От Герцена до наших дней
(Книга по истории областного краеведческого музея)

Дворецкая, Т. А. По следам музея : очерки истории Киров. обл. краевед. музея / Т. А. Дворецкая. – Киров : О-Краткое, 2011. – 168 с. : ил. – (К 145-летию Кировского областного краеведческого музея).

Книга вышла к юбилею Кировского областного краеведческого музея, являющегося сегодня одним из самых старых краеведческих музеев России. Подготовлена известным краеведом-исследователем, музейным работником Татьяной Дворецкой, которая преданно любит музейное дело. Т. А. Дворецкая на архивных и печатных материалах, последовательно, год за годом, проследила историю становления и развития музея, формирования его богатейших коллекций. Но главное в музее, наряду с предметами, люди – собиратели и хранители. Татьяна Алексеевна обстоятельно рассказала о первых вятских подвижниках, кто сумел собрать и уберечь экспонаты в XIX веке и точно так же в XX, в особенности в довоенные годы. Пожалуй, это самые замечательные страницы книги. Вспомнить хотя бы главы, посвящённые А. И. Герцену, А. Л. Кущу, П. В. Алабину – с кого начинался музей, а затем о подвижниках уже XX века – просветителе А. С. Лебедеве, который в буквальном смысле сражался за музей в 1918–1922 гг., за что и был изгнан из Вятки, замечательном энциклопедисте А. Д. Фокине, воспитавшем целые поколения вятских юннатов… Послевоенная история не столь драматична, и поэтому имена сотрудников идут уже в общем ряду.

«По следам музея» – так называется книга о краеведческом музее. И она, действительно, прослеживает путь, пройденный музеем. Здесь имена руководителей музея и известных учёных Вятки, судьбы которых были связаны с музеем, например, дорогое нам имя историка В. Д. Сергеева. Представлены замечательные фотоиллюстрации из фондов музея, многие из фотодокументов до сих пор были неизвестны широкому читателю. Книга снабжена хорошим справочным аппаратом, включающим именной указатель, что облегчает пользование изданием.

Для меня эта книга важна ещё и потому, что раскрывает некоторые страницы истории библиотеки им. А. И. Герцена.

Судьбы музея и Вятской публичной библиотеки переплетены самым тесным образом. Нас роднят имена А. И. Герцена, П. В. Алабина и А. С. Лебедева, связавших воедино историю двух вятских учреждений. А. И. Герцен в 1837 г. принял участие в открытии Вятской публичной библиотеки и организации первой губернской выставки естественных и искусственных произведений, экспонаты которой позднее легли в основу музея. П. В. Алабин возродил деятельность Вятской публичной библиотеки в 1862 г. и открыл при ней в 1866 г. публичный музей. По отчётам Вятской публичной библиотеки (за 1866–1873 гг. они так и назывались – «Отчёты Вятской публичной библиотеки и музеума») можно проследить, как шло пополнение музея, и увидеть имена дарителей, среди которых были известные деятели России и Вятки. Алабин мечтал о единстве библиотеки-музея, где книга и экспонат дополняют друг друга. В память о П. В. Алабине музей долгое время называли Алабинским.

Алабинский музей сыграл большую роль в просвещении жителей Вятки 1860-х годов, когда подъём общественного движения в России нарастал, и как составная его часть – рос интерес к книге и знанию вообще. Музей с его экспонатами, рассказывающими о природе России и её богатствах, имел в Вятке важное значение для развития общества. Но с годами поступление средств для музея уменьшалось, и библиотеке всё труднее стало его содержать. В 1873 г. музей был продан Вятскому земству, и с тех пор началась его самостоятельная история, перемещения из здания в здание, пока он не обрёл своего постоянного пристанища на ул. Спасской – Дрелевского. Впрочем, такова была судьба многих учреждений, начавших свою историю в XIX веке.

В книге приведены благодарные отзывы посетителей музея, получивших здесь много новых сведений о родном крае; называются имена экскурсоводов разных лет.

В прошлом работник краеведческого музея, Татьяна Дворецкая постаралась рассказать о нём в увлекательной форме, хорошим литературным языком. Мы любим её как раз за обстоятельность изложения материалов и умение работать с архивными документами. Мне не хватило, может быть, рассказов-портретово лучших музейных работниках 1960–1990 годов, чтобы увидеть преемственность поколений, и чуть больше узнать о бескорыстных дарителях XX века – писателях Е. Д. Петряеве и А. В. Реве. И ещё мне хотелось бы заглянуть в запасники музея, где, я предполагаю, есть множество интереснейших вещей, которые не выставлены сегодня на существующих экспозиционных площадях. Это может быть предложением для другой книги. Важно было начать собирать историю, рассыпанную по многочисленным источникам. Другие учреждения и этого не имеют.

Книга подготовлена издательством «О-Краткое», известным своим умением создавать книги – произведения искусства. Книгу-альбом о музее приятно взять в руки, а ещё лучше подарить тем, кто любит историю Вятки – Кирова и старается её постоянно изучать, посещая музеи и библиотеки.

Н. П. Гурьянова