Главная > Выпуск №21 > Татьяна Дедова – художник-реконструктор и романтик-путешественник

Татьяна Дедова – художник-реконструктор и романтик-путешественник

Т. В. Малышева

В экспозиции выставки «Памятные места Вятской губернии», проходившей осенью 2011 г. в музее-усадьбе художника Н. Н. Хохрякова, графические работы нашей современницы Т. П. Дедовой обретают исторический смысл, потому что в них изображается реконструированное прошлое вятских селений. Н. Н. Хохряков своими поэтическими пейзажами только подсказывал, какие места достойны внимания художника. Поскольку его дальний предок Елизарко Хохряков известен с 1615 г., то представители хохряковской фамилии купеческого рода расселились по самым старым вятским городам и сёлам. Хорошими советчиками для Татьяны Павловны являются труды архитекторов-исследователей А. Г. Тинского, Е. Л. Скопина, И. В. Беровой, Л. Б. Безверховой, потому что жизнь села, как правило, сосредотачивается вокруг храма: престольные праздники, ярмарки, венчания, народные гуляния.

Т. П. Дедова. Фотография М. Пашковской

Тщательное изучение истории селения, рельефа местности, архитектуры храма делает очень свободной графическую манеру художника Татьяны Дедовой. Автором композиций выработаны приёмы построения пространства, соединение природы с архитектурой, с жанровыми сюжетными сценами. Насыщенный цвет или прозрачный тон акварельной заливки делает графический лист декоративным, нарядным. Каждая ожившая картинка подаётся в особом настроении, соответствующем состоянию природы в разное время года. Но главное – они интересны по действию и исторической детали. Храмы, даже самые величественные, соразмерны человеку и гармонируют с весёлой суетой обыденной жизни горожан и сельчан. Фигурки лошадей, собак, людей, взрослых и детишек оживляют пейзаж, и видишь, что население сказочно красивого города тоже очень любимо художницей. Татьяна Дедова – любознательная путешественница в прошлое. То, что узнала, увидела в истории, художница поэтично воспроизводит в зримых образах.

Для каждой работы Татьяны Дедовой характерен поэтический, возвышенный настрой. Она – художник-романтик в изобразительном искусстве и художник-реконструктор старины, подобно Ап. М. Васнецову. Как он восстанавливал в своих произведениях облик старой Москвы, так она реконструирует вятские города и сёла, и более всего Дедова пристрастна к ХIХ в. В молодости она занималась археологией, всю жизнь фотографирует, постоянно путешествует по историческим местам, отправляясь в экспедиции, многие годы сотрудничает с краеведами, историками и архитекторами.

В первую очередь она интересуется самыми древними городами – Вяткой, Орловом, Шестаковом, Слободским… Историки долго спорили: раньше возник Слободской или Шестаков? Ещё во времена Ивана Грозного Шестаков был городом. Это было боевое укрепление на границе проживания русских поселенцев и коренных жителей-вотяков. «Городни» формировали город. Их строили из брёвен, срубы забрасывали землёй и камнями, закрывали крышей, плоской или двухскатной, получалась северная «китайская стена» – преграда для нападавших. Иван Грозный подарил г. Шестакову три небольших колокола, шестаковцы перелили их в один большой, соборный, долго служивший городу и селу. Когда разрушенные «городни» не возобновлялись, город становился селом. Так и случилось, что со временем Шестаков превратился в Шестаково.

Место древнего Шестаковского кремля весной 1925 г. осмотрела комиссия Научно-исследовательского института краеведения, в составе которой был художник Н. Н. Румянцев, друг Н. Н. Хохрякова. Румянцев попытался воссоздать кремлёвскую застройку XVII в., тоже реконструкцию.

Фрагмент экспозиции. Фотография М. Пашковской

В 1761 г. ещё в деревянной Благовещенской церкви с. Шестаково, на посаде у подножия Кремля был крещён родственник Николая Хохрякова – Ксенофонт Алексеевич Анфилатов. Анфилатов прославил Вятскую землю тем, что был первым русским купцом, торговавшим с Америкой. В 1776 г. на этом месте «тщанием прихожан и купцов Анфилатовых – Алексея, Луки, Иоанна» устюжскими мастерами возведена в стиле барокко каменная Благовещенская церковь. Её-то и изобразила Татьяна Дедова. Побывавшая на нашей выставке игуменья София обратила особое внимание именно на эту церковь. «Как рука поднялась нарушить такую красоту!» – сказала она.  Слободские монастыри, и женский, и мужской, изображены Дедовой в ансамблях. От мужского Крестовоздвиженского, долгое время служившего резиденцией Аполлоса и местом работы художников Эльвиро Франциевича Андриолли и Виктора Михайловича Васнецова, остались здания, в которых размещается техническое училище. К счастью, сейчас возрождается Христорождественский женский монастырь с шатровой колокольней из кукарской опоки, демонстрирующей «искусство камнесечной хитрости» вятчан.

