Главная > Выпуск №11 > Над старым письмом размышляя

Над старым письмом размышляя

Поразительна привязанность уроженцев Вятского края к родным местам, «прикипает» их душа к пыльным просёлкам, захолустным сёлам, забытым Богом и людьми деревням и, конечно, к красавице Вятке.

Особой привязанностью к «голубой магистрали» области отличаются речники. О том же свидетельствует ксерокопия старого письма, датированного 24 августа 1934 года. Адресовано оно из Москвы на Дальний Восток нашему земляку И. А. Хохлову (1873–1956).

В нашем альманахе уже публиковались воспоминания Ивана Алексеевича 1, предоставленные его внучкой Т. М. Румянцевой. Татьяна Михайловна и предоставила копию старого письма.

К сожалению, письмо не имеет окончания, а, значит, и подписи автора. Ясно лишь, что написано оно речником, тоскующим по родной Вятке.

Подтверждением сказанному служат следующие строки: «...Мечтаю перекочевать в Вятку, и, если позволит здоровье, там устроиться на какую-либо работу по своим силам, но только не на ответственную. Москва и мне, и жене очень надоела, да и очень уж в ней стало шумно. Надоели все эти трамваи, автобусы, троллейбусы, вся эта сутолока, спешка и прочие плоды современной цивилизации и так хочется на склоне лет хотя немного побыть поближе к природе, от которой ещё в Вятке кое-что осталось».

Кто же автор письма, мечтающий вновь вернуться в Вятку, ещё не переименованную в Киров?

Судя по содержанию, где он сообщает о возвращении из командировки на Оку и упоминаний о затянувшейся навигации, из-за чего «последние пароходы встали по затонам 26-го ноября», – это речник, скорее всего, сотрудник Наркомата речного флота, поскольку место его работы «на бывшей Комиссариатской набережной, у пристаней...»

Думаю, упоминание об этом уголке старой Москвы не случайно. Он знаком адресату письма И. А. Хохлову по прежней работе приказчиком в Московской конторе Товарищества Вятско-Волжского пароходства (ТВВП).

Судя по публиковавшимся в дореволюционных газетах объявлениям, место расположения пристани ТВВП в Москве указывалось – «против Коммисариата» (именно так, с большой буквы и с двумя «м»).

Что касается личности автора письма, отправленного из Москвы в 1934 году, то им мог быть Архип Павлович Львов – человек с интересной биографией. Именно он был в составе Делового совета, созданного для управления национализированным ТВВП в 1918 году. Иногда подписывал приказы «за политического комиссара».

Приобретённый на Вятке опыт руководящей работы пригодился ему во время работы в Наркомате, в службе движения и эксплуатации флота. Судя по хранившимся в разгромленном музее Вятского речного пароходства рукописным воспоминаниям техника деревянного судостроения А. К Казаковцева, именно А. П. Львов помог в 1929 году делегации вятских речников положительно решить в наркоматовских кабинетах вопрос о строительстве судоремонтно-судостроительного завода в Аркульском затоне.

Если предположение о личности автора письма верно, то его мечта вернуться в Вятку осуществилась. Столицу он покинул вовремя, ещё до начала массовых репрессий 1937 года, в ходе которых большинство сотрудников Наркомата были арестованы и объявлены «врагами народа», а речной флот страны возглавил переведённый с Лубянки «железный сталинский нарком» Н. И. Ежов.

Хотя и позже, но репрессии всё же «достали» А. П. Львова в Кирове. Очевидно, за время работы в Москве он подзабыл условия вятского судоходства и получилось так, что отправленные по его распоряжению в верховья Вятки баржи, там обсохли. Случай, кстати, далеко не редкий, но в то скорое на расправу время его тут же обвинили во вредительстве и отстранили от работы. Хорошо ещё, что не арестовали.

После снятия обвинения, обидевшись на необъективность руководства Вятского речного пароходства, он устроился на железную дорогу. Вскоре его уговорили вернуться в пароходство, поскольку заменить столь высококвалифицированного работника было некем.

«Маленький, худенький, даже невзрачный с виду, он имел непререкаемый авторитет среди плавсостава, – характеризует лично знавшая нашего героя В. П. Трушкова. – Не глядя на график, он мог безошибочно назвать место нахождения любого судна».

Его отличала удивительная память, позволявшая во время 27-летней работы диспетчером не пользоваться диспетчерскими картами и справочниками, так как он помнил эксплуатационные характеристики всех судов.

В 1955 году А.П.Львов вышел на заслуженный отдых, а через три года вновь вернулся на работу в пароходство.

Отметим: А. П. Львов – не единственный из вятских, рвавшихся из благополучной столицы в провинциальную глушь.

Через 10 лет аналогичный поступок совершил судовой механик Сергей Иванович Исаков, добившийся возвращения в Вятское речное пароходство при вмешательстве «всесоюзного старосты» М. И. Калинина.

Раздумья над старым письмом вновь возвращают к личности адресата И. А. Хохлова, который отличался разнообразными дарованиями. Среди последних – увлечённость фотографией. Судя по присланным всё той же Т. М. Румянцевой экземплярам, снимки у Ивана Алексеевича получались не хуже, чем у его знаменитого современника Максима Петровича Дмитриева.

Примечания

1. Хохлов, И. А. История моей жизни // Герценка : вят. записки : [науч.-попул. альм.].— Киров, 2004. Вып. 6. С. 139–183; Березин, Е. В. Речная тематика в воспоминаниях И. А. Хохлова // Там же.— Киров, 2005. Вып. 8. С. 197–201.
2. ГАКО. Ф. 305. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 66. Циркуляры Товарищества Вятско-Волжского пароходства.
3. ГАКО. Ф. 305. Оп. 1. Ед. хр. 103.Л. 94. Циркуляры Вятского Районного управления Водного транспорта 9.12.1919–21.12.1920.
4. Из устного рассказа ветерана Вятского речного пароходства Н. П. Черепанова (запись 19.03.2006).
5. Вят. водник. 1959. 28 мая. № 62. С. 1.

Е. В. Березин