Главная > Выпуск №11 > Семья Косаревых и М. Е. Салтыков

Семья Косаревых и М. Е. Салтыков

А. В. Рева

Великим сатириком величали М. Е. Салтыкова-Щедрина и 100, и 50 лет назад. И сегодня он остаётся великим, отстоявшим своё право писать то, что думает. Ни одна власть не покусилась на это его право, позволяя ему оставаться в литературе классиком. Но ни одна власть и не поторопилась следовать тем нравственным нормам, которые исповедовал классик.

Не потому ли, что власть более склонна к показухе, ей проще видеть жизнь в ракурсе «наших достижений», а нарастающий негатив относить всего лишь к «отдельным недостаткам».

А вот Салтыков-Щедрин полагал, что все наши достижения, всё хорошее в жизни и людях – это то нормальное состояние общества, которое должно быть повседневной обыденностью, естественной, как чистый воздух, которым дышишь легко и безоглядно, не заботясь о необходимости кого-то благодарить. Всё хорошее можно не замечать, оно никому не мешает быть хорошим и, более того, служит фоном для ещё более хорошего, служит опорой прекрасному. Иными словами говоря, среда нашего обитания зависит от состояния наших умов, от нашего умения не сдавать позиций примитиву посредственности, нацеливать внимание на то, чтобы Зло не пузырилось на пути Добра на улице, в доме.

2007 № 11.jpg

Последняя фотография А. В. Ревы. Июнь 2006 г. Фото Е. Туманова

Обратите внимание: сатирик, повествуя о «глуповцах», не отрицал наличия в их среде умных людей, а свой сарказм обрушивал на их молчаливую подчинённость, низводившую их в разряд «глуповцев»… Таким образом, мы смеем говорить, что чиновник Салтыков в Вятке отличал дурное от хорошего и знал людей, имевших что сказать умному человеку. К таким людям можно отнести и слобожан Косаревых, соприкасавшихся с ним не только на службе, но и представлявшим на выставке произведения своего мастерства. Лица, звание которых Салтыков вписывал в свою ведомость как купеческого сына или купеческого брата, в самом деле заслуживали его внимания и, несомненно, открывали глазам что-то самобытное.

2007 № 11.jpg

2007 № 11.jpg

В большой истории города Слободского своё место займут страницы о купцах Косаревых, строивших каменные дома в период переустройства городских кварталов по новому плану. Тогда массовое строительство ослабило экономическое состояние горожан, а упадок торговли с Архангельском повлёк за собой цепочку банкротств. Пошатнулось и благосостояние четырёх братьев Косаревых, которые признали за необходимость нацеливать детей из торговли в сферу производства или искать места на службе. Так в 1830-е годы в пустовавшем тогда квартале за оврагом р. Козульки образовалось пять подворий Косаревых с медницкими мастерскими и литейнями во дворах. И уже на первую губернскую выставку 1837 г. Григорий Иванов Косарев представил «паровую медную кастрюлю», которая была сразу куплена кем-то из свиты, сопровождавшей наследника. Василий Иванов Косарев представил 2 подсвечника зелёной меди за два рубля, а покупатель их прибавил к цене полтину! Просто удивительно – свита наследника скупила даже чугунные колокольчики литцов из д. Стулово и вилки столовые городского и сельского мастерства. Значит, мастерство стоило того?

На выставке 1853 г. изделия Косаревых получили похвальный отзыв. Помимо дюжины подсвечников, Григорий Иванович явил винтовальную машинку для нарезки болтов, самовар жёлтой меди, два рукомойника, гири и почтовый колокол, а также душники к печам совместной работы своих сыновей. А его племянники Яков и Самсон Николаевичи получили похвалу за художество. Особенно внимание выставкома привлекла модель колокольни Ивана Великого, сотворённая из медного листа.

На Казанскую выставку 1854 г. Матвей Николаевич Косарев явил действующую модель паровой машины. «Игрушка!» – умилились посетители. А «игрушка» демонстрировала не только мастерство, но и технические знания мастера.

А вот «паровой железный цилиндр», то есть одноцилиндровый паровой двигатель работы Василия Ивановича, привлёк внимание видавших виды посетителей и принудил выставочный комитет провести расследование. Оказалось, Косаревы сами опытным путём разработали технологию отливки паровых котлов из чугуна и сконструировали паровой двигатель, который успешно работал у них на заводе. А далее приняли заказ В. Александрова на изготовление и установку на пароходе заказчиков двух паровых двигателей, один из которых и представили на выставку.

Заметим, отливку паровых котлов производили на своём заводе и племянники мастера Николай и Алексей Григорьевы Косаревы, чей завод сохранил свою жизнедеятельность до 1917 г., да и потом ещё пару лет работал на «механическую трудовую артель», припаявшуюся к пивоваренному заводу Александровых. Надо сказать, как бы ни был мал золотник двух литейных заводов Косаревых для истории города, он должен быть дорог! По сути, они были первенцами машиностроения в губернии, выполняя заказы разных производств на изготовление аппаратов и деталей к машинам и станкам, отливая якоря и лоты для судов и плотогонов. В заключение добавлю, что у нас есть счастливая возможность увидеть воочию ту самую действующую модель паровой машины, которую М. Е. Салтыков принимал на выставке из рук Косаревых. Конечно, сегодня она выглядит не столь блестяще, какою была на выставке, утратила котёл, но даже явно состарившаяся, она остаётся реликвией музея, достоянием нашей истории.

Ещё одна реликвия – чугунная модель почтового колокола – заслуживает самого пристального внимания. По ней отливался Косаревыми представленный на выставке 1853 г. почтовый колокол, который, видимо, не вызвал большого интереса публики. В ту пору публику уже привлекало художественное оформление – декор колоколов, а почтовый колокол классической строгой формы не имел права на аксельбанты и мишуру. По инструкции, его следовало слышать, а не рассматривать. Не поэтому ли при нынешнем интересе ко всем и всяким колоколам, при наличии массы публикаций о звучащем металле, мы не находим описания почтового колокола, не знаем его параметров. Потому-то извлечённая из небытия модель, доставленная в своё время автором статьи в областной краеведческий музей, и является реликвией, что по ней можно обнаружить и сам почтовый колокол, а если не обнаружить, то, на крайний случай, отформовать и отлить, а значит, вернуть истории её звучащее достояние. Даю параметры почтового колокола: диаметр – 140, высота – 130 мм. Вес в пределах двух фунтов. А профиль изучайте по фотографии модели.

(Доклад был прчитан на VIII Салтыковских чтениях. 1996 г.)