Главная > Выпуск №10 > Песенный круг Александры Прокошиной

Песенный круг Александры Прокошиной

С. Н. Панькова

«Родилась я с песней», – часто говорила при встречах Александра Васильевна Прокошина. В зыбке лежала она под колыбельные песни мамы и старших сестёр. Хорошо пели в семье сёстры Анна и Мария, у каждой был свой тембр голоса. Особым природным даром наделена была и Саня. Много размышляла Александра Васильевна в последние годы о своей творческой судьбе. Вспоминать о прошедших годах сложно. В памяти остался эпизод, когда, сидя в няньках, она съела баранку, предназначенную для ребёнка, так как сама была голодная. Хозяйка на неё топала ногами. В своих листочках-раздумьях поделилась она своими сокровенными мыслями о том, как же стала она «барышней-крестьянкой».

2006 № 10.jpg

А. В. Прокошина. 1935 г.

Когда пройден долгий жизненный и творческий путь, интересно и полезно оглянуться назад, к истокам, к самому началу этого пути. Проанализировать пройденные годы. Задуматься, так ли шла жизнь. Что было в ней главным. Всё ли сделано, что хотелось, о чём мечталось. Все ли задумки удалось воплотить в жизнь. А самое важное – что сделано доброго для людей, для Родины и какое наследие оставишь людям.

По зрелым размышлениям, я почему-то сразу подумала о своей творческой судьбе. Задала себе вопрос: как случилось, что деревенская девочка, пастушка, батрачка, стала профессиональной певицей? Оказывается, это не случайность.

Мне посчастливилось родиться, хоть и в бедной, но духовно очень богатой семье. Где изо дня в день, в долгие осенние и зимние вечера, до третьих петухов, под мерный гул прялок и потрескивание лучины, освещавшей нашу избу, непрерывно звучали замечательные старинные русские народные песни в прекрасном, я бы сказала, талантливом исполнении, в подлинно народной манере.

Это за работой пели мои родители и старшие сёстры. Гармоничное и тембровое сочетание их голосов было невероятно красивым. Звук мягкий, задушевный и такой проникновенный, что мне, как только я себя помню, всегда хотелось и плакать, и смеяться, и петь от какого-то волнения, душевного трепета и радости. И я, совсем ещё маленькая, среди ночи соскакивала с печки, залезала к маме на “стально” и с упоением начинала петь. Пела по-своему и старалась, чтобы звучало в две ниточки с мамой. А мама меня хвалила и всячески поощряла, как я теперь понимаю, мою импровизацию.

Моя мама была добрая, нежная, ласковая, мудрая, скромная и очень музыкальная, трепетная, эмоциональная. Она обладала большим, красивого тембра, голосом. Невозможно было равнодушно слушать, когда она пела. На меня её пение производило магическое впечатление и имело особое воздействие. Я уже не могла жить без песни, и мне хотелось петь, как мама. И поэтому без страха, но с большим желанием и любовью, четырёхлетней девочкой пела на деревенских свадьбах величальную песню для молодых, сидя за столом на коленях у “молодой”. За это меня награждали подарком. Односельчане любили меня и всегда брали в хоровод.

А какую огромную школу я прошла на посиделках, на вечёрках, на праздниках. Особенно мне запомнился Троицын день, когда в красивую березовую рощу стекались разными дорогами люди из десяти деревень, и каждая деревня шла со своими песнями. Бабы и девушки в прекрасных красочных костюмах, сделанных своими руками. Вышитые рубахи, панёвы, расшитые позументами, вышитые, украшенные лентами занавески, расшитые бисером и разноцветными мелкими бусами повойники. Всё ярко сверкало на солнце с утра до позднего вечера. Сходились все в один хоровод, вместе заводили игры. Было удивительно красиво. Это забыть нельзя. На этих игрищах я училась всему прекрасному, постигала народную мудрость у талантливых людей. По секрету копировала их, училась петь, плясать, водить хороводы, заводить игры. В 14 лет я уже знала более 200 песен, много хороводов, игры и пляски, бытовавшие в моей родной деревне Митинке. В результате чего, по инициативе педагога сельской школы Прасковьи Михайловны Бирюковой, была в 1934 г. направлена в Москву в хор им. Пятницкого, куда была принята. И работала в нём 42 года в качестве певицы-солистки, затем педагогом, вокалистом, хормейстером. В хоре Пятницкого была моя вторая профессиональная школа. Здесь я также встретилась с талантливыми, подлинно народными певцами, причём уже из разных областей: Смоленской, Рязанской, Орловской, Тульской, Воронежской и других. Познакомилась с их песнями, плясками, хороводами, с костюмами, с манерой исполнения. В этом коллективе сложилась моя творческая судьба. Я благодарна судьбе, что столько училась и работала среди талантливых людей, что у меня были такие прекрасные руководители, как П. М. Казьмин и композитор В. Г. Захаров, художественный руководитель и мой прекрасный педагог М. И. Фомина, которые растили, формировали меня как человека, как творческую личность, нацеливали на глубокое изучение, познание народного искусства. Руководители, куда бы хор им. Пятницкого ни приезжал с концертами, всегда брали меня на встречи с самодеятельными народными хоровыми коллективами, где шёл интересный творческий разбор. Казьмин и Захаров показывали, как работать с народным хором и какие песни петь, какой манерой. Меня часто заставляли петь...

