Главная > Выпуск №20 > В. Н. Патрушев: долгая дорога в образовании...

В. Н. Патрушев: долгая дорога в образовании...

Ю. А. Сауров

Среди нехоженых путей
Один – пусть мой.
Среди невзятых рубежей
Один – за мной.
В. Высоцкий

12 марта 2010 г. я впервые пришёл в дом Владимира Николаевича Патрушева. Бедно. Не по его чину, заслугам и таланту. Старые, тридцатилетней давности окна и двери, последние с самодельными ручками, что особенно врезалось в память. Старая простая мебель. Сравнительно много книг по физике, педагогике, краеведению. Десятка три папок с материалами. Основную часть своих рукописей он ещё при жизни передал архиву и музею народного образования... А в реальности он был собран, аккуратен внутренне и внешне, ясен по мысли и поведению, прост в общении, трудолюбив. И во всех своих начинаниях, от похода в лес за грибами до лекций перед студентами, был талантлив. Он хотел в жизни петь и пел, несмотря ни на что.

Судя по всему, умер он 21 февраля 2010 г. за столом на кухне, когда был дома один. Грустно. И эта строка с горечью к нашему несправедливому времени. Но всё равно верю: к умным, талантливым, честным людям боги имеют слабость, для них всё бывает к месту...

Нужно признать, что Владимир Николаевич постепенно и естественно взял при жизни один важный рубеж – стал великим учителем Кировской области. В пятницу, 16 декабря 2011 г. ему исполнилось бы восемьдесят лет. И что бы ни происходило, я погрущу в этот день и выпью рюмку водки в его память.

В. Н. Патрушев за рабочим столом директора средней школы № 16 г. Кирова. 1980-е гг.

Предисловие. Каждого человека волнует вопрос: «Как жить?» И обычно простых решений нет. Как трудно сознательно и плодотворно, не разбрасываясь на мелочи, строить свою жизнь! Кто научит? Кто подскажет? Может быть, поэтому не случаен мой постоянный и жгучий интерес к самым разным людям. В их жизни и судьбах только и можно найти что-то для своей жизни и судьбы. Чужой опыт должен быть обязательно переосмыслен и лучшее из него взято для себя... В этом ряду мудрых по жизни людей был и остаётся Владимир Николаевич Патрушев.

Факты. Кажется, что бесконечно много лет знал Владимира Николаевича1. Мы с ним были в разных поколениях, но этого никогда не чувствовалось. Он был активнее даже многих молодых людей, круг его интересов был необычайно широк – от пения до научно-методической деятельности, он страстно работал каждый день в познании мира и самого себя. И я по-хорошему завидовал такому мудрому построению жизни. Именно оно даёт плоды. В. Н. Патрушев более 50 лет (с 23 августа 1953 г.) был директором и учителем физики одной средней школы № 16 г. Кирова, он заслуженный учитель школы России (1965), кавалер медали им. Н. К. Крупской, автор и соавтор десятка книг, почти сотни научно-методических статей. Но самое главное, он был Учителем с большой буквы. В Кирове Владимира Николаевича знали как председателя совета директоров общеобразовательных школ, в педуниверситете – как председателя Государственной аттестационной комиссии физического факультета, в области – как активного краеведа, историка-пропагандиста достижений земли Вятской, члена попечительского совета музея К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики. Он неутомимый инициатор и участник многих общественных мероприятий – конференций, смотров, семинаров...

Мысли и оценки. «В пединститут я попал, по сути дела, случайно – вспоминал Владимир Николаевич. Собирался стать инженером, послал документы в Московский горный институт, 3 сентября 1949 г. пришла телеграмма о зачислении – медалистов принимали без экзаменов, но без общежития. Время было трудное. Родители помогать мне не могли. Как жить без общежития? Моя тётя, заведующая Немским роно, посоветовала: поступай в наш пединститут. И вновь проблема: куда поступать – на физику или на литературу? Литературу я любил с детства, в школе пел, читал стихи, выступал на сцене. До сего времени благодарен тёте. Она вновь посоветовала: литературу можешь самостоятельно изучить, а физику не изучишь. Так я стал студентом. А впервые радость работы педагога почувствовал на третьем курсе, когда стал преподавать физику в вечерней школе № 7 г. Кирова и когда увидел интерес в глазах учеников. С тех пор испытываю это чувство каждый день вновь и вновь.

