Главная > Выпуск №11 > Знаменитый философ в ВятГГУ

Знаменитый философ в ВятГГУ

В Вятку приезжал А. М. Пятигорский. Это событие, пусть ненадолго, но всколыхнуло вятское сообщество. Дело в том, что Александр Моисеевич Пятигорский – крупный русский философ, друг Мераба Мамардашвили и Юрия Лотмана, с 1974 года живёт и преподаёт в Лондоне. Сфера его научных изысканий – феноменология – так на философском языке именуется направление, исследующее проявление в нас потока сознания, иначе – феномена сознания. Книги Пятигорского составляют ценный фонд философского наследия не только России, но и всего мира. Вот наиболее известные из них: «Символ и сознание» (в соавторстве с М. К. Мамардашвили), «Материалы по истории индийской философии», «Мифологические размышления: лекции по феноменологии мифа», а также романы – «Философия одного переулка. Древний человек в городе», «Вспомнишь странного человека...» и др.

Знаменитый философ выступал в Большом зале Вятского государственного гуманитарного университета. Встреча состоялась благодаря личному знакомству с Пятигорским философа ВятГГУ В. В. Калиниченко. Тема трёх лекций целиком была посвящена познавательным возможностям нашего сознания и называлась «Философия как проблема современной культуры». Одна из оригинальных мыслей философа прозвучала как-то, что философия сама себя постоянно переосмысливает и переосмысливает свой предмет, что, по сути, является рефлексией, и в этом – сам предмет и метод философии. Однако на вопрос: что же такое сознание, – даже искушенный слушатель не мог получить ответа. Феномен сознания настолько трудно поддаётся какому бы то ни было научному определению, это такая тонкая субстанция, что всякое определение сознания только ограничивает его понимание. Понимание, по словам академика Пятигорского, – интуитивно, случайно. Это значит, что понимать мы можем друг друга только в исключительных случаях. Обаятельный профессор держался просто и употреблял в своем разговоре ясный язык, но иногда его философская мысль принимала неожиданные для слушателя развороты.

Феноменологи говорят о потоке сознания. И это, пожалуй, всё, что более или менее вразумительно можно представить современному человеку, утверждает феноменология. Мы все хотя бы раз находились в вихре впечатлений. Так вот представим себе, что сознание может быть ничем иным как потоком, лавиной всевозможных переживаний, только эти переживания не чувственные и это не наши эмоции, а энергийный сгусток потока мыслей. Любой феноменолог скажет, что мышление всегда предметно и будет прав, поскольку мы всегда мыслим о чём-то, беспредметных мыслей не бывает. Но сознание никогда не укладывается в рамки одного лишь мышления, и это известное обстоятельство. Первичным звеном нашего сознания является восприятие. Это и есть субъективное сознание. Нам только кажется, что мы мыслим, на самом же деле, за нас всегда говорит и мыслит кто-то другой, и это – второе правило феноменологии, утверждал Пятигорский. По мнению специалистов, мы говорим и мыслим в большинстве случаев уже готовыми словами и фразами, принятыми в нашем языке, и очень редко нас осеняют оригинальные мысли, поэтому всё, что мы хотим сказать, уже давно кем-то сказано, поэтому современные философы высказывают всего лишь мысли древних философов, применяя их к сегодняшнему моменту.

Но обаяния Пятигорскому не занимать. Он держал зал в напряжении все три дня. Самое интересное начиналось после лекции. Публика радовалась, что симпатичный лондонский профессор отвечал на все вопросы со всей серьёзностью, на которую только способен глубокомысленный философ, добродушно улыбаясь – юмор у него оказался превосходным. Держать зал в напряжении, где всё-таки попадалась разношёрстная публика гуманитариев с разных факультетов – дело не шуточное. Но Пятигорский проделал это с легкостью.

Е. А. Счастливцева