Главная > Выпуск №15 > Песнь о любви к России:

Песнь о любви к России:

стихи и проза Ирины Заболотской и Юрия Устюгова

Заболотская И. В. Дуэт. С любовью к России : стихи и проза / И. В. Заболотская, Ю. Н. Устюгов ; худож. А. А. Титов. – Киров (Вятка), 2008. – 224 с. : ил.

В Арт-центр библиотеки имени А. И. Герцена на выставку «Книги писателей Вятки» часто приносят свои издания местные авторы, и порой поражаешься их жанровому и тематическому разнообразию, оригинальности оформления, выдумке и необычности приёмов при составлении книги, всевозможным особинкам и «изюминкам».

Вот известный и любимый мною писатель подарил только что изданный увесистый том, а в основе – дневник деда, крепкого вятского крестьянина. Или «Авоська»: то, что писательница занесла когда-то в блокнот, на салфетку, вылилось в книгу, превратилось в лирические, юмористические, а порой и философские миниатюры. Поэтический сборник «День птиц» автор упаковал в обложку, напоминающую скворечник, молодая поэтесса оформила новую книгу своей же акварелью. В Арт-центре прошла, как всегда у этих авторов, креативно, искромётно и содержательно, презентация ещё одного оригинального издания. Два известных кировских поэта выбрали друг у друга по 25 стихотворений и прокомментировали свой выбор. Это «Дружеский отбор». А вот книги народной библиотеки – традиционно и достаточно скромно оформлены, но в этом и суть их, их особенность недорогих книг для вятского читателя.

Сборник Ирины Заболотской и Юрия Устюгова «Дуэт. С любовью к России», о котором хотелось бы сказать подробнее, неоднороден по жанровому составу и тем интересен. Здесь вы найдёте журналистские очерки, воспоминания, лирические этюды, стихи. Это уже вторая книга авторов, людей близких по мироощущению, творческих, тонких лириков. Первая – «Двое. Поэзия чувства» – вышла в Кирове в 2003 году. В ней были опубликованы лирические этюды, стихи Ирины Заболотской и поэтические циклы Юрия Устюгова. В новой книге, как и в предыдущей, у каждого из авторов свой раздел.

«Пути-дороги журналистские щедро дарят яркие события, интересные встречи с незаурядными личностями, которые запали в душу, остались в памяти, сколько бы лет ни прошло…» – лаконичное вступление к первому разделу. Большинство журналистских очерков Ирины Заболотской носят краеведческий характер: это история Вятки, её духовная, культурная и художественная жизнь, лирические репортажи с музейных выставок, и, конечно, люди вятские, известные и любимые. Герои её материалов: народная артистка России Тамара Ветко, поэтесса и журналистка Лидия Смирнова, краевед Евгений Березин, потомок суворовского солдата Иван Драверт, кандидат наук, инженер и педагог Леонид Устругов…

Зарисовку «Философия фотографии» прочла особенно внимательно. Вот уже не первый год в Арт-центре проводит свои занятия городской фотоклуб. Для участия в открытии их выставки «Портрет» я как-то, должно быть, интуитивно пригласила Ирину  Заболотскую и Юрия Устюгова, не успев прочесть только что вышедший «Дуэт». Оказалось, как теперь говорят, в тему – опубликованный в книге материал, анализирующий выставку «Вятские фотографы. XXI век», удивляет знанием предмета, любовью к этому виду искусства, умением разглядеть в работе главное, понять автора, помогает и нам, читателям, оценить творчество вятских мастеров. Оказалось, что члены городского фотоклуба знали о книге, ожидали её и в день открытия выставки получили в подарок. Ещё один материал о фотографии «Мгновения-шедевры» посвящён известному мастеру Николаю Шилову. С ним автору повезло познакомиться в нежном возрасте. Сделанная им фотография маленькой Ирины на руках у отца хранится в семейном альбоме много лет. Лирические стихотворные строки посвящает автор своему герою – фотохудожнику:

Вот бабочка вспорхнула на цветок,
Раскинув крылья
                        с расписным узором,
А солнца лучик каждый лепесток
Ромашек обласкает ясным взором…

Ирина Заболотская – человек счастливый. Невольно позавидуешь: у неё сохранился альбом бабушки, Любови Константиновны, с открытками начала XX в. Это виды старой Вятки, Сарапула, Перми, Москвы, которые интересны ещё и тем, что содержат семейную переписку, датированную 1911, 1912, 1914 гг., с обращением: «господину», «госпоже» «Е. В. Б.» (Его Высокоблагородию). Весточки от сына – матери, от сестры – брату, трогательные любовные послания, переписка подруг, путевые заметки… и вот уже в переписке 1914 г. упоминание о «Славушке», отце Ирины. Очерк «В моё сердце стучится непоседливый ветер весны» автор посвящает своему отцу, Владиславу Владимировичу Заболотскому, известному вятскому поэту, журналисту, редактору книжного издательства.

Из литературных жанров самый любимый – мемуары. Воспоминания о людях уже ушедших, об их судьбах, особенно когда ими делятся родные и близкие с любовью, грустью. Желание окунуться в прошлое, а, может быть, и с чувством вины – вызывают щемящее чувство.

