Главная > Выпуск №19 > В. И. Пономарёв – филолог, краевед и знаток культуры Лальска*

В. И. Пономарёв – филолог, краевед и знаток культуры Лальска*

К. О. Понурко, О. А. Теуш

Валериан Иванович Пономарёв – преподаватель русского языка и литературы, фольклорист, почти всю свою жизнь посвятил педагогической деятельности и собиранию фольклорных и этнографических сведений на территории современной Кировской (а также Вологодской) области1. Разнообразные материалы его довольно объёмного архива до сих пор так и не были изданы, несмотря на свою уникальность.

В. И. Пономарёв родился 12 ноября (по ст. ст.) 1889 г. в заштатном г. Лальске Велико-Устюжского уезда Вологодской губернии (ныне посёлок городского типа Кировской области) в семье из одиннадцати человек2. Его отец, Иван Степанович Пономарёв, происходивший из купцов Лальска, был местным общественным деятелем и краеведом. По окончании уездного училища в Великом Устюге, он с 13 лет и до конца дней состоял на службе в Лальском городском самоуправлении, в том числе в должности городского головы последние 26 лет. И. С. Пономарёв печатался в местной прессе, «Вологодских губернских ведомостях» и «Вологодских епархиальных ведомостях»3. Он также являлся автором «Сборника материалов для истории города Лальска Вологодской губернии»4, предполагавшегося в двух томах (однако второй том не был написан по причине его смерти). Мать Валериана Ивановича занималась домашним хозяйством5. По свидетельству справки об избирательном праве, имущество родителей в Лальске состояло из двухэтажного дома с 16-ю комнатами, двумя кухнями, тремя прихожими, часть которых сдавалась6. Это обстоятельство стало причиной разбирательств между властями и семьёй Пономарёвых, закончившихся присвоением дома в пользу Комчасти Лальского райисполкома, поскольку суд счёл, что использование части дома под «склады книг» «противоречит правилам использования жилой площади»7.

Начальное образование Пономарёв получил дома, затем учился в Вологодской и Великоустюжской школах, но так и не получил среднего образования, так как в 1907 г. был уволен из средней школы за участие в революционных социал-демократических ученических кружках. В том же году он сдал экзамен на звание народного учителя и преподавал в земской школе, а в 1910 г. экстерном сдал экзамен на получение среднего образования8 и поступил в Варшавский университет на историко-филологический факультет, который окончил в 1914 г.9

В 1911 г. Пономарёв был признан совершенно не способным к военной службе и был бессрочно освобожден от неё10. Тем не менее, по свидетельству «Протокола заседания Велико-Устюжского уездного по воинской повинности присутствия 1914 года», Валериан Иванович, будучи студентом Императорского Варшавского университета, подавал прошение на принятие его на службу в 30-й пехотный Полтавский полк на правах вольноопределяющегося, в чём ему также отказали, сославшись на «неимение законных оснований»11.

Семья И. С. Пономарёва. Валериан Пономарёв – третий справа в последнем ряду

Пройдя путь от должности простого преподавателя до директора Тотемского училища Вологодской губернии, ставшего объединённой школой12, в 1919 г. Пономарёв был вынужден оставить педагогическую деятельность. По официальной версии, прописанной в медицинской справке, причиной была сердечная болезнь13. Но, по словам его внука, он оставил преподавание не по причине болезни, а потому, что его предупредили о проведении проверки по социальному происхождению в среде преподавателей школ14. В результате проверки люди с нежелательным социальным происхождением могли быть принудительно уволены и арестованы. После Октябрьской революции купеческое происхождение отца стало сказываться на всей семье и надолго вызвало боязнь репрессий. Справку же о болезни Валериану Пономарёву помог сделать знакомый врач, и поэтому увольнение выглядело как увольнение по собственному желанию.

В. И. Пономарёв – студент Варшавского университета

Долгий период В. И. Пономарёв работал в советских и кооперативных учреждениях (совнархозе, легпроме и местпроме), в основном, в качестве экономиста по промышленности15. Затем снова возобновились гонения: брат Сергей был даже заключён в тюрьму, откуда его выпустили только через год. Сам же Валериан Иванович был вызван на допрос, но заключения удалось избежать благодаря следователю, который рекомендовал председателю совнархоза Пономарёва как выдающегося работника, после чего он был отпущен. В своих записях Валериан Иванович упоминал о том, что в будущем ещё «вспыхивали очаги недоверия по отношению к его семье, но только в Лальске, а в Кирове же было совсем другое отношение»16. В течение 1928/1929 учебного года, относительно спокойного, он успел оказаться в очаге желанной деятельности, проработав это время, хотя и по совместительству, преподавателем в Великоустюжской средней школе им. А. В. Луначарского. В 1930 г. ему пришлось уехать в Свердловск, где он работал экономистом по промышленности17. Вся семья в это же время предусмотрительно разъехалась по тем местам, где о них ничего не знали18.

