Главная > Выпуск №18 > Выставки изобразительного...

Выставки изобразительного искусства в Вятке и Вятской губернии (1905–1925 гг.)

К. П. Анисова

Исследование проблем современного искусства, правильное понимание вопросов свободы творчества – всё требует не только глубокого изучения явлений искусства наших дней, но и внимательного анализа художественных традиций.

Особенный интерес в этом отношении представляет период 1905–1925 гг. Грандиозные социальные, политические, идейные проблемы эпохи нашли своеобразное отражение и в изобразительном искусстве.

Большое внимание на страницах печати уделялось в это время проблемам литературы, вопросам живописи, скульптуры, графики. Изобразительное искусство рассматривалось как важное средство эстетического и политического воспитания трудящихся. Освещение разных сторон современной художественной жизни, разъяснение сущности и назначения искусства, непримиримая борьба с формализмом, пропаганда произведений русского и зарубежного реалистического искусства, поддержка прогрессивных тенденций, вопросы связи художника и народа – все эти и многие другие проблемы находили яркое истолкование на страницах печати.

Изучение многообразных и сложных процессов, происходивших в изобразительном искусстве эпохи 1905–1925 гг., имеет сегодня большой исторический и живой практический интерес. Необходимость воссоздания полной и верной картины художественной жизни этого периода требует знания особенностей развития изобразительного искусства не только в крупных культурных центрах страны – Москве и Петрограде, но и в периферийных городах России. Здесь работали талантливые мастера, имена которых до сих пор либо малоизвестны, либо совсем не знакомы широкому читателю.

Знание новых фактов не только дополнит наши представления о богатстве и своеобразии отечественного искусства в целом, но позволит осмыслить традиции каждого отдельного края, области, республики.

Очень важную форму художественной жизни представляют выставки изобразительного искусства. В них, как в фокусе, отражается направление творческого поиска, характер идеалов и вкусов отдельных мастеров, целых групп и течений. Будучи итогом работы многих художников, выставки в значительной мере позволяют судить о состоянии и особенностях развития искусства в тот или иной период.

Знание состава участников выставки, своеобразия экспонированных произведений, идейной борьбы и споров вокруг выставок необходимо для верной и глубокой оценки искусства края или целой страны.

Не случайно группа искусствоведов несколько лет занималась составлением справочника «Выставки советского изобразительного искусства». Однако он, естественно, отражает лишь то, что подтверждено наличием каталогов или других материалов и документов о выставках. Изобразительное искусство Кировской области (до 1934 г. – Вятской губернии) в 1917–1925 гг. представлено в справочнике только тремя выставками, организованными в г. Советске (бывшей слободе Кукарке) в 1920 и 1921 гг. – их каталоги были изданы.

Между тем, изучение архивных материалов и периодической печати первых послереволюционных лет позволило установить, что в Вятке и губернии было организовано за этот период не три, а тринадцать выставок профессионального искусства, не считая выставок работ учащихся Вятской народной студии художеств и Государственных областных художественно-промышленных мастерских. В профессиональных выставках участвовало более ста местных и иногородних художников.

По напряжённости выставочной деятельности Вятка сопоставима только с Казанью – там в 1917–1925 гг. также открылось тринадцать экспозиций. Однако, если учесть, что Казань – большой университетский центр, где уже с 1895 г. существует художественная школа, размах организационно-творческой работы в таком небольшом городе, как Вятка, будет ещё заметнее.

Выставочная работа того же времени в других городах республики заметно меньше – так, например, в Саратове и Нижнем Новгороде прошли четыре выставки, в Перми и Калуге – три, в Смоленске – две, в Вологде – одна (см.: Выставки советского изобразительного искусства : справочник. М. : Сов. худож., 1965. Т. I : 1917–1932 гг.).

Конечно, более пристальное изучение искусства краёв и областей даст возможность со временем пополнить эти сведения. Но и тогда деятельность художников-вятичей будет относиться к значительным явлениям художественной жизни.

Большой интерес представляет изобразительное искусство Вятки начала XX в. Обычно сведения о нём исчерпывались указанием на то, что Вятский край – родина выдающихся художников В. М. и А. М. Васнецовых, А. А. Рылова, И. И. Шишкина. Однако, эти художники, выросшие на Вятской земле, сделавшие здесь первые шаги в искусстве, сохранившие затем крепкие связи с родными местами, жили и работали, главным образом, в Москве и Петербурге.

Между тем, в Вятке шла деятельная жизнь. Усилиями группы художников здесь в 1905–1914 гг. организуется восемь выставок профессионального искусства. Четыре из них – 1908, 1909, 1910 и 1912 гг. – по праву могут быть отнесены к крупным явлениям общерусского масштаба. На вятских выставках экспонировались произведения больших мастеров, принадлежавших, главным образом, к прогрессивному «Союзу русских художников» – А. Е. Архипова, В. Н. Бакшеева, Ап. М. Васнецова, С. А. Виноградова, С. В. Иванова, С. В. Малютина, К. А. Коровина, В. Д. Поленова, А. С. Степанова и многих других. Здесь показывал свои работы известный скульптор Н. Л. Аронсон, живший в Париже, – создатель одного из первых и лучших портретов В. И. Ленина1.

На вятских выставках выставлялись также молодые художники, выросшие затем в крупных мастеров советского искусства – С. В. Герасимов, Н. П. Крымов, В. В. Мешков, К. Ф. Богаевский, Н. Я. Белянин и другие. Выставки в Вятке помогали формированию таланта местной молодёжи – на них рядом с художниками старшего поколения Н. Н. Хохряковым и Н. Н. Румянцевым выступали М. А. Демидов, А. В. Исупов, А. И. Деньшин, А. А. Репин, Л. А. Сырнев, Л. А. Плетнёв. Многие из них сыграли затем важную роль в развитии изобразительного искусства края.

Одной из особенностей выставок в Вятке было участие в них выдающегося мастера светописи С. А. Лобовикова, работы которого составляют гордость отечественной художественной фотографии.

Впервые публикуемый ниже материал знакомит читателя с выставками изобразительного искусства в Вятке и Вятской губернии 1905–1925 гг., с историей и обстоятельствами их организации.

Выбор хронологических границ объясняется следующим. Начало экспонирования периодических выставок в Вятке относится к 1905 г. Организатором их была группа художников, объединившихся в 1909 г. в Вятский художественный кружок. Деятельность его продолжалась до середины 1919 г. – с этого времени местных художников организационно объединяли уже подотдел искусств и подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при губернском отделе народного образования. Однако, если Вятский художественный кружок был первой творческой организацией местных художников начала XX в., то новая творческая организация – Вятский филиал ассоциации художников революционной России (АХРР) – возникает только в декабре 1925 г. Таким образом, есть необходимость проследить ход развития изобразительного искусства края до этой важной даты.

Часть I. Выставки изобразительного искусства в Вятке 1905–1917 гг.

Часть II. Выставки изобразительного искусства в Вятке 1917–1925 гг.

Примечания

А. А. Репин.  В чайной. 1910-е

А. В. Исупов.  Монастырь. 1910

И. Г. Антропов.  Весна на пороге. 1911

Л. В. Куклин.  Лето в разгаре. 1910-е

З. Д. Клобукова.
Портрет девочки.1916

Н. Л. Аронсон.
Старуха из Арля. 1907

Н. Н. Хохряков. Забвение осени. 1913

Н. Н. Румянцев.  Зимний вечер. На опушке леса. 1919