Главная > Выпуск №13 > К истории Спасской Хлыновской церкви

К истории Спасской Хлыновской церкви

А. В. Маркелов

Уже несколько лет я живу в районе улицы Хлыновской. Это сейчас здесь район города, который бурно развивается и где одна за другой растут многоэтажки (в том числе, увы, на месте бывшего Хлыновского кладбища). А ещё несколько десятилетий назад здесь было село Хлыновское. Его духовным центром несколько веков оставался Спасский храм. Я мог быть его прихожанином. Но вместо куполов из окон квартиры виден только кусочек городской 4-й больницы, которая была построена на месте уничтоженного храма.

История будущего хлыновского прихода восходит ещё к самому началу истории вятской земли. По преданию, здесь ещё до 1681 г. стояла деревянная часовня, которую построили первые православные поселенцы на Вятке1. В 1681 г. «хлыновец Мишка Леденцов со товарищи» обратились к Владыке Вятскому и Великопермскому Ионе с просьбой построить «у речки у Хлыновки у часовни, что в ней стоит нерукотворенный Спасов образ» также Спасскую церковь2. Владыка Иона благословил строительство, указав поставить у царских врат образ Спаса Нерукотворного, а также «образ Одигитрии Пресвятыя Богородицы»3.

Каменная церковь построена в 1770 г.4 – главный придел был освящён в честь образа Спаса Нерукотворного, а правый – в честь святого блаженного Прокопия Устюжского5.

Шли годы, которые постепенно складывались в десятилетия и века. Жизнь храма была исполнена жизнью, где место было всему: щедрые благотворители, как, например, церковный староста купец Александр Андреевич Хлебников6, который только в течение 10 лет пожертвовал на содержание и украшение церкви более 1,1 тыс. рублей7. В июле 1897 г. открыли церковно-приходскую школу8, в которой в 1915 г. училось 73 мальчика и 81 девочка9.

Уже перед Первой мировой войной, в 1912 г., отмечалось, что храмовая риза на образе Спаса Нерукотворного относится к 1797 г., а риза на образе блаженного Прокопия Устюжского – лишь на два года младше. Одной из главной святынь была Донская икона Божией Матери с надписью 1682 года. Но, конечно, самой старинной иконой был образ Спаса Нерукотворного на паперти. Его датировали началом ХVII в. – 1608 г.10

У входа в храм стоял камень, на котором назывались имена тех, кто его строил, – иерея Стефана Каблукова, старосты Спиридона Веретенникова, строителя Семёна Моргунова11.

В 1909 г. причт и староста подняли вопрос о расширении храма, потому что он настолько бывал переполнен молящимися, что многим приходилось стоять на холодной паперти: «Сильная давка и духота в храме для некоторых молящихся служит поводом для выхода из него и на будущее время предлогом его непосещения»12.

Было решено расширить левый придел храма и сделать его тёплым. Проект был составлен И. А. Чарушиным13.

Часовня, построенная, как уже говорилось, по преданию первыми вятскими поселенцами, в конце ХIХ в. была построена в камне. Спасская часовня вблизи Казанского тракта была освящена 16 августа 1887 г., в престольный праздник Хлыновской церкви14.

23 апреля и 16 августа после литургии сюда из храма в часовню совершался крестный ход15.

Конечно, храм невозможен без священника. Их было немало за эти столетия. Вот только один яркий пример – протоиерея Василия Кибардина, который прослужил в Хлыновской Спасской церкви без малого полвека16. Он был не только подлинным пастырем, но настоящим умельцем. Ещё в самом начале пастырского пути он сделал пару стенных часов – одни находились в доме батюшки, другие о. Василий подарил вятскому епископу Кириллу (Богословскому-Платонову). Преосвященный служил на Вятке в 1827–1832 гг. и увёз подарок батюшки с собой в Каменец-Подольск, куда был назначен17.

А отец Василий не только сделал ещё несколько часов, но чинил часы «для знакомых, которыми у него были чуть не все лучшие жители г. Вятки». При этом он выписал специальную литературу на французском языке. Здесь он также проявил недюжинную настойчивость – часть книг ему перевели знакомые, а чертежи научился переводить с французского сам и даже составил целый словарь технических терминов18.

Когда у о. Василия стали подрастать дети, он вынужден был попросить землю под пашню, причём батюшка первый на Вятке выписал кустистую рожь и английский ячмень19.

Хлыновская церковь

После 1917 г. в жизни Хлыновского храма, как и всей Русской Церкви, настали непростые времена. С 1928 г.20 примерно до 1932 г.21 храм находился в подчинении еп. Виктора (Островидова). Оппозиционное движение так называемых викториан охватывало Вятскую, Вотскую (Ижевскую) и Казанскую епархии22. Еп. Виктор и его сторонники считали, что зам. Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) пошёл на компромисс с большевистской властью (их ещё называли «непоминающими» – за отказ возглашать на службе имя митрополита Сергия). В свою очередь митр. Сергий считал оппозиционеров ушедшими в раскол.