Окончательная остановка в вынужденной перемене мест жизни и профессиональной деятельности была сделана в 1936 г., когда Пономарёв возвратился к преподаванию, имея уже двадцатипятилетний стаж, в том числе восьмилетний стаж педагогической работы. Он устроился преподавателем литературы в школу № 94 Октябрьского района г. Свердловска, где проработал до 1945 г.,затем был переведён в Свердловский городской институт усовершенствования учителей, а в 1949 г. был также назначен по совместительству преподавателем русского языка и литературы в семилетнюю школу № 3 Ленинского района г. Свердловска19.

В течение всей жизни В. И. Пономарёв писал статьи, в основном, посвящённые Лальску. Он очень ценил прошлое своей родины и старался осветить его как можно шире, что выразилось и в пристрастии к собиранию фольклора. Материалы, которые ему удалось собрать, представляют богатую копилку текстов различных жанров, описаний местных традиций и различных авторских статей, посвящённых Лальску.

Интерес Валериана Ивановича к истории Лальска объясняется богатым прошлым города. Лальские купцы в числе первых попали в Китай в конце XVIII в. Лальский купчина гостиной сотни И. П. Саватеев три раза ездил в Китай, два раза из которых с государевой казной – пушниной – при Петре I. Причиной расцвета Лальска стал тот факт, что город оказался на перекрёстке двух важнейших путей из центра России: в Архангельск – первое «окно в Европу» до основания Петербурга – и в Сибирь. Из-за распутицы торговые люди иногда по месяцу задерживались в Лальске. Так, местные жители постепенно втягивались в торговлю сначала в качестве приказчиков, агентов крупных фирм, а потом и сами стали разворачивать торговые операции. Позднее, после того как был проложен новый путь через Казань, Лальск оказался в стороне от большой дороги, и торговля была значительно ослаблена. В конце XVIII в. Лальск из недавно преобразованного уездного города, превратился в посад, и только во второй половине XIX в. вновь стал оживать20. Как пишет В. И. Пономарёв, в этом расцвете города и, в частности, народного образования, большую роль сыграл его отец21. Дед же Валериана Ивановича, Степан Григорьевич Пономарёв, был в то время купцом, вёл торговые дела и одновременно был представителем Лальской бумажной фабрики. Эти занятия стали причиной его многочисленных разъездов по России, что сыграло большую роль в его взгляде на обучение: поняв всю его необходимость и важность, он, вопреки сложившемуся тогда мнению о первостепенной значимости торгового дела, отправил своего сына Ивана Степановича Пономарёва в Устюжское училище, после окончания которого он уже слыл «учёным человеком». Как пишет В. И. Пономарёв, именно от отца «увлечение краеведением передалось и нам, его детям, особенно мне».

В. И. Пономарёв – студент Варшавского университета

Фольклорно-собирательная деятельность, интерес к которой пошёл от отца, привлекла В. И. Пономарёва уже в двадцатилетнем возрасте. Всё началось с того, что в 1909 г. его отец Иван Степанович попросил переложить на ноты мелодию духовных стихов, которые распевались в Лальске на святках при «хождении с вертепом» – старинном местном обычае. При знании особенностей обряда и исполнения стихов вместе с элементарной теорией музыки и фортепианной клавиатурой, Валериану Ивановичу не стоило большого труда положить на ноты несложную мелодию. Именно после выполнения этого «отеческого задания» он принял решение записывать тексты произведений местного устного народного творчества и навсегда оказался связан с фольклором. В тот момент этому особенно способствовало преподавание в недрах фольклорного первоисточника – крестьянства – в деревне недалеко от Лальска. Тем же заинтересовались и братья, и сёстры, находившиеся в разных районах центральной части бывшей Вологодской губернии.