Вот так развивалась песенная судьба Александры Прокошиной.

«В семье часто бывали балетмейстер хора Т. А. Устинова, руководитель оркестра В. В. Хватов. Мама никогда не пела на вечеринках, берегла голос. Вместе с папой, Иваном Гавриловичем Лазаревым, они любили танцевать кадриль, – поделилась своими воспоминаниями дочь А. Прокошиной Наталия Ивановна. – Мама рассказывала, что отец полушутя говорил, что женился на её песнях: “Санюшенька, я не тебя люблю, я песни твои люблю”». В годы войны возил с собой большой чёрный патефон и пластинки. Прокошиной казалось, что дойдёт песня и до его землянки, он узнает, что Саша его жива и делает большое дело.

В домашнем архиве бережно хранятся письма с фронта. Одно особенное, датированное 19 октября 1941 г., которое после ранения пишет генерал-майор танковых войск Лазарев: «Сашенька! Мой славный дорогой товарищ и друг... По газетам я не вижу, что ваш коллектив вернулся в Москву. Но он, наверное, вернётся. В прошлом письме я тебе посылал моё творчество “Мой сын”. Посылаю тебе для рецензии “Моя мать”... Эти 16 дней в лежачем положении я не бездельничал. Привет тебе и всему дорогому мне коллективу. Поздравляю с 24 годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. Я верю в нашу победу...» На полях стихов приписка Ивана Гавриловича: «За эти четыре месяца я немного огрубел. Боевая обстановка, среда влияет на человека, но сколько нежности, сколько хорошего чувства за это время накопилось у меня к моему маленькому, прекрасному товарищу-другу. В этом отношении всё остаётся неизменным. Я часто цитирую произведение “Я люблю”. Что можно больше сказать, чем в нём сказано...» Это письмо стало семейной реликвией и, как символ любви и верности, будет передаваться из поколения в поколение.

Генерал Лазарев воевал под Ленинградом, на Курской дуге. Чёрное крыло войны коснулось и их семьи. Сгорел в танке сын Ивана Гавриловича; летом сорок первого года немцы заживо сожгли в сарае женщин и подростков в д. Митинке, среди них были мать и брат Александры Васильевны.

«Однажды, во время концерта, образ брата явился перед ней, мама упала в обморок прямо на сцене, – вспоминала дочь. – Ей всегда было тяжело возвращаться в родную деревню Митинку. Отец был очень душевным человеком, они любили друг друга несмотря на разницу в возрасте».

Дочь вспоминает: «Помню, как в первом классе, с бантиками на косичках, я после школы отправилась к подружке и там мы заигрались. Возвращаясь домой, я увидела маму. На Прокошиной не было лица: “Ну, жива. Пошли. – И поволокла меня домой. – Снимай штаны, пороть буду”. Заперла генерала в соседней комнате, чтобы он не вмешивался. 3 часа воспитывала. Мама плакала, и мне этого было достаточно. Помню урок, когда мама учила меня петь. Она попросила: “Пой погромче”. – Я прокричала: “Караул” – этот резкий звук был слышен во всём доме. – “Да, моя радость, в певицы тебя не надо. Давай отправим тебя в музыкальное училище на хормейстера”».

В 1944 г. Прокошина стала солисткой знаменитого хора. 42 года связывали Александру Васильевну с хором Пятницкого. Сколько сердец покорила она своими песнями. За большие заслуги в развитии советского музыкального искусства награждена орденом Трудового Красного Знамени (1944). Ей были присвоены звания заслуженной артистки РСФСР (1957), народной артистки РСФСР (1961). В 1952 г. стала лауреатом Государственной премии СССР (тогда Сталинской).

В 1940-е годы у Александры Васильевны появился первый подшефный самодеятельный коллектив. С тех пор её творческая судьба была неотделима от судеб многих самодеятельных хоров – Подмосковья, Брянской, Липецкой, Вологодской, Пензенской областей. Их количество доходило до 60. Александра Васильевна в свободное время много помогала коллективам художественной самодеятельности, особенно из села.