В с. Лекма («лесу кма») Слободского района строительство каменной Троицкой церкви затянулось до начала ХХ в., эпохи архитектора И. А. Чарушина. Художественный образ здания, задуманный губернским архитектором, строители «прочитали» в своей интерпретации. Смелы и своевольны лекминцы. В местном храме долго хранился особо почитавшийся образ Николы Чудотворца в святительской одежде. Серебряный венец для Чудотворца пожертвовал раскаявшийся проезжий купец, осмелившийся было подумать, что образ грубо сработан в простонародной манере и за такие мысли «сделался отчаянно болен».

Село Успенское основано до 1615 г. как погост с двумя храмами. Его прежние названия: Подчуршинское-Троицкое, Пречистое-Успенское. Расположено село на возвышенном берегу р. Вятки. Однажды во время сенокоса на лугах жители нашли икону Успения Пресвятой Богородицы, с тех пор село стало называться Успенским. В молодости сюда часто приезжал будущий народный художник Юрий Алексеевич Васнецов к своим родственникам-священникам Овчинниковым-Добрыниным и писал здесь картины, которые находятся в Русском музее. В селе до революции располагались филиалы вахрушевских заводов и двухклассное министерское училище. Здесь получали образование академик, хирург А. Н. Бакулев, А. Н. Поскрёбышев, личный секретарь И. В. Сталина. В Успенском даже побывал сын Сталина, Василий, приезжавший на похороны матери Поскрёбышева.

Вожгальский храм заложен как архиерейское подворье в 1841 г. Строили его в классическом стиле с колоннами и фронтоном монахи Соловецкого монастыря. Село Вожгалы воспитало ХХ веку в подарок художников – Николая Николаевича Полянского, Василия Михайловича Тукмачёва, Михаила Ивановича Пикова, первого иллюстратора «Илиады» Гомера и «Божественной комедии» Данте. Сюда приезжал Фёдор Шаляпин в 1901 г. к больному отцу. Возможно, тогда художник-фотограф С. А. Лобовиков сделал знаменитый портрет Ивана Яковлевича, отца Шаляпина, который потом всегда стоял в гримёрной певца и помогал артисту при создании образов русских самодержцев, в частности, Ивана Грозного.

Бахтинский погост на старом Московском тракте значился уже в писцовой книге 1615 г. Село Бахта расположено при впадении речки Бахтинки в Чахловицу в 13 км от областного центра и сейчас входит в состав Октябрьского района города. Это выгодное по местоположению село ещё в середине XVIII в. имело мануфактуру и писчебумажную фабрику, принадлежавшие Аверкию Перминову, ловкому плуту, крестьянину и солдату, ставшему секретарём Вятской канцелярии и фабрикантом. Не в Бахте ли, чтобы разбогатеть, скупал мёртвые души вятский Чичиков, прообраз которого начертал Гоголю Пушкин?

На месте большой трёхпрестольной деревянной церкви в 1773 г. была построена каменная Троицкая церковь. До 1914 г. в составе притча церкви служил о. Анатолий Емельянов, сын которого Сергей учился в Вятской гимназии, а рисунок, живопись постигал у Хохрякова и Ап. Васнецова в Вятке и Москве.

В Бахте жили самые богатые крестьяне Вятской губернии, имевшие во дворах по три-четыре лошади и по столько же коров, а некий «культурный крестьянин» Серафим Бахтин достижения своего хозяйства экспонировал в Вятке. Только в 1896 г. 19 крестьян-бахтинцев вышли в купеческое сословие. В 1920 г. Бахту посетил будущий всесоюзный староста М. И. Калинин, прибывший в Вятку поездом «Октябрьская революция».

Две мои двоюродные бабушки – Анна Ильинична Иглина и Елизавета Ивановна Огородникова – вышли замуж за братьев Кротовых и стали «бахтянками». Сын «бахтянки» Елизаветы, Владимир Степанович (помню его большие чёрные руки), работал в машино-тракторной станции, которая располагалась в церкви. Уже в 1990-е годы Троицкая церковь начала возрождаться. Помогло возрождению налаженное в мастерских литьё колоколов, в которых сейчас нуждается не только Вятка, но и ближние регионы России.