В. И. Пономарёв с коллегами и учениками

И в университетские годы вынужденный разрыв с деревней восполнялся активным собирательским периодом во время летних каникул. Став преподавателем в городской среде – в Тотьме – Валериан Иванович, не желая терять связи с крестьянским фольклором, стал членом Тотемского отдела Вологодского общества изучения Северного края, а впоследствии оказался членом комитета Тотемского отдела. Это значительно облегчило работу с фольклором и открыло хорошую перспективу для реализации возможностей. А осенью 1915 г. он организовал при реальном училище, в котором преподавал, ученический кружок изучения родного края. В уставе кружка были прописаны основные положения его работы, которые не могли не предвосхитить значительное расширение будущего архива: «Кружок имеет целью изучать Вологодскую, а отчасти и смежные с нею губернии, в отношении историко-археологическом, географическом, этнографическом, естественнонаучном, экономическом и культурном». Намеченные задачи кружка имели огромный масштаб, отражающий всю силу ревностного желания исследовать и изучить родной край. Практическое же исполнение намеченного плана было отсрочено, а потом и прервано, снова по политическим причинам. Требовалось разрешение попечителя учебного Петроградского округа, которое ожидалось в течение всего учебного года. А когда наступил следующий учебный год, смена власти в Министерстве просвещения   совсем закрыла вопрос о разрешении работы кружка. К тому же материал, собранный в течение 1916/1917 учебного года в достаточных количествах (более трёх тысяч частушек, 85 песен, 6 сказок, одна историческая песня про царя Ивана Грозного, описание двух крестьянских свадеб), не удалось издать в сборнике, а кружок, призванный открывать новые перспективы в собирательской деятельности, прекратил существование на фоне политических событий 1917 г.

Работая в Тотьме, В. И. Пономарёв не прерывал связь с Лальском, бывая там во время летних каникул и активно собирая частушки с братьями и сёстрами. Когда три брата ушли на фронт Первой мировой войны, запись частушек прекратилась. Тогда Валериан Иванович обратился к другим жанрам фольклора, бытовавшим в Лальске, и в частности, к пьесам, разыгрываемым на святках и являющим общерусскую традицию (народная драма «Царь Максимильян» и народная комедия «Лодка»), а также к фольклорному репертуару обряда «хождения с вертепом».

После 1919 г., когда была оставлена на долгое время педагогическая деятельность, Пономарёв почти не возвращался к фольклору, однако в этот период было собрано огромное количество материала, который он частично отправлял в архив Пушкинского Дома, так и не позаботившегося об издании, хотя в одном из ответных писем говорилось: «Очень хотелось бы думать, что коллекция Ваших материалов будет стоять в недалеком будущем рядом с коллекциями М. В. Красноженовой, Е. Э. Линевой, М. К. Азадовского и других»22.

Всего В. И. Пономарёвым было собрано два вида фольклорных материалов: лальские и тотемские. Всё их разнообразие и пространственно-временная принадлежность отмечены списками, составленными им самим23.

Лальский фольклор

1. Народная драма «Царь Максимильян». Записана в 1916 г. с тетради рабочего Лальской писчебумажной фабрики. Запись 90-х годов XIX в.
2. Народная комедия «Лодка». Записана в 1917 г. с тетради рабочего Лальской писчебумажной фабрики. Запись 90-х годов XIX в.
3. Хождение с вертепом. Тексты духовных стихов, которые распевались при хождении. Записаны с тетрадей
И. С. Пономарёва и А. М. Грехнева.
4. Язык любви. Записано в 1907 г.
5. Былина-коляда «Сокол-корабль». Запись И. С. Пономарёва 80–90-х гг. XIX в.
6. Сказки «Глиндышек» и «Машка-светлоглазка». Записаны по памяти.
7. Песня «Сказать ли вам, братцы». Текст записан по памяти.
8. Стихотворения и песни, распевавшиеся лальской молодёжью в 1900-е и 1910-е годы. Часть текстов записана по песеннику В. И. Пономарёва 1904–1906 гг.
9. Частушки. Записаны в 1909–1915 гг.
10. Другие материалы малых форм (куплеты, прибаутки).

