Главная > Выпуск №21 > Как учили вятских семинаристов

Как учили вятских семинаристов

Поздеев, В. А. Семинаристы в русской литературе XIX – начале XX в. / В. А. Поздеев ; [рец.: Т. А. Золотова, А. Е. Ануфриев] ; Вят. гос. гуманит. ин-т. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011. – 123 с. : ил. – Библиогр.: с. 84–88.

Новая книга Вячеслава Алексеевича Поздеева, доктора филологических наук, профессора ВятГГУ, представляет собой междисциплинарное исследование в области литературоведения, истории (в том числе истории образования), краеведения, фольклористики.

В последнее время о дореволюционном духовенстве заговорили не только историки. Не так давно в Армавире была переиздана известная «Сказка о попе и его работнике Балде» А. С. Пушкина. В ней «поп» заменён на «купца». И перед многими российскими гражданами встал вопрос – почему поэт показал духовное лицо в таком неприглядном виде? Каким было духовенство на самом деле? Как стало возможным сосуществование истинного служения у одних священников и абсолютно не каноническое поведение у других? Разобраться в менталитете самого закрытого и загадочного сословия России помогает монография В. А. Поздеева, которая рассказывает о важнейшем периоде в жизни священников – периоде жизни, когда складывалось их мировоззрение.

Книга начинается с экскурса в историю духовного образования в России – автор рассказывает о появлении и распространении духовных семинарий. Отдельный параграф посвящён истории Вятской семинарии, которая была первым средним учебным заведением на Вятке, сыграла важную роль в становлении местного образования и даже поэтической школы.

С большим интересом читается вторая глава «Литературное творчество семинаристов». В нём – думы и чаяния молодых бурсаков, оказавшихся на несколько лет вдали от дома и семьи. Плохое питание, строгость наставников, телесные наказания – всё нашло отражение в поэзии семинаристов: «Семинарской доли // Горестнее нет: // С детства все в неволе // До двадцати лет. // О, горе, о, беда!» Учение в семинарии давалось тяжело. После принятия Устава семинарий в 1867 г. получалось так, что за шесть лет учёбы семинаристы должны были изучить 46 наук, как общеобразовательных, так и богословских.

Спасением от «горестной доли» нередко становились «пуншик», «сивушки по-осьмушки», «полпивца», «половник браги». Семинаристы посещали кабаки и даже публичные дома. Некоторые не могли избавиться от этих привычек и после окончания семинарии.

Все семинаристские произведения Поздеев рассматривает в контексте так называемой «третьей культуры», обозначающей взаимопроникновение фольклора и литературы. Знание классической литературы и народного творчества отразилось на поэзии будущих священников. Это проявилось на разных уровнях: тематическом, жанровом и в поэтической ткани текстов. Автор подробно разбирает юмористические и сатирические мотивы в семинаристском творчестве, отмечает связь произведений бурсаков с народной сатирой, смеховой культурой (шутовщина, ирония, гротеск). Поздеев также анализирует рукописные журналы вятских семинаристов начала XX в., хранящиеся в фондах ГАСПИ КО. Этот уникальный, интереснейший материал рассказывает о политических воззрениях семинаристов: «Друзья, товарищи, вставайте! // Смелее на врага пойдём // Косы, серпы ваши давайте // Самодержавью крест скуём».

В третьей главе автор рассматривает образ семинариста в русской литературе XIX в., подробнее останавливаясь на изучении произведений И. С. Никитина и Н. Г. Помяловского.

Особый интерес представляют приложения – «Поэзия семинаристов», «Обложка и иллюстрации к рукописным журналам вятских семинаристов», которые являются важными историческими источниками по истории вятского духовенства.

Читателям также предлагается библиографический список, который позволяет любому заинтересованному лицу самостоятельно углубиться в интересующий вопрос.

Так как тираж книги всего сто экземпляров, то очень вероятно её переиздание. Хочется пожелать автору дополнить монографию фотографиями вятских семинаристов.

Эта книга может использоваться в качестве учебного пособия для студентов филологического факультета ВятГГУ, а ещё она будет интересна литературоведам, историкам, краеведам и вообще – самому широкому кругу читателей.

Е. И. Горбушина