коллекцию лубочных картинок можно разделить на три большие группы» – «религиозного содержания», «светского (гражданского) содержания» и «военный лубок». Но далее, при публикации самих картинок, разделов представлено несколько больше.

Интересен первый раздел «Старообрядческий лубок». Это 16 картинок, и самые ранние из них, действительно, конца XIX в. После него следуют «Религиозные сюжеты» (3 штуки). Затем – «Сказки-притчи» (их 12). Это «Бова-королевич», «Аника-воин», «Еруслан Лазаревич», «Царь Салтан», «Крестьянин и Смерть» и даже «Как мыши кота хоронили», но тоже в очень поздних вариантах. Есть «Лубок для детей» (всего 9) – «Лиза книжечку читает…», «Весёлая игра», «Не разоряйте птичьих гнёзд» и т. п. Далее – раздел, озаглавленный «Стихи – песни (народные, романсы…)». Тут множество листов с текстами песен и яркими иллюстрациями. Есть и «Ванька ключник», и «Глядя на луч пурпурного заката», и «Последний нынешний денёчек», и много ещё чего. Затем – «Жанровые сценки», где 19 разнообразных картинок, от изображений августейшей семьи до карикатур на автомобилистов. Наконец, обширный раздел «Военный лубок». Тут – подраздел «Отечественная война 1812 г.», с одной-единственной картинкой (её датировка – «начало XX в.»). На ней – песня «Шумел-горел пожар московский» (её и надо было бы – туда, где песни). Есть подраздел о Первой мировой, там пять картинок. Ну, и особинка всей коллекции – ещё один подраздел, самая большая по количеству подборка картинок о Русско-японской войне.

В конце каталога отдельно печатаются тексты с картинок. Иной раз они довольно пространны. К сожалению, тексты со старообрядческих листов там не представлены.

В общем, военно-пропагандистская подборка 1904–1905 гг. – особенно полна и познавательна.

Разумеется, это пропаганда. Цветастые, аляповатые листки-плакатики с изображением бравых русских воинов и омерзительных япошек были подцензурными изданиями и тиражировались типографиями в тысячах экземпляров. Они не являются особенно редкими, но всё же очень хорошо, что в нашем краеведческом музее они имеются в значительном числе. Это ведь тоже исторический источник по той, недалёкой от нас, в общем-то, эпохе, что и была всего лишь столетие назад, но уже кажется, будто быльём поросла, наподобие эпох Ивана Грозного или Петра Великого. Потому эти изображения привлекают современных историков. Т. А. Филиппова изучала картинки наряду с журналистскими текстами (Филиппова Т. А. «Враг с Востока»: образы риторики и вражды в русской сатирической журналистике начала XX века. М., 2012). И она же, продолжая свои исследования, стала заниматься «риторикой вражды» в газетно-журнальных текстах о врагах России по Первой мировой войне (Филиппова Т. А. Каска и феска: «турок» в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны // Родина. 2013. № 4. С. 79–81).

А чем примечательны прочие картинки в собрании нашего краеведческого музея, не «военные»? Увы, все они тоже слишком уж поздние. Традиционные старообрядческие картинки – это ещё куда ни шло, но прочее… Стилистика изображений – как на игральных картах или на дурных пропечатках васнецовских картин. Тиражи – по тем временам огромные. Непритязательные изображения и тексты балансируют на грани сентиментальной наивности и неизбежной пошлости. А кое-где ещё и пропаганда втемяшивается!..

Эти картинки показательны для понимания того, какой была поп-культура России столетней давности. Особенно тогдашняя музыкальная попса: набор народных песен да ставшие народными некоторые романсы и арии. Затем, на протяжении XX в., как раз такое и записывалось фольклористами по русским деревням, а кое-что из этого звучит в застольях по сей день. Забавно, но с классическим, более ранним, лубком этакие картинки роднит сохранявшаяся во времена почти всеобщего начального образования словесная небрежность (см. на с. 118 стилистический ляп во фразе на листке 1904-го г. и на с. 85 – пропущенный мягкий знак на листке «Любим драться со врагами»).

В общем, всё такое небезынтересно, но это, строго говоря, – уже не совсем лубок. Это – развитие лубочной традиции, её преобразование в позднее время, в эпоху развития грамотности, массового тиражирования и в век формирования массовой культуры. Такие картинки сродни открыткам и плакатикам (постерам). Не называют же всерьёз «Окна РОСТа» лубком, хотя и отмечают иногда в этом варианте раннесоветского плаката развитие традиций «народных картинок», то есть именно лубка. Вообще-то термин «лубок» может пониматься расширительно. Вот учёные говорят и пишут о «лубочной сказке» (ею занимаются, к примеру, К. Е. Корепова и О. Р. Хромов). Это свойственный «третьей культуре» жанр народной литературы, на грани фольклора и беллетристики – скажем так, про «милорда глупого». Но одно дело – старинные «народные картинки» (это и есть традиционный лубок) и всё же несколько другое – «лубочная сказка» да «Окна РОСТа».

На переплёт книжицы вынесена центральная часть картинки «Варяг. Новая песня», которая датирована 1914-м г. На ней среди цветочков, возле берёзового палисада – компания бравых, усатых пехотинцев и морячков, с баяном, бубнами и тарелками, в окружении принаряженных, этнографически разодетых улыбчивых девиц-красавиц. Название альбомчика «Весёлая потеха…», вообще-то, было бы подходяще для такой идиллической сценки, если б эти счастливые люди не о гибели «Варяга» возглашали!.. Песня о «последнем параде» гордого крейсера – звучная, конечно, но едва ли потешная. Так что заглавное изображение выявляет фальшь всего этого позднего псевдо-лубка.

Ну, так хорошо ли, что музей издал такой вот альбом-каталог? Безусловно, да. Это уже полноценный исторический источник. Но – не Моцарт. Скорее – песня «Валенки». Кому как, а иной раз и «Валенки» – ничего себе…