В залах музея. Фотография М. Пашковской

На старом Московском тракте располагается и г. Орлов. Для Татьяны Павловны он особенно значим, так как в этом городке в детские годы жила её мама – Анастасия Михайловна Валиотти. Семья Валиотти в 1918 г. бежала в Вятку из Архангельска, и маленькая Настя носила фамилию деда-дворянина, имеющего итальянские корни, а по бабушкиной линии она происходила из династии духовенства. Поэтому, работая всю жизнь на военном заводе, она любила книги, театр, музыку. Анастасия Михайловна Валиотти написала воспоминания о своей семье, а, значит, и представителях родословной Татьяны Павловны Дедовой.

В Орлове и его окрестностях жили многочисленные родственники Хохрякова – Синцовы, Чарушины, Машковцевы, Моралёвы, Рязанцевы… Его младшая сестра Юлия даже в советское время имела обыкновение с первыми пароходами отправляться в Орлов. У Хохрякова в домашней библиотеке была книга о мужском Спасо-Орловском монастыре, основанном в память обретения иконы, явленной на болоте, где издревле стояла часовня. Икона Спаса Нерукотворного хранилась в деревянной церкви и при пожаре 1701 г. чудом уцелела. Весь ХIХ в. монастырь благоустраивался в камне – кельи, колокольня. За стенами его – скотный двор, мельница, озеро, сенокосы. И. А. Чарушин перестроил основное здание под техникум в 1930-е гг., теперь здесь сельскохозяйственный техникум.

Т. П. Дедова ездит и узнаёт судьбу того или иного храма. Только что побывала в Яранске, Чистополье, Пиксурском женском монастыре. Она счастлива, если где-то начинается восстановление церкви, всё равно, что выживает смертельно больной человек. В Орлове, например, только один из трёх храмов едва теплится, а два безнадёжно утрачены. И какая радость! – в с. Истобенске все три сохранились и действуют. Если нет храма, нет села, селение остаётся деревней с небольшой часовенкой, поэтому раньше собирались всем миром и строили церковь для села.

Село Истобенское Орловского уезда сейчас входит в состав Оричевского района. Название села происходит от древнерусского слова «истоба» – изба, построенная из рубленого леса, но, взяв словарь В. И. Даля, можно истолковать это слово, как «истиным быть», корнем, сущим, настоящим. Легенды говорят о происхождении жителей с. Истобенского от новгородских ушкуйников и о битве устюжан с рязановцами. В черту села вошла дер. Рязановская, упомянутая в переписной книге 1629 г. С этим местом связано имя разбойника Рязана Истобенского, от которого пошла династия Рязанцевых. Именно к ней относились родственники Николая Хохрякова по материнской линии.

Основание Истобенска относят к концу XIV в. Истобенские коровы и истобенские огурцы издавна славят эту землю. А ещё бурлаки Вятки, Камы, Волги, штурманы и капитаны речного флота. Многие мастера-самоучки из Истобенска были участниками выставок кустарных промыслов в Петербурге, Казани, Вятке, Нижнем Новгороде. Гармони, удочки, опочные формы для блёсен, точные приборы, капокорешковые изделия и даже пароходы производились в Истобенске. На рисунке панорамы села ХIХ в. вдоль берега с величавыми храмами важно идёт пароходик, вращая лопастями колёса.

Всей России известен художник Аркадий Александрович Рылов, который в селе родился. Он друг Хохрякова, ученик Архипа Ивановича Куинджи. В настоящее время в Истобенске располагается творческая дача Вятского художественного училища имени А. А. Рылова.

В Оричевском районе находится село Адышево, с которым связаны творческие успехи Хохрякова, основанное в XVII в. До появления русских землепроходцев здесь проживали удмуртские и татарские семьи, о чём говорит название села. Адышево происходит от татарского слова «адыш» – стрелок. С появлением русских поселенцев в Адышево была возведена сначала деревянная, а потом и каменная церковь Святого Покрова. В 1847 г. она перестроена и расширена, потому что в её приход входило тогда 36 селений.