Мне интересно в школе. Физика и дети наградили меня жаждой познания, свежестью мыслей и чувств, любовью. Начала учебного года жду, волнуюсь. Школа – это необычайный мир, в котором всегда молод. И Учитель – это не только профессия, но и призвание, может быть, даже награда». (А я думаю про себя: подпишусь под этими словами. И почему же такая позиция так устойчива, несмотря ни на что? Значит, такие позиции в жизни иметь важно? А ведь учителю сегодня трудно. Ох, как трудно. А умному, талантливому учителю трудно вдвойне. Что же движет ими?)

Одна из важнейших черт В. Н. Патрушева – преданность делу. Капля точит камень, преданность делу приносит успех, результат. И есть чем гордиться. Вот характерный, но и уникальный пример. Осенью 1996 г., я уже не помню, по какому случаю, но родилась идея написать книгу о вятской школе методистов-физиков. Причём именно Владимир Николаевич настаивал на таком обязывающем названии. В то время на кафедре теоретической физики и методики обучения физике нашего педуниверситета работали три доктора наук по этой специальности – тогда единственный случай в России. К лету 1997 г. вышла книга, она была хорошо принята. А потом краеведческие мотивы реализовались ещё в двух книгах – «Практика обучения как творчество» об опыте работы учителей физики области (1998) и «Познание жизни и науки» о творчестве нашего земляка, академика РАО, профессора В. Г. Разумовского (1999). Все эти работы о людях Вятского края, но ярко выраженный интерес к ним был проявлен в Москве, Челябинске, Нижнем Новгороде, Глазове...2 Лично меня известный педагог, академик РАО А. В. Усова в специальном письме убедительно просила изы-скать десять экземпляров последней книги, чтобы по ней учить студентов.

В. Н. Патрушев со студентами физического факультета ВятГГУ на презентации нового учебника физики под редакцией В. Г. Разумовского и В. А. Орлова. 2005 г.

А как было трудно подобрать за короткое время материал! Как медленно выстраивались концепции книг, как не просто писалось... На титуле рукописи последней книги 16 вариантов названия. Фактически год проходил в атмосфере фактов, событий, героев очередной книги. Мы спорили, беседовали, сравнивали варианты, с грустью вычёркивали лишнее, подбирали фотографии... Удивительно, но в такой трудоёмкой, сложной работе – за три года три книги общим объёмом около 20 печатных листов – не было каких-то трений. Как-то легко мы понимали и принимали трудности, а в доброй атмосфере со временем решались все проблемы. Владимир Николаевич наравне нёс ношу технической работы, не сетовал на объективные причины, делал всё в срок. Мы легко менялись ролями: то я был руководителем идеи, то он. И он был моложе и современнее многих моих коллег, аспирантов и студентов.

В. Н. Патрушев по своему стилю работы, пониманию физики и методики её преподавания никогда не старел, хотя стаж его работы – более 50 лет. И всё в одной школе! Теперь таких больше нет. Он всегда широко и глубоко понимал место физики в общеобразовательной подготовке школьников: в 60-е годы – связь с производством, позднее – ещё и краеведческой работой, во все времена – воспитание любви к делу, к творчеству. И никогда учитель не упирался в формулы, всегда искал возможность заложить искру интереса к познанию мира. А приёмов было и есть множество: решение задач с краеведческим содержанием, отточенный и занимательный эксперимент, примеры «физики в природе»... С Владимиром Николаевичем связан целый этап развития методической работы учителей физики города. Он с 1956 по 1991 г. руководил секцией учителей, организовывал многочисленные мероприятия – экскурсии на крупные предприятия, открытые уроки, обмен опытом работы по новым учебникам, семинары по решению задач и др. И был постоянный рост профессионализма учителей. Свет в лаборатории физики средней школы № 16 нередко горел до глубокой ночи. И так многие годы... Не случайно в последнее время в Москве трижды переиздавалась книга для учителей «Механика жидкостей и газов: Модели уроков» (в соавторстве с заслуженным учителем России Л. А. Рябовой)!3 Такое отношение к Делу вызывает восхищение.

Учитель физики В. Н. Патрушев за демонстрацией физического опыта. 1980-е гг.

Владимир Николаевич мудро выстоял в 1990-е годы: находил аргументы поддержать учителей, снять во времена забастовок хотя бы часть проблем, руководил советом директоров г. Кирова, занимался краеведением... А уйдя в 2005 г. из школы, как будто ушёл и из жизни. В последние годы, как последняя песня, его стремлением было – написать об учителях и деятелях образования в энциклопедические издания… Что-то он успел, что-то оставил нам.