Владислава Владимировича, с которым по разным профессиональным делам приходилось общаться довольно часто, помню уже пожилым, с тихой неспешной походкой, добрым внимательным взглядом, обязательным долгим рукопожатием. Исключительная интеллигентность во всём – в доброжелательности, тактичности, широте интересов, внимании к людям. Оказывается, он был талантлив не только как редактор, поэт, переводчик, по воспоминаниям дочери, он увлекался музыкой, шахматами, теннисом, театром, в молодости даже играл на сцене. Владислава Владимировича Заболотского любили все, кому так или иначе приходилось с ним общаться. Вспоминаю, как Владимир Крупин на каком-то приёме, празднике или юбилее, расчувствовавшись, поцеловал ему руку, а потом пояснял свой неординарный поступок: «Целуют же руку священнику...».

Авторы «Дуэта» посвятили книгу своим матерям: Марфе Егоровне Заболотской и Нине Степановне Устюговой. Очень лиричный и одновременно тяжёлый рассказ «Сказки венского леса», а рядом война…» – о Марфе Егоровне, в годы войны служившей радисткой армейской газеты на Карело-Финском фронте. «До последних дней она могла назвать имена всех сорока пяти своих однополчан, так тренировала память, уже потеряв зрение…». Как часто мы не удосуживаемся выслушать, а если и слушаем, то, понадеявшись на память, не записываем рассказы наших родных о прошлом… Очерк о военной судьбе матери – ещё одна страница Великой Отечественной, рассказ о значении газеты для фронтовиков: «Каждый номер «Боевого пути» зачитывали буквально до дыр». Уроженка Архангельска, большую часть жизни Марфа Егоровна прожила в Кирове, почти 20 лет отдав кульпросветучилищу.

От отца-поэта и матери, любящей и знающей поэзию, – у Ирины Владиславовны поэтический дар. Раздел «С природою на Вы» – лирические миниатюры. Они талантливо кратки, стилистически изящны и, хоть кажутся, на первый взгляд, незатейливыми, в каждом небольшом рассказе – любование родной природой, её деревьями, цветами, птицами, умение увидеть, прочувствовать красоту в обыденном. Одни названия уже настраивают на лирический лад: «Говорливая речушка», «Брусничкин граммофон», «Осенний блюз», «Вечером после дождя». Эти небольшие зарисовки создают впечатление законченности, цельности развития сюжета, например, «Искупаемся, быть может?» – это о том, как купается жарким днём в небольшом водоёме малыш-трясогузка…

«Трясогусёнок свой маленький хвостик веером расправил, ни дать ни взять – павлин! Только окраска скромнее – серенькая, беленькая, чёрненькая. Опустит веер-хвостик в воду – вытащит, опустит – вытащит… Долго булькался. Наконец, решил, что чистенький, да и не так уж жарко стало – пушок-то влажный. Взлетел на изгородь, отряхиваться начал. То хвостиком потрясёт, брызги сбросит, то грудкой. Крылышки расправил, клювиком причёсываться стал. Мама прилетела, рядом присела посмотреть, как с купанием справился. Одобрила. Вместе полетели».

С новыми книгами местных писателей я стараюсь регулярно знакомить своих студенток – будущих библиотекарей. Состоялась у нас встреча и с одним из авторов «Дуэта», Ириной Заболотской.

И, конечно, вятские девчонки, сельские, в основном, жительницы, выросшие в близости к природе, внимательнее всего слушали чтение раздела «С природою на Вы».

Второй автор «Дуэта», Юрий Устюгов – тоже лирический поэт. Его стихи о природе, родине, о любви, добрых человеческих отношениях искренни, образны, живописны. Поэт владеет безупречной поэтической формой.
Хочется процитировать вот это, например:

…Солнца огненный шар
            дышит в небе высоком,
Где тревожным огнём
            брезжит синяя даль.
Лишь разбудит глухарь
            тишину одиноко
И о ветви кустов
            обломает печаль.

Заслуживает внимания и обращение поэта к такому жанру большого объёма, как поэма. В центре «Бабьего лета» – трагические судьбы наших современников, крестьян, русских людей, которые пережили на своём веку лишения, ограничения, репрессии, лагеря, военное лихолетье, послевоенные голодные годы. Большинство раскулаченных и сосланных вятских крестьян так и не вернулись в родные места. Кто-то, обиженный, остался на чужбине, кто-то погиб в борьбе с суровыми жизненными обстоятельствами, а кто-то, как Яшка, герой поэмы Юрия Устюгова, из лагерей попавший в штрафбат, на фронт, погиб смертью героя:

…И прямою дорогою в ад,
Помолившись тайком на прощанье,
Ровным строем шагает штрафбат
На последнее в жизни заданье.

Хотя главные герои поэмы – персонажи вымышленные, наверняка, события тех лет напрямую затронули и семью Юрия Устюгова. Понимаешь, что автору тема поэмы близка, что он переболел ею, выплеснул на страницы книги свои чувства, размышления о судьбе родины.

Серьёзные драматические главы поэмы «Бабье лето» перемежаются с лирическими отступлениями, пейзажами, зарисовками, лучшие строки которых говорят об умении поэта наблюдать родную природу, любоваться ею, находить в ней поэтическое вдохновение.

Книга Ирины Заболотской и Юрия Устюгова богато иллюстрирована графикой художника Альберта Титова, многочисленными фотографиями разных авторов, а на обложку книги помещено фото Алексея Лубнина – родные, дорогие каждому вятскому жителю места, и, конечно, река Вятка.

Сборник вышел в свет благодаря практической поддержке «Золотого фонда Вятки» (председатель правления Н. Н. Гаряев, исполнительный директор Т. В. Знаменская).
Пожелаем авторам творческого вдохновения и новой книги – третьего «Дуэта».

Г. А. Кустенко