Главная > Выпуск №12 > «Особая ветвь развития вятского искусства…»

«Особая ветвь развития вятского искусства…»

Кривошеина, Н. В. Святой Преподобный Трифон Вятский Чудотворец в иконографии ХVII–ХХ веков : [монография] / Н. В. Кривошеина. – Киров : Полекс, 2006. – 216 с. : ил.

Автор монографии – кандидат искусствоведения Н. В. Кривошеина – хорошо известна в среде краеведческой и художественной общественности своими работами на темы древнерусской живописи. С докладами о своих находках и открытиях она выступала на многочисленных конференциях, уделяя при этом главное внимание иконографии преподобного Трифона Вятского. Не случайно эта тема легла в основу кандидатской диссертации Н. В. Кривошеиной, а ныне стала предметом рассмотрения в представляемой на суд читателей обстоятельной монографии.

Конечно, об иконографии главного и наиболее известного вятского святого отдельные исследователи писали и раньше (многочисленные ссылки в тексте монографии об этом убедительно свидетельствуют). Однако чаще всего авторы ограничивались лишь внешним описанием иконографических сюжетов, не анализируя их смысловые и художественные особенности, не прослеживая естественные изменения канона, связанные с его корректировкой в различные исторические эпохи.

Указав во введении на цели и задачи работы и обосновав актуальность изучения иконографии преп. Трифона как «особой ветви развития вятского искусства», автор вполне естественно начинает своё повествование с общей характеристики развития церковной живописи на Вятской земле и биографии святого. В монографии скрупулёзно проанализировано «яркое, насыщенное жизнеописание» преп. Трифона, которое, как убедительно доказывает Н. В. Кривошеина, и стало «источником его обильной, разнообразной иконографии», определившим соответствующие сюжеты. При этом особо ценной составляющей монографии является сопоставление сюжетных и художественных особенностей «трифоновских» икон, созданных вятскими, пермскими, архангельскими изографами,

Уже одно это сделало бы труд Н. В. Кривошеиной фундаментальным, однако она посчитала необходимым остановиться и на изображениях преп. Трифона в контексте иконографии преподобных, что позволило структурировать известные к настоящему времени образы преподобного и указать на «оригинальные сюжеты и их решения».

К последним относится «один из самых распространённых видов икон собственно вятской тематики» — изображение преп. Трифона с блаженным Прокопием Вятским. Посвящая этому сюжету отдельную главку монографии, автор уместно включает в неё рассуждения о роли юродства на Руси.

Обстоятельному анализу подвергается иконография пяти храмовых образов «Явление Божией Матери преподобному Трифону», имеющихся в собраниях кировских музеев. При этом автор честно признаётся (и это делает ему честь), что пока «мы имеем больше вопросов, чем ответов».

Чётко определённые исследовательницей темы дальнейшего изучения названных памятников внушают уверенность, что во втором, дополненном, издании данной монографии, все (или почти все) точки над i будут уверенно расставлены.

Третья, заключительная, глава посвящена иконографии преп. Трифона ХIХ–ХХ вв. Здесь особенно важным и ценным нам видится введение в научный оборот сведений о новых открытиях, сделанных на рубеже ХХ–ХХI вв. благодаря экспедициям автора по храмам и монастырям Кировской и сопредельных республик и областей.

Настоящим практическим и справочным руководством для интересующихся личностью преп. Трифона и его иконографией являются как многочисленные приложения, так и пространный (свыше 200 названий) библиографический список.

Несомненным достоинством рассматриваемого нами труда является его язык, делающий сугубо научное издание доступным самому широкому читателю.

В. К. Семибратов