Подпись?

Значимость человека определяется многими обстоятельствами: делом его жизни и важными для людей результатами, отношением коллег и друзей, любовью родителей и детей. И при этом, конечно, жизнь выше науки. Академик РАО, наш земляк В. Г. Разумовский в письме ко мне размышлял: «В. Н. Патрушев – талантливейший человек, великий труженик. Он из поколения созидателей. Ими многое накоплено в науке, практике, просто в жизни. Как это освоить, взять, использовать – вот ваша задача…» И здесь только одна горьковатая мысль: не слишком ли быстро мы забываем свой опыт и бежим за «бугорок» что-то там ухватить?

Точка и многоточие. Владимир Николаевич Патрушев тихо ушёл из нашего мира в мир иной. И последних слов не оставил. Он прожил на Земле долгую жизнь (16.12.1931–21.02.2010), причём существенную её часть – в образовании. И я рад, что мне удалось близко общаться, сотрудничать, думать вместе с Владимиром Николаевичем. Он и сейчас с нами, пока есть наша память, пока есть наше любимое физическое образование...

Первого октября 2010 г. я написал письмо с характеристикой научно-методической деятельности В. Н. Патрушева на предмет поддержки предложения коллектива учителей присвоить имя В. Н. Патрушева школе, в которой он достойно, с любовью, творчески работал всю жизнь. Письмо отправлено в школу и образовательный округ. Скоро пройдёт год. Хочу повторить свою позицию: было бы нравственно сохранить память о Великом учителе нашей области в такой форме. Это полезно для будущего.

Примечания

1 Сауров Ю. А. Уроки без перемены : [ст. о директоре шк. № 16 г. Кирова, заслуж. учителе РФ В. Н. Патрушеве] // Комсомол. племя. 1984. 6 окт. (№ 120). С. 2 : фот. ; Патрушев В. Н., Сауров Ю. А. Обобщающий урок «Квантовые идеи в современной физике» // Физика в школе. 1987. № 2. С. 37–40 ; Сауров Ю. А. «Я всё смогу, я клятвы не нарушу…» : [о творчестве заслуж. учителя РФ, преподавателя физики шк. № 16 г. Кирова В. Н. Патрушева] // Вятка : краевед. сб. Киров, 1991. Вып. 9. С. 160–174 ; Рябова Л. М., Патрушев В. Н. Базовый курс физики : Механика жидкостей и газов : модели уроков / под ред. Ю. А. Саурова ; КОИУУ. Киров, 1994. 83 с.
2 Патрушев В. Н., Сауров Ю. А. Вятская научная школа методистов-физиков: факты и мысли о становлении / под ред. Ю. А. Саурова ; ВятГПУ, Науч. лаб. «Моделирование процессов обучения физике». Киров, 1997. 98 с. (Рец.: Попов В. Г. Талантливая книжка! // Вят. край. 1997. 27 июня (№ 119). С. 2 : фот.) ;Патрушев В. Н., Сауров Ю. А. Практика обучения как творчество : из опыта работы учителей физики / под ред. Ю. А. Саурова ; ВятГПУ, Науч. лаб. «Моделирование процессов обучения физике». Киров, 1998. 112 с. ; Патрушев В. Н., Сауров Ю. А. Творчество учителей физики Кировской области // Практика обучения физике как творчество : тез. докл. респ. науч.-практ. конф. / ВятГПУ, КОИУУ ; отв. ред. Ю. А. Сауров. Киров, 1998. С. 5–7 ; Патрушев В. Н., Сауров Ю. А. Познание жизни и науки : о творчестве проф. В. Г. Разумовского / под общ. ред. Ю. А. Саурова ; ВятГПУ, Науч. лаб. «Моделирование процессов обучения физике». Киров, 1999. 109 с. (Рец.: Семёнов В. Путь к творчеству // Пед. ведомости. 2000. Июнь (№ 7). С. 3).
3 Я иду на урок физики : 7 кл. : в 2 ч. / Ю. А. Сауров [и др.]. М. : 1998. Переизд. 2000, 2002.
Рябова Л. М. Модели уроков : Механика жидкостей и газов : базовый курс физики : 7 кл. : в 4 ч. / Л. М. Рябова, В. Н. Патрушев, Ю. А. Сауров // Физика : еженед. прил. к газ. «Первое сентября», 1998.
Ч. 4.1 /2. № 1; 4.3. № 7;
Ч. 4. № 9.