В марте этого года по нашей просьбе Татьяна Павловна побывала в Адышево и запечатлела Покровскую церковь, которую изображал и Хохряков, наезжавший к своей сестре Юлии, учительствовавшей в селе. По адышевскому этюду художник написал картину «Пасмурный день», в 1886 г. она экспонировалась на выставке передвижников, и её приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. Сейчас в галерее хранится 13 произведений нашего земляка. В Адышево и его окрестностях Хохряков писал картины в последнее лето, когда ему было уже 70 лет. Лучшие из них отличаются точностью мазка, яркостью красок, молодым задором художника.

Ближайшие к Вятке сёла – Макарьевское, Филейское, Красное, Чижи – места работы вятских художников на пленэре, на воздухе, на свету. Татьяна Павловна на пленэре делает съёмку, чтобы запечатлеть необычное состояние природы. Её главный помощник в передаче архитектуры – старая фотография. И только иногда есть редкая возможность для реконструкции использовать современный снимок. Так произошло с Макарьевской церковью, она никогда не разрушалась, даже в худшие времена церковь служила сельским клубом и библиотекой.

Село Макарье основано в 1652 г. в 7 км от центра, напротив города на Вятке, близ р. Салтановица. Троицкая церковь построена здесь в 1775 г. устюжскими мастерами – отцом и сыном Горынцевыми. Это памятник «вятского барокко» с характерным богатым и рельефным декором. В 1975 г. началась её реставрация, а с 1987 г. во спасение церковь была передана Свято-Троицкому женскому монастырю.

В середине ХIХ в. в ближнее к Макарью село Порошино приехало на жительство предприимчивое семейство – брат с сестрой Мироновы. Уже в 1895 г. они и их наследники владели пятью кожевенными заводами. Изделиями торговали в Вятке, на Нижегородской и Котельничской ярмарках. Первые картины в жанре интерьера у Хохрякова приобретал именно Михаил Васильевич Миронов, член Вятского художественного кружка. Интересно, что в советское время начальником Порошинского цеха кожмехкомбината имени Октябрьской революции в течение 17 лет была Лидия Васильевна Марченко, заслуженный работник культуры России, почитательница нашего музея.

Село Филейское, Филейский погост – красивейшее место Вятки в сегодняшнем состоянии мы обследовали вместе с Татьяной Дедовой и её супругом Анатолием Зириным. Филейка – богатая окраина города, до революции славилась Александро-Невским монастырём, в 1880-е гг. основанным Стефаном Куртеевым, жителем слободы Куртеевы. Частыми гостями в монастыре были деловые люди Вятки, нищим там подавали не гроши, а целые копеечки. Художник дворянского происхождения Станислав Юлианович Жуковский, знакомец Хохрякова по Московскому обществу любителей художеств, в революционное ненастье скрывался в монастыре почти два года, писал окрестную природу. Монахи трудились на славу, на благоустроенной территории монастыря был построен каменный двухэтажный братский корпус дивной прочной кладки, который стоит и сейчас, только вместо братии там растут деревья. Рядом с корпусом сохранилось старое корявое дерево. По нашему предположению, это олива, росток которой привёз о. Стефан с Афона. От освещённого родника с крестом и образом Стефана Филейского мы поднялись на горку, где стоял Троицкий храм, спроектированный И. А. Чарушиным. Освятить его не успели, и в 1920-е гг. разрушили. Сейчас отсюда начинается улица Цветная, по иронии судьбы состоящая из череды серых гаражей.

На склонах монастырских холмов кое-где шумят тёмные ели, серебристые тополя и вспоминается сказка старой России, где высились шатры и купола, созданные архитекторами М. В. Дружининым и И. А. Чарушиным. Сказка теперь существует только в серии графических листов Т. П. Дедовой, созданных интуицией художника-романтика. В этой громадной работе ориентирами для неё были старые фотографии и сохранившиеся чертежи построек, а также зарисовки Александра Владимировича Фищева, молодого художника из Кумён, два года жившего в Александро-Невском монастыре в начале 1890-х гг.

В заключение расскажем о случае, когда два художника – Хохряков и Дедова – совпали во взгляде на объект внимания с одной и той же точки зрения. Объектом оказалась Покровская церковь на Филейке. У Хохрякова, обычно изображавшего природу, церковь представлена среди золотящейся нивы в пейзаже 1885 г. У Татьяны Павловны церковь Покрова реконструирована в этом же ракурсе по старой фотографии, только вокруг церкви – страдная пора, в разгаре сенокос.

Выставка подтвердила мысль о плодотворности сотрудничества двух земляков из разных эпох. Тема памятных мест Вятской губернии неисчерпаема, значит, жизнь бесконечна.