Иван Гаврилович поддерживал подвижничество жены, понимал, что «жаворонка на кухне не запрёшь». В одну из московских встреч, во время беседы с Прокошиной, меня заинтересовал один вопрос: «Что в её жизни значила Вятка, “Искорка”?»

«Хор Пятницкого. В нём я сформировалась как человек. Приехала соплюха 14 лет, всё не так было, “чё, ковой-то”, – вспоминала Прокошина. –– Они вырастили меня. В хоре у меня была большая роль.

Шестнадцать лет вела народный хор подмосковного совхоза “Белая дача”. Это был прекрасный коллектив, но в это время я работала в хоре Пятницкого. Главная задача была там. Каждые выходные вечером, а они были в хоре по вторникам, я ездила туда на репетиции на общественных началах.

С Вяткой-то у меня вся жизнь. С утра до ночи и ночь. Всё было. Хор Пятницкого уже далеко, я от него ушла. А от Вятки никак...»

2006 № 10.jpg

А. В. Прокошина. 1980-е г.

Почти двадцать лет А. В. Прокошина возглавляла ансамбль песни и танца «Искорка» колхоза «Искра» Котельничского района Кировской области. Она стала первой народной артисткой СССР, работающей на Вятской земле. Под её руководством коллектив из простых сельских тружеников, молодых людей достиг творческих высот. Стал лауреатом премии Ленинского комсомола, лауреатом всесоюзных и всероссийских фестивалей, побывал во многих странах мира, пропагандируя народное искусство, любовь к русской народной песне. «Песня – наша история. Не любить песню нельзя. Она несёт всё: силу, вдохновение, радость, доброту, любовь к своей Родине...», – говорила Александра Васильевна.

Последний её приезд на искровскую землю в связи с 25-летием ансамбля «Искорка» в апреле 2001 г. стал событием. Много слов признательности было сказано Прокошиной на торжестве. Она была рада, что сохраняются традиции, заложенные ею и балетмейстером В. М. Захаровым, ныне профессором, академиком, народным артистом России.

2006 № 10.jpg

В день двадцатипятилетия ансамбля «Искорка». 26 апреля 2001 г.

Восемь десятилетий звучали песни Прокошиной, их любили во всех российских сёлах и деревнях, городах и посёлках. «Песня – это такой чистый родник, который давал мне вдохновение, из этого неиссякаемого родника черпала я доброту и любовь к людям. Высшая награда для меня соприкосновение с народным творчеством...» В этих словах весь смысл её творческой судьбы.

Сколько впечатлений осталось от встреч с Александрой Васильевной, добрых воспоминаний. Памятна и последняя, накануне её 85-летия. У меня остались последние фотографии легендарной певицы, сделанные мною в её московском дворике, и ... прощальные.

Велимир Хлебников сказал, что «когда умирают люди – поют песни». Песней проводили Прокошину и в последний путь. 23 июня 2005 г. прощание с великой певицей проходило в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Звучали на траурной панихиде записи песен в исполнении Александры Васильевны. В адрес хора им. Пятницкого пришла правительственная телеграмма: «...Благодаря её голосу и обаянию в жизнь миллионов соотечественников вошли песни, ставшие классикой, вошедшие в золотой фонд нашего искусства».

Художественный руководитель государственного академического хора им. Пятницкого, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Александра Пермякова много добрых слов сказала в адрес своего учителя Александры Прокошиной, основательницы певческой школы хора. Завет Прокошиной «Русскую песню нельзя петь, её надо любить, пропускать через своё сердце» продолжает в своих делах народная артистка РФ, главный хормейстер Е. И. Горячева, ученица Александры Васильевны.

На этом песня Прокошиной не оборвалась. Она будет жить в сердцах всех почитателей её таланта, потому что, как отметил В. М. Захаров, художественный руководитель театра танца «Гжель» и сподвижник Прокошиной: «Она оставила в России, в Подмосковье, в Вятке глубокий след – любовь к песне».

Александра Васильевна не дала угаснуть огоньку духовного творчества многих коллективов. Благодарные ученики приехали проводить в последний путь из подмосковного совхоза «Белая дача», колхоза «Искра», из ансамбля «Искорка», от правительства Кировской области. В последний путь Прокошину проводила песней «Что ты спишь, душа моя...» и дочь Наталия Ивановна. Она заведует фольклорным отделением в московской музыкальной школе, здесь же преподаёт и внучка Прокошиной Мария и здесь же начнёт учёбу правнучка Катюша. Природа одарила их не только милыми ямочками и улыбкой Александры Васильевны, но передала и песенный талант.

Губернатор Кировской области Н. И. Шаклеин в телеграмме выразил соболезнование близким и отметил, что «человек увлечённый, талантливый, самозабвенно любящий песню, Александра Васильевна много сделала для Вятского края».

Всем она отдала частичку своей души, её помнят и будут помнить всегда.