После 1932 г. храм снова находился по омофором митр. Сергия (Страгородского). Сохранились документы, свидетельствующие о том, как закрывали Хлыновскую церковь. Председатель общины Василий Васильевич Марков описывал происходящее в своей жалобе следующим образом: «19 ноября 1936 года в здание Хлыновской церкви явился представитель Кировского городского совета гр-н Пушкарёв и дождав окончания церковной службы, объявил нам, что наша церковь сего числа закрывается и при этом не вручил нам какого-либо документа, подтверждающего его слова.

20 ноября в присутствии того же Пушкарёва началось изъятие имущества церкви»23.

Только 21 ноября после настойчивых требований представителей общины была вручена копия постановления горисполкома, где причиной закрытия храма называлось то, что община, якобы… не делала ремонта. Эта надуманная причина возмутила В. В. Маркова. Он пишет о «грубом нарушении» законов: «<…> община ремонт производила ежегодно и аккуратно, приглашая для этой цели не только частных мастеров, но и различные городские строительные и ремонтные организации, что подтверждается имеющимися у нас официальными счетами»24.

Впрочем, всё уже было предрешено. Об этом свидетельствует следующая резолюция тогдашнего главы епархии архиепископа Киприана (Комаровского) на прошениях хлыновских священников Владимира Фокина и Константина Лилева: «27 ноября 1936 г. исполнительный орган Спасо-Хлыновской церкви отдал в Кировский городской совет заявление от 23 ноября с просьбой о прикреплении верующих общины к Серафимовской и Иоанно-Богословской церкви». При этом отмечалось, что основные прихожане должны перейти в Серафимовскую церковь25.

Верующие не оставляли попыток изменить ситуацию, но наталкивались на жёсткую позицию властей: «Ввиду того, что здание Хлыновской церкви занято общежитием строительных рабочих, работающих на строительстве Дома Советов и городского театра и что разместить их в другие здания ввиду жилищного кризиса в г.Кирове нет никакой возможности <…> церковь закрыта уже год, и верующие имеют возможности удовлетворять свои потребности в Серафимовской церкви в 1 км от с. Хлыновки»26.

В марте 1939 г. Хлыновской церкви был подписан приговор. В постановлении президиума Кировского горисполкома от 11 марта 1939 г. говорилось: «<…> учитывая необходимость сноса здания в порядке реконструкции по генеральному плану города <…> передать безвозмездно здание Хлыновской церкви на слом Кирстройтресту с использованием полученного кирпича для строительства школы на 800 учащихся и областного дома Советов»27.

…На старой фотографии справа от часовни видна раздвоенная берёза. Уже нет старых домов пригородного села Хлыновского – снесены совсем недавно. Их место занимают новые высотки современного города. И только берёза стала ещё мощнее и стоит тихим свидетелем пробушевавших эпох.

Примечания

1. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 385. Л. 259.
2. Историческое описание церквей г. Вятки // ВЕВ. 1876. № 21. С. 587–588 (Отд. духов.-лит.).
3. Там же. С. 588; ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 369. Л. 183 об.
4. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 369. Л. 183 об.
5. ГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 197. Л. 29.
6. ГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 385. Л. 191 об.
7. Там же. Л. 192.
8. ГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 369. Л. 186 об.
9. ГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 385. Л. 258 об.
10. Вятка. Спасо-Хлыновская церковь, 1761–1770 гг. // Изв. имп. археол. комиссии. 1912. Вып. 41. С. 108.
11. Там же.
12. Г. Вятка. Спасо-Хлыновская церковь, 1770 г. // Изв. имп. археол. комиссии. 1909. Вып.32. С.85–86.
13. Там же.
14. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д.385. Л.259.
15. Там же. Л. 268 об.–269.
16. Один из участников. Юбилей протоиерея Вятской Спасо-Хлыновской церкви Василия Артемьевича Кибардина // ВЕВ. 1879. № 24. С. 607 (Отд. духов.-лит.).
17. Там же. С. 616–617.
18. Там же. С. 621.
19. Там же. С. 621.
20. ГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 76. Л. 1.
21. ГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 197. Л. 29.
22. Шкаровский, М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. – СПб., 1999. С. 50.
23. ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 187. Л. 4.
24. Там же.
25. ГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 132. Л. 514–514 об.
26. ГАКО. Ф.Р-2169. Оп. 44. Д. 187. Л. 5.
27. Там же. Л. 7.