Тотемский фольклор

1. Свадьба на Вожбале Тотемского уезда Вологодской губернии. Записана в 1917 г. ученицей Тотемской женской гимназии А. Фирсовой.
2. Свадьба на Вожбале. Записана в 1916 г. учеником Тотемского реального училища А. Некрасовым.
3. Свадьба в Демьянове Тотемского уезда. Записана в 1916 г. А. Некрасовым.
4. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда. Записана в 1916 г. А. Некрасовым.
5. Свадьба в Совдюге Великовской волости Солигаличского уезда Костромской губернии. Записана в 1917 г.
учеником Тотемского реального училища С. Шкаредным.
6. Свадьба в Тверской губернии. Записана в 1917 г. учеником Тотемского реального училища А. Виноградовым со слов крестьянки бывшей Тверской губернии.
7. Историческая песня об Иване Васильевиче Грозном и Мамстрюке Мамстрюковиче. Записана учеником реального училища в 1916 г. В. Копосовым.
8. Песни Тотемского уезда Вологодской губернии (85). Записаны в 1916–1917 гг. учениками И. Ермолинским, И. Шабановым, И. Суховским и др.
9. Сказки Тотемского уезда Вологодской губернии (6):
а) «Махмет царевич». Записана в 1917 году В. Копосовым.
б) «Три сестры», «Горошина», «Иван, крестьянский сын». Записаны в 1916 г. учеником В. Комаровым.
в) «Иван-дурак», «Как солдат царевну спас». Записаны в 1916 г. И. Ермолинским.
10. Частушки (до 800). Запись учащихся Тотемского реального училища 1915–1917 гг.
11. Другие материалы малых форм (заговоры, детские металки-считалки, прибаутки и др.). Запись 1915–1917 гг.

Обобщением собирательской и исследовательской деятельности В. И. Пономарёва стали рукописи двух книг: «История Лальска в конце XIX – начале XX вв.» (содержит разделы: «Золотой век в истории Лальска», «Торговые операции Лальска», «Научная деятельность в Лальске», «Театр в Лальске», «Клубы в Лальске» и др.) и «Дореволюционное устное народное творчество на севере России». Книги не были изданы в связи со смертью автора.

Имея такой богатый и ценный архив, В. И. Пономарёв так и не смог добиться его издания. Многие рукописные тексты он вручную перепечатывал, что теперь позволяет исследователям сократить трудоёмкость обработки архива. Собранное наследие представляет большой интерес для науки и истории региона. Личность В. И. Пономарёва значима как для истории культуры Лальска, так и всего Вятского края.

Примечания

* Работа выполнена при поддержке госконтракта 14.740.11.0229 в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (тема: «Современная русская деревня в социо- и этнолингвистическом освещении»).

1 Настоящая статья написана по материалам личного архива В. И. Пономарёва (документы, личные записи, статьи, заметки), который принадлежит его правнуку А. В. Теушу.
2 Выпись из метрической книги. Часть первая. О родившихся за 1889 г. Выдана причтом Лальского Воскресенского собора Вологодской епархии 24 октября 1907 г.
3 Пономарёв В. И. Иван Степанович Пономарёв. Биография (1849–1916 гг.). Свердловск, 1969. Рукопись.
4 Пономарёв И. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии. Т. 1 : С 1570 по 1800 год. В. Устюг, 1897.
5 Сведения о родителях приводятся по: Пономарёв В. И. Иван Степанович Пономарёв. Биография (1849–1916 гг.). Свердловск, 1969. Рукопись.
6 Справка № 04/67 от 22 июля 1935 г.,выд. Лальским фабричным поселковым советом.
7 Решение народного суда 1 участка Лальского района от 21 января 1931 г.
8 Пономарёв В. И. Автобиография. Свердловск, 1936. Рукопись.
9 Свидетельство совета Императорского Варшавского университета № 9372 о присвоении звания Действительного студента, выд. 27 января 1917 г.
10 Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности № 1532, выд. Велико-Устюгским уездным по воинской повинности присутствием 18 июня 1914 г.
11 Протокол заседания Велико-Устюжского уездного по воинской повинности присутствия от 2 мая 1914 г.
12 Трудовой список В. И. Пономарёва. № 946.
13 Медицинское свидетельство, выд. 3 июля 1919 г., г. Тотьма, врач Ф. Андропов.
14 Валериан Николаевич Теуш, проживает в Екатеринбурге.
15 Трудовой список В. И. Пономарёва. № 946; Пономарёв В. И. Автобиография…
16 Из личных записей В. И. Пономарёва.
17 Трудовой список В. И. Пономарёва. № 946.
18 По личным записям В. И. Пономарёва.
19 Трудовой список В. И. Пономарёва. № 946.
20 См.: Пономарёв В. И. К 400-летию Лальска // Киров. правда. 1970. 8 сент. (№ 210).
21 Из рукописного наследия В. И. Пономарёва. Источником этих и дальнейших данных являются личные записи (воспоминания, описания, переписка, описи)В. И. Пономарёва.
22 Переписка с сотрудниками Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, 1953–1969 гг. (Архив В. И. Пономарёва).
23 Опись из архива В. И. Пономарёва.

Ниже мы печатаем две главы из второго тома рукописи «История Лальска в конце XIX – начале XX вв.», которые предоставил для публикации А. В. Теуш, правнук и владелец архива В. И. Пономарёва.